Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Способ IV. Постановка звука [р] на вдохеРебенок должен иметь полноценное произношение звука [с]. •^ Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук [с] и чувствовать, как воздушная струя проходит у него между зубами. ■^ Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы должны быть в положении правильного прикуса, губы — в улыбке. Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук [с] наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук [с] обратно — внутрь». В результате ребенок будет произносить звук [с] на выдохе и вдохе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался — давайте ему передохнуть. ^ Ребенок должен выдохнуть воздух, а потом (на вдохе) вместе с длительно произносимым звуком [с] очень быстро «всосать» внутрь рта язык («как будто улитку в раковину»), так чтобы тот «чиркнул» по альвеолам. Нужно как можно меньше «втягивать» в себя воздуха, а звук [с] произносить максимально внятно. ■^ Когда язык достигнет альвеол, послышится «булькающий», вибрирующий шепотный звук (как бы одноударный звук [р] произнесенный шепотом на вдохе). Очень важно, чтобы ребенок на вдохе произносил именно звук [с] (то есть ни на мгновение не отрывал языка от нёба), а не какой-то невнятный звук (в последнем случае никакого «бульканья» не послышится). Не получится вибрации и в том случае, если ребенок, «всасывая» язык, не коснется им альвеол. Движение языком нужно совершать очень быстро. ■^ Можно иначе объяснить ребенку, что он должен сделать: предложить ему, произнося звук [с], совершать такое движение язы- ком, как будто он хочет звучно («со смаком») «всосать» в себя слюнки. -/ Укажите ребенку на то, что в тот момент, когда его язык «чиркает» по альвеолам он «вздрагивает» и как бы «булькает». Пусть попробует усилить этот эффект (в результате будет получаться звукосочетание, похожее на [ср]). ^ Предварительно покажите ребенку, как, «всасывая» язык, произносить на вдохе звук [с]. Вы можете произносить на вдохе одно-ударный шепотный звук [р]. Пусть ребенок ощупает пальцем то место во рту, по которому должен «чиркать» язык. ^ В дальнейшем нужно на выдохе (естественным образом) произносить звук [с] и в это время быстро «чиркать» языком по альвеолам так, чтобы слышался «булькающий» звук. Будет получаться произносимое шепотом звукосочетание [ср]. Следите, чтобы ребенок «чиркал» языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении (иначе будет получаться звук, напоминающий английский вариант произношения звука [р]). ^ Можно произносить звукосочетание [ср] сначала на вдохе, а потом на выдохе, совершая абсолютно одинаковые «булькающие» движения языком. •/ Затем нужно подставить ко рту ладонь и, произнося шепотом только на выдохе звукосочетание [ср], чувствовать на ней легкий выдох. ^ В дальнейшем нужно перейти к произношению звукосочетания [зр], то есть добавить к произношению голос (см. с. 148). ^ Нужно произносить слоги [зра], [зро], [зру], [зрэ], [зры] (по картинкам). ^ Когда слоги будут произноситься ребенком без затруднений, сообщите ему, что вслед за звуком [з] он произносит звук [р]. -/ После этого ребенок должен произносить слова (повторять их за вами), начинающиеся со звукосочетаний [зр] и [ср] (зразы, срок, сруб, зрачок и т. п.). ^ Предложите ему произнести звук [р] изолированно. ^ Если это не получится, нужно произносить слог [зра] следующим образом: [зра — ра — ра] (повторяя только второй звук). Сначала нужно произносить очень быстро, затем — отделяя друг от друга слоги [ра] все большими и большими паузами. ^ В дальнейшем закрепляйте произношение звука [р] в слогах (ребенок может повторять их за вами). Если у ребенка сразу не получится на выдохе произнести звукосочетание [ср], можно использовать дополнительный прием. ^ Скажите ребенку, чтобы он «всасывал» язык без вдоха. Нужно просто «чиркать» кончиком языка по альвеолам, чтобы возникал «булькающий» звук (при этом звук [с] из произношения ребенка исчезнет или почти исчезнет). Пытаясь выполнить эту инструкцию, ребенок, конечно, будет совершать некоторый вдох, но он будет очень незначительным и для самого ребенка практически не заметным. ■^ Это же упражнение нужно выполнять на очень незначительном выдохе (зубы должны быть в положении правильного прикуса, чуть приоткрыты). Следите, чтобы ребенок совершал движение языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении. ^ Можно поочередно выполнять упражнение сначала — «без вдоха», затем— «почти без выдоха» (время от времени давайте ребенку «перевести дух»). Когда ребенок будет на выдохе «чиркать» языком по альвеолам, у него будет получаться коротко произнесенный шепотный звук [р] (то есть как бы глухой звук [р]). •^ В дальнейшем от этого звука нужно будет поставить ребенку произношение полноценного звонкого звука [р] (см. с. 148). ^ После этого закрепляйте звук [р] в слогах (по картинкам). ^ Сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Использующийся для постановки звука логопедический зонд выглядит как гладкий шарик, прикрепленный к тонкому стержню (можно, кстати, купить практически такой же формы вязальные спицы). В крайнем случае можно воспользоваться собственным пальцем ребенка (только подпилите ему ноготь пилочкой, чтобы он не царапал язык). •^ Ребенок должен длительно произносить «верхнеязычный» звук [з] и в это время перемещать кончик языка к передней поверхности альвеол, пока не послышится фрикативный звук [р] (см. способ II). •/ Пока ребенок длительно произносит фрикативный звук [р], вы должны ввести ему под язык зонд (то есть заменяющий его предмет) и, прикасаясь этим предметом к нижней поверхности языка ребенка (где-то посередине между уздечкой языка и его кончиком), совершать быстрые движения справа налево и слева направо (движения должны быть довольно широкими — от одного бокового края языка до другого), вызывая этим самым колебание языка ребенка. Будет слышаться грубоватый раскатистый звук [р]. ■^ Сразу же сообщите ребенку, что он произносит звук [р]. Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно прямым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет), в дальнейшем он может действовать самостоятельно (по-прежнему следите, чтобы палец был прямым). При выполнении упражнения рот ребенка должен быть приоткрыт ровно настолько, чтобы в него мог войти использующийся для вызывания вибрации языка предмет или палец ребенка. Следите за тем. чтобы фрикативный звук не утрачивал звонкости (ребенок должен сильно «гудеть» голосом). ^ После того как у ребенка получается хорошая и устойчивая вибрация языка, переходите к произнесению слогов (с механической помощью). В тот момент, когда вы слышите, что произносимый ребенком звук больше всего напоминает звук [р], показывайте ему картинку. Когда ребенок начинает произносить гласный звук, вы прекращаете механическое воздействие на его язык. ^ Дальше вы (не прекращая вызывать колебательные движения языка ребенка) предлагаете ему достаточно быстро произносить слоги [ра — ра — ра]. Чтобы слоги у ребенка получались четко (чтобы после [р] слышался [а], а не шла сплошным потоком одна непрерывная вибрация), ребенку придется при произнесении гласного звука пошире открывать рот. ^ В какой-то момент (пока ребенок произносит слоги [ра — ра — ра]) вы должны прекратить совершать под его языком колебательные движения вправо-влево. При этом ваш инструмент (неподвижно) должен оставаться под языком ребенка. Ребенок будет продолжать самостоятельно произносить слоги [ра — ра — ра]. ^ Сначала механическое воздействие на язык ребенка нужно приостанавливать на короткое время (достаточное для однократного произнесения слога), в дальнейшем — время нужно удлинять. Ребенок не должен замечать, что вы не принимаете участия в его произношении. Как только он это почувствует, он тут же перестанет произносить слоги. Поэтому вы можете немного шевелить вашим инструментом по нижним резцам ребенка (имитируя движения вправо-влево) или, может быть, постукивать по ним. -/ В тот момент, когда ребенок будет самостоятельно произносить слоги, скажите ему, что он произносит слоги без вашей помощи. Пусть произносит так и дальше. ■^ В дальнейшем нужно произносить слоги со все большими паузами между ними. ■^ Наконец, предложите ребенку произнести отдельно слог [ра]. Если у ребенка не получается произношение слогов, вернитесь с ним к произношению длительного фрикативного звука [р] с механической помощью. ■^ Во время такого произнесения нужно посильнее подуть на «дрожащий» кончик языка, так чтобы послышалось очень звучное и раскатистое «рычание». •/ После того как ребенок «усилит рычание», постепенно все меньше и меньше касайтесь вашим инструментом нижней поверхности его языка. При этом просите его «рычать» как можно сильнее, «так, как рычит очень большой и страшный тигр». •^ В конце концов, совсем оторвите ваш инструмент от языка ребенка и продолжайте совершать им движения вправо-влево только на его нижних резцах. ^ Когда ребенок научится продолжать свое «рычание» без механической помощи (вам приходится только вначале произношения своим инструментом как бы «заводить» его язык), пусть «рычит» прерывая это «рычание» короткими паузами. В результате будет слышаться прерывистое произношение звука [р]. ^ В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы, в конце концов, ребенок произносил фактически изолированные звуки [р]. •^ Попросите ребенка «порычать» вовсе без механической помощи. ^ Сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. ■^ Затем тренируйте его произношение в слогах (лучше по картинкам). Постановка звука [р] при аномалиях строения речевых органов ■^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки звука [р] (см. с. 84). После того, как ребенок освоит движения, приступайте к постановке звука [р]. Делать это лучше всего пятым способом. ^ При нижнем выдвинутом прикусе, используйте первые четыре способа. Возможно, звук будет произноситься более точно, если язык ребенка будет прислоняться к нёбу не с внешней поверхности альвеол, как обычно, а несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание. ■^ При вертикальном прикусе, можно использовать любой способ постановки звука [р]. Но его звучание, возможно, будет более точным, если кончик языка ребенка будет немного сдвинут к верхним резцам (как и в предыдущем случае). Это же правило относится и к ситуации, когда у ребенка высокое Нёбо. Если у ребенка нет коренных зубов (особенно — верхних), нужно будет поставить ему произношение временного (одноударного) звука [р] третьим способом. Когда зубы вырастут, произношение звука нужно будет уточнить любым из приведенных способов. Постановка звуков [с'] и [р1] СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С] И [Р1] В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [И] ^ Вслед за вами ребенок должен произносить слоги [ри — ри — ри] ([си — си — си]). Губы при этом должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы сомкнуты в форме правильного прикуса. Кончик языка должен прикасаться к основанию верхних резцов: — при постановке звука [р']; — при постановке звука [с'], если ребенок произносит твердый Кончик языка должен упираться в нижние резцы при постановке звука [с'], если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка. •^ Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать произношение с твердого звука, переходя к мягкому непосредственно перед гласным [и] (это особенно относится к звуку [р']). Мягкий звук [р'] произносится практически без вибрации, одноударно, если ребенок будет пытаться сохранить вибрацию языка, мягкого звука не получится. Объясните это ребенку. Чтобы согласный звук звучал мягко, гласный [и] должен быть максимально закрытым (он не должен напоминать звука [ы]). Если заметите, что ребенок произносит [и] как нечто среднее между гласными [и] и [ы], предложите ему вытянуть губы в очень сильную улыбку и полностью сомкнуть зубы в форме правильного прикуса. Когда слог [ри] будет хорошо получаться, переходите к слогам [ре], [рю], [рё], [ря] (в начале произносите их следующим образом: [ри — ре], [ри — рю] и т. п.). Аналогично работайте над слогами со звуком [с']. После этого сообщите ребенку, какой звук он произносит, и попросите повторить его вслед за вами изолированно. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С] И [Р1] МЕЖДУ ДВУМЯ ГЛАСНЫМИ [И] •/ Ребенок должен произносить звукосочетания [ири — ири — ири] ([иси — иси — иси]). Расположения его органов речи должны быть такими же, как и при постановке звуков [р'] и [с'] предыдущим способом. Звукосочетания нужно произносить очень быстро и слитно (так чтобы они шли сплошным потоком). Следите, чтобы рот ребенка был закрыт, а губы вытянуты в улыбку. Между гласными звуками будет слышаться мягкий согласный звук. •^ Дальше ребенок должен повторять за вами слоги [ри — ри — ри] ([си — си — си]). •/ Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. ^ Закрепляйте произношение звуков в слогах с другими гласными (в той последовательности, в которой они приведены в предыдущем способе постановки звуков). СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С] И [Р1] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Г] •^ Ребенок должен тянуть звук [т'] (см. способ I). Губы ребенка должны быть вытянуты в улыбку. На подставленной ко рту ладони должен ощущаться выдох. Вторым звуком после [т'] будет слышаться звук [с']. Постановка звука [с']. -/ Дальше нужно длительно произносить звукосочетание [т'с'] (тянется именно второй звук сочетания), прерывая короткими паузами произношение звука [с']: [т'с' — с' — с' — с']. Затем паузы нужно удлинять, пока ребенок не будет произносить практически изолированные друг от друга звуки [с']. ^ Сообщите ребенку, какой звук он произносит. ^ После этого по подражанию нужно закреплять звук [с'] в слогах (см. способ I).
|