Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Паттерны





Сознательное внимание человека ограничено 7-ю (+/-2) элементами информации, которые оно может воспринимать одновременно. Число 7 (+/-2) определил Д. Миллер, и его так и называют: "число Миллера". Попробуйте удерживая внимание на семи любых объектах, добавлять во внимание новые, и вы обнаружите, что какие-то из объектов начинают "выпадать". По тому количеству объектов, которое вам удастся воспринимать вместе одновременно и определяется объем вашего сознательного внимания. Если их окажется 5 - не расстраивайтесь, вы не худший в классе . Просто, скорее всего, 1-2 "единицы" сознательного внимания съедал ваш внутренний диалог, в котором вы говорили себе, на каких именно объектах удерживать внимание.

Возникает вопрос. Как же тогда, имея столь маленький объем сознательного внимания, мы умудряемся делать такие сложные вещи, наполненные множеством самых разных действий, как например, вождение автомобиля по городу? И, ведь при этом, у нас остается еще свободное внимание на то чтобы разговаривать?!

Естественной способностью человеческого разума является создание автоматизмов – сложных действий, которые мы можем выполнять полностью бессознательно. Благодаря им, единожды научившись ходить, мы можем делать это уже не задумываясь и не контролируя каждый свой шаг, занимая в этот момент сознание чем-либо еще. Точно так же мы обучаемся говорить, писать, переводить с одного языка на другой, водить машину и делать более сложные действия, на выполнение которых изначально сознательного внимания не хватало.

Автоматизмы - поведенческие программы на часто повторяющиеся действия - наше бессознательное создает постоянно. Это тоже бессознательный автоматизм . В НЛП эти поведенческие программы называются «паттерны». Любое поведение или действие, которое мы можем в точности повторить бессознательно, является паттерном.

Каждый паттерн, который постоянно используется, со временем встраивается в систему других паттернов, и становится элементом более сложного паттерна. Так, например, когда мы учимся водить машину, сначала мы обучаемся переключать каждую передачу в отдельности и вовремя нажимать каждую педаль, доводя эти действия до автоматизма. А потом, когда мы можем уже не задумываясь переключать передачи и нажимать педали одновременно – когда эти действия стали бессознательными паттернами, мы объединяем их в один комплексный паттерн разгона и торможения, благодаря которому можем уже не следить сознательно за тем, что и в какой момент нам нужно делать, чтобы набрать скорость или остановиться. Паттерн разгона, в свою очередь, объединяется с другими паттернами управления автомобилем, и в результате, мы уже можем переключать передачи, следить за дорогой, перестраиваться из ряда в ряд, слушать радио и с кем-нибудь разговаривать одновременно, и делать все это совершенно безошибочно.

Точно так же, как и в примере с вождением автомобиля, происходит и со всеми остальными действиями в нашей жизни. Процесс создания паттернов происходит непрерывно. Наш организм не прекращает обучаться ни на минуту: каждый раз, как только мы выполнили какое-либо законченное действие несколько раз, оно становится претендентом на паттерн, как только мы смогли выполнить это действие бессознательно – оно становится паттерном. И начиная с этого момента, нашему сознанию уже не нужно следить за всеми деталями выполняющегося действия, тратя драгоценный объем внимания. Оно может просто отдать команду на выполнение паттерна и проследить за получением результата. А многие комплексные паттерны и вовсе могут выполняться без участия сознательного внимания (например, дыхание).

Этот механизм (создание комплексных автоматизмов) лежит в основе эволюции всего живого, и, благодаря ему, мы смогли стать столь сложными системами, способными выживать и успешно функционировать в окружающем мире.

Но у этой медали есть и вторая сторона, менее приятная.

Когда мы научились делать что-то хорошо и вывели это на уровень автоматизма – сделали своим бессознательным паттерном, мы начинаем его использовать постоянно и привыкаем к нему. Так, со временем у нас накапливается достаточно большое количество успешных паттернов разного уровня сложности, которые начинают составлять всю основную часть нашего поведения.

Как говорит Гриндер, успех – это самая опасная ловушка. Чем больше у нас успешных паттернов, тем меньше мы используем в своих действиях сознание – зачем напрягаться, лишний раз думать, искать новые варианты поведения, тратить на это энергию и время?
И так мы постепенно превращаемся в роботов, очень успешных роботов.

Но внешний мир никогда не остается неизменным. В какой-то момент мы обязательно попадаем в новую ситуацию, для которой ни одна наша поведенческая программа не подходит. И если мы в этот момент недостаточно осознанны, чтобы это заметить и сознательно сделать что-то новое, адекватное ситуации, то срабатывает привычный паттерн... и до сих пор успешно работающая система дает сбой. Ловушка прошлого успеха захлопнулась, обернувшись неудачей.

Если мы заметили эту неудачу и распознали ее причину: мы использовали неуместный поведенческий паттерн в этой ситуации – то ничего страшного в этой неудаче нет. Человек имеет право ошибаться, если признает свои ошибки и исправляет их. И тогда мы просто распрограммируем этот паттерн в контексте этой ситуации, и в следующий раз будем действовать уже более осознанно. Так сказать, выключим «автопилот» и перейдем на «ручное управление»

Если же мы не замечаем такие неудачи, или замечаем, но ничего не предпринимаем (не меняем свои поведенческие паттерны), то ловушки когда-то успешных паттернов начинают накапливаться и закручиваться в снежный ком неудач. И этот ком катится с вершины былого успеха, постепенно набирая скорость, до тех пор, пока жизнь не столкнет нас с ним лицом к лицу каким-нибудь жестким способом, чтобы до нас, наконец, дошло, что мы делаем что-то не так и даже не замечаем этого. …Бац!!! Обида на несправедливость жизни и тысяча восклицаний: «Ну за что мне так не везет?! Я же хотел как лучше!»

Если вам в момент неудачи хочется сказать: «Я же хотел как лучше!», то это верный признак того, что вы угодили в ловушку собственного успеха. В какой-то прошлой ситуации совершенные вами действия действительно привели бы к успеху, но в этот раз что-то стало уже по-другому, а вы поступили еще по-старому. Значит, что-то вы упустили, где-то в какой-то момент были недостаточно осознанны, доверившись поведенческой программе.

Но не стоит отчаиваться! Наоборот, нужно радоваться! Если вы осознали, что в какой-то ситуации вас подвел ваш собственный поведенческий паттерн, вы уже на полпути к успеху. Все что вам нужно сделать, чтобы пройти вторую половину пути, это распрограммировать этот паттерн, чтобы в следующий раз в этой ситуации быть уже более осознанным и сделать то, что нужно.

Как мы можем распрограммировать паттерны? Понятно, что менять одну поведенческую программу на другую было бы глупо – ничто не гарантирует, что ситуация повторится в точности и новая программа подойдет. Веер альтернативных программ – лучше, но тоже не идеальное решение – все возможные варианты не предусмотришь. Поэтому самое лучшее, что мы можем делать в сложной ситуации, это не полагаться на паттерны, осознавать все происходящее и действовать совершенно сознательно, как в первый раз.
В замене автоматического бессознательного поведения на осознанность и заключается идея распрограммирования паттернов.

И тут мы с вами подходим к самому главному вопросу: как получить высокую осознанность? Для этого Джон Гриндер предложил использовать специальное состояние.

 

Состояние высокой продуктивности
(High Performance State)

Левое полушарие нашего мозга отвечает за детальное восприятие, а правое - за целостное. В состоянии высокой продуктивности (High Performance State, как его назвал Джон Гриндер) активность обоих полушарий мозга становится более равномерной, их работа - более слаженной, а взаимосвязь между ними значительно усиливается. Благодаря этому, в состоянии высокой продуктивности мозг человека начинает работать в режиме наибольшей «включенности» и своей полной функциональности. Подробнее об особенностях этого состояния можно прочитать в посвященной ему исследовательской статье.

За счет синхронной работы обоих полушарий, в состоянии высокой продуктивности, человек, получает возможность одновременно находиться в максимальной осознанности и, вместе с тем, иметь доступ ко всему потенциалу бессознательного. Поэтому в этот момент его интуиция (бессознательное мышление) обостряется и, вместе с тем, ему и ответы на поставленные вопросы начинают приходить сами, без сознательных усилий и поисков. Это дает возможность находить совершенно нестандартные творческие решения задач, свободно выходить из проблем, трансформируя их в простые задачи, а, главное – выполнять все действия легко и с удовольствием, получая при этом максимально качественные результаты.

Я не буду сейчас перечислять, где можно с пользой применять состоянии высокой продуктивности, потому что очевидно, что его можно использовать практически в любых контекстах, от работы до отдыха, от активной деятельности до получения физического удовольствия. У вас, наверное, уже есть идеи о том, как лично вы могли бы использовать состояние высокой продуктивности в своей жизни. Более подробно я предлагаю поговорить об этом позже, когда вы уже научитесь входить в это состояние, а сейчас давайте, наконец, научимся это делать!

Вызов состояния высокой продуктивности осуществляется с помощью Игр Нового Кода НЛП. Игры Нового Кода НЛП устроены таким образом, что когда в них играешь, физиология естественным образом выстраивается в соответствии с характеристиками физиологии, свойственными состоянию высокой продуктивности. В этот момент состояние высокой продуктивности начинает «накатывать волнами», постепенно набирая интенсивность, а в некоторых случаях может и сразу прийти в полной степени.

В дальнейшем, когда опыт пребывания в состоянии высокой продуктивности у вас будет богатым, использование Игр Нового Кода НЛП для вас уже не будет необходимым. Вы сможете вызывать это состояние просто вспомнив его, так же естественно, как сейчас можете вызвать состояние расслабленности или открытости.

 

Игра Нового Кода НЛП
«Алфавит»

Алфавит – это одна из самых первых Игр Нового Кода НЛП, и одна из самых легендарных. Возможно, именно поэтому Алфавит широко распространен, причем в самых разных вариациях, не все из которых, к сожалению, оказываются рабочими. Причина этому, как правило, заключается в том, что играя в Алфавит, люди стремятся как можно более точно выполнить условия игры, забывая, зачем они играют на самом деле.

Цель любой Игры Нового Кода НЛП – это получение состояния высокой продуктивности, которое возникает естественным образом, когда вы в нее играете, а условия игры нужны только для того чтобы задать направление вашим действиям в ходе игры. Вспомните, как играют дети – это очень похоже. Игра, это не спорт и не экзамен, в ней вы можете допускать ошибки и не исправлять их, делать игру более удобной для себя, упрощать или усложнять ее, в общем, делать все, что поможет процессу игры быть для вас легким и интересным.

Легкость – отсутствие напряжения и негативных эмоций, это обязательное условие любой Игры Нового Кода НЛП. Если в ходе игры вы заметите, что чувствуете напряжение, или слишком часто ошибаетесь, отрегулируйте уровень сложности игры таким образом, чтобы вам было легко в нее играть, но при этом не слишком просто, чтобы сохранялся интерес и процесс игры полностью захватывал вас.

Выход из игры наступает тогда, когда вы замечаете, что находитесь в состоянии высокой продуктивности. Это может произойти через 15-20 минут, а может и через 5-10, продолжительность совершенно индивидуальна и каждый раз может быть разной.

Как вы узнаете, что вошли в состояние высокой продуктивности?
Скорее всего, когда оно появится, вы его сразу почувствуете на контрасте с тем состоянием, в котором вы начнете играть. Это ощущение полной вовлеченности, в котором играть становится легче и интереснее. Интенсивность не обязательно будет большой – состояние может появляться волнами, постепенно, а может и сразу в полной мере. Для всех индивидуально.

Еще одним критерием того, что вы находитесь в состоянии высокой продуктивности будет тот факт, что вы играете уже довольно долго не совершая ни одной ошибки, и при этом совершенно расслаблены. Хотя это и не обязательный критерий – ошибки допустимы.

И совершенно точным (но тоже не обязательным) критерием будет появление естественного смеха или улыбки при ошибках.

Главное, не пытайтесь себе представить, что бы это могло быть, и вызвать это специально – так можно ошибиться. Вообще не думайте о состоянии, когда будете играть – просто играйте и следите, чтобы в вашем теле не было лишнего напряжения. Состояние придет само.

 

Правила игры «Алфавит»

Оригинальный вариант Алфавита, предложенный Джоном Гриндером, выполнен на листе А4, разлинованном на 30 клеток, в каждую из которых вписаны по две буквы. Верхние буквы соответствуют алфавиту, а нижние – являются вспомогательными и обозначают слова: П – «правая», Л – «левая», В – «вместе» (иногда буква «В» заменяется буквой «О», что обозначает слово «обе» и имеет тот же смысл). И верхние и нижние буквы должны быть одного размера и стиля.

Алфавит на листе

Для того чтобы играть в Алфавит с листа, его нужно повесить на уровне глаз, так, чтобы хорошо видеть все буквы. Правила игры следующие.

Вы читаете алфавит в естественном порядке, вслух произнося его буквы, и одновременно с произношением, поднимаете правую, левую или обе руки вместе, в зависимости от того, какая вспомогательная буква стоит под произносимой буквой (П, Л или В соответственно). При этом, вы придерживаетесь определенного ритма – того, который будет вам наиболее комфортен. В случае ошибки вы просто продолжаете играть дальше.
Очень высоко поднимать руки нет необходимости – поднимайте их настолько, насколько это вам комфортно, но так, чтобы рука участвовала не меньше, чем от локтя.

Когда вы дочитываете алфавит до конца, можете начать читать его по новому кругу, а можете пойти в обратном направлении (от Я к А), так, как вам будет интереснее. Главное, не усложняйте себе игру чрезмерно.

Если чтение в прямом и в обратном порядке становится уже слишком легким и выполняется практически без ошибок, начните читать алфавит по столбцам, по строчкам, «змейкой» и т.п.

Когда все варианты чтения алфавита выполняются легко, и необходимо еще усложнить игру, добавьте следующий элемент. Поднимая правую руку, одновременно поднимайте левую ногу, а поднимая левую руку – правую ногу. Поднимая обе руки - привставайте или приседайте, как вам удобнее.

Помните, смысл игры заключается не в перегрузке сознания, а в появлении состояния высокой продуктивности – это не одно и то же. Поэтому сохраняйте ту степень сложности, при которой вы остаетесь достаточно успешными. Не бойтесь ошибаться, не цепляйтесь излишне за правила и относитесь к игре легко.

Одного Алфавита на листе обычно хватает на одну-две, максимум три игры, потому что мозг очень быстро запоминает соотношение букв и играть становится слишком легко. Поэтому периодически нужно рисовать новый Алфавит.

Делается это просто. Вы расставляете одинаковое количество вспомогательных букв «Л», «П» и «В» в случайном порядке, кроме трех клеток. Под буквой алфавита «Л» обязательно ставится вспомогательная буква «П», под буквой алфавита «П» – ставится вспомогательная буква «Л», а под «В» – ставится вспомогательная буква «В» (если вместо вспомогательной буквы «В» вы используете «О», она ставится под буквой «О»).

Электронный «Алфавит»

Алфавит на листе очень удобен за счет универсальности своего использования. Кроме того, бумажный Алфавит является самой легкой версией и оптимален для первых шагов. Но по ходу развития ваших навыков игре в Алфавит, вам станет более интересна электронная версия Алфавита.

В электронном Алфавите буквы автоматически генерируются компьютером, что обеспечивает постоянную новизну вариантов. Благодаря этому, его нельзя запомнить, и он всегда новый.

Кроме того, в электронном Алфавите буквы по очереди появляются на экране, за счет чего можно задать фиксированный ритм игры и определенную скорость, регулируя таким образом уровень сложности. Помимо удобства, возможность изменять уровни сложности добавляет в игру спортивный интерес .
Ну и еще одним достоинством электронного Алфавита является фактор случайного появления букв в разных местах экрана, что заставляет держать широким фокус внимания и дополнительно способствует входу в состояние высокой продуктивности.

Автором электронной версии Алфавита, является мой коллега по Лаборатории НеоКода – Алексей Каптерев. Алексей создал первую версию электронного Алфавита, которая работает в Excel и имеет множество функциональных настроек, нужных продвинутому игроку в Алфавит. В последствии, участниками нашей Лаборатории были созданы другие электронные версии Алфавита (за что им большое спасибо от всех нас), и, в том числе, электронная версия Алфавита для мобильного телефона. В этот самоучитель тоже встроен электронный Алфавит, для его запуска в меню слева выберите «Играть в Алфавит».

Остальные версии электронного Алфавита можно найти на странице Электронный Алфавит Нового Кода НЛП сайта NLPING.ru

Попробуйте поиграть в Алфавит (в любую версию), чтобы освоиться. Сейчас вам не обязательно играть до появления состояния высокой продуктивности - целенаправленно в него входить мы научимся дальше, а на данном этапе я предлагаю вам просто познакомиться с игрой и подобрать наиболее подходящий для себя режим игры.
Когда вы почувствуете, что подобрали подходящий для себя режим, в котором можете играть продолжительное время, переходите к следующей главе.

 

Date: 2015-09-17; view: 654; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию