Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Методы формирования знаний





Эти методы имеют широкий спектр задач. Они направлены на:

- усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, пол­ноценной техникой движений, развитие физических и психических ка­честв и способностей, а также опыта их практического применения;

- создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осоз­нанного использования физических упражнений.

Методы формирования знаний делятся на две группы: методы сло­ва (информация речевого воздействия) и методы наглядности (инфор­мация перцептивного воздействия).

К первой группе относятся:

- метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;

- метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, тактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой деривацией;

- метод сопряженной речи — одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;

- метод идеомоторной речи — самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.

Вторая группа методов построена на основе чувственного восприя­тия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализато­ров, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для фор­мирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.

Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные оста­точное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функ­цию. Для формирования представлений о движении используются:

- объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами;
- рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных звеньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия;

- мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи - гладкие, шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, металлические, резиновые, разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дифференцировку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, темпе­ратурных ощущений;

- звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппара­тура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, зву­чащие мячи, мишени, колокольчики и т. п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве;

- тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и воспроизведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в пространстве;

-оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную ин­формацию о двигательных и ориентировочных действиях.

Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комп­лексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими при­емами являются:

- плакаты с изображением тела человека с названием частей, сус­тавов и др. - для формирования знаний, наглядно-образных представ­лений о строении человека;

- карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указа­телями, ориентирами для формирования наглядно-действенных представлений об изучаемых физических упражнениях;

- показ движений в разных экспозициях со словесным сопровожде­нием педагога и одновременным выполнением упражнений по подра­жанию и сопряженной речью;

- показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;

- плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и не­ стандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений;

- световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;

- звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциа­ции и использование остаточного слухового восприятия при выполне­нии ритмических движений.

Выбор методов и приемов обучения и формирования знаний обус­ловлен сохранностью сенсорных систем, речи, интеллекта, но ком­пенсация слуховою дефекта осуществляется преимущественно за счет зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувстви­тельности.

Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отстало­стью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков позна­вательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушенных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слу­хового и двигательного анализаторов. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается занимающимся (А.С. Самыличев, Р.Н. Гуро-Фролов, 1991; Е.А. Стребелева, 1991).

Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

-одновременное сочетание показа физических упражнений, сло­весного объяснения и выполнения:

- рисование фигуры человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп;

- рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его;

- письменное описание одного упражнения с последующим разбором;

-выполнение упражнения только по словесной инструкции, толь­ко по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методичес­ки правильно организованным:

-упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо­димо показывать, встав лицом к учащимся;

-упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходи­мо демонстрировать, стоя боком;

-упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;

- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения;

-упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

С этой целью в практике разработаны и используются различные техни­ческие системы с биологической обратной связью:

- компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынуж­денных движений, которые в обычных условиях не выполняются;

- метод тандотерапии — для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в кото­рых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др.

- видеофильмы-руководства для формирования образа «здоровых» движений, ориентировочной основы действий, повышения интереса к занятиям. Ю.Г. Михайлова (1997) рекомендует их с целью направленной самореабилитации лиц с травмами позвоночника и спинного мозга.

Выбор методов наглядности для лиц с поражениями опорно-двига­тельного аппарата диктуется характером травмы и заболевания, состоя­нием сохранных функций, этапом реабилитационно-восстановитель-ного периода, конкретными задачами и осознанностью их решения на каждом занятии. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются двигательные умения, тем результативнее проявление физических, волевых, интеллектуальных способностей.








Date: 2015-09-17; view: 98; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.009 sec.) - Пожаловаться на публикацию