Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров





Тренажер — это учебно-тренировочное ус­тройство для отработки рабочих навыков, выработки и совершенство­вания техники управления механизмом. Под тренажером понимается «техническое средство, предназначенное для профессиональной подготовки опера­торов СЧМ, отвечающее требованиям методики подготовки, реализу­ющее модель СЧМ и обеспечивающее контроль качества деятельности обучаемого».

Первым признаком тренажера является назначение средств материально-тех­нического обеспечения учебного процесса. Из всего многообразия их видов к тренажерам относятся лишь те, которые предназначены для формирования умений и навыков, развития и совершенствования ка­честв и способностей человека. Этот признак предусматривает достиже­ние учащимися определенного уровня освоения действия, уровня раз­вития того или иного качества, способности, а следовательно, обяза­тельное участие в многократном осуществлении деятельности или ее действий, операций, элементов. Этот признак позволяет выделить тре­нажеры из огромного количества средств, применяемых только для пе­редачи учащемуся той или иной информации, получения данных об уровне его знаний, умений и т. п.

Вторым признаком тренажера является соответствие формируемых с его помощью умений и навыков, развиваемых качеств и способнос­тей человека требованиям будущей деятельности, деятельности, к ко­торой ведется его подготовка с помощью тренажера. Третьим признаком тренажера являетсяобязательность организа­ции с его помощью искусственных условий формирования действий с целью повышения эффективности этого процесса. Сама суть тренаже­ров сводится к созданию искусственных условий, имеющих потенци­альные дидактические преимущества и резервы по сравнению с есте­ственными условиями. Именно в этом и заключается коренное отличие тренажеров от реальных объектов труда, игры, реальных условий со­ревновательной и других видов деятельности.

Другие признаки, включаемые в различных работах в число допол­нительных терминов, либо уточняют особенности тренажеров, приме­няющихся для подготовки человека к тому или иному виду деятельно­сти, либо конкретизируют выделенные признаки и акцентируют вни­мание на требованиях к их современным конструкциям.К тренажерам, применяемым в физической культуре, очевидно, следует отнести те, которые позволяют в искусственных условиях эф­фективно формировать умения и навыки, развивать и совершенство­вать качества и способности занимающегося, необходимые ему для де­ятельности, характерной для физической культуры (спортивной, обра­зовательной, рекреационной, реабилитационной и др.).

Важным этапом решения проблемы эффективного формирования упражнений с заданными свойствами с помощью тренажеров является построение их классификации. Правильно построенная классификация, являясь эффективным методом исследования, не только позволяет ох­ватить все изучаемые объекты с учетом их развития и связей между ними, но и способствует обнаружению новых, не известных ранее объек­тов и выявлению их связей с существующими.

Наиболее существенным общим признаком, вытекающим из самой сути тренажеров, является создаваемая с их помощью искусственность условий, в которых происходит формирование необходимых умений, навыков, качеств спортсмена. Как правило, менно особенности вос­производимых тренажерами искусственных условий работы предопреде­ляют возможности обеспечения функционирования основных звеньев дидактического процесса и управления познавательной деятельностью обучаемых. Поэтому при формировании двигательных действий заданно­го качества с помощью технических устройств центральным является вопрос о взаимодействиях тренажеров с человеком, поскольку именно эти взаимодействия, их информационный, мотивационный, особенно характерный для спорта — энергетический (силовой) и другие аспекты предопределяют планируемые изменения последнего, составляющие цель деятельности. Следовательно, особенности взаимодействий между искус­ственными условиями, создаваемыми тренажерами, и занимающимся должны лежать в основе их естественной классификации.

В самом общем случае все тренажеры, применяемые в физической культуре, можно разделить в зависимости от природы объектов, кото­рые моделируются с их помощью, на три крупных класса: тренажеры, моделирующие объекты социальной природы, объекты живой и нежи­вой природы (рис. 3).

В первом случае тренажеры воспроизводят действия соперника, парт­нера, тренера, зрителей и других объектов социального происхождения. Во втором случае — моделируют животных (или их действия), поведе­нием которых должен управлять спортсмен. В третьем - заменяют сред­ства передвижения, которыми управляет занимающийся (автомобиль, мотоцикл, яхту, самолет и т. п.); предметы, перемещаемые им (ядро, копье, молот, диск, другие спортивные снаряды и т. п.); условия, в которых осуществляет движение сам учащийся (свойства опоры, дей­ствие гравитационных сил и т. п.).


Классификация тренажеров в зависимости от природы объектов, которые ими моделируются, является наиболее общей, позволяющей охватить все тренажеры, применяемые в физической культуре. Однако она не в полной мере отображает наиболее важные свойства тренажера как дидактического средства (или метода) формирования двигательных действий. Она не раскрывает главного — особенностей искусственных условий, в которых происходит формирование необходимых двигатель­ных действий, осуществление основных звеньев дидактического про­цесса: предъявление (а со стороны учащегося - восприятие) информа­ции, осуществление учебной деятельности, ее контроль и коррекцию. Хотя рассмотрение способов взаимодействия человека с тренажерами с дидактических позиций представляется чрезвычайно важным для пост­роения их естественной классификации, так как, подчеркнем еще раз, тренажер - это, в первую очередь, дидактическое средство (или метод, прием) формирования двигательных действий.

Поэтому для построения классификации тренажеров, применяе­мых в физической культуре, проанализируем основные способы их вза­имодействия с занимающимся.

Однако прежде чем приступить к анализу способов взаимодействия человека с тренажером, отметим, что важнейшим фактором, обуслов­ливающим эффективность управления любым объектом, в том числе и процессом обучения, является обеспечение нормального функциони­рования каналов прямой и обратной связи между управляющим и уп­равляемым объектами или, в нашем случае, - между преподавателем и учеником.

Наиболее важным является то обстоятельство, что с помощью тре­нажеров могут быть созданы оптимальные условия для усвоения зани­мающимся предъявляемой информации и осуществления действий.

Именно тот факт, что предъявление информации о полной ориен­тировочной основе двигательного действия самым тесным образом свя­зано с осуществлением действия, предопределяет большое значение тренажеров в процессе формирования физических упражнений. Трена­жеры, компенсирующие недостающие компоненты координационной, физической, психической готовности занимающихся, регулируя энерго­силовые параметры их взаимодействий с внешним окружением, облег­чают процесс выполнения упражнений, уменьшают защитные реакции учащихся и тем самым оптимизируют функционирование канала пря­мой связи.

Поэтому для построения естественной классификации тренажеров, применяемых для формирования физических упражнений, вначале рас­смотрим способы, обеспечивающие преимущественно энергосиловой аспект взаимодействия технических устройств с занимающимся и реа­лизующие поток информации, поступающей к учащемуся по каналу прямой связи.

Объединение этих способов в едином классификационном призна­ке отображает специфику рассматриваемых тренажеров. В их конструк­циях процесс подачи занимающемуся информации по каналу прямой связи и процесс оказания физического воздействия часто сливаются воедино. Причем информация в этом случае поступает в центральную нервную систему не только через зрительный и слуховой анализаторы, но и через воспринимающие движения проприорецепторы.

Первый способ воздействия тренажеров на занимающегося сводит­ся к подготовке тех или иных свойств среды к его возможностям с целью их максимальной реализации, как при обучении, так и при раз­витии необходимых качеств. Вместе с тем он предоставляет человеку полную свободу в выборе способа выполнения движений, совершенно его не регламентируя.

Данный способ создания искусственных условий формирования двигательных действий предусматривает изменение: ширины, высоты, угла наклона, площади опорной поверхности и площади поперечного сечения снаряда, упругости, цвета, звука, запаха, температуры, шеро­ховатости и колебаний взаимодействующих с учащимся предметов, снарядов и опоры; действия силы тяжести спортсмена и снаряда; со­противления среды; скорости ее перемещения относительно занимаю­щегося и т. п.

В адаптивной физической культуре этот способ широко использует­ся в работе с незрячими и слабовидящими занимающимися (применя­ются озвученные мячи, предметы с усиленными запахами, ярко и не­обычно окрашенные предметы, нагревательные приборы - как ориен­тиры направления движений, поверхности с различной шероховатос­тью — дорожки, коврики и т. п.); с лицами, имеющими поражения опорно-двигательного аппарата (применяются устройства, изменяющие перечисленные геометрические параметры опоры и снарядов, действие силы тяжести и др.); с занимающими, страдающими нарушениями интеллектуальной сферы (применяются яркоокрашенная разметка пола; квадраты, круги, линии; мячи разного размера, веса и цвета, наклон­ные поверхности и др.).

Вторым способом воздействия тренажеров на занимающихся явля­ется программирование с помощью тренажеров длительности, темпа, ритма и других характеристик движения и осуществления опосредован­ного (через зрительный, слуховой и другие анализаторы) стимулирую­щего влияния на занимающегося. Данный способ более активно воз­действует на спортсмена, поскольку программирует временную компо­ненту движения и в отличие от первого активно использует информа­ционный канал прямой связи.

Главная задача, которую решают устройства данной группы, сво­дится к объективизации сведений, поступающих к человеку по каналу прямой связи в процессе выполнения им задания. В отличие от так на­зываемых технических средств срочной информации, сигнализирую­щих о качестве выполняемых спортсменом действий, тренажеры дан­ной группы представляют занимающимся те или иные параметры эта­лонного (оптимального) варианта разучиваемого упражнения и могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе со средствами информации о действиях учащихся.

В адаптивной физической культуре особенно при работе с лицами, имеющими нарушения сенсорных систем, наибольшее значение имеют:

- тренажеры, программирующие параметры, включающие временную компоненту движений и адресующие информацию к слуховому или зри­тельному анализатору.

Как правило, подобные тренажеры выступают в роли звуколидеров, информирующих учащихся о длительности, темпе, скорости и других характеристиках движений.

С помощью тренажеров второй группы могут быть запрограммиро­ваны оптимальные звуковые сигналы о правильном ритме соединения из нескольких элементов, например бега, акробатических упражнений, разбега и опорного прыжка и т.п. Воспроизведение этих сигналов в про-цеЪсе выполнения задания служит внешней подсказкой, которая как бы ведет за собой занимающегося, навязывает ему правильный ритм разучиваемого или совершенствуемого соединения элементов.

Звуковые модели движения, выполненные с ис­пользованием звуковысотных отношений, эффективнее однотонных мо­делей. Он доказывает, что создание предварительного представления о ритме двигательных действий повышает эффект обучения. Причем при формиро­вании предварительного представления о ритме двигательного действия целесообразно следовать определенной схеме: ознакомиться с музыкаль­ным ритмом - моделью действия, многократно повторить его в уме, вос­произвести ритм на приборе, выполнить упражнение под звуколидер, в дальнейшем возвращаться к сенсорно-перцептивной тренировке.

Интересные перспективы открывает использование звуковых сиг­налов о последовательности напряжения тех или иных мышц в процес­се выполнения упражнения. Записанные на магнитофон с помощью полимиофонической установки сигналы от мышц квалифицированных спортсменов во время выполнения ими двигательных действий могут служить своеобразным ориентиром для правильного воспроизведения мышечных напряжений занимающимися, разучивающими эти двига­тельные действия.

Тренажеры, программирующие различные характеристики движе­ний, могут адресовать свою информацию не только слуховому, но и зрительному анализатору. В частности, хорошо известные у бегунов, пловцов и других спортсменов тренажеры, задающие необходимую ско­рость перемещения занимающегося путем последовательного зажига­ния электрических лампочек или движения с необходимой скоростью тележки, флажка и т.п., находящихся в поле зрения учащихся, с успе­хом могут применяться и в адаптивной физической культуре при фор­мировании и совершенствовании скорости бега, например, с глухими и плохослышащими спортсменами.

Конструкция электронно-светового тренажера, позволяющего не­скольким спортсменам тренироваться одновременно, описана в работе Е.В. Бесова с соавторами (1975).

Третьим способомсоздания искусственных условий является ограни­чение нерациональных траекторий и положений звеньев тела занимающе­гося и снаряда, приводящих к энергетическим потерям, рассеиванию энер­гии и т. п. Этот способ, в отличие от двух первых, предоставляя информацию в виде оптимальных копиров отдельных точек, еще в большей степе­ни регламентирует действия занимающегося, организуя пространствен­ные ориентиры и направляя развертывание движений по нужному руслу.

Тренажеры данной группы, в отличие от устройств первой и второй групп, значительно более активно влияют на процесс поиска челове­ком оптимальной техники. Своеобразная форма предъявления занима­ющимся информации в виде копиров, направляющих, ограничителей движений и т.п. является в то же время и регламентирующим средством, не позволяющим обучающимся отклоняться от заданных оптимальных траекторий или амплитуд движений в суставах.

Информация, которая предъявляется учащемуся в виде копиров для отдельных точек, предназначена в основном для тактильных и мышечно-суставных рецепторов.

В адаптивной физической культуре тренажеры этой группы имеют огромное значение для незрячих и слабовидящих занимающихся, для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата.

Для примера приведем тренажер Ю.Л. Кузнецова (1986), ограничи­вающий нерациональные перемещения общего центра масс занимаю­щегося и выполняющий страховочные функции. Этот тренажер, пред­назначенный для обучения прыжкам на батуте, может с успехом ис­пользоваться в работе со слепыми занимающимися, лицами с наруше­ниями интеллекта, функций опорно-двигательного аппарата и др., изоб­ражен на рисунке . 4.


Рис.4

Он представляет собой прямоугольный портик 1 от гимнастических колец, по внутренней стороне стоек которого с помощью блочных устройств и тросиков перемещается универсальный страховочный пояс. Пор­тик устанавливается над серединой батута, сетка которого находится на уровне пола (утоплен в пол). Крепление его производится обычным спосо­бом с помощью четырех растяжек, имеющих талрепы 2. На верхнем и нижнем концах стоек портика (с внутренней стороны) расположены блоч­ные устройства на подшипниках 3, на которых натягиваются тросики 4. Нижние блоки имеют возможность перемещаться по стойкам, что необхо­димо для натяжения тросов. Натяжение осуществляется с помощью талре­пов 6, прикрепляющихся либо к полу, либо к основанию портика. К тро­сикам присоединяются жгуты-амортизаторы 7, которые свободными кон­цами крепятся к обычному или универсальному поясу 8 посредством ка­рабинов. На некотором расстоянии от нижних блоков 3 (на 10-15 см выше) устанавливаются дополнительные блочные устройства 5, которые служат ограничителями перемещения вниз системы «спортсмен—лонжа с амор­тизаторами» при неудачном исполнении упражнений.

Четвертый способ воздействия тренажеров на занимающегося — ока­зание обобщенного физического воздействия в виде тяги, приложен­ной к его телу (как правило, в области ОЦМ) по направлению вверх, вперед, вперед—вверх, по кругу, назад, вниз; толчка или броска; вра­щения тела спортсмена вокруг оси, проходящей в области ОЦМ, и др.

Нетрудно видеть, что данный способ создает искусственные усло­вия, которые могут активно влиять на технику выполнения упражне­ния и реализовывать программы перемещения ОЦМ тела спортсмена (программу места), его вращения (программу ориентации), а также обе эти программы одновременно.

Данный способ можно рассматривать как наиболее доступный и эффективный путь применения тренажеров в адаптивной физической культуре.

Оказывая на занимающихся обобщенное физическое воздействие, такие тренажеры позволяют компенсировать недостающие компоненты их физической подготовленности и ограничения, обусловленные де­фектом или заболеванием, или, напротив, мобилизовать имеющиеся резервы, создают безопасные условия выполнения упражнения, что обес­печивает благоприятный эмоциональный фон занятий, помогают ос­воить наиболее совершенную сложную координационную структуру двигательных действий. Возможность воспроизведения за учащегося про­граммы места и ориентации, обеих этих программ одновременно по­зволяет организовать недоступный при традиционном обучении поток объективной информации к занимающемуся в период выполнения им упражнения. Причем информации, адресованной не только зрительно­му анализатору, но и непосредственно воспринимающим движение проприорецепторам. Данная особенность тренажеров имеет большое значение для формирования необходимых ощущений и восприятий са­мого действия и условий, в которых оно осуществляется.

В качестве примера тренажеров четвертой группы, которые могут использоваться лицами с отклонениями в состоянии здоровья и инва­лидами практически всех нозологических групп, приведем широко рас­пространенный в гимнастике, акробатике, легкой атлетике и других видах спорта подвесной скользящий пояс, устанавливаемый или на го­ризонтальных тросах, или консольных балках.

Один из вариантов устройства пояса: на двух тросах диаметром 10-12 см, натянутых продольно, смонтированы спаренный (а) и стро­енный (б) блоки роликов (рис. 5) на подшипниковой основе враще­ния, через которые переброшены веревки, идущие к поясу прыгуна и к тренеру (рис. 6,а). Ниспадающую к тренеру веревку целесообразно осна­стить специальным компенсаторным блоком (рис. 6,6). Расстояние меж­ду тросами определяется по формуле:

5 = 2Н-4,3,

где 5 - расстояние между тросами; /г - высота тросов над полом.

Нормальным натяжением тросов является такое, при котором они почти не провисают при нагрузке. Крепление тросов к стенам и способ их натяжения показаны на рис.7, где приняты следующие обозначения: стены (1) с отверстием диаметром 23 мм, стальная труба (2) с внутрен­ним диаметром 20 мм, стальной штырь (3), прокладка (4), гайка (5), прокладка (6), гайка (7), контргайка (8), клиновидный зажим (9), дер­жатель троса (10), кожух с роликами (11), талреп (12), продолговатая гайка с ручками (13), прокладка 200x200x5 мм (14), контргайка (75), трос плетеный диаметром 12мм (16).

В тренировке спортсменов, как правило, применяются универсаль­ные пояса.

На одной «тросовой» дорожке целесообразно монтировать 3-4 под­весных пояса.

Подвесная система тросов позволяет использовать пояс на амортиза­торах (рис. 8). Он монтируется на тросах с помощью двух скользящих роли­ков. А при наличии натянутых внизу (у пола) тросов данная система по­зволяет создать усложненные варианты упражнения (рис. 9), а также усло­вия ограничения перемещений ОЦМ в вертикальной плоскости (рис. 10).

Важно подчеркнуть, что данные тренажеры, предлагаемые А.Д. Тулуповым (1963), В.Н. Курысь, В.А. Скакуном (1979), могут быть изго­товлены самими преподавателями и тренерами.

 




Рис.6

 

 


Для оказания дозированной помощи при обучении вращениям Л.И. Алиханова (1972) предлагает использовать тренажер, суть которо­го видна из рис. 11, где: 1 — приспособление для фиксации спортсменки, 2 - подшипник, 3 - рычаг-коромысло, 4 - амортизаторы. Изменяя натяжение амортизаторов, управляют величиной помощи гимнастке.

Пятым способомвоздействия тренажеров на человека является уп­равление его суставными движениями (в одном, двух или нескольких суставах). Данный способ, обеспечивая с помощью искусственных ус­ловий выполнение той или иной части программы позы, позволяет за­нимающемуся с самых первых попыток осваивать оптимальный вари­ант двигательного действия.

В качестве примера императивного тренажера, управляющего сус­тавными

движениями занимающего, приведем конструкцию, разрабо­танную автором главы совместно с Ю.Н. Рыкуновым и Г.В. Барминым (1980) и изображенную на рис. 12.

Как видно из рисунка, за счет тяги, приложенной к тросу, движение спортсмена из упора в стойку на руках осуществляется принудительно, даже при пассивном состоянии занимающегося. Подобные тренажеры позволяют в полном объеме осуществить методику формирования двига­тельных действий с заданным результатом с лицами с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидами любых нозологических групп.

Шестой способвоздействия тренажеров на занимающегося заклю­чается в осуществлении электростимуляции напряжения тех или иных мышечных групп. В отличие от пятого способа, в котором тренажеры образом вмешива­ются в процесс управления двигательным действием путем моделиро­вания командных (эфферентных) сигналов к мышцам занимающегося. Таковы основные способы оптимизации процесса формирования двигательных действий с помощью тренажеров, способы оптимизации энергосилового взаимодействия учащегося с внешней средой и предъяв­ления ему информации по каналу прямой связи.

В соответствии с выделенными способами воздействия искусствен­ных условий на человека разделим тренажеры, применяемые в адап­тивной физической культуре, на шесть групп. Подчеркнем, что с увели­чением порядкового номера группы тренажеров активность их стиму­лирующего, информационного и энергетического воздействия на зани­мающегося в процессе выполнения задания увеличивается: от «подгон­ки» к возможностям занимающегося до воспроизведения за него от­дельных суставных движений. Поэтому представляется целесообразным присвоить выделенным группам, а точнее, способам воздействия на человека, в соответствии с которыми образованы эти группы, название «уровней»: от первого до шестого, подчеркивая тем самым их возраста­ющее влияние на занимающегося в процессе выполнения упражнения. Если попытаться кратко выразить взаимодействия ИУС с спортсме­на в выделенных способах, то можно сказать, что при первом способе тренажеры «облегчают» действия человека, при втором - «стимулиру­ют», при третьем — «направляют» их, при четвертом — «помогают» за­нимающемуся, при пятом - «управляют» перемещением звеньев, а при шестом - «посылают команды» к его мышцам.

Анализ имеющихся, а также теоретически возможных конструкций тренажеров показывает существование устройств, реализующих не один, а несколько из перечисленных способов (уровней) воздействия на че­ловека. В связи с этим предлагается ввести еще одно понятие «порядок» тренажеров, номер которого будет показывать количество способов воз­действия на спортсмена, реализуемых тренажерами тех или иных групп. Таким образом, увеличение порядка тренажеров соответствует возрас­танию активности искусственных условий, воздействие которых на за­нимающегося становится все более сложным и универсальным.

В соответствии с принятым понятием к тренажерам первого поряд­ка будут отнесены группы тренажеров, реализующих каждый из шести перечисленных способов (уровней) воздействия по отдельности, т.е. группы тренажеров первого, второго, третьего, четвертого, пятого и шестого уровней. В группы тренажеров второго порядка попадают уст­ройства, реализующие два способа воздействия в любом сочетании (на­пример, 1-й со 2-м, 1-й с 3-м и т.д.); устройства третьего порядка реа­лизуют три способа, четвертого - четыре и т.д. вплоть до одной группы тренажеров шестого порядка, которые должны реализовать все шесть выделенных способов (безусловно, если в этом есть необходимость, которую определяют педагог-тренер и научный работник, исходя из особенностей конкретного вида двигательной деятельности, экономи­ческих и целого ряда других соображений).

Нетрудно убедиться, что общее количество групп тренажеров, различ­ным образом сочетающих выделенные способы (уровни) воздействия на спортсмена, будет равняться шестидесяти трем: шесть групп тренажеров первого порядка, пятнадцать - второго, двадцать - третьего, пятнадцать -четвертого, шесть - пятого и одна - шестого (рис. 13 и рис. 14 - ось абсцисс).

При определении номера группы тренажеров одного порядка боль­шой номер присваивается устройству, которое реализует наиболее вы­сокий уровень воздействия на спортсмена. Если же несколько тренаже­ров реализуют одинаковый уровень, то больший номер отдается уст­ройству, обеспечивающему ближайший к данному (одинаковому для нескольких тренажеров) уровень воздействия на спортсмена. При сов­падении и этих уровней рассматривается следующий, наиболее близко расположенный к ним уровень, и т.д. По этому принципу все тренаже­ры, реализующие от одного до шести уровней воздействия на человека в различных сочетаниях, выстроены (проранжированы) в определен­ном порядке, который представлен на рис. 13.

Второй важной задачей, стоящей перед тренажерами, используе­мыми для формирования двигательных действий, является объективи­зация сторонней (дополнительной) информации, поступающей по ка­налу обратной связи.

Подача дополнительной обратной информации с помощью трена­жеров может осуществляться по двум контурам: внутреннему и внешне­му (рис. 15). В первом случае информация от тренажера поступает непос­редственно к спортсмену. Во втором она может замыкаться на преподава­теля (контур А на рис. 15) или на сам тренажер (контур Б на рис. 15), если его конструкция предусматривает блоки анализа и управления своими элементами.

Развитие средств срочной информации и телеметрических систем передачи сигналов, электронно-вычислительной техники и моделиро­вания движений позволяет вести разработку и внедрение в практику тренажеров, обеспечивающих автоматизацию процесса освоения упраж­нений или отдельных его этапов и операций.

Поэтому вторым существенным признаком, в соответствии с кото­рым будут выделены следующие группы тренажеров, является степень реализации с их помощью обратной связи и автоматизации процессов управления искусственными условиями.

Так же, как и при классификации тренажеров по первому призна­ку, выделим основные способы взаимодействия технических средств с человеком. Первым способом такого взаимодействия является обеспече­ние занимающегося и преподавателя срочной или текущей информа­цией о тех или иных характеристиках движений. Обычно средства, реа­лизующие данный способ, дополнительно подразделяются по основ­ным параметрам движений (В.С. Фарфель, 1975).

Вторым способом взаимодействия тренажеров с занимающимся яв­ляется обеспечение его (и тренера) срочной или текущей информацией о допущенных ошибках.

Третий и четвертый способы взаимодействия тренажеров с учащими­ся обеспечивают срочную или текущую адаптацию искусственных усло­вий к действиям занимающегося за счет управления с помощью быстро­действующих ЭВМ блоками собственных устройств, звуко-, светолиде-рами и т.п. (третий способ) или блоками, программирующими электро-стимуляционные сигналы к мышцам спортсмена (четвертый способ).

Применив рассуждения, аналогичные описанным ранее, выделим пятнадцать групп тренажеров четырех порядков: четыре группы первого порядка, шесть — второго, четыре — третьего, одну — четверного (см. рис. 14, ось ординат).

Образовавшаяся матрица групп тренажеров размером 63x15 вклю­чает в себя все существующие тренажеры, а также отображает свойства огромного количества теоретически возможных, но еще не существую­щих конструкций. Введение нулевых групп по рассматриваемым при­знакам (см. рис. 14) позволяет включить в данное множество тренаже­ров устройства, не оснащенные средствами обратной связи (координа­ты по оси абсцисс — с 1 по 63, по оси ординат — 0), а также техничес­кие средства срочной и текущей информации, применяющиеся без су­щественных изменений внешней среды (координаты по оси абсцисс — О, а по оси ординат — 1,2 и 5).

С помощью данной классификации могут быть рассмотрены трена­жеры, применяющиеся при формировании конкретного двигательного действия, группы упражнений и, наконец, все тренажеры, используе­мые в адаптивной физической культуре. Она показывает имеющиеся резервы в виде интенсификации процесса формирования двигательных действий с заданным результатом, уменьшения вероятности образова­ния и закрепления двигательных ошибок.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите видовые отличия тренажера от других средств материально-технического обеспечения учебного процесса.

2. Целесообразно ли называть устройство, обеспечивающее двигательную активность человека, тренажером, если неизвестно, для подготовки к какой деятельности он предназначено?

3. Приведите примеры правильного и неправильного использования понятия «тренажер».

4. Перечислите классификационные признаки, по которым осуще­ствлено разделение тренажеров на группы в данном учебнике.

5. Назовите способы, обеспечивающие преимущественно энергосиловые воздействия тренажеров на спортсмена и реализующие поток информации, поступающей к спортсмену по каналу прямой связи.

6. Назовите способы, реализующие обратную связь и автоматиза­цию процессов управления искусственными условиями.








Date: 2015-09-17; view: 1099; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию