Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические факторы, влияющие на восприятия





При восприятии другого воспринимающий часто находится в плену психологических эффектов (см. табл.)

Таблица4.1- Психологические эффекты в общении

Наименование Сущность психологического Эффекта
Эффект первого впечатления Первое впечатление бывает, как правило, более благоприятным и запоминающимся.
Эффект порядка Первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Большее значение в случае получения противоречивой информации придается той, которая получена ранее, она будет учитываться в первую очередь. Знакомые люди оцениваются более адекватно, чем малознакомые.
Эффект новизны Проявляется в отношении знакомого человека. Большее значение придается прежней, уже знакомой информации о нем.
Эффект опережения Сведения, получаемые непосредственно перед общением, усваиваются лучше.
Эффект последней информации Если получена негативная последняя информация о человеке, то она может перечеркнуть все преж­ние мнения о нем.
Эффект средней ошибки Проявляется в усреднении крайних оценок.
Перенос оценки Общая оценка одних явлений и людей переносится на других. Например, все толстые люди – добрые.
Проекция Дру­гому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния («все люди подобны мне» или «другие про­тивоположны мне»). Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспри­нять незнакомого через «розовые очки».
Эффект “бумеранга” Человек, воспринимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, только укрепляет их (при неприязненном отношении к партнеру или низком качестве самой информации).
Идеализация Гиперболизация положительных черт.
Эффект “затмения” Влияние одного или нескольких свойств объекта на восприятие остальных.
Эффект контраста Доминирование одних свойств над другими, отодвигаемыми на второй план.
Эффект “нимба” (“гадкого утенка”) Значительная ориентация последующих оценок на предыдущие. Первоначаль­ное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впе­чатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприят­но, то его положительные черты переоцениваются, а недо­статки либо не замечаются, либо оправдываются и наобо­рот.

Факторами, оказывающими влияние на восприятие, выступают недостатки индивидуального восприятия

ü в плане избирательности (воспринимается не вся информация о человеке);

ü преждевременности (стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем полу­чена исчерпывающая и достоверная информация);

ü статичности (объект воспринимается в целом как нечто застывшее, статичное,

ü недостаточной структурированности (все, кроме главного воспринимается как фон;

ü похожее воспринимается как единое;

ü все соотносится со старым опытом;

ü отсутствия желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.

Восприятие может осложняться непредсказуемостью поведения людей, которое зависит от многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытия или искажения информации о себе, неспособности правильно себя преподнести, ожиданий, мотивации, чувств и т.п.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление каузальнойатрибуции. Оно представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Индивид, познавая других людей, стремится также к познанию при­чин их поведения. При этом он опирается на имеющуюся у него информацию или на ту, которую он может получить. Но, поскольку подобной ин­формации оказывается, как правило, недостаточно, а потребность сде­лать причинный вывод остается, человек в такой ситуа­ции начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывать их интересующему его социаль­ному объекту. У каждого человека возникают своипредположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.

Date: 2015-09-05; view: 1036; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию