Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологические механизмы социального восприятия. Основные понятия:социальная перцепция, стереотип, каузальнойатрибуция, идентификацией, эмпатия, социальная рефлексияОсновные понятия: социальная перцепция, стереотип, каузальнойатрибуция, идентификацией, эмпатия, социальная рефлексия, проецирование, децентрация, аттракция. 1. Общение как перцепция Общение определяется, прежде всего, теми представлениями о партнере, которые складываются в процессе восприятия (социальной перцепции). Социальная перцепция -восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: ü субъективную (субъект восприятия - человек, группа, общности) ü объективную (объект восприятия - индивид или группа). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций: 1) «Я -Он» - восприятие одним индивидом другого как отдельной личности; 2) «Я - Они» - восприятие индивидом группы как единого целого; 3) «Мы - Они» - восприятие одной группой другой группы. 4) «Мы - Он» — восприятие группой индивида. Социальное восприятие включает в себя восприятие ü межличностное, ü самовосприятие, ü межгрупповое. Межличностная перцепция или межличностное восприятиерассматривается как процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Важным фактором, влияющим на восприятие партнера, выступает ситуация, в которой поступает информация или происходит знакомство. Если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает. И, наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо хуже, чем есть на самом деле. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Восприятие зависит также и от глубины видения реальной ситуации. Так, много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям и происходящим событиям, не склонен их драматизировать, чем тот, кругозор которого достаточно ограничен. На социальное восприятие значимым образом влияют личностные и социальные характеристики воспринимаемого субъекта. К личностным относятся доброжелательность, терпимость, внешний вид. Близки к личностным свойствам и такие характеристики, такие как пол, возраст, национальность, вероисповедание и т.п. Социальными характеристиками являются должность, служебное положение, образование, профессия, интересы, идеалы. На перцептивный процесс влияет наличие заранее заданных установок, оценок, предубеждений, предрассудков, стереотипов, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека (рис. 4.1.). Рис. 4.1. Факторы, влияющие на социальную перцепцию Предубеждения - эмоциональные оценки каких-либо людей (хороших или плохих), даже при отсутствии какой-либо информации о них; предрассудки – оценки, сложившиеся до того, как сформировалось определенное мнение об объекте. В отличие от стереотипов предрассудки носят более массовый, общественный характер, например расизм, убежденность, что женщины глупее мужчин. На восприятие и понимание людей влияют социальные установки. Установка - неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим (рис. 4.2). 1. «Я хороший - ты хороший». Это самая нравственная и продуктивная установка. Люди с такой установкой знают себе цену и ожидают, что другие также по достоинству оценят их. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Эта установка позитивна, она позволяет организовать восприятие, основываясь на положительном отношении к партнеру. 2. «Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они перекладывают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти «козла отпущения» среди коллег или подчиненных. Мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что является малопродуктивной установкой в отношении других, мешает объективному восприятию партнера. 3. «Я плохой - ты хороший». Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо ищут поддержки в сильных личностях. Часто такие люди пребывают в состоянии депрессии и также искаженно воспринимают окружающих. 4. «Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям, достаточно непредсказуемы. Рис. 4.2. - Типы установок по отношению к окружающим Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует, поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства что «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе.
|