Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методологические принципы клинической психологииМетодология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией. Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методология в психологии реализуется посредством следующих положений (принципов): 1. Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных, изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования. 2. Решение психофизической проблемы утверждает единство, но не тождество психического и физического, поэтому психологическое исследование предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизиологических) процессов. 3. Методика психологического исследования должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. 4. Целью психологического исследования должно быть раскрытие специфических психологических закономерностей (принцип индивидуализации исследования). 5. Психологические закономерности раскрываются в процессе развития (генетический принцип). Для клинической психологии наибольшее значение имеют сходные с представленными выше принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа. Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитий. Специфическим является особая категория - патологическое развитие личности. Принцип структурности. В философии под структурой понимают единство элементов, их связей и целостности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др. Павлов привел такое определение метода структурного анализа: "Метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение частей, изучение соотношения с окружающей средой и понимание на основании всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека". Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности. Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний - это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств. Подчеркивая значение методологических проблем в клинической психологии, Мясищев писал: "Чем более важны и ответственны проблемы здоровья и болезней человека, тем более необходимо серьезное обоснование методологической стороны и основы медицинской психологии, сложность и трудность которой возрастает вследствие сочетания в проблеме медицины и психологии". Каким образом психолог может интерпретировать поведение девушки? В арсенале клинической психологии существует множество различных концепций и теоретических принципов, которые могли бы оказаться полезными в данной ситуации. Одним из теоретических подходов, дающих возможность широкого охвата многих элементов био-психосоциополитической комплексной человеческой природы, является общая теория систем. Эта теория, впервые предложенная Берталанффи (Bertalanffy) в 1940 г., была усовершенствована самим ее основателем в 1968 г. и Ласло в 1972 г. (Laszlo, 1972). Ключевым словом является взаимосвязь. Каждый элемент любой системы связан со всеми остальными ее элементами, и характер этих взаимосвязей отличается от характера взаимосвязей, которые устанавливаются между системой и внешним миром. Изменения, затрагивающие отдельную часть системы, изменяют всю структуру этих взаимосвязей. Можно убедиться в том, что большинство современных психологических теорий нашли применение в клинической практике, и программы подготовки клинических психологов строятся с учетом того обстоятельства, что будущие специалисты должны обладать глубокими познаниями общей психологии. Проблема, связанная с большим количеством информации, составляющей теоретическую базу современной психологии, частично разрешается благодаря тому обстоятельству, что на практике используется лишь ограниченное количество различных теоретических концепций.
|