Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема сознания и бессознательного в клинической психологии. Психиатрический и психологический подходы к изучению сознания и бессознательного





 

Соотношение между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности - один из основных теоретических вопросов, разрабатываемых клинической (наряду с проблемой нормы и пато и т. д.)

 

В клинической психологии используют два подхода к решению вопроса соотношения психики и сознания.
   
Первый подход состоит в так называемый нейрофизиологической трактовке феномена сознания как оптимального уровня возбуждения нейрофизиологических процессов. В рамках этой концепции даже выделяют определенные мозговые структуры, ответственные за функционирование сознания - так называемую центр-энцефалическую систему во главе с ретикулярной формацией ствола мозга. Действительно, повреждение ствола приводит к однозначному выключению сознания. Данная концепция допускает существование сознания и у высших животных (млекопитающих), имеющих развитую ЦНС. Здесь сознание есть такие психические процессы, в которых участвует внимание, понимаемое как активная селекция отдельных элементов реальности. Другими словами, это определенная характеристика психических процессов, суть которой заключается в интеграции жизненного опыта организма. Как только организм перестает избирательно реагировать на отдельные признаки среды, считается, что он утратил функцию сознания. Такое понимание сознания доминирует в медицине (особенно в психиатрии, в которой речь может идти о "поле" сознания, "ясности" сознания, "уровне включенности" сознания и т. п.). Практическая проблема здесь заключается в том, что тогда любое нарушение психической деятельности следует трактовать как нарушение сознания, что противоречит клиническим традициям.   Второй подход характеризует собственно психологическую трактовку сознания как высшего способа психического взаимодействия со средой, состоящего из вербальных (знаково-символических) образов реальности, возникающих в определенный момент времени и включающих в себя также вербальный образ самого человека - самосознание. Говоря словами С. Л. Рубинштейна, сознание есть знание о чем-то, что существует отдельно от нас. Здесь сознание нетождественно психике: оно является только одной из форм психической деятельности, свойственной исключительно человеку (у которого, соответственно, имеются и бессознательные психические процессы, в которых не участвуют вербальные способы взаимодействия со средой). При этом сознание является социальным продуктом, возникающим в системе отношений между людьми. Его формой является мышление, а содержанием - социальные характеристики среды и личности. Соответственно, нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик.  
В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного.
  В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, проявляющийся в виде комы, обморока, глубокого сна или общей анестезии.   В случае разграничения сознания и психики бессознательным считаются невербализуемые или недоступные вербализации психические процессы и состояния. Причины, по которым психические процессы и состояния оказываются недоступными вербализации, могут быть различными. Для клинической психологии важными представляются те из них, которые связаны с процессами вытеснения из сферы осознания (вербализации) тревожащих физиологических импульсов, желаний, воспоминаний, образов, а также те, которые связаны с автоматическими, привычными действиями, текущая вербализация которых не нужна для их осуществления (более адекватный термин - предсознательное).      
       

 

В психиатрии сознание трактуется как способность ориентироваться в окружающем мире, во времени и в собственной личности. К нарушением сознания относятся: v - Нарушение ориентировки в месте и времени; v -Неосознание своего собственного состояния – анозогнозия; v -Бредовые суждения, не соответствующие действительности v -Галлюцинации – модально-специфические и конфабуляции – ложные воспоминания. v Сумеречные состояния сознания Сознание – это ВПФ, отражающая совокупное знание человека о мире и о себе. Выделяют:
    1. Предметное
    2. Чувственное (самоощущение)
    3. Самосознание
Сознание – это способность человека в концентрации внимания и ориентировке в месте, времени и собственной личности. При всей сложности функции проверить его наличие достаточно легко. Как зовут, сколько лет, где находимся – задаются вопросы. Помрачение сознания – особая форма нарушения, характеризующаяся нарушением отраженя внутреннихи и внешних связей (нарушение на уровне самосознания и предметного сознания) Критерии помраченного сознания по Ясперсу o Отрешенность – неотчетливое восприятие окружающего, его фрагментарность, воспринимаемые образы не фиксируются. o -Дезориентация – во времени, месте, непосредственном окружении и собственной личности. o -Нарушение связности и последовательности мышления o Амнезия периода помрачения сознания (тотальная либо парциальная) Нарушения сознания выражаются следующими синдромами: 1) Оглушение (обнибуляция ÞсомналентностьÞсопорÞкома) 2) делирий 3) онейроид 4) аменция (сочетанное нарушение мышления и сознания) Существует патопсихологические синдромы, где нарушения сознания выходят на первый план:
  • Делириозный синдром
  • Корсаковский синдром
  • Эпилептический синдром и ряд других.
ознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально им осознается. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Бессознательное начало, так или иначе, представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательные ощущения. К ним относятся ощущения движения и равновесия. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексы, реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существую и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации. Бессознательная память – это память, связанная с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач. Бессознательная речь – это внутренняя речь. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного. Большой вклад в их разработку внес З. Фрейд. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т п., которые человек не осознает, но которые проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. К их числу относятся: Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. Оговорки, например, представляют собой бессознательно детерминированные, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека с сознательно поставленной целью поведения. Когда подсознательное (бессознательное) побеждает сознательное, то возникает оговорка. Непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Забывание имен, например, связано с какими-то неприятными чувствами по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, которые ассоциируются с этим именем. Такое забывание часто происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен. Представления, связанные с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Сновидения – это особая категория бессознательного. Их содержание, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. существуют различные виды бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Это, в частности, бессознательные ощущения, восприятия, память, мышление, установки.   В связи с характеристикой бессознательного важной представляется проблема соотношения сознания и бессознательного. Это соотношение можно продемонстрировать на примере структуры личности, предложенной Фрейдом.  
Уровни сознания: топографическая модель Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными.

 

Date: 2015-09-05; view: 1818; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию