Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приходское духовенство





С начала XVII века выборное начало в процедуре выявления канди­датов во священство начинает уступать место наследственному. Сами выборы еще не упразднялись, но сильно ограничивались некоторыми ути­литарными соображениями.

Крестьяне неохотно отдавали из своей среды кандидатов во священ­ство: по круговой поруке все повинности выбывшего члена не исключа­лись, а распространялись на оставшихся, поэтому прихожане-общинники предпочитали выдвигать кандидатов из среды самого духовенства, уже выбывшего из общины.

Священство, в свою очередь, тоже не склонно было уступать своих мест другим.

В царствование Петра I устанавливается запрещение возводить на священнослужительские степени людей неученых, хотя бы об этом били челом прихожане.

В царствование Анны Иоанновны Указом Синода требовалось, чтобы приход посылал епископу на выбор по два или три кандидата; на усмотре­ние архиерея ложился выбор более разумного и наученного. Не менее трех месяцев кандидаты должны были находиться при архиерейском доме. “Учительные священники” обучали, а архиереи еженедельно экза­меновали их. Устав велел также “подмечать состояние жития их и по­ступков, кто из них по достоверному свидетельству обрящется достойнее чина священства.”

В Малороссии при Анне Иоанновне был сохранен выборный порядок. Духовные власти сами сочувствовали упразднению выборного начала, ус­матривая в нем нечто незаконное и противное правилам Церкви, некото­рое унижение и понижение уровня духовенства.

Особенно боролся с выборностью святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. В том же духе действовал митроп. Киевский Ра­фаил (Заборовский). Митроп. Платон (Левшин) категорически отстаивал мнение, что выбор священников — не дело прихожан. Известен его ответ крестьянам: “Ваше дело — орать да пахать, а мое — вам попов давать.”

В царствование Павла I, в связи с участием некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков, выборы были совсем отменены. В 1797 году вышел Указ, запрещавший просьбы “скопом и заговором:” про­шения об определении на места велено подавать только самим ищущим это место с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их пове­дении.

...В первые десятилетия XVIII века причетники назначались священ­никами, хотя и не без ведома общины. Во второй половине этого столетия причетнические должности тоже начинают заниматься детьми духовных лиц; наемный характер этих должностей упраздняется, причетник может получить место только после посвящения в стихарь.

Белое духовенство вступило в XVIII век с твердым убеждением, что церковные должности составляют некое семейное достояние ранее слу­живших здесь предков. Более того: не только семейства наследственно привязывались к престолу Божию, но и сами эти престолы (храмы) становились собственностью рода, т. е., родовыми церквами. Внутри духовного рода замещение священно-церковных должностей производилось по принципу старшинства: старший сын служил при отце диаконом, 2-й — дьяком, 3-й пономарем и т. д. Очередь иерейства сохранялась за старшим сыном. Даже если он был еще мал, то и в этом случае место “зачисля­лось” за ним.

Против такого порядка выступал Феофан Прокопович в Духовном Регламенте, но Петр I все же считался с существовавшим обычаем. В Ука­зе 1722 года, записывавшем излишки членов духовных семей в подушный оклад, все же устанавливался максимум поповских детей, освобождав­шихся от такой участи.

Когда в семье священника не было наследника, ни невесты-наслед­ницы, то семья продавала право на место и имущественное право любому желающему. Все освобождающиеся места откровенно назывались “нас­ледственными,” а иногда и просто “продажными.”

Архиереи малоуспешно боролись с этим правом наследования, и что­бы как-то смягчить негативные последствия его, предъявили к невестам-обладательницам этих “прав” требование: выбирать женихов только из числа дипломированных.

В 1763 году Синод высказал осуждение сложившейся практике, ког­да священнические места захватываются людьми часто не учеными, а с набитыми карманами. Но и в этом случае Синод не решился на радикаль­ные изменения, а только урегулировал саму сделку купли-продажи: веч­ное владение упразднялось, а умеренная выплата рассрочивалась на 30-летний период, и то только для вдов и сирот. Этот порядок перешел и в XIX век.

Сословный статус духовенства был весьма неопределенный. По сво­ей подсудности только духовному суду оно давно уже имело значение класса привилегированного, а по платежам и повинностям ничем не от­личалось от рядового податного люда. Только при Петре I духовенство было освобождено от подушного оклада, которым облагались податные классы. Но дети священников оставались “в окладе.” Да и сами священ­ники вплоть до царствования Елисаветы несли многие повинности: кара­ульная, пожарная, рассыльная, постойная, подворная.

Гражданская приниженность духовенства была настолько привыч­ной, что уже при Екатерине II митроп. Гавриилу с трудом удалось оградить его от зачисления в разряд мещанства и сохранить за ним “благородное” звание. Но и после этого духовенство не получило одного из важнейших прав благородного состояния — свободы от телесных наказаний по свет­скому суду.

Только при Павле I после представления Синода священники и диа­коны были освобождены от кнута юридически: на практике, наоборот, те­лесное наказание вскоре было восстановлено даже для дворянства.

Выход из духовного сословия долго был открыт только в податное состояние или же в солдаты, отчего оно еще более замыкалось внутри себя, тем накопляя множество лишних священно-церковно-служителей. Чтобы решить эту проблему нужны были внешние меры, иногда они носи­ли весьма жесткий насильственный характер.

Архиереи старались распределить лишних священников в “викарии” (при малолетних наследниках) к церквам, в учители духовных школ и пр. Правительство тоже пошло навстречу и предоставило им полную свободу слагать сан и поступать на гражданскую службу. Но излишек их был так велик, что духовные власти с трудом вывели крестцовое духовенство, как называли безместных священников.

В 1770 году московская Консистория с помощью гражданских вла­стей просто начала высылать из города крестцовых попов.

Для уменьшения лишнего духовенства с 1703 года проводились т. н. разборы, по которым их забирали в солдаты или записывали в подушный оклад. Разборы эти проходили в каждое царствование. Особенно мас­штабны они были при Анне Иоанновне.

На военную службу забирали церковников и их детей от 15 до 40 лет. Стремясь избегнуть неправильных данных о времени рождения, прави­тельство предоставило вербовщикам право определять возраст глазоме­ром. В один такой разбор попали сразу 12.000 человек, в том числе и мно­гие служащие священники. Также много попало в подушный оклад. Синод решился вступиться за духовное сословие и опустошенные приходы. В 1740 году он обратился к императрице, и она приказала остановить раз­бор.

При Елисавете разборы были значительно легче. Они касались в ос­новном людей безграмотных, к церковной службе совсем непригодных, или чем-нибудь себя опорочивших. Им позволялось самим избирать род жизни. Последний суровый разбор был при императоре Павле I.

Содержание белого духовенства лежало, главным образом, на попе­чении прихода. В прибавлении к Духовному Регламенту предлагалось наз­начить в пользу причтов постоянные годовые взносы со всех приходских дворов, но оно не осуществилось.

При Петре I из-за войны благосостояние духовенства еще более сни­зилось. Некоторые источники доходов — мельницы, рыбные ловли, пчельники, бани и т. п. — были объявлены оброчными в пользу казны.

В 1722 году были запрещены праздничные славленья, кроме рожде­ственского. Появились новые сборы в пользу государства, на школы, бо­гадельни, на полковое духовенство, сбор со священников лошадей в ар­мию, с каждого священнослужителя — по рублю в год за освобождение от личной воинской повинности.

В целях более равномерного распределения приходов и сокращения причтов, были установлены штаты: на 100-150 дворов— причты из 1-2 че­ловек, на 200-250 — тройной и более.

В царствование Анны Иоанновны последовало требование, чтобы при каждой церкви имелись дома для причта, но в жизни оно не было ис­полнено.

При Елисавете положение несколько улучшилось. Некоторые храмы получили ругу, государственную помощь, восстановлено славленье по до­мам прихожан, духовенство освобождено от некоторых повинностей (по­лицейской, постойной).

В 1754 году при общем разделе земли решено было включить в него и духовенство, но только в 1765 году это решение было осуществлено и на причт было выделено 33 десятины. Надел церквей землями при Екатери­не II охватил 23 губернии. В 1778 году на каждые 150 дворов положен был 1 священник, на 250-300 — два, максимум три, если уж никак не обойтись двумя.

Образование новых приходов мог разрешить только Синод. Штаты были распространены и на Малороссию, где в 1786 года были введены все порядки великороссийских приходов.

В это время было определено жалованье причтам церквей при загра­ничных миссиях. Государыня подтвердила навсегда неприкосновенность церковных домов от постоев и личную свободу родившихся в духовном звании. Установлена была такса на требы в весьма малом, впрочем, раз­мере: за крещение — 3 копейки, за брак и погребение — 10 копеек и т. д.

Император Павел I вдвое увеличил казенные суммы на штатные ок­лады духовенства. К прежним штатам прибавлено 519.729 рублей. Казен­ная выдача достигла, таким образом, миллиона рублей.

В 1797 году были удвоены участки земли для архиерейских домов. Дополнительно были отведены архиереям и монастырям мельницы, рыб­ные ловли и другие угодья. Впервые были узаконены меры для обеспече­ния вдов и сирот духовенства. В их пользу обращались штрафные деньги, кладбищенские и ставленнические доходы.

Чтобы освободить сельское духовенство от тяжелой земледельче­ской работы, Синод предложил причтовый надел (33 десятины) отдать прихожанам, а от них получать хлеб по цене земли.

 

Date: 2015-09-05; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию