Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансакционный анализ





 

Одни люди в силу своего характера обычно становятся жертвами различных уловок, другие – теми, кто их применяет. Оценка поведения вашего партнера в разговоре помогает подготовиться к трюкам, которые он может использовать. Надежной помощью в этом станет для вас трансакционный анализ.

Трансакционный анализ (ТА) – это психоаналитически ориентированный метод исследования. С его помощью можно объяснить и описать человеческое поведение, понять, почему ваш партнер так или иначе себя ведет, и положительно повлиять на сложные ситуации. Цель трансакционного анализа – прислушаться к собственному «Я» и изменить свое прежнее поведение. Ясность в собственных чувствах помогает в общении с другими людьми, потому что в этом случае вы в состоянии понять, что хочет от вас собеседник. Так, например, можно научиться правильно реагировать и поступать в сложных ситуациях.

ТА исходит из того, что человек состоит из трех так называемых «Я‑состояний», которые определяют поведение, мысли и чувства.

Мы всегда находимся в одном из следующих состояний: «Я‑родитель» (может быть критичным или заботливым), «Я‑взрослый», «Я‑ребенок» (может быть естественным или приспособившимся).

В определенных ситуациях вы ведете себя как родители, в других – как дети или просто взрослые.

Когда вы находитесь в состоянии критичного «Я‑родителя», вы ведете себя как нравоучительный или наказывающий родитель. Вы устанавливаете правила, чтобы другие эти правила более или менее добровольно признавали и соблюдали.

Некоторые типичные высказывания:

 

«Так не поступают».

«Вы не можете этого сделать».

«Вы все время опаздываете».

«Если это еще раз случится, я должен буду объявить вам выговор».

«Не дерзите».

 

Если с вами ведут себя так, вы чувствуете себя, как будто вам читают мораль и нравоучения, в лучшем случае вам желают добра, пытаются оказать поддержку.

Если вы находитесь в состоянии заботливого «Я‑родителя», вы защищаете и поддерживаете. Вы утешаете, объясняете и показываете положительные аспекты.

Некоторые типичные высказывания:

 

«Завтра мир будет выглядеть уже по‑другому».

«Давайте я помогу вам, все получится».

«Если хотите, я вам покажу, как надо сделать».

«Я вам помогу, я не дам вам пасть духом».

 

Конечно, здесь тоже присутствуют элементы игры. Например, вы можете предлагать помощь, которую ваш собеседник добровольно примет, или вы задавите его заботой так, что он станет совершенно несамостоятельным. Крайние точки здесь – деликатная поддержка или опека.

«Я‑взрослый» решает проблемы конструктивным, деловым, уверенным и дружеским способом – на первом месте стоит беспроигрышная ситуация.

Некоторые типичные высказывания:

 

«Простите, вы не могли бы мне сказать, который час?»

«Пожалуйста, покажите мне ваше удостоверение».

«У нас здесь проблема, давайте вместе найдем способ, как ее решить».

«Давайте посмотрим вместе, как решить вопрос, чтобы добиться нашей цели».

 

Конечно, здесь можно тоже много спорить и приводить доказательства, но уже больше по делу и без всяких уловок, не нападая при этом на собеседника.

Состояние естественного «Я‑ребенка» выражается в его спонтанных чувствах, потребностях и желаниях. Никакие правила не действуют на его поведение, никто не понукает и не наказывает. Поэтому ребенок иногда бунтует, иногда он радостный или негодующий.

Некоторые типичные высказывания:

 

«Все было просто замечательно».

«Я самый великий».

«Ты – глупый, а я – хитрый».

«Дело – дрянь, почему же снова не получилось?»

«Супер, победа близка!»

 

Естественный «Я‑ребенок» может быть не только относительно спокойным и сконцентрированным на своих внутренних переживаниях, но и экстравертным, довольно трудным, требующим соблюдения правил – здесь тоже есть крайности.

Приспособившийся «Я‑ребенок» подчиняется заданным правилам другой силы, в частности родителям – это относится также и к общественным правилам, законам, правилам предпринимательства, клиентов, рынка.

Некоторые типичные высказывания, которые дают понять, что правило принято сознательно:

 

«Согласен, я принимаю проект».

«Если это обязательно требуется, я уплачу штраф».

«Несмотря на головную боль, я все равно иду на работу, иначе у меня будут проблемы».

«Шеф решил (сказал) – так тому и быть».

 

Но и приспособляемость имеет свои границы. Совсем не обязательно, что при таком состоянии люди будут со всем мириться. Согласование даты поступления платежа принимается с негодующим ворчанием, а приговор суда с протестом. Человек, интересы которого затронули, чувствует, что его принуждают принять то или иное решение.

Каждый из нас всегда находится в одном из перечисленных состояний. В течение недели (иногда и в течение одного дня) мы успеваем побывать во всех пяти состояниях, в зависимости от ситуации и внутренней установки конкретного момента.

Впрочем, у каждого человека есть доминирующее «Я‑состояние», которое проявляется дольше или ярче всего, – вследствие чего он может быть подвержен определенным манипуляциям.

В описанных ниже коротких примерах четко видно, как эти «Я‑состояния» функционируют при взаимодействии между людьми и влияют на разговор, поведение, действия и реакции.

 

Date: 2015-09-05; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию