Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гл а в а 13«Всякая неправда есть грех»
Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». (2 Тим. 2:19) «Взыщите правду» В этой главе мы, по сути, продолжаем разговор о неправде, который прервали или, правильнее сказать, дополнили размышлениями о духовных болезнях тела Христова. Духовные болезни тела Христова, безусловно, являются следствием небрежного отношения людей к правде как к святой заповеди, переданной нам еще от Авраама. Уникальность этой заповеди заключается в том, что она весьма многогранна и непрестанно совершенствуется посредством откровений и постоянного хождения с Духом Святым. Ее невозможно охватить даже с помощью целой книги, не говоря уже о том, чтобы описать в нескольких словах, как десять заповедей. Она обретается лично каждым человеком и эффективна лишь тогда, когда воплощается в служении, которое положил Господь на сердце человеку. При всей неповторимости этой заповеди и ее индивидуальности, связанной с личными особенностями каждого человека, она никогда не перестанет руководствоваться строгими Божьими принципами, о которых мы читаем в Священном Писании, и первым делом включает в себя всем известные десять заповедей. Есть ли это в нашей жизни? Это довольно серьезный вопрос для размышления. Потому что если этого нет, то праведность этой заповеди, которая освящает нас, исчезает в нашей жизни, а путь правды превращается в путь неправды, становясь независимо от нашего желания прибежищем всякой неправды. По сути, всякая неправда есть не что иное, как обычный грех, непременно сопровождающий путь неправды. Но благодаря ей, как бы странно это ни звучало, согрешивший человек всегда может увидеть, что он сошел с пути, с условием, что у него работает совесть. Тут перед нами встает непростая задача выявить и вырвать из нашей жизни основной корень неправды. Заметим при этом, что производимый ей грех, несмотря на свой отпугивающий образ, должен послужить нам точным ориентиром, этаким маркером для определения местонахождения главной причины, из-за которой мы вступили на путь неправды и стали грешить. «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие. В доме твоем не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий делающий неправду» (Втор. 25:13–16). Всякий раз, когда речь заходит о правде или неправде, мы должны понимать, что это не просто сугубо индивидуальный путь человека, это путь взаимоотношений как с Богом, так и с людьми, что мы прекрасно увидели на примере отношений Иова и его «друзей». В Книге Второзаконие показана одна из основных целей, которую преследует неправда, — это улучшить свое положение за счет другого. Двойные стандарты, которые проявляются в желании обвесить или недомерить, говорят о порочном сердце владельца этих гирь и ефы, которые собой как бы материализуют грех. А такое желание неизбежно приводит к лицемерию. Позиция двойных стандартов заключается в том, что наши собственные желания и амбиции подавляют права других, и вследствие этого человек позволяет себе то, что не позволяет другим. Таковы люди, о которых говорит и пророк Исаия: «...будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого» (Ис. 29:20,21). Главная опасность здесь скрыта даже не в методах, которые мы видим, а в заранее заготовленных двояких мерах, что является грехом намеренным и, значит, более циничным. Однако для того, чтобы иметь возможность критично оценить собственное положение, нам все-таки необходимо обратить внимание на то, каким образом действует поборник неправды. Следует отметить, что поборник неправды — это не просто сбившийся с пути правды человек, нет, это человек, который уже ревностно оберегает такой образ жизни. Он запутывает своего противника в словах, в его речи нет ни логики, ни связи, в ней много лжи и домыслов, которые в его глазах являются неоспоримыми фактами. Такой человек приложит все усилия, чтобы не был услышан голос правды: он будет «кивать» на других, клеветать на них, страшить их, его риторика может быть изрядно религиозна и экспансивна. Что интересно, подобное поведение в таком человеке зачастую проявляется именно в тот момент, когда его путь пересекается с путем правого. Соответственно, первая его реакция — оттолкнуть правого, чтобы занять его положение. При этом мы здесь не говорим о какой-то случайной ошибке или даже согрешении, речь идет о принципиальном отступлении от позиций праведной жизни или, другими словами, от правды, которой должен был держаться человек. «И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет: то если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих» (Иез. 3:20). И вновь может возникнуть вопрос: что в таком случае считается ошибкой, а что отступлением? Для ответа достаточно вспомнить вопросы, которые мы поднимали выше, когда говорили об основных принципах, с которыми нам следует сверять правильность своего пути. Ведь написано: «Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Пс. 24:10). Поэтому если вдруг Бог положил на пути человека преткновение вместо милости, это является верным признаком того, что тот отступил от заветов, записанных в Слове Божьем, и Его откровений. Бог никогда не положит преткновения на пути праведника, если тот твердо намерен следовать по пути правды и не допускает в свое сердце какой-нибудь кривизны. Но как только Господь находит в сердце человека неправду и, как следствие, лукавство и лицемерие, пусть даже без видимых еще проявлений, значит, в скором будущем на пути такого человека неизбежно появится преткновение. Но появится оно не просто так, а для того, чтобы он, споткнувшись, имел возможность одуматься. И слава Богу, если человек поймет и исправится сам, однако зачастую такие люди (особенно если мы говорим о болезни духовного младенчества) нуждаются в помощи и вразумлении со стороны, о чем и говорит пророк Иезекииль, упоминая вразумляющего. Итак, отступление от правды губит человека, при этом его не могут спасти даже все его хорошие поступки, сделанные в прошлом. Ведь мы же знаем, что не заслуги важны перед Господом, как и не промахи или прошлые согрешения. Важно то, в каком состоянии находится сейчас человек, и по какому пути он движется в данный момент, тем более Господь волен забрать человека в любое время. Правда похожа на манну небесную: ей невозможно запастись, но если ее нет, человек умирает от голода. Следовательно, правда может быть актуальна только сегодня, потому что завтра будут уже другие задачи! Если исходить из этого, то любой праведник, сошедший с пути правды, неминуемо погибнет, потому что грешит, а беззаконник, вступивший на путь правды, всегда будет жить для Господа, потому что его направление на данный момент — это направление к Богу. «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет» (Иез. 18:21,22). Первый вывод, который мы можем сделать в этой главе, — это то, что у человека вставшего на путь неправды неминуемо возникнет преткновение, источник которого не обязательно должен быть негативным. Наоборот, зачастую преткновение вызывает как раз-таки сама правда, вступающая в конфликт с ложными убеждениями отступившего человека или даже целого народа, как это было в случае с Израилем, который споткнулся о камень преткновения, который есть Христос. Второе, что можно уверенно сказать, — это то, что в жизни такого человека независимо от его желания появляется сопутствующий грех. При этом тайным мотивом такого греха и его основной целью становится подсознательное желание обойти существующую правду всеми возможными способами и оправдать свой ложный путь. По этой же самой причине Моисей, изобличая дела неправды, предостерегал свой народ от уклонения с пути правды, чтобы это не помешало им овладеть землей обетованной и безопасно жить на ней. В Книге Второзаконие говорится: «Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 16:19,20). Извращение закона и предвзятость, упомянутые в этом примере, и являются теми способами, которые помогают обойти острые углы правды. При этом еще раз повторюсь, что первое очень плотно переплетается со вторым, поскольку таким преткновением, как правило, становятся люди, несущие правду. «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды. Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды. И бедному не потворствуй в тяжбе его» (Исх. 23:1–3). Поводов для предвзятости, как мы видим, хоть отбавляй, и все они проявляются именно в том, в чем слаб человек: либо в лицеприятных связях, которые становятся дороже правды, либо в сребролюбии или любви к подаркам, либо в человеке просыпается завистник или клеветник, охотно доверяющий слухам и сплетням. Заметьте, что повязать с нечестивыми может любое общее дело с ними — так называемое ярмо, в которое впрягся человек, а также страх перед мнением большинства или же потворство бедному, только потому что он бедный (как высказался Моисей, имея в виду излишнюю душевную сентиментальность). Вывод один — лучше нам быть «помешанными» на поиске правды, чем вариться в собственных домыслах, имея при этом сомнительные дела и плоды, и думать, что это и есть правда. Для таких Господь говорит следующее: «Я покажу правду твою и дела твои; и они будут не в пользу тебе» (Ис. 57:12). Но как сказано: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11:31,32). Судить самого себя в нашем случае значит исследовать свою жизнь так, чтобы неправда, которую мы считали правдой, была выявлена и обезврежена посредством Слова Божьего при научении Духа Святого нами самими, а не Богом, как Судьей. Если мы это сделаем сами, нам станет гораздо понятнее, что заблуждение, в котором мы пребывали, было не на пользу нам. Мы уже читали у пророка Исаии, что Господу становится противно, когда Он видит, что народ оставляет суд и правду, когда в сердцах царствует ложь и клевета, а удаляющегося от зла подвергают оскорблению, и нет нигде заступника. Поэтому Он встает и выходит на брань, чтобы отомстить за поруганную правду, «и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его. И Он возложил на Себя правду, как броню, и шлем спасения — на главу Свою; и облекся в ризу мщения, как в одежду, и покрыл Себя ревностью, как плащом. По мере возмездия, по этой мере Он воздаст противникам Своим» (Ис. 59:16–18). Но неужели противник или противящийся Его воле — это определение для детей своего Отца? Нет, это не должно принадлежать нам. В нас должна струиться другая жизнь — жизнь жажды по Богу и Его правде! Правда для детей Божьих должна быть, как для бизнесмена выгода, в которой находится весь смысл его дела. Если нет правды, то и смысл в жизни пропадает полностью. Именно поэтому Моисей так настойчиво и призывает: «Правды, правды ищи, дабы ты был жив.». Достаточно заглянуть в глаза человеку увлеченному, горящему какой-либо идеей, чтобы понять, насколько велика должна быть в нас жажда по правде и по Богу. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Так ли это на самом деле? Что мы ищем в первую очередь: того, что нам поесть, попить, и во что одеться, или же Царства Небесного как цели, и правды — как пути к нему? Если ищем Царства каким-то иным путем, пытаясь обойти неудобные для нас места, то боюсь до Него нам никогда не дойти, сколько бы о Нем мы не мечтали. Посему, да исследуем себя, пока еще есть время, чтобы нам не заснуть и не унаследовать с этим миром день ярости Его. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение — день пролетит как мякина — доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1–3). Увидеть и осознать свою неправду — это значит дать старт поиску правды. Но после покаяния и отречения от старого образа жизни, в котором мы некогда пребывали, начинается нелегкий путь обретения правды и смысла жизни, почему мы и не умираем в ту же самую минуту, когда отдаем свое сердце Христу. Какой смысл жить дальше, если главное в жизни свершилось — мы спасены и нашли Бога? Многие так и не находят ответа на этот вопрос. Вот обычная картина: большинство людей, придя к Богу, после первого порыва любви так и не находят смысла и, как следствие, растворяются и угасают в море религиозных правил и традиций. А некоторые же, имея в своей прежней жизни хоть какой-то смысл и радость, наоборот теряют и их. Зачастую это происходит потому, что они не видят, в чем суть следования за Христовыми поступками, которые от них требует церковь, пастор, и, конечно же, Слово Божье. Все мы понимаем, что поступать хорошо и жить по заповедям Христовым — это правильно, но не у всех это получается, потому что помимо правил и порой такого далекого для многих Царства Небесного должно существовать еще и побуждение к движению в жизни. Возникает вопрос: когда же мы приобретаем это удивительное побуждение, которое придает смысл нашей новой жизни и мотивирует все наши поступки и даже саму веру? Это приходит тогда, когда перед нами открывается наш собственный путь правды, задуманный лично для нас Всевышним. Насколько это прекрасно — быть движимым вдохновляющей правдой, а не пинками или мольбами наставников и ударами судьбы. Насколько это хорошо просыпаться по утрам и чувствовать, что ты нужен Богу и людям, у тебя есть виденье от Отца, и что от тебя не бегут из-за того, что ты создаешь проблемы, но к тебе тянутся, потому что ты помогаешь людям и даешь им силы. Давайте, наконец, дадим старт поиску правды и исследуем свою жизнь, разобрав свои дела внимательно. Быть может, они через призму каких-то ложных убеждений лишь выглядят делами правды, являясь на самом деле производной неправды. Будут ли они в таком случае нам на пользу? Не лучше ли признать этот факт и отказаться от них, чтобы нам без груза прошлого прямо, не хромая, твердо вступить на путь правды? Если наш ответ да, то мы подходим еще к одному важному процессу — осознанию своей неправды, чтобы в дальнейшем суметь отказаться от нее и принести это на Божий алтарь как жертву ради торжества правды. «Приносите жертвы правды» «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?.. размыслите в сердцах ваших, на ложах ваших, и утишитесь. Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» (Пс. 4:2–3, 5–6). Если вы тот человек, который был склонен отдавать свое время и сердце больше суетному, чем Богу, если ваше внимание притягивала больше чья-то неправда или угождающая тайным желаниям ложь, чем поиск истины и своего призвания, если вы постоянно недовольны кем-либо, то этот призыв точно к вам. Можете вы это или нет, но чтобы встать на сторону правды, необходимо всю эту неправду принести на жертвенник правды. Не стоит обольщаться и думать, что речь идет лишь о каких-то язычниках или неверующих людях. Наоборот, наблюдая, что происходит вокруг, и видя все больше и больше отступлений, Давид обращается непосредственно к Божьему народу и говорит о неправде, творящейся в его среде. «Слушайте, дальние, что сделаю Я: и вы, ближние, познайте могущество Мое. Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: „кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?“ Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет. Глаза твои увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную» (Ис. 33:13–17). Посмотрите, насколько интересна сама постановка вопроса в этом отрывке в контексте всей 33-й главы. Несмотря на то, что упоминаются как дальние, то есть прочие народы, так и ближние, то есть Божий народ, Господь все же обращается к нечестивым грешникам на Сионе. И им же несколько раньше Он напоминает о возвращении суда и правды в Божий дом: «Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою» (Ис. 33:5). Мы уже говорили о том, что время начаться суду с дома Божьего, то есть с Церкви, в нашем случае речь идет примерно о том же. Однако Исаия не говорит напрямую о суде, он пытается заглянуть дальше, и, как бы минуя механизм Божьего суда, предлагает нам поразмышлять над судьбой человека, попавшего в присутствие Самого Бога, но каким-то образом избежавшего этого суда. Уникальным в этом отношении становится 14-й стих, который сравнивает Господа с огнем пожирающим, указывая таким образом нам на следующую постановку вопроса: «кто из нас может жить при огне пожирающем?» Но вы можете спросить: «Что это тогда за огонь, что за вечное пламя? Быть может, Господь имеет в виду ад?» «Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?» (Пс. 78:5). Наверно, я скажу не совсем понятные, на первый взгляд, вещи, но ад по сравнению с этим вечным пламенем вполне может оказаться для таких грешников на Сионе даже милостью. Нет ничего общего между светом и тьмою, поэтому когда появляется свет, тьма просто исчезает, иными словами, перестает существовать. Таким образом, те, кто имеет в себе этот грех, по словам пророка Исаии, даже если и попадут на высоту Небес, не смогут выжить там в присутствии этого огня, поскольку будут в один миг испепелены им. Получается, что в аду, несмотря на всю вечность мучений его, у людей может появиться хоть какая-то надежда на избавление, а в присутствии Всемогущего такой грешник пропадает навсегда. О каком же страшном грехе, творящемся на Сионе, идет тогда речь? Прежде всего Господь обличает Свой народ в том, что некоторые так называемые грешники на Сионе не ходят в правде и не говорят истину. Все остальное, о чем мы читаем далее у пророка, это лишь следствие, вытекающее из главного. Постоянно сталкиваясь с этим вопросом, мы видим практически одну и ту же картину: что пророки, что апостолы, раскрывая суть исполнения или неисполнения правды, каждый раз для доказательства своих слов приводят различные примеры праведных или неправедных дел. Для людей, пытающихся найти некий философский камень, дающий им ответы на все вопросы, это означает лишь то, что его попросту нет, поскольку нет единой универсальной модели поступков, которая позволила бы нам исполнить нашу правду. В противном случае вышло бы нечто вроде христианского талмуда, регламентирующего всю жизнь, начиная с религиозно-правовых отношений и заканчивая обычным бытом человека. Но не этого хочет Господь. Он хочет живых отношений, поэтому, прежде всего, фокусирует наше внимание на самом главном — на исполнении правды в контексте Его замысла, который аккумулирует в себе причину всех причин, а уж потом если это не исполняется, речь заходит о частностях в зависимости от конкретного промаха. Однако есть частности, степень влияния которых на жизнь человека очень высока. Поэтому ради безопасности нашей жизни необходимо в процессе осознания неправды увидеть эти проявления и уничтожить причину их происхождения. Безусловно, порой не очень просто это сделать, ведь чем грех влиятельней, тем он более изощрен в своем лукавстве. На один из таких лукавых приемов неправды обращает наше внимание и пророк Исаия. По его словам, излюбленными местами, на которых паразитирует неправда, являются уши и глаза: «... затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» (Ис. 33:15). Но пророк не говорит о том, что нам теперь каким-то образом надо закрыть эти органы, он говорит, скорее, о рассудке, который отвечает за эти органы. Другими словами, под чьей властью находится мозг, дающий команду ушам слушать и глазам смотреть? Если человека больше заботит что-то негативное, или его внимание в основном направлено на что-то греховное, значит сфера его интересов все еще находится не в высоте Небес, а где-то на уровне плоти и человеческих эмоций. Соответственно, даже если такого человека начинает заботить наличие греха в собственной жизни, то властвующие в его жизни интересы этого мира, вероятнее всего, подтолкнут его на борьбу с результатом греха, что является следствием, нежели на устранение причины, суть которой — отсутствие правды. Если же человек озабочен исполнением правды, то все его внимание будут сосредоточено на Горнем. «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1). Такой человек будет заинтересован в устранении внутренней причины того, что мешает ему искать Горнего, а не в корректировании лишь своего внешнего поведения. Если же человек не ищет Горнего, то он будет увлекаем и обольщаем любыми другими заботами, цель которых вызвать в нем лишь чувства томления, безразличия, суеты, блуждания, недовольства, дабы он постоянно был под контролем мыслей этого мира, а не ведом Божьим откровением. Итак, мы видим, что контролируемые низменными побуждениями глаза и уши у того, кто свернул на путь неправды, невольно будут цепляться только за то, что не создаст им проблем. Поэтому ему интересней будет обращать внимание на сплетни, клевету, лесть, ссоры, зависть, ересь, а так же на любую другую информацию, отвлекающую его разум от поиска правды и голоса совести. Выбор у такого человека невелик: обманутому неправдой разуму приходится пользоваться информацией, которая может поступить только из лагеря противника, который является автором любого зла. Следовательно, этому человеку тяжело будет исполнить правду, так как в его жизни нет никакого стремления подавить всю эту суету, беспокойство и ложь. Так же и Давид, посвятил весь свой 14-й псалом ответу на поставленный вопрос о Горнем. «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек» (Пс. 14). Удивительно похожий вопрос находит удивительно похожий ответ. Лишь немного изменив последовательность в начале своего довольно серьезного списка грехов, не дающих человеку возможность оказаться на Небе и пребывать там, Давид, как и Исаия, первым делом указывает на основную причину, которая не позволит человеку пустить эти грехи в свою жизнь. Имея серьезный опыт отношений с Богом и людьми, состоящий не только из удач и побед, но также и из собственных ошибок, Давид со знанием дела указывает на то единственное, что может помочь нам в этом нелегком подъеме на Святую Гору. Лишь дорогой правды мы можем взойти на Святую Гору, потому что только действующая в нашей жизни правда в состоянии поднять нас над любыми посягающими на нашу жизнь искушениями и грехами. Правда, равно как и говорение истины, стоят в псалме и у пророка Исаии во главе угла, все же остальное, как мы уже убедились, является лишь следствием выбора между правдой и ее противоположностью. Однако Давид делает очень любопытную оговорку насчет истины: «... говорит истину в сердце своем...». Я думаю, не надо каких-то особых откровений, чтобы догадаться, почему человек сначала должен говорить истину себе самому. Очевидно, что если мы не научимся делать этого, то станем похожи на человека из притчи Иисуса, который не в состоянии был увидеть бревна в собственном глазе, зато мог спокойно разглядеть в глазах других даже соломинку (Лк. 6:41,42). Сказать истину в своем сердце означает признать правду свыше, что и будет являться первым шагом на пути ее восстановления. Правда может быть видна только в свете Божьей истины. Мы сами можем перепутать правду с неправдой, но знание истины не даст нам этого сделать. Нам также будет легче не сбиться с пути правды, если мы подумаем о том, как бы в той или иной ситуации поступил на нашем месте Иисус Христос. Но как же нам быть с частностями, о которых упоминает Давид? Ведь куда ни глянь, все сводится к непростым отношениям между людьми. Хотим мы этого или нет, но именно из отношений состоит вся наша жизнь. Поэтому мы можем либо все осложнить, отравив наши отношения всякой неправдой, либо отказаться от этого, возложив данный грех на жертвенник ради торжества правды. Практически весь «компромат», который перечисляет Давид в 14-м псалме, можно отчетливо проследить и в жизни так называемых друзей Иова. С помощью примеров из их жизни, которые мы разбирали выше, и псалма Давида, который как бы кратко делает вывод относительно мотивов и действий такого типа людей, становится достаточно ясно, как действует неправда в жизни людей. Во-первых, неправда имеет свойство заглушать голос истины, это означает, что человек, имея даже явный грех, до последнего будет находить оправдание своим действиям или мыслям, нежели соглашаться с истиной, которая обличает его. Во-вторых, и это прекрасно видно по поступкам «друзей» Иова, такой человек либо будет клеветать языком своим, либо с легкостью будет принимать поношение на ближнего своего. Все это, а также многое другое, о чем мы уже не раз говорили, можно назвать деланием зла искреннему своему. Но кто такой искренний? Это человек, который, как Иов, не имеет за душой ничего, кроме того, что говорит и делает. Проще говоря, это нелицемерный, простой и открытый человек. Дает ли нам это право творить зло неискренним людям? Конечно нет, ибо Иисус призывает любить даже врагов. Однако об искренних речь здесь заходит не зря, потому что такая форма отношений — творить зло искреннему своему, то есть своему другу, является крайней и называется предательством. А это уже не просто ошибка, которая была совершена по неосторожности и в итоге привела к злу, это уже грех человека, переступившего все границы совести и поправшего самое святое в отношениях между друзьями — доверие. Конец таких отношений описывает пророк Иеремия, рисуя довольно угнетающую картину: «Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь. Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» (Иер. 9:3–5). Обычно такие люди очень быстро перестают замечать раны, которые они наносят другим, и уже вскоре начинают равнодушно проходить мимо отверженных людей. Для того, кто идет путем неправды, будет проще найти общий язык с теми, кто не любит Бога, чем с братьями по вере, утверждающими другое видение. В итоге такой человек теряет твердость веры и становится неверным. Напротив, тот, кто следует путем правды, будет проявлять верность во всем, даже если он поклянется во вред самому себе или, как написано в синодальном переводе Библии: «… кто клянется, хотя бы злому (для себя — от авт.), и не изменяет...». Соответственно человека, идущего путем правды, никогда не будет беспокоить собственная выгода или корысть, и, значит, он будет лишен всякого искушения обидеть невинного или слабого ради денег или сохранения собственного авторитета. Давид заканчивает свой псалом жизнеутверждающей мыслью: «Поступающий так не поколеблется вовек». Напомню, что эту истину о твердости пути человека, верного принципам правды, мы довольно детально разбирали раньше в главе «Утвержденная правда». Примеров неправды в Библии предостаточно, но для того чтобы разобраться с самими собой и понять, на каком пути мы находимся, не обязательно перечислять все, достаточно уяснить одно главное правило, которое вытекает из этих примеров. Если необходимое беспокойство о состоянии нашего собственного пути правды, в какой-то момент отступив на задний план, подавляется мнимой заботой о пути правды другого человека, то это может считаться видимой отправной точкой пути неправды. Я сказал видимой, потому что зачастую человеку, свернувшему с пути правды, становится намного тяжелее распознать главную причину своего отступления. Он полагает, что никакой причины и нет, а на самом деле она есть и сводится к неправильным отношениям с Богом. Однако та необычность, которая присутствует в отношениях между Богом и человеком, требует от последнего постоянного и неусыпного бдения, но, как водится, человек никогда не замечает, когда он засыпает. И случается так, что в наших розовых снах хорошие отношения с Богом все еще продолжаются, а на самом деле реальных отношений уже давно нет. Поэтому последним видимым признаком разрушения отношений с Богом для таких людей является начало разрушения отношений с близкими им людьми. В отношениях с людьми все выглядит иначе: люди, равно как и наши к ним чувства, всегда перед нами, и если мы не имеем в виду особ с прожженной совестью, то нам ничто не мешает взглянуть правде в глаза и честно в контексте Слова Божьего рассмотреть все отношения, которые мы имеем с окружающими. Таким образом, мы сможем дать правильную оценку своим собственным отношениям с Богом. «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Насколько близки между собой основные две заповеди о любви к Богу и любви к ближнему, которые дал нам Христос, настолько же близки и их плоды в нашей жизни, с помощью которых мы можем безошибочно определить направление нашего пути. Мы должны честно ответить себе, является ли то беспокойство, которое мы испытываем по отношению к другому человеку, настоящей любовью и заботой о нем, или же это всего лишь мысль, оправдывающая и прикрывающая наше собственное недовольство, раздражение, зависть или обиду по отношению к этому человеку. Если же факт лицемерия действительно присутствует в нашей жизни, то мы, набравшись сил, должны признаться в этом. А это станет не просто первым шагом на пути правды, но основной жертвой, которую мы с чистым сердцем возложим на алтарь перед Господом ради торжества Божьей правды в нашей жизни. Следующие жертвы, которые мы приносим реальным изменением своих отношений с теми людьми, которых мы некогда невзлюбили или успели обидеть, должны показать лишь серьезность наших намерений в следовании этим новым путем. Для того чтобы лучше проиллюстрировать мысль о том, насколько порой непросто бывает приносить эти жертвы, я позволю себе продолжить мысль одной известной писательницы Джордж Элиот, которая когда-то сказала: «Наши деяния подобны детям, родившимся от нас, они живут и действуют, не считаясь с нашей волей». Потому-то и бывает так трудно возносить их на жертвенник, когда приходит необходимость восстанавливать Божью правду. Ибо все они для нас — словно любимые дети, с которыми не хочется прощаться. Если же мы не сделаем этот выбор и не поступим так, как хочет от нас Бог, то дальнейшая жизнь в неправде непременно подведет нас к следующему этапу своего развития — так называемому злому намерению, о котором Давид говорил так: «Они утвердились в злом намерении; совещались скрыть сеть; говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца» (Пс. 63:6,7). Исходя из прочитанных слов, мы видим, что такие люди впоследствии утверждаются, но, увы, не в том, что называется исследованием собственной жизни, а в расследовании жизней других людей (вспомните «друзей» Иова). Однако для нас Бог — это Бог не чужой правды, а Бог нашей правды, как об этом хорошо молился Давид: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!..» (Пс. 4:2). Поэтому нет никакого смысла искать с Богом правды или неправды в жизнях других людей, проводя «расследование... даже до внутренней жизни другого человека», зато всегда имеет смысл говорить с Ним о правде или неправде, расследуя перед Ним собственную жизнь, по правилам святой четы, которые хорошо изложил в своем втором послании апостол Петр: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью, — то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа; а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине» (2 Пет. 1:3–12). Для того чтобы нам прожить жизнь в необходимом благочестии, мы имеем от Бога все нужное, или, как говорит Петр, потребное от Его силы, то есть определенный комплект дарований, проявление которых в нашей жизни делает нас причастниками Божеского естества. Вместе с тем благодаря стараниям по умножению этих дарований, по словам апостола, мы познаем и Самого Иисуса Христа, призвавшего нас славою и благостью. Но что значит благочестие, для проявления которого мы имеем все потребное от Бога? Благочестие бывает как в отношениях между человеком и Богом, так и в отношениях между человеком и человеком. Благочестие в человеческих отношениях (если использовать еврейское значение этого слова «хесед») обозначает, прежде всего, взаимоотношения между друзьями или союзниками; это привязанность, предполагающая действенную и верную взаимопомощь. Еврейское выражение «соделать хесед» указывает на проявление благочестия в действиях, сущность которых заключается в сострадательной доброте. Благочестие в отношениях с Богом — это очень крепкая человеческая связь с Богом, заключающаяся не в обрядах, а во вдохновляющей любви, радостной хвале и полном уповании на Бога. В пастырских посланиях Павла Тимофею благочестие названо в числе основных добродетелей не только пастыря, но и обычного Божьего человека: «Ты же, человек Божий... преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим. 6:11). Вслед за правдой, которую Павел как главную цель ставит на первое место, мы тут же встречаем благочестие, за которым следует любовь, вера и кротость. Все эти понятия нераздельны и в своем проявлении являются родственными, потому что преследуют ту самую главную и единственную цель — преуспевать в правде. Итак, только в благочестии мы можем осуществлять поиски в правильном направлении и правильно познавать Бога и правду своей жизни. На практике же это выглядит как старание в проявлении определенной последовательности качеств, которые удаляют нас от господствующих в этом мире растлений: «… прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». То самое старание, о котором говорит Петр, и есть труд, благодаря которому мы приносим благоуханные жертвы для торжества правды, что в итоге приводит нас к благочестию — высшей форме почитания Бога и служения людям. Первое, что идет в этом списке, — это вера, которая, как говорит слово Божье, без дел мертва: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:20). Поэтому и показать мы можем свою веру лишь через добрые дела. Но добрые не значит глупые, потому что наша нерассудительная доброта или милость, дающая поблажку в делах неправды, как мы говорили раньше, может привести порой к еще большей трагедии, усугубляющей духовное растление человека, к которому мы проявляем это «добро». Отсюда выходит, что в доброте мы всегда должны действовать с мудрой кротостью, рассуждая, к чему такая доброта может привести. Именно об этой мудрой кротости и говорит нам четвертое качество — рассудительность, которое позволяет нам не отпасть от Божеского естества и твердо держаться своего призвания. В рассудительности же, которая порой нас может завести очень далеко, мы должны держаться воздержания. Недаром мудрый Соломон утверждал, что рассуждение и осуждение близки, и граница между ними незаметна. Очень тяжело не перейти эту границу, забравшись в своих рассуждениях о чужих поступках на место судьи, которое нам не предназначено. Как мы видим, этот путь полон искушений, поэтому очень важно ту последовательность, которую перед нами разворачивает Петр, довести до самого конца. Здесь есть как минимум три проблемы, которые могут помешать людям пройти этот путь до конца. Первая проблема заключается в том, что человек, причисляя себя к верующим, не может подтвердить это делами. Вторая сложность связана с тем, что наши дела не просто должны быть делами, но и являть в рассудительности мудрость нашего Бога, что очень тяжело без знания Его Слова. Третий момент я считаю самым сложным и трудно различимым, потому что он подводит человека к самой тонкой черте взаимоотношений между людьми, когда в попытке отсеять плевелы, мы можем забыть о пшенице. Поэтому в воздержании, которого мы должны придерживаться, чтобы никого не осуждать, должно проявиться и наше терпение в ожидании результатов, которые нам хочется видеть немедленно. В этом мы явим то самое благочестие как по отношению к Богу, Которого любим и Которому доверяем в этом деле, так и по отношению к людям, потому что не только уважаем их, придерживаясь принципа презумпции невиновности, но, прежде всего, потому что любим, ибо написано: «… в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». И если эти качества в нас есть, то они и будут умножаться, благодаря чему мы обязательно увидим успех и плоды в познании нашего Господа Иисуса Христа. Лишь в свете проявления именно этой последовательности даров Петр видит утверждение нашего звания и избрания. Наблюдая таким образом за собой и упражняясь в этом, мы никогда не собьемся на путь неправды, но будем иметь свободный вход в Царство Небесное, о чем мы уже не раз рассуждали. Но как же в таком случае, — могут спросить некоторые, — понимать слова Иоанна: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь...» (1 Ин. 5:16). Вдруг мы в этом проявляем свое нетерпение, не говоря уже об осуждении? Во-первых, здесь Иоанн обращается к тем, у которых, как он говорит выше (1 Ин. 5:9,10), имеется свидетельство Сына Божьего в себе самом. Если вспомнить наши прошлые темы, то мы увидим, что свидетельство Сына Божьего, или, как его называет Иоанн в Книге Откровение, свидетельство Иисусово, есть не что иное, как дух пророчества, о котором мы подробно говорили в главе с одноименным названием. Другими словами, эти люди имеют так называемый «мандат любви» от Бога, а это гарантирует, что они по отношению к своему брату будут более обеспокоены Христовыми заботами, нежели своими, человеческими. Во-вторых, даже если молящийся человек еще сам не до конца устоялся в вере, но при этом совесть и сердце его чисты перед тем братом, который грешит, чтобы не обвинять его в тех же грехах, которые он способен совершить сам, то, очевидно, нет никаких препятствий для той искренней молитвы, которую он вознесет к Богу в надежде помочь своему брату. В-третьих, — и это, наверно, самое главное — Иоанн в последующих двух стихах, продолжая разговор об отношениях между братьями, доводит свою мысль до логического конца предупреждением о неправде: «Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Ин. 5:17,18). Неужели, говоря в этих стихах о неправде, Иоанн обеспокоен лишь судьбой согрешающего брата, за которого нужно молиться? Или все-таки нет? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся с так называемым грехом к смерти. Почему Иоанн несколько раз так настойчиво упоминает этот вид греха? Очевидно, что грех к смерти — это тот грех, который напрямую ведет к смерти. Большинство богословов сходятся в том, что таким грехом можно назвать грех, который человек уже полюбил и делает его открыто, не скрывая ни от кого. Так ли это на самом деле или нет, сказать трудно. Но если человек и вправду был некогда верующим, а теперь с наслаждением делает грех, вернуть его на путь правды будет, практически, невозможно, поскольку здесь налицо добровольный выбор зла при очевидном знании того, что говорит об этом Бог. Теперь давайте на минутку предположим, что человек, стоящий на пути неправды, начал беспокоиться о духовном состоянии другого человека. Что из этого получится? Если слепой не может вести слепого, то каким образом неправда одного может помочь правде другого? Также остается загадкой, как первый, будучи движим неправдой, понял, что его брат грешит? Быть может, имеющий бревно видит соломинку? Но если так, то сначала необходимо вытащить бревно, чтобы указать на соломинку. При этом мы понимаем, что речь идет о настоящем грехе, а не о каких-то предположениях или домыслах. Итак, всякая неправда есть грех, и грех вдвойне, если тот, кто следует путем неправды, ищет его в жизни других людей. Поэтому беспокойство Иоанна прежде всего направлено к тем, кого заботит согрешающий брат, а уж потом к самому согрешившему человеку, если такое согрешение конечно существует. «Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время! Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему... Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду» (Пс. 105:3–4,6). Говоря о блаженстве хранящих суд и творящих правду, автор псалма осознанно возвращает нас к мысли о покаянии в совершенном ранее беззаконии и неправде. Тем самым Слово Божье утверждает, что путь правды должен начинаться только с покаяния. Однако это не должно вылиться в простое перечисление сделанной ранее неправды, но стать осмысленным признанием ошибочности прежних путей, как это передает нам 105-й псалом. В нем мы находим достаточно примеров неисполнения правды: похоть и искушение Бога в пустыне, зависть к Моисею, сотворение тельца у Хорива и поклонение истукану, презрение земли желанной, ропот и неверие слову Господню и многое другое, что израильский народ абсолютно не замечал, пока его сердце не сокрушилось. Но «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима. Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов» (Пс. 50:19–21). В этом псалме покаяния Давид не приносит пустые жертвы за правду путем простого перечисления грехов, чего Господь никогда не принимал, но глубоко сокрушается о совершенном в своей жизни злодеянии, принимая в смирении истинное намерение своего Бога. Он просит: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). И мы видим, что такое стремление приятно Богу, и только такая жертва правды благоугодна Вседержителю. Покаявшись за грехи и за всю неправду, сделанную его народом, автор 105-го псалма просит: «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою» (Пс. 105:47). Да, по милости Своей Господь собирает народ, однако нас в данный момент будет интересовать не это, а причина, по которой Господь наказывает и рассеивает Свой народ, чтобы и нам больше не совершить таких же ошибок. Суть же этих ошибок сводится к одному: народ, который называется Божьим народом, в действительности перестает быть таковым. «И узнают народы, что дом Израилев был переселен за неправду свою; за то, что они поступали вероломно предо Мною, Я сокрыл от них лице Мое и отдал их в руки врагов их, — и все они пали от меча» (Иез. 39:23). «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их» (Пс. 27:5). Неправда, как мы видим из приведенных выше стихов, это не просто действия, совершаемые вне Божьего замысла, но (как пишут о том Давид и Иезекииль) изначальная невнимательность к действиям Бога и проявленное вследствие этого вероломство к Нему. Ничего подобного бы не случилось, если бы сердце людей не отяжелело от закравшейся в него неправды и не стало невнимательным к действиям Бога. Все это приводит к ожесточению сердца, и оно становится вероломным не только по отношению к Богу, но и к людям. Что же собой представляет вероломство? Вероломство — это то же, что и предательство, измена верности или нарушение клятвы. Но человек, сотворенный по образу и подобию Божию, не может просто так пойти на это. «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29). Такое происходит вследствие ожесточения сердца, что, в свою очередь, является продуктом недовольства, раздражения, гордости, зависти, похоти и всякой другой неправды, которой человек позволил зародиться в своем сердце. Господь создал человека не просто правдивым, но правым, то есть полностью приготовленным для исполнения определенного Божьего замысла. Это означает, что в человеке есть все для этого в достаточном и совершенном виде. Ему остается лишь очистить свое сердце и отказаться от прежних негодных желаний и помыслов. Но как же совершить в жизни этот непростой поворот? Конечно, только с Его помощью. Библия говорит, что «сядет (Господь — от авт.) переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал. 3:3,4). Господь, понимая всю сложность данного процесса для человека, и то, что в большинстве случаев тот не в состоянии будет сам инициировать подобное принесение жертвы, обещает Сам лично помочь ему в этом деле. И помощь эта будет состоять в том, что Он сядет и, не торопясь, раз за разом начнет очищать Свое серебро, то бишь нас, тщательно переплавляя его. Итак, мы снова встречаемся с напоминанием, которое в Новом Завете апостол Петр выразил словами о суде, которому надлежит начаться с Дома Божьего. Цель переплавки заключается в том, чтобы мы впоследствии могли приносить жертвы, творя правду так же, как это делали Божьи праведники «во дни древние и лета прежние». И уже в следующей 4-й главе пророк Малахия объясняет, почему Господь хочет увидеть в Своем народе то же, что Он видел «во дни древние и лета прежние». Давайте вспомним еще одно аналогичное место из Писания, где наш Господь, будучи обеспокоен творящейся неправдой в среде Божьего народа, и, в первую очередь, среди его лидеров, через Своего пророка призывает нас остановиться и, вспомнив лета прежние, обратиться на пути древние. «Как источник извергает из себя воду, так он (Иерусалим — от авт.) источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицем Моим — всегда обиды и раны... Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника — все действуют лживо; врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: „мир! мир!“, а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: не пойдем» (Иер. 6:7, 13–16). Мы не будем больше рассуждать об обидах и ранах, которые наносят друг другу дети Божьи, или о корысти пророков и священников, которые не озабочены здоровьем Божьего стада, поскольку больны сами и делают мерзости перед Богом. Давайте лучше обратимся к следующему совету от Господа, который Он дает нам с одной единственной целью: сделать возможным Свое возвращение к нам. Итак, первое, что Господь предлагает, — это остановиться на путях неправды. Что собой представляют эти пути неправды, надеюсь, мы благодаря всему пройденному выше материалу, наконец, разобрались. Во-вторых, нам необходимо рассмотреть, где мы с этой неправдой оказались и понять, что же мы делали не так. С этим, я полагаю, мы также справились. В-третьих, расспросить о путях древних, где среди множества путей есть путь добрый. Этот и следующие за ним советы теперь играют для нас ключевую роль. «Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу — на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои» (Иер. 31:21). Возникает следующий вопрос: у кого расспросить, кто является этими путевыми знаками и столбами, указывающими нам на правильность движения? Быть может, у старцев или знающих и мудрых людей? Аминь. Если они не ошибались, то укажут правильно. Но кто нам в свете Божьего замысла гарантирует, что они не заблуждаются, тем более примеров подобного заблуждения таких «мудрых и старцев» в Библии не счесть? Думаю, что остается лишь один единственный авторитетный источник — это Сам Господь и Его Слово. И что же нам говорит о древних путях Божье Слово? Этому мы посвятим всю следующую главу, для чего вновь вернемся к пророку Малахии. Напомню еще раз: мы говорим о том самом обосновании Божьего призыва, который Он адресовал Своему отступившему народу, чтобы тот вернулся на пути древние. Таким образом Господь желает напомнить Своим потерявшимся и заблудшим детям о достоинстве их отцов, которое Он видел еще в те далекие и древние дни у Своих избранников и которое так беззаботно потеряли мы. «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5,6). Данный текст, как и сама Книга Малахии, не случайно оказались последними во всем Ветхом Завете. Эти строки, по замыслу Всевышнего, пророческим образом указывают нам на единственно возможное средство, которое может привести падшее человечество к наступлению эры Нового Завета с Богом. Выходит, что и наш путь правды также должен начать свое движение с такого же обращения сердца, о котором говорит Господь через Своего пророка, чтобы освободиться от прежнего ветхого образа жизни и мысли. «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему» Кто же такой Илия, которого должен был послать Отец перед наступлением дня Господня, чтобы обратить сердца отцов к детям? Я склонен видеть в этом посланнике не просто Иоанна Крестителя, о котором Иисус в ответ на вопрос Своих учеников сказал: «...правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф. 17:11–13). Несмотря на это утверждение Христа, само Писание подводит нас к мысли, что речь идет не только об одном конкретно взятом человеке, а о чем-то большем, что не может быть вызвано действиями пусть даже такого великого, но человека. Иоанн для своего времени, которое было временем земного воплощения Иисуса Христа, так же, как и Сам Спаситель, явился олицетворенным образом предтечи Господа — того самого духа Илии, который непременно должен был прийти перед Спасителем и произвести в людях работу, о которой мы и собираемся сейчас говорить. Но странно было бы предполагать, что в этой работе нуждалось лишь поколение, живущее во времена Иисуса Христа. Безусловно, нет. В этом нуждаются абсолютно все народы и все поколения земли, в сердца которых желает прийти Спаситель. Давайте внимательно прочитаем, что сказал Ангел Господень об Иоанне Крестителе его отцу Захарии, когда предвещал ему чудесное рождение его ребенка: «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:15–17). Далее станет видно, почему, говоря о миссии Иоанна Крестителя, Слово Божье чаще прибегает не к личности самого Иоанна, а к силе и духу Илии, которые он олицетворял. В чем загадка этого феномена? Ключ к разгадке мы можем найти, если поразмышляем над словами Иисуса, которые Он сказал ученикам: «… Илия должен придти прежде и устроить всё…». Прийти прежде кого? Прежде Христа. Устроить что? Всё, что будет необходимо, «дабы представить Господу народ приготовленный». Приготовленный к чему? К Царству Небесному, к которому человек может прийти лишь по дороге правды, подготовленный к трудностям и борьбе за это Царство. В Библии написано: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). И первое, что предвосхищает эту борьбу, это твердое решение, подобно отважившемуся на службу солдату, которому сначала необходимо было принять взвешенное решение и дать твердое согласие на службу. Без этого решения он даже не имел права встать в строй. Это очень серьезная и необходимая работа, через которую должны пройти все, встающие на путь правды. Эта работа и содержит в себе то самое многозначительное «всё», которое должен устроить в нашем сердце приходящий дух Илии. «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: „вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою “. „Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему “. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:1–5). Глас, вопиющий в пустыне — это слова, проповедуемые тем, кто жаждет что-либо изменить в своей жизни, тем, кто готов пойти ради истины и спасения даже в пустыню, чтобы, наконец, услышать: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Но на этот раз у Марка мы читаем, что должен прийти некий Ангел и приготовить путь Спасителя в человеческих сердцах, прежде чем туда придет Сам Христос. Приготовить тем, что донести людям суть и цель покаяния. У Иоанна Крестителя это служение именовалось «крещением покаяния». А вот приготавливать и выпрямлять стези Слово Божье рекомендует уже нам самим. Именно это намерение, по словам Библии, открывает в жизни человека дорогу для Господа. Евангелисты Марк и Лука, вспоминая пророчества Малахии и Исаии при описании миссии Иоанна Крестителя, дают нам четкие рекомендации, каким образом необходимо приготовить в своем сердце путь Господу, дабы выпрямить все, что мы скривили за свою прежнюю жизнь. Написано, что «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк. 3:5,6). Лишь так, по утверждению Иоанна Крестителя, который, в свою очередь, цитирует Исаию, плоть может узреть необходимое ей спасение. Данная работа покаяния и исповедания грехов непременно должна произойти в жизнях тех людей, которые следуют путем неправды. Христос стучится как в сердце еще не спасенных людей, так и в сердце спасенных, но отступивших некогда от правды. Давайте вспомним солдата, который принял решение служить, то есть оставить свой прежний образ жизни. Наше решение быть с Господом также требует от нас подобного шага, который со времен Иоанна Крестителя называется крещением покаяния. Сам Иисус указывал на важность и необходимость этого момента, без которого человек не сможет родиться свыше, когда говорил об этом с фарисеем по имени Никодим: «…истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Раньше, когда я читал эти слова в Библии, у меня часто возникал вопрос: почему такое важное рождение от Духа Святого стоит на втором месте? И еще: почему далее Господь объясняет нам лишь значение рождения от Духа Святого и как бы нарочно умалчивает о рождении от воды? В свете того, о чем мы говорили, ответ очевиден. Дело в том, что когда Иисус говорил о рождении от воды, Он не мог иметь в виду ничего другого, кроме крещения покаяния в водах реки Иордана, которое проповедовал и на котором настаивал для ознаменования исповедания грехов Иоанн Креститель. На тот момент не было никакого другого подходящего по смыслу события, которое мог бы привести в пример Иисус, и о котором мог знать Никодим. Поэтому, прежде чем говорить о наиважнейшей доктрине рождения от Духа, Иисус обратил наше внимание на необходимость исправления прежних путей, назвав это рождением от воды. А указанная Христом последовательность утверждает, что рождение от Духа Святого не может произойти без рождения от воды, иначе пути для Господа в сердце человека, о которых говорит Иоанн Креститель, не могут быть приготовлены. Многие усматривают в рождении от воды современное крещение. Так оно, по сути, и есть. Апостол Петр, говоря о крещении, связывает его с обещанием Богу доброй совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Пет. 3:21). И снова на ум приходит пример солдата, решившегося на службу. Только тогда он смог войти в состав армии и иметь в своей жизни все ее преимущества, когда принял то самое бесповоротное решение. И смысл здесь даже не в решении как таковом, а в надеждах и чаяниях самого сердца — действительно ли оно хочет? Если сердце не желает, то и службы не получится, потому что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию» (Рим. 6:3–4, 11–14). От того, какое именно в нашей жизни должно произойти крещение, зависит многое. Безусловно, каждый волен выбирать сам, но Слово Божье нам категорично заявляет, что без исправления путей неправды, то есть крещения покаяния, человек не может иметь рождение свыше. Поэтому Павел, говоря о крещении, напоминает нам, что, войдя в эту новую жизнь, мы не можем теперь повиноваться похоти и предавать свои члены греху как орудия неправды. Обратите внимание, что в приведенном выше отрывке из Послания к Римлянам апостол Павел говорит с нами, как с равными, или, другими словами, как с окончательно определившимися людьми. Отправной точкой такой обновленной жизни является, по словам Павла, именно крещение, когда мы, совлекая с себя старую природу и погружаясь либо в купель, либо в реку, либо в какой-то другой водоем, заявляем тем самым во всеуслышание перед самими собой, людьми, всем духовным миром и Самим Богом, что принимаем ответственность не только за себя и за ближних, но и за весь тот путь, который положен нам от Бога. Таким образом мы подобрались к самой сути приготовления наших путей, что, по словам Иоанна Крестителя, открывает двери нашего сердца для Иисуса Христа. Теперь перед нами лежит нелегкая задача — осознать то, в чем состоит основная работа по выпрямлению кривых путей сердца. Невозможно посвятить Богу несвободное сердце, загроможденное разного рода идолами и неправдой. Если обратить внимание на жизненный опыт таких духовных отцов нашей веры, как Авраам, Моисей или Давид, то без труда можно заметить, какие были сердца этих Божьих избранников. Кого бы из праведников прошлого мы бы ни взяли за образец, перед нами открывается тот самый яркий и верный путь жизни, к которому и призывает вернуться Свой народ Господь через пророка Иеремию. Конечно, сегодня у нас есть самый превосходный пример для подражания — это Иисус Христос. Не зря апостол Павел писал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Однако во времена Ветхого Завета такого абсолютного образа для подражания еще не было, поэтому Иеремия и приводит в качестве примера желанных Богом путей праведные пути древних (по-прежнему актуальные и полезные для нашего подражания). Пользуемся ли мы примером жизни Христа, пророков или апостолов, цель остается прежней — возвратить наши сердца Богу, в чем и состоит миссия крещения покаяния, миссия возвращения Богу посвященных, любящих и верных сердец наших отцов, нынешним детям, благодаря чему их пути уподобятся путям праведников древности или же путям самого Иисуса Христа. Чем же тогда является сердце в понимании Бога? И как его можно вернуть? Ответ напрямую связан с тем, что мы читаем в Евангелии от Луки сразу после слов о возвращении сердца: «И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратит ь сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:17). Чтобы лучше осмыслить то, о чем здесь говорится, давайте рассмотрим обратный пример, а именно: то, до чего могут дойти человеческие сердца без Бога. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6:5). Так же, как и в Евангелии от Луки, речь идет о мыслях и помышлениях, которые исходят от сердца. Из этого следует, что у сердца есть свои собственные помышления, и для Бога, оказывается, именно они играют первостепенную роль. Наблюдательный читатель мог заметить, что в этой книге я довольно часто использую такое словосочетание, как «мотивы нашего сердца». До этого момента мы особо не разбирались в значении этого выражения, теперь же мы столкнулись с необходимостью выяснить, что это такое, а также с чем связаны эти моти
|