Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г л а в а 11«Разреши оковы неправды» «От Ситтима до Галгала» Поскольку ссора является крайней формой разногласия, которое в действительности было заложено в отношения между людьми задолго до того, как она произошла, то и искать, чем она вызвана, следует не в обстоятельствах, которые спровоцировали саму ссору, а в еще более глубоких причинах, которые некогда повлияли на отношения и привели к конфликту. Но сначала давайте откажемся от удобного для виновной стороны мифа о том, что в ссоре или раздоре одинаково виноваты все участники. Это неверно, поскольку всегда в таких ситуациях существует сторона — зачинщик, которая, как правило, находится намного дальше от истины, чем ее оппонент. Вынужден согласиться с теми, кто говорит, что если ссора уже началась, трудно не испачкаться всем, кто в ней был задействован. Однако это обычно происходит там, где виновная сторона не готова признавать свои ошибки и поэтому заинтересована в том, чтобы измазать с помощью клеветы или какой-то провокации другую сторону, действия которой ее раздражают. Мы не будем сейчас погружаться в размышления о том, что говорит нам Слово Божье о конфликтах. Достаточно сказать, что в любом противостоянии для Господа есть как более правая, так и менее правая стороны, если речь, конечно, не идет об отстаивании человеком порока и греха (в последнем случае нетрудно догадаться, на чьей стороне выступит Бог). Но именно в этом и заключается вся тонкость вопроса: что ты отстаиваешь — истину или собственные недостатки? Нечто подобное случилось в споре между Петром и Павлом, когда Петр, прикрываясь законом, внушил самому себе, что он отстаивает интересы Бога, а на самом деле прятал свой страх перед единоверцами (Гал. 2:11–14). Истина же такова, что правой можно считать ту сторону, которая более являет правду Божью, чем ту, которая противится ей. При этом истина не зависит от того, со щитом будет правая сторона в этом конфликте или на щите, поскольку мы прекрасно понимаем, что окончательно Божья правда выстроится лишь в вечности. Итак, можно с уверенностью сказать, что виновная сторона — та, которая первая по отношению к близким допустила в свою жизнь неправду или, другими словами, осуждение, одновременно продолжая глупо упорствовать в этой неправде даже тогда, когда встала перед обличающим ее фактом. Так было и в жизни «друзей» Иова: ссоры еще нет, а недовольство в сердце растет, но стоило только Иову обличить грех, как тут же недовольство переросло в раздор. А, между тем, для «друзей» это был хороший повод задуматься о причине своей недоброжелательной реакции, но вместо этого они предпочли обвинять Иова, несмотря на то, что он ничего предосудительного по отношению к ним не делал. Иаков же, минуя все эти размышления, сразу напрямую обращается к виновной стороне в надежде, что их совесть еще может услышать его слова: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1–3). Увы, должен разочаровать тех, кто думает, что в этих стихах речь идет о вожделениях к каким-либо материальным благам: деньгам, одежде, еде, технике или, скажем, недвижимости. Здесь также не говорится и о таких душевных пристрастиях, как отдых или развлечение. Иаков говорит только о людях, а точнее, об отношениях между ними. И это достаточно легко понять. Во-первых, сама постановка вопроса говорит об этом: «Откуда у вас вражды и распри?» То есть Иаков пытается найти причину ненормальных отношений между христианами. Во-вторых, такие слова, как «убиваете», «завидуете», «препираетесь», «враждуете» обычно применяются только к людям и их взаимоотношениям. Единственное, что нас может сбить с толку, это слово «желаете», потому что его значение, как и значение слова «вожделение», может быть связано с чем-то материальным или душевным. Но если такое допустить, то данный текст из Послания Иакова будет выглядеть довольно сумбурно и нелогично. Чувство желания, а также вожделения, которое в других переводах Библии переведено словом «страсть», Иаков на самом деле использовал по отношению к людям. Безусловно, под страстью и желанием он не имел в виду половое влечение, об этом явно греховном чувстве неуместно просить у Бога. Единственное, что разумно объясняет все последующие проблемы, о которых упоминает Иаков, и сам факт вражды, — это страсть доминировать и желание видеть в неудобном для себя человеке такую личность, которая отвечает всем требованиям и претензиям, возникающим к ней. Увы, но это настолько распространенная проблема в отношениях между близкими людьми, что в этом мире ее давно уже не считают чересчур трагичной. С одной стороны, есть гораздо более страшные грехи, в которых захлебывается мир, а с другой стороны, люди этого мира приноровились быстро выходить из подобных ситуаций, просто переставая быть близкими. Правда, как только речь заходит о Церкви и об отношениях, построенных на основе религии, данная проблема приобретает довольно катастрофический характер. Я подчеркиваю, именно на основе религии, и этот усугубляющий фактор является своего рода мощным катализатором, о котором мы уже отчасти говорили, когда разбирали тему обманутого сердца и лжепророков. «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: „Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?“ — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис. 58:2–4). Удивительным образом слова Господа, сказанные Божьему народу через пророка Исаию еще задолго до появления Иисуса Христа, вторят схожему увещеванию Иакова, которое он сделал по велению Духа Святого. И там и тут говорится о тайных желаниях людей, могущих повлиять на судьбы своих ближних, и о том, к чему они приводят. Однако через пророка Исаию Господь напрямую указывает, что это есть ваша воля — требовать от других то, что удовлетворит лишь вашу значимость и самомнение. Оказывается, такие люди в своем патологическом желании увидеть результат своих требований и претензий в других, доходят до того, что даже постятся для этого, но в результате получается, что постятся они для ссор и распрей. Но почему же для ссор и распрей, ведь они, скорее всего, об этом даже и не думали, когда вынашивали свои желания и начинали пост? Потому что такие люди нагло полагают, что уж если они молились и даже постились за какого-то «проблемного» человека или за некое разрешение ситуации, то у них теперь есть все основания и даже право от Бога не только ожидать или требовать этого, но и прибегать к соответствующим мерам в случае неисполнения ожидаемого. Однако все это выливается лишь в банальную вражду и конфликт. При этом, конечно, не сам пост или молитва являются проявлением неправды, а искаженные мотивы сердца, о которых мы уже много раз говорили. Теперь мы видим, что данная проблема не возникла на ровном месте, она является хронической, а ее корни уходят в глубокую древность. Ее живучесть объясняется тем, что она является самым удачным опытом сатаны в деле противостояния Богу на земле. А ее находчивость заключается в том, что лукавому удалось найти эффективный способ устранения своего врага на земле, вопреки Божьему обетованию, которое не дает ему право в прямом и открытом противостоянии одержать верх над святым, который отделен от мира и греха. Ибо это обетование заверяет нас в том, что Сам Бог вступится и осилит всех врагов, которые выступят против Его народа. Однако в один прекрасный для себя момент лукавый применил новую хитрую тактику совращения людей с пути Божьего, когда по совету Валаама Валаак — царь Моавитский, желая поражения Израиля, ввел Божий народ в грех, и тот пустился во все тяжкие. Это был первый, столь трагичный по своим результатам, случай, когда весь Израиль, совратившись в блудодействии, отступил от Бога. Об этом случае напоминает нам пророк Михей, указывая на него как на первопричину всех проблем, дабы люди, увидев последствия таких событий, поняли, что от них хочет Бог. «Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни» (Мих.6:5). Ситтим — это то самое место, откуда народ Израильский начал блудодействовать с дочерьми Моава. «Вот они (дочери Моава — от авт.), по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем» (Чис. 31:16). А Галгал (Галгалы) — это то, к чему впоследствии пришел Божий народ, сделав это место главным городом идолопоклонства во всем Израиле. В Ситтиме сатана избрал другую тактику: он не пошел лоб в лоб, а заразил тело народа, осквернив его и сделав его непригодным для исполнения Божьей правды, благодаря которой можно было жить в победе под полной Божьей защитой. Зная духовные законы, которые указывают на приоритет Божьего замысла, сатана решил отвлечь Божий народ от него и тем самым лишить его смысла существования. «Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова…» (2 Пет. 2:15) В этом и заключался замысел сатаны: перестав идти по прямому пути, люди перестают отстаивать правду, что лукавому и надо, потому что тогда уже не он, а Сам Бог принимается за Собственный народ, дабы исправить то, что хромает. Наряду с прочими народами Израиль становится противником Божьего замысла. Но такой народ не только теряет покровительство своего Бога, он, по сути, становится Ему врагом, поскольку Господь противник всякой неправды. Написано, что «тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. 2:8). Вот и следуют за этим отступлением последствия, на сей глупый и упорствующий народ: «беда за бедою; вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно — палатки мои... Это от того, что народ Мой глуп — не знает Меня; неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют» (Иер. 4:20–22), — и это уже далеко не наивный Ситтим, но настоящий упорствующий в своем неразумении Галгал. Схожие в этом смысле послания Иакова и пророка Исаии дают нам понять, каким образом эти пороки, о которых мы только что говорили, умудряются перекочевать из мира и приживаться в теле Церкви, которая призвана быть без пятна и порока.
|