Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности королевской власти в раннем Средневековье





 

Средневековые государства прошли немалый путь за тысячелетие, отделившее первые вар­варские королевства от развитых и сложно организованных монархий XV-XVI вв. Француз­ский историк Жак Ле Гофф изображает франкских королей VII в. окруженными сборищем пьяных солдат и неотесанных служащих; вся эта толпа именовалась «славными, или именитыми, людьми» и была наделена пышными римскими титулами.

Короли этой эпохи не имели постоянного места жительства и всю жизнь переезжали от одного по­селения к другому, кормясь за счет своих поддан­ных. Налоги не собирались, а все свои богатства король возил с собой в сундуках и ларях - изделия из золота и стекла, драгоценные ткани и оружие...

Предводители готов, франков, лангобардов и других варварских народов, разгромивших Запад­ную Римскую империю, были типичными дружин­ными вождями. Они имели власть не столько над своим племенем в целом (племя жило и продолжало жить по древним неписаным законам, в которых королю отводилось довольно мало места), сколько над ватагой молодых дружинников, охочих до даль­них походов и грабежей. В королевской дружине царили древние обычаи воинского равенства и братства - военную добычу по-прежнему делили поров­ну, складывая в кучу, после чего каждый воин брал из этой кучи свою долю.

Короля франков провоз­глашали, поднимая его на щит (явно дружинный обычай); он не носил ни скипетра, ни короны - единственным отличием короля от прочих воинов было особое королевское копье (что-то вроде капи­танской повязки в футбольной команде). Вождь ос­тавался во главе дружины до тех пор, пока он был в состоянии демонстрировать военную сноровку и особую магическую силу - «удачу». Старый или утративший «удачу» предводитель быстро отстра­нялся от власти; нередко его убивали его же вче­рашние соратники.

Все эти представления хорошо заметны в облике франкских королей из династии Меровингов. Ма­гическая сила Меровингов, по преданию, заключа­лась в длинных волосах, поэтому мужчины коро­левской крови никогда не стриглись. Средневеко­вые историки так и называют их - «косматые ко­роли». История дома Меровингов переполнена заго­ворами, междоусобицами и кровавыми расправами одних претендентов на трон над другими. Послед­ние Меровинги получили прозвище «ленивых ко­ролей» - они превратились во что-то вроде священ­ных талисманов или кукол, изображающих коро­ля; играла же этими «куклами» энергичная знать из королевской дружины.

Очень долго средневековые королевства не име­ли устойчивых и определенных границ. Земли, ко­торыми правил король, рассматривались как его военная добыча; он мог свободно делить эту добычу на части точно так же, как он рассекал топором золотую чашу или гривну, чтобы разделить её между дружинниками. Франкский король вполне мог преподнести жене в качестве «утреннего дара» (тра­диционный у германских народов подарок мужа молодой жене на следующий день после свадьбы) десяток городов, без которых само существование франкского королевства становилось весьма затруд­нительным. Они оставались в рамках государства, пока король был жив, но после его смерти вдова приносила эти земли в приданое своему второму супругу... Сыновья-наследники также неустанно занимались перекройкой владений умершего отца. При этом их не интересовали ни удобство и покой их подданных, ни языковое и культурное единство населения разделяемых земель. Главное - чтобы раздел был равным. Никто не должен быть обижен: каждый должен получить и морские порты, и солеварни, и железные рудники.[85]

Личность короля сливается с его владениями точно так же, как она сливается с при­надлежащими королю драгоценностями, которые он всю жизнь возит за собой в сундуках; часть этих драгоценностей после смерти положат в его могилу. Ясно, что раннесредневековое королевство вряд ли стоит называть «государством» в современном смысле слова. Оно больше похоже на осевшую в одном месте бродячую военную дружину, распрост­ранившую своу влияние и на мирные слои общества и вынужденную заниматься «не своим делом» - сохранением мира и порядка.

Первым из королей раннего средневековья об из­менении основ королевской власти задумался Карл Великий (768-814 гг.). К этому его побуждало зна­чительное расширение пределов Франкского коро­левства, в 800 г. объявленного восстановленной им­перией. Все завоевания Карла оказались бы бес­смысленными, если бы они не были подкреплены созданием действенного управления державой. Карл пошел двумя путями одновременно, выстраи­вая свое королевство на новых основаниях, и оба этих пути в конце концов оказались удачными. Во-первых, Карл стал посылать в наиболее важные об­ласти государства своих представителей - графов (в пограничных областях - «марках» - они назы­вались маркграфами). Графы следили за исполне­нием королевских приказов и наблюдали за дея­тельностью местных судов. Преемники Карла, гер­манские императоры Саксонской династии (X в.), посчитали, что еще удобнее будет опереться на мес­тах не на графов, а на епископов, и полностью пос­тавили их под свой контроль.

Второй путь укрепления королевской власти Карл видел в том, чтобы привязать к королю круп­ных землевладельцев-сеньоров, сделать их предста­вителями короля на местах. Карл закрепил за сеньорами большие права, превратив их по сущест­ву в полновластных господ обширных областей, но связал их присягой королю и обязательством соб­людать государственные интересы.

Преимущества замысла Карла выявились дале­ко не сразу. Первый путь развития средневекового королевства в конце концов привёл его к острейшему конфликту с церковью, второй - к быстрому росту феодальных отношений и феодальной раз­дробленности. Но другого пути возникновения средневековой государственности попросту не бы­ло. Средневековое общество было очень дробным, оно состояло из мельчайших «атомов» и «молекул»; королевская власть никак не могла охватить его «сверху», связать все эти атомы и молекулы воеди­но. Длительную и кропотливую работу «связыва­ния» разумнее было предоставить тем, кто находил­ся как можно ближе к общинам, объединениям ре­месленников и крестьянским дворам, - графам и баронам, рыцарям и епископам.

С IX в. королевская власть в Европе входит в период своего длительного становления. До конца XI в. феодальная вольница имела явный перевес над королями в большинстве европейских стран. Достаточно сказать, что домен (личные владения) французского короля был в это время значительно меньше доменов многих его вассалов. Это означало, что король в своих отношениях с графами и герцо­гами мог рассчитывать только на их верность вас­сальной присяге; силой принудить их к повинове­нию он чаще всего не был способен. Именно в это время и складываются представления о короле как о «первом среди равных», которыми еще долго бу­дет тешить себя европейское дворянство позднего средневековья.[86]

В варварских королевствах Европы VII - IX вв. большое значение имела организация структур общества военной демократии. Важнейшими принципами комплектования вооруженных сил являются характеристики кровного родства. Народное собрание объединяло в себе всеобщее ополчение. Военная организация была основана на сочетании принципов организации армии мирного и военного времени. Постоянную армию составляли дружины князей, являвшихся главами родов, племен или союзов племен. Конное войско составлялось из представителей племенной аристократии. Пехота была представлена рядовыми членами племени. В VI - VIII вв. пехотные и конные формирования применялись с разным успехом, но в равной степени. Данное обстоятельство имеет определяющее политико-правовое значение. Отсутствие четкого расслоения общества отражено в военной организации. Политическая власть неразрывно связана с военной системой - влияние народного собрания основано на системе всеобщего ополчения. Характерной чертой комплектования вооруженных сил с точки зрения права была мононорма - право и обязанность каждого полноправного общинника к службе в армии, сообразно пехоте или кавалерии. Определяющим правовым фактором было то, что носитель и адресат исполнения обязанности во многом совпадали. Ополченец служил всему роду или вождю, королю, который осуществлял свою власть от имени племени, народа. Постоянная действительная служба для состоятельных лиц в дружине и в периоды всеобщих сборов для всех остальных. Наиболее длительное время армия как система всеобщего ополчения сохранялась в Швейцарии, что было обусловлено отставанием социально-политического развития и стремлением иных государств иметь постоянный источник найма профессиональных воинов, сохранивших основы кровной дисциплины.[87]

В период разложения родоплеменного строя исчезает кровная сплоченность. Наиболее рано данный процесс произошел у народов, чьи государства возникали на основе синтеза достижений римской политической системы. Основу войск Карла Великого составляли ополченцы, но с течением времени все меньшее число лиц привлекается к воинской повинности. Представители знати не были заинтересованы в сохранении политической роли народных собраний, чье значение и было основано на системе всеобщего ополчения. Воинская служба из всеобщей обязанности превращается в институт привилегии. В 747 г. Папа Захарий в письме к мажордому Пипину еще высказывал мысль, что миряне и воины должны защищать страну, а духовенство - молиться. Но в начале IX в. рыцарство заняло господствующее положение, сложилась формула: «Народ должен работать, рыцари - воевать, духовенство – молиться».

В IX в. окончательно сложилась феодальная военная система. Профессиональный с XII в., как правило, наследственный воин, владелец лена, вассал стал все резче отличаться от массы населения. Следует отметить, что рыцарское звание в аспекте публично-правовой обязанности военной службы с податного участка могло восприниматься как тяжкое бремя. Значительная стоимость вооружения, обязанность сформировать тактическое подразделение – «копье» из 10 - 20 воинов не оправдывали возможной выгоды от действительной службы. Балдуин Фландрский в 1200 г. вел борьбу с уклонением от рыцарского звания и издал декрет: сыновья рыцарей, до 25 лет не добившиеся звания рыцаря, должны рассматриваться как лица крестьянского сословия. Во Франции и Англии были установлены штрафы за уклонение от рыцарского достоинства. Комплектование по вертикали связано с иерархией феодальной системы и соглашениями частноправового характера. Рыцарство представляло собой скелет феодальной армии. Бойцы подразделений поддержки (копьеносцы, лучники, военные слуги и т.п.) служили на основе личной зависимости как подвластные рыцарям люди либо были наемниками.[88]

Законодательство ряда стран, например Франции, препятствовало наследованию феодов как недвижимости по женской линии. Срок действительной службы феодалов был, как правило, ограничен, т.е. по существу профессиональные воины также были родом ополчения. В Иерусалимских ассизах и Мартовском договоре, соглашении о разделе государства ромеев, установлено постоянное действительное исполнение службы. Но на данное время феод передавался сюзерену, т.е. владение податным наделом без военной службы невозможно. Обычной практикой в Европе стал срок в 40 дней. Неисполнение службы вело к утрате феода. Исходя из трудностей зарубежных походов устанавливались дополнительные денежные компенсации и ограничения по времени.

Комплектование вооруженных сил отражало политическую и социальную организацию общества. Происходило сочетание принципов частного и публичного права. Глава государства распоряжался страной подобно частной собственности, например, вопрос престолонаследия в империи Каролингов и позднее решался по правилам наследования недвижимого имущества. Вопрос военной службы государству становится частным делом индивида - желание владеть феодом или наем на военную службу. Устанавливается в качестве общего правила личная служба определенному государю, а не народу, как было в периоды господства народного ополчения.

Королевская власть была заинтересована в наличии постоянного профессионального войска.

 

Заключение

 

Вданном дипломном исследовании была поставлена цель, опираясь на изучение и анализ доступных письменных памятников, исследовать представления о королевской власти в раннесредневековых варварских государствах.

При написании первой главы дипломной работы было установлено, что

государственность варварских королевств оказалась тесно связана с позднеримской. Германо-романские государственные образования заняли исторически промежуточное положение между Римской державой и национальными государствами Западной Европы. При этом германцы освоили не только территорию Римской империи, но и ее идею.

Романские и германские народы продемонстрировали возможность взаимной ассимиляции, сохранялись и восстанавливались остатки римской инфраструктуры, развивались рыночные связи и общая финансовая система.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что катастрофическое столкновение двух распадавшихся предшествовавших способов производства, первобытного и античного, в конечном итоге создало феодальный строй, который распространился по всей средневековой Европе и западный феодализм стал специфическим результатом сплава римского и германского наследий.

Средневековье - время социально-экономических и государственно-правовых процессов, происходивших в различных частях мира, в том числе и Западной Европе. Вместе с тем во всемирно-историческом масштабе ведущей тенденцией развития этой эпохи стало утверждение феодализма, явившегося шагом вперед относительно рабовладельческого и тем более первобытно-общинного строя.

С развитием феодальных производственных отношений эволюционировала феодальная государственность. При этом, не все европейские страны проделали этот путь одновременно и в полном объеме, что во многом определялось особенностями их национальной истории.

Во второй главе дипломного исследования была исследована роль и влияние церкви в эпоху раннего средневековья. В это время, хотя многие языческие культы уже распались, насущной оставалась борьба с проявлениями язычества.

Христианская вера навязывалась при помощи жестких репрессивных форм, выражавшихся в казнях и в публичном уничтожении языческих святынь. В результате многие явления кельтского и германского язычества, такие как жертвоприношения домашних животных, почитание капищ, массовые праздники в честь языческих богов, были изжиты. То, что уцелело, постепенно перешло в разряд суеверий и бытовых привычек.

В работе было установлено, что церковная организация была составной частью феодальной организации, ибо сама церковь была крупнейшим землевладельцем. Важнейшим фактором создания единой Европы было христианство, которое постепенно распространялось во всех европейских странах, становясь государственной религией. Христианство определяло культурную жизнь раннесредневековой Европы, влияя также на систему, характер и качество образования и воспитания. Качество образования сказывалось на уровне экономического развития.

Также было установлено, что в раннем средневековье варварские короли, принимая христианство и получая таким образом поддержку церкви, подносили ей немалые дары, в первую очередь, в виде обширных земельных владений. Вот таким образом церковь постепенно превращалась в крупного земельного собственника, и имела по сравнению с самими королями несомненное преимущество, поскольку церковные и монастырские земли не полежали дроблению и возврату в мирской земельный фонд. Церковь являлась источником и орудием, навязывая свою волю светской власти, и в таких условиях не могло быть и речи о суверенитете государства.

Несмотря на то, что в Европе начинался процесс создания национальных государств, границы их постоянно менялись: государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробились на мелкие. Эта политическая мобильность также способствовала складыванию общеевропейской цивилизации. Таким образом, особую роль в исследуемую эпоху играло христианство. Поначалу оно находилось в оппозиции к Римской империи, но со временем, по мере институционализации христианской веры оно приспосабливалось к к государству, и, добившись признания от римских императоров, утвердилось в качестве официальной веры и основы мировоззрения феодализма. Важнейшей проблемой в Средние века стало соотношение духовной и светской власти.

В это же время стали создаваться специальные кодексы, регламентирующие основные вопросы жизнедеятельности. Одной из особенностей развития правовых идей, явлений, учреждений и институтов Средневековья выступает формирование и развитие путем рецепции, приспособления, адаптации римского права к новым историческим условиям, к новым социальным потребностям. Это особенно отчетливо прослеживается в торговой, политической и духовной жизни европейского общества.

Средневековье представляло собой своеобразный этап формирования системы международного правосудия. Объединение функций, а иногда и смешение институтов международного арбитража, посредничества, добрых услуг, дружеского урегулирования и т.п. свидетельствовало о еще низкой юридической технике и о том, что эти институты находились только на этапе становления.

В третьей главе дипломной работы было дано представление об юридических документах того времени.

Отметим, что короли-варвары издавали довольно много законов; историки называют собрания этих законов «варвар­скими правдами». Законы издавались во многом для того, чтобы отрегулировать отношения «своих» с «чужими» - по­томками римлян, попавшими под власть варваров. По мере того как германцы смешивались с римским населением, необходимость в изобретении «специ­альных» законов становилась все меньше. Законы раннесредневековых королевств - это в первую очередь еще племенные, а не государственные за­коны. Наиболее типичным и одним из самых древних сборников записей обычного права германцев является Салическая правда, созданная в 507-511 гг. Салическая правда составлена из конкретных судебных случаев, то есть казусов, превратившихся в результате многократных повторений в судебные обычаи.

Нами был сделан вывод о том, что раннесредневековое королевство вряд ли можно называть «государством» в современном смысле слова. Первым из королей раннего средневековья об из­менении основ королевской власти задумался Карл Великий (768-814 гг.). Одним из способов укрепления королевской власти Карл видел в том, чтобы привязать к королю круп­ных землевладельцев-сеньоров, сделать их предста­вителями короля на местах. Карл закрепил за сеньорами большие права, превратив их по сущест­ву в полновластных господ обширных областей, но связал их присягой королю и обязательством соб­людать государственные интересы.

В варварских королевствах Европы VII - IX вв. большое значение имела организация структур общества военной демократии. И в начале IX в. Сложилась обобщенная государственная формула: «Народ должен работать, рыцари - воевать, духовенство – молиться».

Date: 2015-09-19; view: 2054; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию