Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прародина человечества как религиозная святыня 1 page





Сакральная история Святой Руси берёт своё начало непосредственно от прародины человечества. Поиски прародины человечества представляют не только познавательный интерес, но и духовную потребность. Утрата исторической памяти, общей для всего человечества, ведёт к разобщению цивилизаций, культур и народов и лишает человечество реальной основы для сближения с последующим восстановлением духовного единства. Следует отметить, что для атеистической науки проблемы здесь нет: «человек разумный» произошёл от обезьяны, а где именно это превращение случилось, не столь важно. Предположительно – в Африке, о чём как будто бы свидетельствуют археологические раскопки. Однако никакие раскопки не могут прояснить вопрос о происхождении «человека духовного». С точки зрения науки – человек духовный возникнуть просто не мог. Поневоле приходится обращаться к Библии, дающей ответ на многие вопросы, в том числе и о происхождении человека.

Боговидец Моисей, передавая в немногих словах Откровение Божие о днях творения, уделяет особое внимание описанию местности вблизи рая: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя од­ной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Геон (евр. Гихон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Тигр (евр. Хиддекель): она проте­кает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат».7 Две из упомянутых рек – Тигр и Евфрат – известны по сей день с прежними на­званиями; сложность возникает при попытке определить географическое поло­жение рек Фисон и Геон, которые в настоящее время неизвестны. Толкователи Священного Писания с глубокой древности пытались определить местонахождение Эдема. К настоящему времени многие исследователи скло­няются к предположению, что рай находился где-то в районе Персидского за­лива. «Чтобы подойти к решению данного вопроса, «вместо того, чтобы скитаться по распутиям человеческих мнений», постараемся, по словам святителя Филарета (Дроздова), «остановиться в сём исследовании на ясных только указаниях Слова Божия» с учётом опыта толкования, содержащегося в Церкви и пред­ложенного богоносными отцами».8

Истина открывается, если исходить из того, что при описании рая и выходивших из него рек Моисей описывал поверхность земли в её первозданном состоянии, не претерпевшем изменения вследствие грехопадения человека и последовавших за этим глобальных изменений во всем творении. Суша, явившаяся по велению Божию, представляла собой первозданную, «целомудренную» (целостную), неповреждённую и неразделённую катаклизмами землю, единый материк, омываемый водами. Катаклизмы, под воздействием которых произошло разделение земной суши на материки, можно рассматривать как проявление болезни природы и последствия грехопадения первозданного человека. «Гипотезу о том, что поверхность земли меняется с течением времени, одним из первых высказал в 1877 году русский астроном Е. В. Быжанов. Он исходил из поразительного совпадения очертаний американского и европейско-африканского побережий, что хорошо видно, если мысленно убрать разделяющий их океан. Е.В. Быжанов предположил, что когда-то единый праматерик в некоторый момент раскололся на части, которые с тех пор перемещаются. Подробно эту гипотезу изложил в 1912 году австрийский геофизик Альфред Вегенер. Он полагал, что древние массивы суши раскололись на части и теперь дрейфуют, словно айсберги, по более пластичной океанической коре. Он собрал большое количество данных, показывающих, насколько точно можно «подогнать» друг к другу очертания разных континентов, словно совмещая детали гигантской головоломки. Тем не менее, гипотеза не сразу нашла поддержку в научном мире. Только в 1950-х годах с помощью новых геологических методов было обнаружено много фактов в пользу того, что континенты действительно движутся. Например, выяснилось, что в Африке и Америке совпадают не только типы горных пород и их возраст, но даже направления, по которым в них сформировался рельеф. На разных материках были найдены останки одних и тех же ископаемых животных. Гипотеза А. Вегенера стала полноценной научной теорией, получившей название теории дрейфа материков».9 Скорость движения континентов в настоящее время составляет всего несколько сантиметров в год. Если она была такой всегда, то континенты образовывали единый праматерик, названный Пангеей, примерно 135-200 млн. лет назад. Однако, возможно, эта скорость менялась в силу разных причин, поэтому, скорее всего, определить момент, когда начался дрейф материков, невозможно. В процессе дрейфа материков постепенно меняется и рельеф земной коры: происходит опускание и подъем различных участков суши и морского дна в результате взаимодействия пластов материков с мантией земли и друг с другом.

«Тем не менее, многие исходные черты всё же остаются. Поэтому можно попытаться определить местонахождение Эдемского сада, используя библейское описание, на основании каких-то особенностей земной поверхности, которые не изглаживаются совершенно со временем. К числу таких характерных особенностей относятся русла рек». Об этом размышлял и свт. Филарет, когда писал: «Нельзя утверждать, что следы рая совершенно изглажены потопом или другим образом: ибо подробности, в которые входит Моисей о его местоположении, показывают противное. Дабы обозначить место рая для отдалённейшего потомства, он обращает внимание на то, что есть на земле наиболее постоянное и пребывающее – на реки».10 Используя карту дрейфа материков, на которой изображен единый первоматерик, и произведя топографический анализ с наложением современной географической карты, можно обнаружить, что в глубокой древности реки Тигр, Евфрат, Нил и Ганг имели слияние своих вод, а Инд и Нил были одной рекой! После разделения суши на континенты и в процессе их дрейфа произошёл разрыв библейских рек между собой. Русло Нила при этом частично сдвинулось вдоль разлома африканского континента, и большая часть его опустилась. Намёк на этот катаклизм содержится в книге пророка Амоса: «Ибо Господь Бог Саваоф коснётся земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится, как река Египетская».11

Некоторый свет на решение проблемы местонахождения рая проливает анализ этимологии еврейского названия рая – gan-Eden, «сад Эдемский». В этом словосочетании слово gan («сад, парк») указывает на рай, а слово Eden – на страну Эдем, на востоке которой и насадил Господь рай. Одно из возможных значений еврейского слова eden – «сладость, лакомство». В настоящее время именно в Индии вдоль русла Ганга (библейского Фисона) обильно произрастает сахарный тростник! «Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс».12 Хавила в переводе с персидского означает «окружность». Таким образом, библейская Хавила была местностью, по окружности обтекаемой водами Фисона (нынешнего Ганга), причем добываемое там золото было лучшего качества. Возможно, именно из района Ганга доставлялось «лучшее золото» для строительства первого Иерусалимского храма во времена Соломона, поскольку это золото привозилось три раза в год из местности, называвшейся во времена Соломона Офир: «и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону».13 Офир был настолько крупным поставщиком золота в Палестину, что само название этой страны служило для обозначения золота. Упоминание о золоте из Офира имеется даже в небиблейских надписях в районе Израиля. «Существует несколько предположений о местоположении Офира; наиболее вероятное из них говорит, что он находился в Индии. Впервые на это указал Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» при объяснении приведённого библейского стиха, позже этого же мнения придерживался блаж. Иероним. Именно в восточной Индии есть сорт благовонной смолы, называющейся бдолах. Поэтому, вполне вероятно, древняя Хавила в результате дрейфа континентов переместилась и находится на территории современной Индии».14

Петербуржец Александр Филиппов (отец Александр) решил отыскать «потерянный рай». «Проведённый топографический анализ показал приблизительное место нахождения библейского рая. Подробное изучение священных текстов и географии междуречья Ганга и Нила позволило о. Александру вплотную приблизиться к цели поиска. Вместе с друзьями диакон отправился в Индию, чтобы найти место, которое он определил по книгам. То, что он увидел, поразило его и убедило в правильности проделанного исследования».15 Местность эта очень подходила под описание Парадиза. (Парадиз в переводе с персидского означает «каменный вал, окружающий сад».) Он увидел живописную долину с удивительными растениями, живот­ными и птицами. Она действительно имела границу в виде подковообразной горной гряды. Река Сон, вытекавшая из долины, тоже имела явную границу в виде ровной линии порогов. За порогами даже цвет воды был иным. Многое позволяло говорить о неотмирности этого пейзажа. У слияния двух рек находились каменные врата, подле которых стояло изображение огромного существа с мечом. Как тут не вспомнить о Херувиме с огненным мечом, поставленном охранять врата рая... Неподалеку росло дерево с изваяниями трех кобр. Оно было огорожено и украшено цветами и бусами. А в глубине долины находилось дерево с изваянием огромного змея, обвивавшим его ствол. Точно так же изобразил древо и змея на известной гравюре Дюрер. Православные паломники имеют обыкновение привозить из святых мест землю. Отец Александр тоже взял с собой несколько пригоршней из предполагаемого рая. В Петербурге попросил сделать микробиологический анализ этой почвы. Результат был ошеломляющим: в Индии, где всё кишит бактериями, оказывается, есть место с почвой чистой, без каких бы то ни было патогенных и условно-патогенных микроорганизмов… Поездка отца Александра в Индию лишь убедила его в правоте сделанных им заключений о земном местонахождении рая. Отец Александр приводит цитаты из текстов Священного Писания, из работ Иоанна Дамаскина и святителя Филарета Московского, которые выглядят довольно убедительно. Импонирует укорененность ав­тора в Священном Писании, как в Слове Божием, являющемся абсолютной Истиной. Он стремится понимать его через святоотеческое наследие, а это – самый правильный критерий, ибо святые отцы, имея облагодатствованный разум, навсегда остаются для нас правилом веры в истолковании священных текстов».16

Как отмечает преподобный Исаак Сирин, Бог, когда наказывает человека, делает это из любви и ради его спасения, а не ради воздаяния или возмездия. В контексте этого представления о благости и милосердии Божием и следует рассматривать, по примеру Исаака Сирина, библейский рассказ о проклятии Богом Адама и Евы за совершенный ими грех и об изгнании их из рая. Хотя установление смерти и изгнание были совершены под видом проклятия, в самом этом проклятии было скрыто благословение, будущее спасение от сатанинского плена и вечных мук. Адам и Ева сами обрекли себя на страдания и смерть. Бог же проклял сатану, но не род Адамов. Наказание Адама и Евы уже по своей форме обещает помилование. Адам должен в поте лица добывать пропитание, проведя остаток жизни в тяжком труде. Однако труд в данном случае – не проклятие, а спасение, ибо труд, соразмерный силам человека, отвращает от греха и приносит радость, подготавливая, наряду с молитвой, душу к спасительному очищению. Таково же и наказание Евы. «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою».17 Парадоксально, но это наказание очень похоже на награду, поскольку всё то, о чём говорит здесь Бог, составляет земное счастье обычной женщины. Это – тот случай, когда страдание является формой блаженства. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам».18 Исаак Сирин справедливо утверждает, что смерть была благословением, так как изначально содержала в себе потенциал будущего воскресения, и изгнание из рая было во благо человеку, поскольку вместо «куска земли» человек получал во владение всю землю. Смерть, согласно Исааку, явилась следствием божественной «хитрости»: под маской наказания за грех Бог скрыл Своё истинное намерение, заключавшееся в спасении человечества. Необходимо видеть, учит Исаак, что действия Божии в истории человека лишь внешне могут выглядеть как наказание и кара, в действительности же цель Бога – достичь нашего блага. Лишь пройдя через то, что представляется нам наказанием от Бога, мы осознаём, что оно служило нашему благу. У Бога нет возмездия, но Он всегда заботится о пользе, происходящей от всех Его действий по отношению к людям. Постепенно Исаак подходит к своей главной идее о том, что исход человеческой истории должен соответствовать величию Творца и конечная участь человека должна быть достойной милосердия Божия. «Что касается меня, – пишет Исаак, – то я думаю, что Он намеревается показать чудный исход и действие великого и неизъяснимого милосердия со стороны этого преславного Создателя в отношении этого установленного Им тяжкого мучения, чтобы благодаря этому ещё более было явлено богатство любви Его, сила Его и мудрость Его, а также сокрушительная сила волн благости Его. Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они превратятся, и которых Он всё-таки сотворил. Тем более что замышлять зло и предпринимать месть свойственно страстям тварей, а не Создателю. Из великой любви к людям Бог в предназначенное время послал к ним Спасителя, освободившего души человеческие от страха смерти. Как сказал Иоанн Златоуст: «Никто да не страшится смерти, ибо смерть Спасителя нашего освободила нас; угасил смерть Тот, Кто был схвачен смертью; победил ад Тот, Кто сошёл во ад… Где твоё жало, смерть? Где твоя победа, ад? Воскрес Христос, и ты низвержен; воскрес Христос, и пали демоны; воскрес Христос, и радуются ангелы; воскрес Христос, и жизнь жительствует; воскрес Христос, и ни один мёртвый не остаётся во гробе!».19

Таким же великим благодеянием был и всемирный потоп, с помощью которого Бог спас Ноя, а через него и всё новое человечество от неотвратимой гибели в грехах и пороках. Лучше всего это понимает православное сознание, в котором Матерь Божия именуется Ковчегом Спасения. Ноев ковчег спасения – первое звено в исполнении великого замысла Бога о человеке. Многим кажется, что спасение Ноя и его семьи – всего лишь эпизод более значительного события – всемирного потопа, якобы излившего гнев Божий на погрязшее в грехе человечество. Подобная точка зрения опирается на предвзятое прочтение описания этих событий в Библии. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их... Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Бог на землю, – и вот, она растленна; ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Моё; ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот, Я истреблю их с земли».20

Библейские тексты не так просты, как их часто воспринимают, и они требуют чрезвычайно вдумчивого прочтения. Следует помнить, что Бог почил от всех дел Своих в седьмой день и не занимается более ни творением, ни уничтожением, предоставив человеку не только самостоятельно устраиваться в мире, но и обустраивать мир вокруг себя. Поэтому сам человек несёт ответственность за свои действия и за их последствия, в том числе и за всемирный потоп. Необходимо также уточнить, что всемирный потоп был всемирным в строго определённом смысле: затоплен был не весь земной шар, а весь населённый людьми мир, располагающийся недалеко от Араратских гор. В мире было и есть множество гор, гораздо выше Араратских, но о них в Библии ничего не сказано, потому что «всемирный потоп» их не затронул.

Трагедия всемирного потопа, погубившая людей и окружающий животный мир, явилась следствием действий самого человека, нарушившего не только необходимую гармонию межчеловеческих отношений, но и предустановленную гармонию человека с природой. Развращённый человек надругался над природой, и природа взбунтовалась против него, похоронив погрязшую в грехе цивилизацию в водах гнева. Не только человек развратился, но и всякая плоть, по злой воле человека, извратила свой путь на земле. Это очень важное замечание, позволяющее реконструировать ход событий, предшествующих всемирному потопу.

В истории отмечены случаи, когда козы, безобиднейшие животные, до такой степени объедали окружающую растительность, что меняли ландшафт местности, а вместе с ним и климат. Тем более человек с его изощрённым разумом, поставленным на службу человеческим порокам. Изложенные в Библии события позволяют предполагать, что люди того времени обитали в низменной части единого евро-азиатско-африканского континента, защищённой рельефом местности от северных ветров и отгороженной от вод Атлантического океана узким Гибралтарским перешейком. Располагаясь «на дне» будущего Средиземного моря, эта обитаемая часть суши отличалась богатейшим растительным и животным миром и благоприятным климатом. Однако своей хищнической деятельностью, не без помощи прирученных животных (тех же коз), люди превратили цветущую долину в голую пустыню, противоестественную для жизни человека. В результате резкого изменения климата частыми стали ветры с африканских пустынь, а также ураганы с Атлантики. Но человек не остановился в своей разрушительной деятельности и решил закрепить свою «победу» над поруганной природой грандиозными каменными постройками, добывая строительный материал на Гибралтарском перешейке. Выбрав практически весь камень, укрепляющий эту природную плотину, отделяющую сухопутную Атлантиду от вод Атлантического океана, и превратив тем самым Гибралтарский перешеек в слабую преграду из песка и других непрочных природных материалов, люди, оставшиеся во всемирной истории под именем легендарных Атлантов, фактически приговорили свою цивилизацию к гибели в водной стихии, что и произошло после очередных, но небывалых по силе ураганных западных ветров и жесточайшей океанской бури, разрушивших ослабленный перешеек, ставший Гибралтарским проливом, а точнее – разрывом, в который хлынули океанские волны-цунами, сметая всё живое и неживое на своём пути вплоть до гор Араратских, оставив в живых только Ноя и остальных обитателей ковчега.

Не жестокость, а величайшее милосердие проявил Бог, сохранив через Ноя неблагодарное человечество и обновив его вместе с обновлённой природой. «И сказал Господь Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег: ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сём. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского. Также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли».21

Это было время, когда земля через умножающиеся грехи людей растлилась настолько, что пришёл конец всякой плоти, ибо переполненная проклятием земля должна была разверзнуться и поглотить не только людей, но и всё живое. Чтобы этого не произошло, необходимо было немедленно снять с земли проклятие, наложенное сатаной после заключения его сделки с человеком. Снять это проклятие можно было только с помощью всемирного потопа, который сами люди и спровоцировали. Сорок дней и сорок ночей лился на землю тропический ливень из отворенных окон небесных, смывая с земли проклятие греха. Было бы кощунством утверждать, что Богу ради достижения благой цели пришлось пожертвовать жизнями всех людей, за исключением семьи Ноя. На самом деле человечество уже обрекло себя на гибель своими безмерными грехами, имеющими свойство материализоваться в природных катаклизмах. Господь раскаялся, т.е. восскорбел в сердце Своём о том, что Ему пришлось с помощью возмущённой природы ускорить на малое время гибель грешников, чтобы спасти то, что ещё можно было спасти. Тем самым было спасено человечество, поскольку семейство Ноя вышло из ковчега на обновлённую землю, освобождённую от проклятия греха. Господь сохранил не только человечество, но и весь животный мир, необходимый человеку как царю природы.

Историческая наука, опирающаяся на атеизм, вынуждена подменять подлинную историю набором частных фактов, искажающих исторический процесс. Только Слово Божие, данное нам в Священном Писании, обеспечивает исторической науке путеводную нить, без которой история человечества воспринимается как бессмысленное нагромождение событий, либо историческая наука превращается в лженауку, помогающую укреплять власть сатаны на земле. Если верить Библии, прародиной «нового человечества» является иранская земля, давшая приют спасённому Ною и его семье. Осознать это может не атеистическая, а христианская историческая наука. Блестящий пример христианской исторической науки дал замечательный русский мыслитель, историк и поэт А.С. Хомяков, который утверждал: «Не дела лиц, не судьбы народов, но общее дело, судьба, жизнь всего человечества составляют истинный предмет истории. Говоря отвлечённо, мы скажем, что мы, мелкая частица рода человеческого, видим развитие своей души, своей внутренней жизни миллионов людей на всём пространстве земного шара. Тут уже имена делаются случайностями, и только духовный смысл общих движений и проявлений получает истинную важность... в истории мы ищем самого начала рода человеческого, в надежде найти ясное слово о его первоначальном братстве и общем источнике. Тайная мысль религиозная управляет трудом и ведёт его далее и далее».22 Однако уникальное историческое исследование Хомякова «Семирамида», враждебно встреченная научным сообществом, было названо дилетантским и абсурдным. Его идеи оказались невостребованными и не получили дальнейшего развития. Не сомневаясь в абсолютной достоверности изложенных в Священном Писании исторических сведений, Хомяков называет общей родиной нового человечества Иран, а родоначальником человеческой истории – Ноя, от трёх сыновей которого произошли три основные человеческие расы, и прослеживает постепенное заселение этими расами всей поверхности земли. Его не смущает то обстоятельство, что науке известны пять рас, поскольку, по его мнению, две последующие расы произошли от трёх первоначальных через их смешение в более поздние времена. «Наблюдение над племенами представляет три коренные племени, белое, жёлтое и чёрное, из которых посредством смешения в разных количествах и при разных обстоятельствах составились ещё неопределённые племена красное и оливковое, весьма сходные друг с другом и соединённые средними звеньями».23 От сыновей Сима произошли народы белой расы, населившие прежде всего Европу и всё Средиземноморское побережье, в том числе и современные семиты. Название семитов закрепилось за евреями и арабами по той причине, что они сохранили память о своём прародителе Симе, старшем сыне Ноя, основавшего «новое человечество». Народы жёлтой расы, обосновавшиеся в Азии, ведут своё происхождение от сыновей Иафета, а народы чёрной расы, покорившие Африку, а точнее – «покорённые Африкой», произошли от сыновей Хама.

Следует заметить, что грядущая гибель человечества не была преодолена окончательно, но лишь отсрочена, однако на достаточно продолжительное время, позволяющее осуществить последующие необходимые шаги в плане Бога по спасению человеческого мира. Желая предотвратить сползание человечества к окончательной гибели в грехе, Бог поручил еврейскому народу, остающегося верным Ему, привести мир к покаянию. Избранный Богом народ не только не сумел этого сделать, но и сам погряз в грехе и разврате, позоря имя Бога. Поэтому понадобился новый Ковчег спасения, из которого вышел Спаситель, взявший на Себя грехи мира и искупивший их. Агнец Божий, рождённый Богоматерью для спасения человечества, не только искупил грехи мира, но и смыл с лица земли возобновлённое сатаной проклятие Своею Кровью. Спаситель не мог родиться в лоне народа, утратившего доверие Бога. Богоносным народом, давшим миру Богородицу, стал древний славянский народ, сбереженный Богом от влияния греховного мира и не участвующий в его падении. Правопреемником этого древнего народа стал славный народ российский, возмужавший под руководством Матери Божией, назначенной его Крестной Матерью. Российский православный народ сформировался как новый, третий и последний Ковчег спасения, призванный подготовить второе пришествие Спасителя. Итак, ковчег Ноя – первый ковчег спасения, Матерь Божия – Второй Ковчег Спасения и русский православный народ – Третий Ковчег Спасения. Придя к народу приготовленному, Спаситель омоет землю уже не Кровью Своею, а Духом Святым, спустившимся с Неба в виде Нового Иерусалима. Омытая Святым Духом, земля окончательно очистится от сатанинского проклятия, после чего Бог заключит Вечный Завет с человечеством.

Согласно историческому исследованию А.С.Хомякова «Семирамида», восточная часть древнего иранского племени, более развитая в духовном отношении, чем западная, бывшая более прагматичной, разделилась на две ветви, а именно на брахманов и славян. Хомяков пишет: «В наше время, когда люди сохраняют имена, данные их безответному детству, и народы носят бессмысленные прозвища, переданные от поколения к поколению, несмотря на совершенное изменение жизни и языка, собственное имя уже ничего не значит. Не так было в глубокой древности. Там прозвище и имя действительно определяют характер лиц и определяли характер народа. Человек, избирающий своё имя, соглашает его с тем качеством, которым он отличается... Он или действительно обладает им, или имеет притязание на него; но во всяком случае в его имени найдётся его идеал человеческого совершенства».24 Древнее имя славянин, дошедшее до наших дней, очень точно характеризует славянское племя, и прежде всего русскую нацию, бережнее других сохранившую древние славянские традиции. «Глагол слыть, существительное слово – вот корни названия славянин».25

В начале было слово. Эту классическую формулировку с полным правом можно применить к характеристике славянина. Слово – единственное богатство, которое славяне взяли с собой со своей иранской прародины. И это богатство они сумели сохранить на протяжении веков и даже тысячелетий. Не случайно славянский и санскритский языки – наиболее богатые и совершенные, а также наиболее близкие к своему древнеиранскому корню. В наше время это относится прежде всего к великому русскому языку. «Наконец, сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны – выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность, таким образом, в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека».26 В слове выражен образ жизни и коллективный разум народа. Сохранив богатство языка, славяне сохранили и чистоту разума, и святое таинство молитвы. Слово определяет судьбу народа, ибо в слове народ пророчествует о себе. В отличие от брахманизма, где слово теряет свою конкретность в изощрённых абстракциях, у славянина слово воплощается в делах. Не случайно именно славянам принадлежит первенство в освоении всей территории Европы, и именно славяне оказали благотворное умиротворяющее влияние на другие европейские народы. Хомяков, в частности, настаивает, что корни латинского языка следует искать в языке славянском, а это значит, что не без влияния славян, осуществляющееся через язык и образ мышления, римляне приняли христианство ещё до того, как оно пришло на русскую землю. Именно славяне удерживали европейские народы от варварства, неся с собой высокую иранскую духовность, утраченную европейскими народами в междоусобной борьбе. Европейцы этого не признают, потому что их взгляд на собственную историю, как и на историю славянства, поверхностный и предвзятый. Хомяков преподносит европейцам урок глубокой исторической мысли. Славянское влияние на европейские народы проходило через языковое развитие. «Мы… знаем торговый и землепашеский быт славян и находим в их языках явные следы высокого умственного и бытового развития, перенесённого ими из иранской колыбели до западных краёв Европы, и говорим утвердительно: сравнительное языкознание, которое не ставит славянских наречий в основу всех европейских языков, пропускает среднее звено, соединяющее Европу и Иран, и не может привести ни к каким дельным выводам… Корень просвещения санскритского не в Индии, а в Иранской колыбели… Это просвещение собственно славянами сохранялось в Европе, ибо следы его явнее в славянском, чем во всех других наречиях, точно так же как и звуковое сродство с санскритским… Мы сказали, что язык немецкий, принадлежа к иранскому корню, не содержит признаков полного умственного развития, явного в санскритском и славянском; он уклонился от своих восточных братьев и от общения мысли прежде их совершенной возмужалости. Очевидно, германцы принадлежат не к восточному, а к западному отделу Ирана… Таким-то образом обличается чисто славянская основа латыни, и филолог достигает путём беспристрастной критики до тех же результатов, которые уже были ясными для критики преданий, сказок и исторических свидетельств».27 «Ещё сильнее должно было быть действие славян в полуострове Скандинавском, где они (ваны) явились завоевателями в союзе с воинственными азами-аланами, и где они долго властвовали, вероятно, до битвы при Бравале, освободившей Швецию от ига, наложенного на неё пришельцами с берегов Волги и Дона. Действительно, наречия готфское и теперешнее шведское представляют самые многочисленные признаки славянского развития».28 Известно, какое колоссальное влияние на формирование европейской цивилизации оказала культура древней Греции, прежде всего дохристианская религия греков. Хомяков показывает, что эта красивая религия также формировалась не без влияния славян. «Во всяком случае, мы не должны и не имеем права отрицать ни сильного влияния вендов на Элладу, ни глубокого сочувствия славян с эллинами. Вспомним хоть одно: Россия и славянский мир одни только приняли, или по крайней мере сохранили, великий завет обновлённого Востока, жизнь веры и учения, которая не могла привиться к другим европейским племенам. Все боги, покровительствующие Трое, были богами северных ванов».29 Хомяков даёт понять, что общая вера, несмотря на отдельные различия, соединяла славян и греков не только после, но и до принятия христианства. Общеизвестно, что христианство Россия приняла от Византии. Хомяков не хочет с этим спорить, но, тем не менее, высказывает осторожное сомнение: поскольку до сих пор именно Греция воспринимала религиозные идеи у Руси, правильнее говорить не о принятии Русью христианства, а о сохранении того, что уже было. Уже сам древнеславянский и, соответственно, русский язык несёт в себе иранскую религиозную мудрость, которая неизбежно должна была выкристализоваться в христианство, независимо от греческого или болгарского влияния. Хомяков говорит о просветительной и религиозной силе русского языка, несущего в себе следы древнего, общего просвещения. «Оно не занято славянами от зендских асов… Оно не занято от германцев, ибо явнее в славяно-русском, чем в других наречиях, изменённых германизмом, и вообще в славянском, чем в германском. Оно не перешло из церковного болгаро-славянского языка, чуждого многим санскрито-русским формам… оно вообще не заёмное, но коренное, ибо чем древнее памятник… тем понятнее и ближе к современному нам русскому языку и дальше от мелких, искажённых наречий наших западных братий славян».30

Date: 2015-09-19; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию