Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура — составная часть персоналистической революции Н. Бердяева
Развернувшийся кризис сознания и личности грозил обернуться гибелью культуры. Хрупкость и безусловность личности в истории, оказавшейся во власти безграничной свободы, грозили гибельным концом истории. Сознавая это, Бердяев ставит перед собой новые вопросы: имеет ли право культура на усталость? возможна ли культура, целью которой является личность? из чего должна складываться новая духовная культура, определяющая новое качество истории и человека? Поэтому следующей составляющей персоналистической революции Бердяева была культура, русский культурный ренессанс как поисковое культурное движение умов и душ, ибо вне культуры невозможно было бы и одухотворение личности, о чем мечтал Бердяев. Мир рушится, если не выживает личность. Тотальность кризиса, проявившаяся в революциях, Первой мировой войне и назревшей Второй мировой войне, обнаружила уже не просто недостаточность, но и девальвацию существующих традиционных форм просвещения, морали, религии, науки, культуры, включая классицизм, где революция 1917 г. обернулась настоящим «погромом старой русской культуры». Все формы утратили вдруг организующую социальную упругость, стали элементарными, уничтожая творцов культуры. Это был шаг в пустоту небытия. Поскольку глубина кризиса в культуре осознавалась не всеми, Бердяев, взвешивая его причины, дает оценку ставрогинского комплекса в культуре (стихийная организация личности), в результате которого возникла угроза срыва истории в пропасть. В условиях утраты твердой почвы парадигмы, сделавшей незначимой личность, «мир пришел в жидкое состояние», «исторические тела расплавились», анархия идей и духа рождала ощущение апокалипсиса. Ничего устойчивого не осталось: «двоящаяся действительность», «двоящиеся мысли», повсюду «разлита дионисийская стихия», в которой даже любовь выглядела то как жалость, то как «распыление физического бытия», то как «пренебрежение к другому» и «эротическая мимикрия». Повсюду нездоровая мистическая чувственность, потусторонность. «Старые ценности тонут, а новые еще не созданы» — «всюду неспособность к выбору и действию», «как будто все сразу разучились пользоваться волей», всюду «атмосфера нигилизма и психопатологии», «острое ощущение гибели всех традиций, и России, и Европы, сразу». У либералов и радикалов, левых и правых, у всех, казалось, миросозерцание остановилось. Остро ощущался «недостаток нравственного характера» рядом с «избытком безличного энтузиазма» [19]. Хаос в культуре чреват был окончательным разложением личности. «Опустошенная душа тяготеет к небытию» — вот грустный вывод нового религиозного сознания. Для Бердяева встал вопрос содержания личности, необходимости поставить заслон на пути разрушения важных личностных структур, ибо стихийная человечность не принимала уже формы «бесовства», как у Достоевского, а выглядела как «апокалипсис всех внутренних структур», включая отношения с другими «не-я». Чувства, характер, эмоции, поведение — все становилось неузнаваемым в обстановке раскрывшихся противоречий, обнаживших голый остов истории. Достоевский перенес все противоречия внутрь личности, но от этого они не исчезли, а словно ожили, рождая ощущение «у мрачной бездны на краю», требуя выбора себя снова и снова. Поэтому Бердяев продолжает поиск точек опоры личностного бытия. Массовая культура «социального заказа» была равнодушна к творчеству. «Поэтому я был в оппозиции со всеми течениями, отстаивая подъем культуры на новый уровень — духа», — оценит он свое «одиночество» этого периода в обстановке брожения умов. «Ни мистика, ни оккультизм, ни тотальная революционность социальной действительности, ни атмосфера нового религиозного сознания Мережковских, ни гностическое сектантство антропософов, ни магическое православие Флоренского, ни могущество революционной стихии большевизма, ни масонство, ни литературный романтический Ренессанс, ни эгоцентризм поэтов не могли заставить его отказаться от личной свободы, свободы совести, приоритетов духа, позволяя вести борьбу за личность, не допуская растворения в безличных коллективных формах» [20]. Одним из самых ярких воплощений национального самосознания являлась литература, внутри которой шел напряженный поиск новых форм социального бытия. В связи с этим Бердяев посвящает целый ряд блестящих эссеистических статей проблемам направленности культурных процессов. Ибо в «болезненных антиномиях» истории испытание духа пошло через обратный, стихийный порядок бытия, анархию духа. Среди них статьи: «О литературном распаде», «Очарование отраженных культур», «Кризис искусства», «Астральный роман», «Мутные лики», «Литературное направление и социальный заказ», «Ставрогин», «Преодоление декадентства», «Откровение о человеке в творчестве Достоевского», «Духи русской революции», «Русский соблазн» и др. Главная философская ценность этого эссеистического цикла, на наш взгляд, даже не в картине кризиса во всех направлениях субкультуры, а в прослеживании связи симптоматики кризиса с проблемами человеческого духа и в битве за спасение культуры — важнейшей онтологической структуры, ответственной за созидание личности и прозрение путей выхода из кризиса, раскрытие значимости самой культуры для человека, что вдвойне актуально для нашего времени, ибо кризис человечности продолжается. Поэтому имеет смысл остановиться хотя бы на некоторых из них, для того чтобы показать, что все иллюзии и ложные формы человечности и культуры Россия проверила непосредственной практикой, добыв бердяевскую истину о необходимости возвышения культуры через непрерывность индивидуального творчества как выход из исторического тупика, преодолела угрозу ложных форм культуры, уводящих в бездну небытия, чреватых вырождением и растлением человека. В статье «Кризис искусства» [21] Бердяев вскрывает симптоматику бессилия творчества, обращая внимание на то, что искусство — это соотносительный с человеком мир красоты, бесценная сверхличная социальная форма, содержащая образцы человеческой жизни, которые во многом определяют в человеке индивидуальность и непрерывность творчества через достижение культурных форм, в которых жизнь и искусство совпадают, что разложение установленных классическим искусством норм поднимает «космический ветер антидуха», как у Пикассо в его стремлении «добраться до твердых форм и субстанций скелета до каменного века». В результате такого расщепления и «распыления красоты» на его картинах сквозь призрачный нереальный мир проступают ужас разложения, демоны, инволюция. Детальный анализ Бердяева подчеркивает хрупкость культуры, показывает, что в «поднявшемся мировом вихре», когда все смещается со своих мест и «мир срывается с полозьев», освобождается хаос, что в этом вихре не только могут погибнуть величайшие ценности и ориентиры человечности, но может не устоять и сам человек. Жизнь — воплощение физического мира, устойчивость форм, напряжение сущности. Кризис искусства — это «утрата органической пластики художественных форм», «надлом», «дематериализация сущностного бытия», «отрыв жизни от корней», «развоплощение красоты», как у Чюрлениса, «формы деформируются и все декристаллизуется», человек входит в предметы, а предметы — в человека, как в кубизме. Плоскости и планы смещаются, как у футуристов. Такое «соскальзывание бытия с оседлости ведет к исчезновению образов», к социальной мимикрии. «Зашатался мир, а вместе с ним и образ человека, — замечает Бердяев. — История может кончиться. Дематериализующийся мир со всей симптоматикой футуризма и кубизма проникает в человека, и потерявший духовную устойчивость человек растворяется в разжиженном материальном мире. Человек исчезает вместе с соотносительным миром» [22]. Это распластование особенно чувствуется в декристаллизации слов, разрыве смыслов, разрушении речи, где оно выглядит как развоплощение мира в условиях переходного состояния или даже как конец, апокалипсис, ибо для творчества не осталось сил и не из чего творить. Без смыслов утрачивается напряжение жизни, разлагается связь уходящих и возрождающихся миров, в которых «неразличимы эстеты и антиэстеты, как частицы и античастицы». Налицо все симптомы бессилия творчества и перспектива зависимости человека от вида и рода. Поэтому лечение у Бердяева радикальное — радикализм творчества человеческих форм. Ибо мировые войны тоже футуризм, перешагнувший из искусства в жизнь, вихрь, где варварство выходит на поверхность, как, впрочем, и современный терроризм. Материальные войны лишь выявление духовных, и вся задача — сохранить творца. Этой же проблеме сохранения культуры посвящена статья «Астральный роман» (размышления по поводу романа А. Белого «Петербург») [23], где Бердяев вскрывает тот же бытийный хаос распыления бытия. А. Белый — символист, его роман — кубизм в художественной форме, как у Пикассо, стремление выразить ощущение приближающейся катастрофы, безвыходность существования как «мерцающего света потухающей звезды». У Белого человек — «главизна мира» — гибнет как преходящий элемент космической эволюции. Поскольку целостное восприятие человека пошатнулось, он показывает, что будет с миром вне смыслов, вне сознания, вне твердых форм личности, где вместо образа — маски, вместо соразмерных культурных форм — промежуточный безмерный, потерявший измерения мир, в котором возможности и опасности слились, что равносильно движению в зияющей пустоте, спасением от чего является переход в иное измерение — духовное. Человек с распыленным ядром «я», всплывший на поверхность бытия, разорванный на миги, не может создать сильное искусство. Ибо разложилась сама способность к творчеству, сам творческий акт. Но он может устоять, если найдет новые творческие возможности истинного ядра «я». Вся задача — сохранить в мировом вихре образ человеческий. В этом задачи и жизни и искусства совпадают. Фактически здесь мы видим у Бердяева тот же, что и у Леонтьева, органический подход к культуре, позволяющий избежать конфликта между творчеством культуры и творчеством жизни, где культура — средство жизни, вовсе не вечное, историческое, т.е. требующее продолжения творения. Поэтому культура не имеет права на усталость. Кризис лишь обнажает места разрыва непрерывного творчества и неоформленного бытия. Только углубление творчества, человечности может спасти мир от безвозвратности. В противовес этим направлениям субкультуры Бердяев выдвигает принцип личности и ее полноту как смысл существования культуры. Но поскольку культура имеет исторический характер, значимость культурных ценностей и их переоценка — тоже исторический вопрос. Революция всего-навсего расковала хаос, обнажив кризис сознания и личности, вскрыла необходимость поиска новых исторических форм человечности с целью преодоления небытия и безосновности личности. Этот поиск и есть «самая уникальная форма дела», попытка прорваться в новое бытие через свободу творчества. И дело здесь не столько во внешней деятельности, сколько во внутренней работе духа. То есть бывало «время внешних дел» и «время внутренней работы». Критикой кризис не остановить, старыми внешними средствами ничего не достигнуть. Нужна новая правда, новое сознание, новый склад души и новое творчество, «которое будет творить не в образах физической плоти, а перейдет от тел материальных к телам душевным» [24]. В статье «О литературном распаде» Бердяев уточняет: «религиозное движение умов совершается в личности, а не в массах» [25]. Поэтому преодоление всех слабостей сознания, в частности декадентства, символизма, мистицизма, футуризма, анархизма, психологизма, нигилизма и порнографизма, возможно только через непрерывность индивидуального творчества путем поиска смыслов, выдвижения устойчивых во времени абсолютов, напряженной внутренней работы, противостояния обыденности. «В пороках "я" и "не-я" сливаются. Нет различения своей индивидуальности от других "я", индивидуальность гибнет, распадается на тоску, отчаяние и пустоту. Причем гипертрофия и распад ничем не отличаются, опасно и то и другое. Новая жизнь — всегда событие, преодоление противоположности между статикой и динамикой, изобретение своего пространства культурной жизни через творчество, вневременное бытие личности. Из такого пространства и состоит культура. За творчеством и усложнением культуры всегда скрыто восхождение человека в личность, святость, гениальность, героизм, вечность» [26]. Нельзя не отметить весомость еще одной статьи Бердяева «Мутные лики» [27], в которой он останавливается на проблеме смысловых ориентиров культуры. Дело в том, что обратной стороной нигилизма А. Белого и А. Блока оставалось народничество как вера в «правду народной стихии», мистику революционных событий, где революция — «галлюцинация, мираж, страшная жуть», сметающая на своем пути и самого Блока. Бердяев эту «веру» назовет «последней иллюзией революции» и «последней трансформацией русского народничества», «поклонением массовой стихии вместо духа», количеству вместо качества. В результате произошла подмена революции духа революцией социальной. В статье «Романтика свободы (русская классика глазами персоналиста)» К.Г. Исупов, комментируя эту подмену, бросает упрек Бердяеву в антиисторизме и поиске смыслов за пределами эмпирического времени. Сам же остается на стороне А. Белого и А. Блока, оставляя за прошлым право «произвольно входить в смысловую архитектуру настоящего, самоопределяясь в новых конфигурациях» [28]. Для Бердяева красота прошлого и диалог с прошлым есть творческая активность личности. Все мистики начинаются там, где начинается разложение бытия. «Подлинная мистика начиналась как богообщение», — напоминает Бердяев ее первоначальное историческое назначение. Блок и Белый в мистификациях отклонились от Бога. В результате все роковые процессы истории у них движутся стихийно, по линии наименьшего сопротивления, чего не увидели ни тот, ни другой. По мнению Бердяева, это был ложный путь, ибо противостоять стихии истории должна реальная работа духа. Так завершилась еще одна иллюзия автоматической заданности человечности в природной стихии народной массы. Чрезвычайно значимый, на наш взгляд, вывод в пространстве продолжающегося кризиса и футуристических иллюзий современной западной философии и психологии, предлагающих человеку как вершины последних достижений страхологию и этологию. Завершенность мыслей Бердяева в переоценке ценностей — «Скрижали Моисеевы», замечает Полторацкий, оттого они становятся мировоззренческими ориентирами. Ему удалось оценить Ренессанс как структурированный поиск путей возвышения культуры и общества через личность, выделив православную культуру как безусловную историческую ценность, ибо без нее невозможна была бы выработка духовных программ. Без этой исторической «школы» вряд ли состоялся бы дифференцированный анализ «болезней» европейской и русской культуры, в котором исторические приоритеты Бердяев отдает культуре человеческих ценностей и творческой активности личности.
|