Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия духа как творческий метод Н. Бердяева
Глубина конфликта личного и безличного, не укладываясь ни в одну из старых схем, потребовала изменить сам тип философии Бердяева. Эра катастроф продолжала безжалостно расправляться с распадающимися общественными связями, культурами, цивилизациями, историей. «Все существующие направления неверно описывают духовный опыт, — с сожалением констатирует Бердяев, — частичны и все не о том» [15]. Поднявшись над марксистскими, профессиональными, экономическими, национальными решениями до уровня духа, философ приступает к творчеству своего персоналистического мира, заданного потребностями индивида, на опыте своей судьбы, сметая общие подходы. Оттого нельзя понять его позицию с точки зрения частичных подходов. Ибо для начала надо встать на его точку зрения оправдания человека, общую с Достоевским, у которого человек — абсолютная ценность. И только встав на эту точку зрения, можно задать вопрос: «Что нужно было Н. Бердяеву?». И сразу становится ясно, чего не было — философии человека. Не случайно с этого момента выходят одна за другой лучшие его работы: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека»; «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»; «Я и мир объектов. Опыт об одиночестве и общении»; «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого»; «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности и радикальная духовная революция»; «О свободе и рабстве человека. Опыт персональной философии»; «Самопознание» — как творческий синтез сделанного и еще одно возвышение над обыденностью. Все они посвящены содержательной стороне персоналистической духовной революции Бердяева, ибо история по-прежнему оставалась наполненной злом, преступлениями, терроризмом, конфликтами, разочарованиями, одиночеством, лжесвятыми и лжевеличиями. Бродильные процессы в Европе приобретали зловещий национальный оттенок. Во всех течениях налицо был конфликт личности и общества, что и обусловило необходимость усложнения духовной жизни и выделение сферы духовной культуры. Кроме того, обнаружилась недостаточность марксизма, оставляющего человеку в истории лишь роль средства производства. «Особенность моей философии в том, что объективный мир — продукт объективации, в котором субъективное, сотворенное становится объективным, а объективное — субъективным, ибо объект — создание субъекта, феномен» [16]. Кант так и не справился с отчужденным не подлинным миром, поэтому в философии Бердяева мир субъективный и есть подлинная реальность, что, собственно, и определило идею о примате свободы над бытием, выход к универсальному синтезу и пересмотру всей мировой культуры, подводя под нее новую универсальную историческую парадигму — парадигму человека и его смысл жизни, на базе которой свобода творчества сразу приобрела, на наш взгляд, значение универсального метода. Эффективность его была так высока и убедительна, что он был принят и на Западе, и в России как неопровержимое достижение мировой философии, а за самим Бердяевым закрепилось звание философа свободы. Последствия не заставили долго ждать. Его философия освободилась от комплексов марксизма и народничества, порожденных кризисом сознания, прежде всего рациональных, средовых, экономических, политических, социальных, религиозных подходов, поклонения традициям государства, национальности, просвещения, составляющих лишь «формы исторической объективации», стала реалистической, наполнилась нерешенными персоналистическими смыслами, назвав XX в. «эпохой безличного энтузиазма», и вышла на уровень не просто субъективной, а личностной философии, требуя поднять уровень всего бытийного пространства до личностного существования, где важнее всего содержание. Священно не общество, не государство, а человек. Вскрывшаяся сегодня системность этой философии высвечивает фактически неограниченные перспективы, вобрав в себя весь исторический опыт своего трудного времени. Это легко обнаруживается, ибо Россия, с нашей точки зрения, отозвалась на мировые проблемы кризиса человечности на всех уровнях своего бытия: социальном — революциями, военном — противостоянием мировым войнам, Серебряным веком — на уровне культуры и философии, а также пересмотром марксизма и сохранением исторических ценностей православия, мировой литературой и попыткой создания универсальной государственности, многообразием форм непрерывного образования и многоуровневой системой воспитания. Выход на качественно новый уровень понимания человеческого существования и истории через парадигму человека стал многовековой, бесконечной «золотой жилой», открывающей новые перспективы преодоления социальных, национальных, рациональных подходов, выходом к новым возможностям духовного существования. Н. Бердяев стремится быть услышанным, переходя на понятный, наполненный страстью и эмоциональной глубиной переживаний эссеистический стиль, к которому не все готовы. Потому его философия даже не воспринимается как философия, ибо все ищут в ней прежние «объективные» проблемы, а их там нет, поскольку встал мир субъективных проблем. Романтики ждали усмирения противоречий, а у него сплошная антиномичность подходов, которая диктовалась обилием вставших проблем и полярностью самого предмета его философии — человека. И эта полярность будет сохраняться всегда. Экзистенциалисты ждали на худой конец оправдания страдающего природного человека, но и здесь не было, да и не могло быть желанного взаимопонимания, ибо Бердяев выходил к прямо противоположному вектору развития истории, не свертывания, а развертывания всех человеческих сил. «В отличие от европейского романтизма, я не верю в естественную доброту человеческой природы и не обоготворяю силу жизни, мне чужда экзальтация эмоциональной жизни с ее страстями, я не признаю абсолютность разума, нормы, законы, общеобязательных начал. Я никогда не говорил о восстании природы, инстинктов, норм, законов, я говорил о восстании духа и о примате духа над природой, над обществом, над цивилизацией, и мне чужда идеализация "органического", которую я считаю реакционной. В моей философии понятие природы условно и употребляется как символ восстания против рационализма, законности, классицизма, романтизма, натурализма, как право на творческую индивидуальность» [17]. Нельзя не обратить также внимание на распространенное и сегодня безоговорочное причисление Бердяева к экзистенциальной философии Кирхегардта, Сартра, Ницше, Ясперса и Хайдеггера. Общей была глубина переживания личной судьбы. Но под экзистенцией понимались абсолютно разные вещи, и поэтому дистанция огромная, и направленность другая. Существование для Бердяева немыслимо вне содержания духовности, творчества, совести, ответственности. Для европейского экзистенциализма существование лишь естественное состояние психики, да еще и освободившейся от всех социальных и духовных условностей и ответственности, т.е. непосредственное бытие личности. Для Бердяева такое существование лишь иллюзия, объективация несовершенства, следствие порабощения духа, его ограниченности и ситуативности, ибо подлинное бытие для него — это творчество. «О выборе Европа ничего не знает», — заметил он с ужасом, ибо настоящей энциклопедией экзистенциализма для него был Достоевский. В Европе свобода (Шелер, Плеснер, Марсель) — это освобождение от всех форм необходимости, переходящее в индивидуализм. Для Бердяева свобода — бремя необходимости и управление необходимостью. «Иначе я понимаю и цели освобождения. Ни романтики, ни экзистенциалисты не понимают принцип личности и свободы. Для меня важнее смысл, чем состояние. Я никогда не хотел раствориться ни в какой стихии, ибо слишком сильно было у меня чувство личности и свободы. Слова раб и работа имеют один корень, а смысл разный. Никогда слова природа, жизнь, инстинкт, коллектив не были для меня Богом, ибо Богом была истина» [18]. Надо сказать, что на конфликт со средой, средовыми подходами и критику традиционных миросозерцаний у Бердяева уходило слишком много сил. Но в борьбе двух возможных путей развития (общественного и индивидуального) выросли уверенность русского философа в примате личности над обществом и предвидение опасных последствий власти общества над личностью, диктаторских режимов и силовых способов решения политических проблем над индивидуальностью. Глубокое переживание личной судьбы и трагедии личности породило в Европе (Ницше, Марсель, Сартр) экзистенциализм и замыкание личности на материальных ценностях, в России — эпоху духовного ренессанса XX в., отстаивающего примат духовных ценностей и выход в решение проблем. Таким образом, абсолютным делом для Бердяева становится революция духа, где дух — это непрерывная борьба за личное достоинство и свободу творчества, материя лишь необходимость и объективация, постфактум важнейшей сферы духа. Так, в невероятно напряженном поиске родилась уверенность, что все существующие теории Маркса, Ницше, Фрейда, Хайдеггера, ужасы войн и революций, любые вспышки страха и жестокости, все абсолютные режимы и даже господство новой лжи — все сокрушит возвышенное учение о человеке, о смысле жизни, где основной конфликт между «мечтой» и «действительностью» разрешается через творчество. В этом мире даже степень разрыва с ненавистным миром обыденности стала управляемой, заставляя принудительную обыденность меняться по воле человека. Специфика философии Бердяева — задание новых вневременных, неустаревающих ориентиров в условиях вероятностного существования, долговременных перспектив исторического развития, которыми управляет, наконец, личность. Таково было новое качество субъективного существования, где суть новизны определялась смыслом творчества — его непрерывностью и непрерывностью самой личности.
|