Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распад СССР





 

Углубление межнациональных проблем. К середине 80-х годов резко проявился кризис национально-государственного устройства СССР. Ослабление центральной партийно-государ­ственной власти, опасение за свое дальнейшее положение за­ставили местную партийно-государственную элиту искать союза с национальной интеллигенцией, начавшей борьбу за доминирование в общественном сознании населения союзных и автономных республик. Контуры будущего объединения, способного взорвать всю структуру СССР, приняли явствен­ные очертания уже на начальном этапе перестройки.

1986 г. стал годом межнациональных столкновений. В мар­те-апреле произошли стычки в Якутске между студентами якутами и русской молодежью. 17-19 декабря в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был на­значен Колбин тысячи молодых казахов устроили беспоряд­ки. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи чело­век обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка впервые были применены войска. В январе 1987 г. на Пленуме ЦК М. Горбачев подчеркнул, что в условиях расширения демократии и самоуправления, когда происходит бурный рост национального самосознания всех наций, «особую важность приобретает своевременное и справедливое решение возникающих вопросов... в интересах расцвета каждой нации и народности, в интересах всего об­щества».

Интернационализм в доперестроечное время означал де-факто советизацию и русификацию. Интернационализм в новых ус­ловиях означал поощрение национальных движений при оп­ределившейся роли центра, который претендовал на роль не­коего наднационального образования, но в республиках ассоциировался с русской властью. Не являясь властью рус­ских и не формулируя их интересы, центр, тем не менее, давал добро на национализм местных титульных наций. Наднацио­нальный центр, оставшись без наднациональной идеи, объек­тивно работал против единого государства. Борьба за «неотъемлемые права народов» неизбежно пре­вращалась в борьбу против единого государства. Одной из форм борьбы за национальную независимость ста­ла критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о нена­падении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликования секретных протоколов, восстановления прав­ды о массовых депортациях в сталинские времена.

Первой проверкой прочности государства, его способности решать сложные межнациональные проблемы в новых усло­виях стали события в ИКАО (Нагорно-Карабахской автоном­ной области Азербайджана). В октябре 1987 г. армяне, прожи­вавшие в Нагорном Карабахе, потребовали воссоединения с Арменией. В феврале 1988 г. в области прошли студенческие забастовки под лозунгами отделения Карабаха от Азербайджа­на. А 20 февраля сессия областного Совета обратилась к Вер­ховному Совету Азербайджанской ССР с просьбой передать область из состава Азербайджана в состав Армении, одновре­менно сессия просила Верховный Совет СССР поддержать это решение. В Степанакерте и Ереване прошли националисти­ческие митинги. Большинство азербайджанцев, проживавших в Армении, вынуждено было бежать.

27-29 февраля в Сумгаите, где скопились тысячи азербай­джанцев, бежавших из Армении, произошли погромы, в ре­зультате которых, только по официальным данным, погибли 32 чел. Всего пострадало 197 чел. 24 марта ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановле­ние «О мерах по ускорению социально-экономического раз­вития Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР в 1988-1995 гг.». На нужды области было вы­делено 400 млн. руб. Это был первый конфликт, связанный с произвольно установленными административными граница­ми. Уже тогда наметилась будущая тенденция превращения административных границ в государственные. Борясь против унитаризма, республики фактически закла­дывали основу для будущих территориальных конфликтов.

Центральная власть уже не могла и не хотела решать воп­рос территориального переустройства. Республики, которые в результате существовавшего административно-территори­ального деления приобрели дополнительные территории, стре­мились закрепить существовавшие границы. Центральная власть стала заигрывать с республиками, об­рушиваясь с критикой на союзные министерства и ведомства, упрекая их в том, что они не считаются с мнением субъектов федерации. Фактически был выбран курс умиротворения сепа­ратистов. Чем больше союзная власть делала уступок, чем больше она занималась самокритикой, тем требовательней и настойчивей становились республики. На состоявшейся 28 июня 1988 г. XIX Всесоюзной парт­конференции была поставлена задача привести «в соответ­ствие с радикальной экономической реформой права союз­ных республик», «оценить многие нормативные акты, регулирующие взаимодействие Союза и республик», «уточ­нить положение, права и обязанности союзных, автономных республик, других национальных образований». Связывая обострение национальных проблем с недостатка­ми развития Союза ССР, власти пошли не по пути усиле­ния централистских начал с опорой на большинство насе­ления, а по пути расширения прав республик, утверждая, вслед за националистами, что все беды идут не от порочно­го принципа национально-государственного устройства Со­юза, а от недостаточного его развития (был выбран путь по­ощрения децентрализации, передачи республикам целого ряда управленческих функций, перехода на принципы хозрасче­та, установления прямых хозяйственных связей. Фактичес­ки была поддержана идея придания языкам титульных наций статуса государственных.

18 мая в Баку состоялся митинг протеста против изгнания азербайджанцев из Армении. 22 мая началась забастовка в Степанакерте, вызванная слухами о том, что якобы Е. Лигачев, находясь в Баку, заявил, что вопрос Нагорного Карабаха решений больше обсуждаться не будет. В июне, почти одновременно, Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в состав Армянской ССР, а Верховный Совет Азербайджана принял решение о сохране­нии автономной области в составе Азербайджана. Сессия об­ластного Совета НКАО еще раз обратилась в Верховный Со­вет СССР с просьбой рассмотреть решение Верховного Совета Армении. 12 июля областной Совет Нагорного Карабаха принял ре­шение о выходе из состава Азербайджанской ССР. На заседании 18 июля 1988 г. Президиум Верховного Сове­та СССР, рассмотрев решения Верховных Советов Армянс­кой ССР и Азербайджанской ССР, пришел к выводу о невоз­можности передачи НКАО в состав Армении. Выступавший на заседании М. Горбачев возложил вину за события в На­горном Карабахе на некие кланы, «которые хотят держать все главные сферы жизни в республике в своих руках», в то время как перестройка выводит на политическую арену трудящихся. Нагорный Карабах, по его мнению, был ис­пользован как повод для того, чтобы подстегнуть нацио­нальные чувства, скрыть накопившиеся проблемы. Он об­винил антидемократические силы в организации давления на органы власти, в том числе и на Президиум Верховного Совета СССР. 18-21 сентября в Нагорном Карабахе произошли вооружен­ные столкновения между армянами и азербайджанцами. В Степанакерте и Агдамском районе было введено особое поло­жение. Обвиняя некие коррумпированные, антиперестроечные силы в разжигании националистических страстей, союзные влас­ти решили опереться на «широкие слои общественности в республиках в поддержку перестройки». Фактически они вы­ступили покровителями создания так называемых народных фронтов.

Особенно ярко это проявилось в Прибалтике, где летом 1988 г. национальное движение стало приобретать организо­ванные формы. В августе 1988 г. член Политбюро А. Яковлев посетил Лит­ву и Латвию. Он поддержал идею создания народных массо­вых организаций в поддержку перестройки. В октябре в Таллинне и Риге состоялись учредительные съезды Народных фронтов Эстонии и Латвии, организации «Саюдис» в Литве, образовался оргкомитет Народного Фронта Белоруссии. В своих программных документах «народные фронты» про­возглашали борьбу за полный суверенитет республик, за пе­ресмотр решений 1939 г. В октябре были опубликованы проекты законов «Об измене­ниях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народ­ных депутатов СССР», которые были использованы народны­ми фронтами для усиления кампании борьбы за суверенитет. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонской ССР утвер­дил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов Союза ССР. Также была при­нята Декларация о суверенитете. 17-18 ноября Верховный Совет Литовской ССР принял дополнение к Конституции о придании литовскому языку статуса государственного. В на­чале декабря аналогичное решение принял и Верховный Со­вет Эстонии. 1 декабря было объявлено о создании рабочей группы по под­готовке предложений о разграничении компетенции Союза и республик. Механизм организованного распада был запущен. В это же время резко обострилась обстановка в Закавказье. Десятки тысяч беженцев устремились из Армении в Азер­байджан и из Азербайджана в Армению. В Азербайджан из Армении бежали от националистов 165 тыс. чел., из Азер­байджана в Армению - более 140 тыс. Даже страшное земле­трясение в Армении, унесшее жизни более 45 тыс. чел., не остановило вражду. В Баку начался многодневный митинг, вскоре охвативший всю республику. Положение осложнилось настолько, что Пре­зидиум Верховного Совета СССР вынужден был издать указ о неотложных мерах по наведению порядка в Азербайджанс­кой ССР и Армянской ССР. 24 ноября в Баку, Нахичевани и Кировабаде было введено особое положение 5 декабря ночью войска очистили от митинговавших площадь Ленина в Баку. В городе начались массовые беспорядки.

12 января 1989 г. Президиум Верховного Совета СССР ввел особую форму управления в Нагорном Карабахе, подчинен­ную напрямую союзным органам. В конце 1988 г. в Прибалтийских республиках стали формироваться общественные организации, пытавшиеся проти­востоять национал-сепаратизму. В Эстонии был создан Объе­диненный совет трудовых коллективов (ОСТК), в Латвии про­шел учредительный съезд Интернационального фронта трудящихся.

В апреле на площади перед Домом правительства в Тбили­си начался многодневный несанкционированный митинг под лозунгами «Независимость - Грузии» и «Долой Российскую империю». Растерявшись перед мощным национальным движением, Бюро ЦК Компартии Грузии обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение, и на состоявшемся совеща­нии в ЦК было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля 1989 г. во время вытеснения войска­ми митингующих с площади погибли 16 чел. Стали распрос­траняться слухи, что солдаты убивали безоружных, в том числе женщин и детей саперными лопатками. В действитель­ности, большинство, как позже было установлено, погибли в результате давки. Эти события дали мощный толчок разви­тию националистического движения в Грузии. 18 мая 1989 г. Верховные Советы Литвы и Эстонии осуди­ли советско-германский договор 1939 г., потребовав признать незаконность его с момента подписания. Чуть позже к этому требованию присоединился и Верховный Совет Латвии. В мае 1989 г. Верховный Совет Латвии принял закон о при­дании латышскому языку статуса государственного и Декла­рацию о государственном суверенитете республики, а в июле соответствующий закон.

На проходившем в Москве 25 мая - 9 июня 1-м Съезде народных депутатов СССР было решено создать комиссию для политической и правовой оценки советско-германского дого­вора 1939 г. Для Прибалтийских республик принятие такого решения съездом означало подготовку условий для призна­ния незаконности вхождения этих стран в СССР, т.е. факти­ческой оккупации их Советским Союзом. На 1-м Съезде впервые устами писателя В. Распутина было сказано о возможности выхода из СССР Российской Федера­ции. Русофобия, сопровождавшая деятельность национальных движений во всех республиках, стимулировала защитную ре­акцию русского национализма. Подталкивала к казалось бы логичному решению - обретению независимости от центра. Однако центр и был русским государством. Но отсутствие воли в защите территориальной целостности неизбежно выс­тавляло его как некое антирусское имперское образование. Вспышки национализма, сопровождавшиеся убийствами и погромами в мае-июне, произошли вУзбекистане (в Ферга­не), в Казахстане (Новый Узень).

29 мая Верховный Совет Армянской ССР принял указ о признании 28 мая 1918 г. Днем восстановления армянской государственности. В августе в Латвии был опубликован закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Латвийской ССР», объявлявший о суверенитете Латвии. 22 августа нака­нуне годовщины подписания пакта Молотова-Риббентропа было опубликовано заключение комиссии Верховного Совета Литов­ской ССР. Комиссия пришла к выводу, что, поскольку эти до­говоры незаконны, то они не имеют юридической силы, Дек­ларация о вступлении Литвы в СССР и Закон СССР о принятии Литовской ССР в состав СССР не действуют. В ответ ЦК КПСС 27 августа принял жесткое заявление «О положении в республиках Советской Прибалтики», а 30 авгу­ста Постановление «О кризисных явлениях в общественно-по­литической жизни Литовской ССР». Но в начале сентября на встрече с руководителями Прибалтийских республик Горба­чев назвал заявление ЦК вынужденной мерой, подчеркнув, что надо «искать пути решения вопросов суверенитета рес­публик». 19 сентября был созван Пленум ЦК по национальному воп­росу. На Пленуме предлагалось значительно расширить пра­ва союзных республик, разграничить полномочия союзного центра и республик, придать новый статус автономным обра­зованиям. После Пленума Президиум Верховного Совета СССР при­нял постановление о первоочередных мерах по совершенство­ванию законодательства СССР в области межнациональных отношений. Верховным Советом СССР были предоставлены широкие права в экономике Прибалтийским республикам, Белоруссии и Свердловской области. На Политбюро вновь зву­чало предложение о новом Союзном договоре. Конец 1989 г. не принес перемен. Сепаратизм после Пле­нума не угас, а усилился. 23 сентября закон о суверенитете принял Верховный Совет Азербайджанской ССР. Верховный Совет Литвы признал присоединение республики к СССР в 1940 г. незаконным. В ноябре Верховный Совет Грузии при­нял поправку кКонституции о праве вето на союзные законы. Начавшийся 1990 г. принес новое обострение обстановки в Закавказье. 31 декабря - 2 января в Нахичеванской АССР {Азербайджан) прокатилась волна массовых беспорядков.Тол­пы людей разгромили инженерно-технические сооружения на азербайджано-иранской границе. В результате сотни кило­метров обустроенной границы были разрушены. Центр отве­тил рядом постановлений, осуждавших акты вандализма, а заодно отмечавших несоответствие Конституции СССР зако­нов, принятых Верховными Советами Армении и Азербайд­жана по Нагорному Карабаху.

13 января 1990 г. в Баку произошли армянские погромы. В Армении комитет «Карабах» объявил мобилизацию. Вер­ховный Совет СССР ввел чрезвычайное положение в НКАО и других районах. 19 января объявила о своей независимости Нахичеванская АССР. В Баку в связи с обострением обстановки было введено чрез­вычайное положение. Был отстранен от должности первый сек­ретарь ЦК КП Азербайджана А.-Р. X. Везиров. Руководство Бюро ЦК возглавил А. Муталибов. В ночь с 19 на 20 января в Баку были введены войска. Боевики Народного фронта от­крывали огонь, войска были вынуждены отвечать. В резуль­тате при восстановлении порядка погибли десятки мирных граждан. Так же, как и в случае с разгоном митинга в Тбилиси, ввод войск стал поводом для роста сепаратизма в Азербайджане. 22 января Верховный Совет Азербайджанской ССР объявил Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении чрезвычайно­го положения в Баку актом агрессии против республики. В Молдавии организация «Единство» объявила об отделе­нии Тирасполя от Молдавской ССР и его присоединении к России. В начале февраля массовые националистические беспоряд­ки, сопровождавшиеся убийствами и погромами, произошли в Душанбе. В марте в Литве, Латвии и Эстонии победу на выборах в республиканские парламенты одержали сторонники незави­симости. Первыми же документами, принятыми литовским парламентом, стали акт «О восстановлении независимого Литовского государства», отмена действия на территории рес­публики Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, утверждение временного Основного закона Литовской Респуб­лики на основе Конституции 1938 г. 16 марта Верховный Совет Грузии принял декрет о гаран­тиях защиты суверенитета республики, первым денонсиро­вав Договор 1921 г. и Союзный договор 1922 г. Проходивший в марте Съезд народных депутатов СССР объя­вил недействительными решения Верховного Совета Литвы о провозглашении ее независимости до установления законно­го порядка выхода республики из состава Союза ССР. 30 марта Верховный Совет Эстонии принял закон «О госу­дарственном статусе Эстонии», в котором отрицал законность государственной власти СССР и провозглашал курс на вос­становление независимости Эстонии. В мае 1990 г. Верховный Совет Латвии принял декларацию о восстановлении независимости Латвийской Республики. Главным событием, повлиявшим на все последующее развитие страны, стал открывший­ся 16 мая 1990 г. 1-й Съезд народных депута­тов России, в повестку дня которого был включен вопрос «О суверенитете России, Союзном Договоре и народовластии». 29 мая Б. Ельцин был избран Председателем Верховного Со­вета РСФСР, а 30 мая он на пресс-конференции уже заявил о том, что после принятия Декларации о суверенитете России, она станет во всем самостоятельной и ее законы будут выше союзных. Б. Ельцин предложил начать переговоры с респуб­ликами о новом Союзном договоре без каких-либо предвари­тельных условий.

12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из пред­ставителей всех республик. Совет предложил создать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, кон­федерации и сообщества. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Бе­лоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан. Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости. Национальные дви­жения на своих съездах принимали решения о курсе на неза­висимость. Так, проходивший 27-28 октября второй конгресс «Руха» на Украине заявил об отказе от поддержки перестрой­ки и взял курс на достижение государственной независимос­ти Украины. Суверенизация России положила начало двусторонним свя­зям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских го­сударств заявили об отказе участвовать в переговорах о зак­лючении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Свою позицию они подтвер­дили 1 августа, приняв заявление Совета Балтийских госу­дарств о том, что не считают возможным участвовать в разра­ботке нового Союзного договора. Б. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.

1 сентября было заключено соглашение о всестороннем со­трудничестве между РСФСР и Грузией. 22 сентября подпи­сан Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССР Молдова. Ельцин в августе совершил поездку по России, побывав в Татарии, Башкирии и ряде российских городов. Ему важно было заручиться поддержкой автономий, стремившихся до­биться для себя повышения статуса. В это время уже обозна­чились контуры роста национал-сепаратизма в российских автономиях. Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повы­шении своего статуса. Рассматривая себя как равноправные субъекты в составе будущего Союза, они, видя рост национа­лизма в новых государствах, вовсе не хотели подвергнуться ассимиляции. Суверенные же республики, за исключением России, вовсе не спешили строить свою государственность на основе реализации национально-территориального принципа. В ряде новых независимых государств появились самопро­возглашенные республики. Так, в Молдавии была провозгла­шена Гагаузская Республика, в Грузии декларации о сувере­нитете приняли Абхазия и Южная Осетия.

В августе состоялись консультации между рабочими груп­пами Верховных Советов РСФСР и СССР по подготовке Союзного договора, а также консультативные встречи с предста­вителями 12 союзных республик. 30-31 августа проходило совместное заседание Совета Федерации и Президентского со­вета, на котором обсуждались итоги этих консультаций. Было решено создать Подготовительный комитет по разработке но­вого Союзного договора в составе полномочных делегаций рес­публик во главе с их высшими руководителями и при учас­тии Президента СССР. Дискуссия шла вокруг двух концепций договора. Сторонники первой исходили из того, что союзные структуры ликвиди­руются, а республики устанавливают между собой горизон­тальные связи и на этой основе создают Союз. Приверженцы второй исходили из необходимости сохранения существую­щей союзной вертикали управления, но при условии ее ре­формирования. «Реальные политические условия и общественное мнение было на стороне первых. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. Процесс двусторонних договоров, выбивающих почву из-под Союзного центра, уже начался. Этот процесс стимулировал­ся переходом к рыночным отношениям. В преддверии пред­стоящего передела собственности власть над конкретной тер­риторией (а, следовательно, распоряжение находящимся там имуществом) стала гораздо привлекательней принципов ин­тернационального единства. 18-19 августа проект нового Союзного договора был направ­лен в Верховные Советы СССР и республик для обсуждения. В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР об­судил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором ста­билизации обстановки в стране, признал целесообразным, что­бы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших дол­жностных лиц республик. Верховному Совету СССР и Прези­денту СССР было поручено определить меры по обеспечению нормального функционирования всех органов власти в Союзе до заключения нового Союзного договора. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохране­нии Союза ССР. Фактически населению предлагалась обсу­дить целесообразность сохранения целостности своего госу­дарства! 16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постанов­ление об организации референдума по вопросу о сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сфор­мулирован следующим образом: «Считаете ли вы необходи­мым сохранение Союза Советских Социалистических Респуб­лик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности».

Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. чел. (80 % имевших право голоса) 113,5 млн. высказались за сохране­ние Союза (76,4 %). Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддер­жкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходи­мости скорейшего подписания Союзного договора. 23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР Ново-Огарево состоялась встреча — руководителей девяти республик и М. Горба­чева, во время которой было сделано «Совместное заявление», названное журналистами заявлением «9+1». В нем говори­лось о том, что для преодоления кризиса первоочередной за­дачей является заключение с учетом итогов референдума но­вого Союзного договора. Правда, итоги трактовались не столько в пользу государственного единства страны, сколько в пользу обновления, понимаемого как закрепление суверенитета рес­публик. Республики присматривались к центру, точнее, к его способности контролировать ситуацию. Малейшее колебание тут же использовалось для продвижения к полной независи­мости. Во главе почти всех республик уже стояли президенты, избранные народом и, следовательно, не зависевшие от ЦК КПСС, тогда как реально в стране действительно наднацио­нальной властной структурой оставалась партия.

В заявлении предполагалось, что после подписания и рати­фикации (процедура, характерная для фактически независи­мого государства) не позднее чем через 6 месяцев должна быть принята новая Конституция, куда Союзный договор войдет составной частью. 22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного догово­ра, Верховный Совет СССР потребовал привести текст догово­ра в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г. 24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подго­товительного комитета, созванного в соответствии с реше­нием 4-го Съезда народных депутатов СССР для работы над проектом нового Союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных респуб­лик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подго­товку текста Союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Проект был опуб­ликован в печати. Вокруг проекта разгорелись споры. Одни связывали с его подписанием разрешение кризиса в стране, другие видели в нем еще один шаг на пути к полной дезин­теграции Союза. Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправны­ми членами международного сообщества, равно как и Союз является субъектом международного права. Государства мо­гут входить в состав Союза непосредственно, или в составе другого государства. В последнем случае отношения между ними регулируются договорами, Конституцией государства, в состав которого они входят, и Конституцией Союза. Для РСФСР была применена особая формула: отношения между Россией и республиками регулируются федеративным дого­вором и Конституцией СССР. Конституция России не упоми­налась. Это было достижением автономий. Участники дого­вора признавали границы друг друга, что в условиях, когда республики становились субъектами международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межго­сударственных. С учетом свободы выхода из состава Союза это означало, что Союзный договор обеспечивал благоприят­ные условия становления национальной государственности республик. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республи­ки могли приостанавливать действия союзных законов, са­мостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.

Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Но вместе с ним распа­далась и Российская Федерация. Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено его подписание.

Август 1991 г. До этого события М. Горбачев собирался от­дохнуть в Крыму на только что отстроенной даче в Форосе. Незадолго до отъезда, 29 июля, он в конфиденциальной об­становке в Ново-Огареве встретился с Б. Ельциным и Н. На­зарбаевым. Три лидера обсудили возможные кадровые пере­становки в высшем руководстве СССР после подписания Союзного договора. Конкретно речь шла о смещении премье­ра В. Павлова, министра обороны Д. Язова, министра внут­ренних дел Б. Пуго и председателя КГБ В. Крючкова. Выступив 2 августа по телевидению с сообщением о пред­стоявшем подписании Союзного договора, 5 августа Горбачев отправился в Форос.

Тем временем в Москве шла интенсивная подготовка к вве­дению чрезвычайного положения. 18 августа в Форос приехали Бакланов, Шенин, Болдин, Варенников и Плеханов. Они показали М. Горбачеву предпо­лагаемый состав будущего ГКЧП и предложили подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Но нео­жиданно для себя получили категорический отказ. Это сразу же превращало всех инициаторов в заговорщиков. По возвращении в Москву они объявили о недееспособнос­ти Президента. Утром 19 августа, за день до подписания нового Союзного договора, по каналам ТАСС было передано заявление высше­го руководства страны, в котором говорилось о том, что в связи с «невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР», его полномочия переходят к вице-президенту Г.Янаеву. В целях преодоления угрожавших суверенитету страны политической, межнациональной и гражданской конфронта­ции, хаоса и анархии, исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Советского Союза, «идя навстречу требованиям широких слоев населения» о необходимости при­нятия решительных мер по предотвращению сползания об­щества к общенациональной катастрофе» в отдельных мест­ностях страны вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной в условиях режима ЧП образовывался государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе: О. Бакланов - первый замести­тель председателя Совета обороны СССР, В. Крючков - председатель КГБ СССР, В. Павлов - премьер-министр СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел СССР, В. Стародубцев - пред­седатель Крестьянского союза СССР, А. Тизяков - президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промыш­ленности, строительства, транспорта и связи СССР, Д. Язов - министр обороны СССР, Г. Янаев - и.о. Президента СССР. Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановле­нии деятельности политических партий и общественных орга­низаций, препятствующих нормализации обстановки, о рас­формировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установ­лении контроля над средствами массовой информации.

Для того чтобы успокоить население, предполагалось осу­ществить целый ряд экономических и социальных мер: сни­зить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др. В ответ на заявление ГКЧП в своем обращении «К гражда­нам России» Президент РСФСР Б. Ельцин, исполнявший обя­занности Председателя Верховного Совета РСФСР Р. Хасбу­латов и Председатель Правительства РСФСР И. Силаев назвали действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным пере­воротом», объявив все его действия незаконными и не подле­жащими исполнению. Призвав граждан России к всеобщей бессрочной забастовке, а военнослужащих не участвовать в перевороте, они потребовали немедленного созыва Чрезвычай­ного съезда народных депутатов СССР. Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства. Б. Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия Комитета как государственный переворот, а все его решения незаконными на территории Российской Федерации; долж­ностные лица, исполняющие решения ГКЧП предупрежда­лись об уголовной ответственности. Другим указом Б. Ельцин переподчинил себе все органы исполнительной власти Союза ССР, находящиеся на террито­рии России, в том числе КГБ СССР, МВД СССР, Министерство обороны СССР. В обращении к солдатам и офицерам он выра­зил уверенность, что они не пойдут против своего народа. В ответ исполнявший обязанности Президента СССР Г. Яна­ев объявил указы Президента РСФСР противоречащими Кон­ституции СССР, а, следовательно, не имеющими юридической силы. По решению ГКЧП в Москву были введены войска. Улицы города были наводнены солдатами и боевой техникой. В целом население страны сохраняло спокойствие. Призыв российских руководителей к всеобщей забастовке остался без ответа. Лишь вокруг Дома Советов собрались несколько де­сятков тысяч москвичей, в основном интеллигенция и сту­денты, готовых защитить Президента. В ночь с 20 на 21 августа в туннеле на пересечении Садово­го кольца и Калининского проспекта возбужденная толпа по­пыталась задержать колонну боевых машин, двигавшихся в сторону Смоленской площади. В результате несчастного слу­чая погибли трое молодых людей. 21 августа в Форос вылетели Д. Язов, В. Крючков, О. Бак­ланов, А. Лукьянов и др. М. Горбачев отказался встретиться с ними. Спустя несколько часов в Форос прибыла уполномо­ченная Верховным Советом РСФСР делегация во главе с вице-президентом А. Руцким и премьером И. Силаевым.

Лидеры ГКЧП были арестованы. Горбачев вернулся в Мос­кву, полностью отмежевавшись от своих соратников. 23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное тре­бование о роспуске КПСС, которое он принял. Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Ком­партии РСФСР. Бывшая партийная собственность была кон­фискована. Были закрыты коммунистические газеты «Прав­да», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», а также газета «День». Августовские события привели к усилению дезинтеграции страны.

На пути к беловежскому соглашению. 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимо­сти республики, а днем позже Конституционный закон о го­сударственном статусе республики принял парламент Латвии. 24 августа Верховный Совет Украины провозгласил респуб­лику независимым государством. В постановлении говорилось, что этот шаг предпринят «исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворо­том в«СССР 19 августа 1991 года». 25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан. Руководство России в полной мере воспользовалось благо­приятной ситуацией, возникшей в результате провалившего­ся путча для укрепления российской государственности. 22 августа Б. Ельцин издал указ «Об обеспечении экономи­ческой основы суверенитета РСФСР», которым предусматри­валась передача всех предприятий и организаций союзного значения, находящихся на территории республики, в собствен­ность России. Под юрисдикцию России переводились целые отрасли хозяйства. Было прекращено финансирование союзных министерств, за исключением Министерства обороны, МПС и Минатома. 28 августа 1991 г. Россия установила кон­троль над Государственным банком СССР и Внешэкономбан­ком СССР.

Союз распадался на глазах. М. Горбачев, видя как власть ускользает ив рук, предпринимал лихорадочные усилия для возобновления процесса подписания Союзного договора. На проводимых им совещаниях руководителей республик фор­мально подтверждалась необходимость подписания договора. Однако реальные действия политических элит союзных рес­публик шли в направлении их дальнейшей суверенизации. Для закрепления успеха им было необходимо устранить пре­пятствие в лице Съезда народных депутатов СССР, сохраняв­шего свою конституционную легитимность.

1 сентября М. Горбачев провел совещание с руководите­лями республик. 2 сентября на открывшемся внеочередном,5-м Съезде народных депутатов СССР с заявлением от име­ни Президента СССР и высших руководителей союзных рес­публик выступил П. Назарбаев. В заявлении предлагалось, в целях недопущения дальнейшего распада структур власти и до создания новой государственной системы, образовать Совет представителей народных депутатов от союзных рес­публик, Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик, а для ко­ординации управления народным хозяйством - Межгосу­дарственный экономический комитет. Предполагалось под­писать Союзный договор, заключить экономический союз. В заявлении говорилось о подготовке Конституции, проект которой должен быть рассмотрен и утвержден парламента­ми союзных республик, а окончательное принятие осуще­ствлено на съезде уполномоченных представителей союзных республик. Руководители республик просили Съезд народных депута­тов о поддержке обращения союзных республик в ООН с просьбой о признании их субъектами международного права. Съезд одобрил предлагаемые меры, приняв постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и реше­ний внеочередной сессии Верховного Совета СССР». А также принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».

5 сентября Съезд завершил работу. Фактически произошел его самороспуск. Одним из первых шагов Госсовета СССР стало признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии вопреки недавно при­нятому закону о порядке выхода из СССР. 1 октября в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой обсуждался проект Договора об эконо­мическом сообществе в рамках СССР. 4 октября парафиро­ванный текст Договора был опубликован. 11 октября на засе­дании Госсовета обсуждались проблемы Союзного договора и Договора об экономическом сообществе. 18 октября Договор об экономическом сообществе был под­писан Президентом СССР и руководителями 8 республик (кро­ме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана). В то же время процесс суверенизации продолжился. 27 ок­тября была провозглашена независимость Туркмении. 4 ноября 1991 г. состоялось заседание Государственного Со­вета, на котором обсуждались вопросы ускорения экономической реформы, а также сохранения Союза. Более конкретно обсуждались судьбы армии, МИДа, КГБ и других структур Союза государств. На заседании Б. Ельцин поддержал мар­шала Е. Шапошникова, высказавшись за единые вооружен­ные силы. С резкой критикой он выступил против МИДа за поддержку путчистов. Через день М. Горбачев направил чле­нам Госсовета проект Договора о Союзе Суверенных Государств с учетом поступивших замечаний. Союз в документе определялся как «Союз Суверенных Госу­дарств (ССГ) - союзное демократическое государство, осуще­ствляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора». Однако Украина, парафировавшая Договор об экономичес­ком сообществе, не намерена была создавать союзное государство. Л. Кравчук, на пресс-конференции 8 ноября, после воз­вращения из Москвы заявил, что самое главное - провести референдум о независимости Украины, создать национальную армию, ввести собственную валюту. Что же касается Союза, то Украина, по его словам, не ратифицирует Договор, если за ним будут стоять какие-либо центральные органы власти. По его словам, «никакого центра вообще быть не должно, кроме координационных органов». 25 ноября главы государств собрались в Ново-Огареве для парафирования текста Договора. Однако под предлогом того, что на Украине 1 декабря проводился референдум, а без Ук­раины ни о каком государстве не может быть и речи, парафи­рование не состоялось. Решили направить текст Договора Вер­ховным Советам государств и Верховному Совету СССР для рассмотрения и подготовки окончательного текста.

27 ноября был опубликован пятый и последний проект До­говора о Союзе Суверенных Государств. В этот же день состо­ялось последнее заседание Госсовета СССР, на котором обсуж­далась ситуация в Нагорном Карабахе. 1 декабря на Украине состоялся референдум. 90,3 % голо­совавших высказались за независимость Украины. Л. Крав­чук был избран президентом Украины. 2 декабря Б. Ельцин заявил о признании независимости Украины. Одновременно в Казахстане президентом был из­бран Н. Назарбаев (98,8 % голосов). 3 декабря Верховный Совет СССР одобрил проект Договора. На следующий день Горбачев обратился к Верховным Сове­там республик с призывом поддержать проект.

Беловежское соглашение. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б. Ель­цин, Л.Кравчук и С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Соглашение об образовании СНГ было ратифицировано 10 декабря Верховными Советами Украины и Белоруссии. 11 декабря о своем присоединении к СНГ заявили Армения и Киргизия. 12 декабря Соглашение о создании Содружества Независимых Государств ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Выступая на четвертой сессии Верховного Совета РСФСР, Б. Ельцин заявил: «Главный итог состоит в следующем. Три республики, которые выступали учредителями СССР, приостановили процесс стихийного, анархичного распада того общего пространства, в котором живут наши народы. Была найдена един­ственно возможная формула совместной жизни в новых услови­ях - Содружество Независимых Государств, а не государство, где никто не имеет независимости». «Соглашение, - продол­жал он, - является базой для динамичного развития нового типа связей между суверенными государствами. Положен ко­нец самому главному препятствию к этому - союзному центру». На следующий день в Ашхабаде состоялась встреча глав го­сударств Средней Азии и Казахстана, на которой идея СНГ была в основном одобрена. 16 декабря Верховный Совет Казахстана принял закон о государственной независимости республики. 18 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР при­нял заявление, в котором выразил понимание соглашения Рос­сии, Белоруссии и Украины о создании СНГ. В течение последующих двух дней были упразднены МИД СССР и Госбанк СССР. 21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации глав одиннадцати государств в поддержку беловежского со­глашения, в которой говорилось, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических республик прекращает свое су­ществование. 25 декабря в 19 час. М. Горбачев выступил по телевидению с заявлением: «В силу сложившейся ситуации с образовани­ем Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР». В 19 час. 38 мин над Кремлем красный флаг СССР был заменен трехцветным российским.

Date: 2015-09-05; view: 618; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию