Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Укрепление международного положения страны
Частичное преодоление наследия начального этапа «холодной войны». Через несколько месяцев после смерти Сталина закончилась война в Корее. Советский Союз восстановил дипломатические связи с Израилем, прерванные в феврале 1953 г. Грузинская и Армянская ССР отказались от территориальных притязаний к Турции, Карело-Финская ССР завершила свою недолгую историю и на правах автономии вошла в РСФСР. Без какой-либо увязки с трудным германским вопросом в мае 1955 г. СССР подписал Государственный договор о восстановлении суверенитета Австрии. В том же году июльская встреча лидеров четырех держав-победительниц в Женеве обозначила потепление мирового политического климата, усталость народов от конфронтации. В апреле 1956 г. прекратило свою деятельность Информационное бюро коммунистических и рабочих партий Европы, что способствовало ослаблению раскола мирового сообщества. В ответ на настойчивое обсуждение в 1950-1953 гг. Генеральной Ассамблеей ООН вопроса о германских и японских военнопленных СССР подготовил условия для установления прямых дипломатических, торговых и культурных связей с Западной Германией и Японией. В сентябре 1955 г. Москву посетил канцлер ФРГ К. Аденауэр. Стороны договорились о прекращении состояния войны, установлении дипломатических отношений и возвращении в Германию немецких военных преступников, осужденных в СССР. В октябре следующего года были нормализованы отношения с Японией. СССР отказался от всех репарационных претензий, согласился на репатриацию военнопленных японцев, осужденных в СССР, поддержал просьбу Японии о ее вступлении в ООН. Восстановление советско-японских дипломатических отношений сопровождалось согласием правительства СССР в случае подписания мирного договора между двумя странами передать Японии острова Хабомаи и Шикотан. Исполнение взятого обязательства было заблокировано заключением в 1960 г. японо-американского соглашения о безопасности, выдвижением дополнительных территориальных претензий на острова Кунашир и Итуруп, нагнетанием русофобии в Японии. В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО, организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры и Международную организацию труда (МОТ), в 1958 г. возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Отношения со странами народно-демократического блока. В мае 1953 г. обозначилось сближение с Югославией. Через два года Н. Хрущев заявил в Белграде, что в Советском Союзе искренне сожалеют о конфронтации 1948-1953 гг. и решительно отметают наслоения этого периода. В подтверждение этого 2 июня 1955 г. Н. Булганин и И. Броз Тито подписали советско-югославскую декларацию, в которой провозглашались принципы неделимости мира, независимости мирного сосуществования от идеологии и различий в общественном устройстве; невмешательства во внутренние дела, несмотря на любые экономические, политические, идеологические причины; признания права народов самостоятельно выбирать конкретные формы развития социализма, отказ от враждебной пропаганды и дезинформации, осуждения агрессии и борьбы за политическое и экономическое господство над другими странами. СССР предоставил Югославии кредиты под сырьевые поставки из СССР на строительство химических заводов. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) выводы о многообразии форм перехода различных стран к социализму, необходимости мирного сосуществования и появившихся возможностях избежать войны, были закреплены в партийных документах. Основные внешнеполитические тезисы КПСС оспорили китайские коммунисты. Они также не согласились с политической оценкой деятельности Сталина и, вопреки утверждениям советских специалистов, провозгласили теорию «большого скачка» в экономике. В начале 60-х годов из-за идеологических разногласий и взаимной необоснованно резкой критики, обвинений советской стороны в обуржуазивании, ревизионизме и т.п. СССР временно прекратил экономическую помощь Китаю. Между двумя компартиями развернулась открытая борьба, а в 1963-1965 гг. КНР выдвинула территориальные претензии на 1,5 млн. км2 азиатской части СССР. В Пекине полагали, что вооруженные столкновения с империалистами неизбежны, а в результате ядерной войны восторжествует мировой социализм. Во имя торжества идеалов китайского коммунизма допускалась гибель в ядерном пекле миллионов людей. Подобные взгляды представляли серьезную угрозу человеческой цивилизации. При поддержке Советского Союза в КНР были созданы первоклассные предприятия по производству реактивных истребителей «МиГ», современных бомбардировщиков «Ту-16» и артиллерийских систем. Китайские специалисты были ознакомлены с советскими достижениями в области ядерных технологий. СССР передал своему азиатскому союзнику лицензии, техническую документацию и боевые образцы баллистических ракет наземного и морского базирования, противокорабельных и зенитных ракетных комплексов и другой военной техники. В середине 60-х годов китайские заводы наладили выпуск собственных ракет средней дальности. В КНР высоко ценили созданный военно-промышленный потенциал и не собирались разоружаться впредь до полного уничтожения капитализма. «Леваки» из ЦК КПК выступали за поддержку национально-освободительных движений извне, превращение общедемократических международных профессиональных, женских и студенческих организаций в чисто коммунистические. Настроения маоистов нашли отклик в ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки, что означало появление второго центра мирового коммунистического движения. Политика «кризисной дипломатии». Советская международная доктрина предусматривала активный поиск взаимопонимания со всеми государствами, однако в период тройственной агрессии Англии, Франции и Израиля против Египта (конец октября - начало ноября 1956 г.) СССР решительно потребовал прекратить вторжение. В советском послании премьер-министру Англии А. Идену говорилось: «В каком положении оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные государства, располагающие всеми видами современного истребительного оружия. А ведь такие страны могли бы в настоящее время и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-воздушного флотов, а использовать другие средства, например, ракетную технику». Чтобы не было сомнений в серьезности намерений Советского Союза заявлялось: «Мы полны решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке». Аналогичная нота была передана французскому премьеру. На грани военного поражения Египта боевые действия были прекращены. Суровым испытанием для внешнеполитической доктрины СССР стали венгерские события конца октября - начала ноября 1956 г. Восстание против навязанной Венгрии советской модели социализма было подавлено с помощью силы. Военно-политическая стабильность послевоенной Европы была сохранена. Суэцкий кризис положил начало так называемой «кризисной дипломатии» Н, Хрущева, при которой разрешение противоречий сторон происходило не до кризиса, а в ходе его развития. Примерами такой политики являются также Берлинский кризис в октябре 1961 г. и Карибский ракетный кризис октября 1962 г. Размещение 42 советских ракет на Кубе и ответный американский «карантин» поставили мир на порог термоядерной войны. Советское правительство заявило 23 октября 1962 г., что «если агрессоры развяжут войну, то Советский Союз нанесет самый мощный ответный удар» и привело Вооруженные Силы СССР в состояние повышенной боеготовности, направило часть Военно-Морского Флота к берегам Америки. Участникам конфликта удалось согласовать механизм разрешения кризиса и избежать непоправимых роковых последствий для мира. Политика публичной дипломатии. В 1954-1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц государств Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, ФРГ, Италии, Югославии, Китая, Индии, Египта, Индонезии и многих других стран. Политика публичной дипломатии на уровне двухсторонних отношений, предложенная миру в середине 50-х годов, была продолжена в Организации Объединенных Наций. Дважды, в 1959 и 1960 г., Н. Хрущев участвовал в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, где от имени СССР поставил на обсуждение проблему всеобщего разоружения, предложил декларацию о представлении независимости колониальным странам и народам, выступил за выборы трех генеральных секретарей ООН - от капиталистических, неприсоединившихся и социалистических государств, за прием в члены организации Китайской Народной Республики. В 50-60-е годы СССР преодолел недооценку политической роли стран третьего мира, в практику советской дипломатии впервые широко вводились экономические инструменты взаимодействия с ними. Приверженность политике мира подкреплялась твердой линией на защиту суверенитета СССР. В 50-е - первой половине 60-х годов в воздушном пространстве СССР (в Закавказье, на Севере, Дальнем Востоке и на Урале) было сбито 39 американских самолетов. Советское правительство добилось прекращения американских полетов над СССР, вывода в 1963 г. американских ракет средней дальности из Турции и Италии. Укреплению мира способствовало заключение в Москве 5 августа 1963 г. Договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой и соглашение о нераспространении ядерного оружия (1964). В целом СССР удалось достичь снижения накала «холодной войны» и упрочить свое положение одной из двух мировых сверхдержав. Международное положение во второй половине 60-х – начале 80-х гг. К середине 60-х годов сравнительно с первыми послевоенными годами мир оказался в положение в существенно изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вылились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США. «Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма» являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на развалинах мировой колониальной системы. СССР и США, стоявшие за ними основные военно-политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой военной конфронтации. Однако соперничество за влияние в развивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам. Соревнование двух систем развертывалось и в экономической сфере, причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: выгоднее были стартовые позиции, причем в США в годы второй мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации развитых стран, тогда как в «социалистический блок» входили, помимо СССР, страны, игравшие несущественную роль в мировом хозяйстве, многие из которых понесли огромный ущерб в годы войны. Затяжное формирование механизма международного разделения труда в рамках СЭВ мешало координации народнохозяйственных планов и осуществлению совместных проектов. В результате уже в середине 80-х годов в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шагом вперед в интеграции стран СЭВ явилась принятая в 1971 г. комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наиболее масштабными совместными экономическими проектами были строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в освоении сырьевых ресурсов Сибири и Средней Азии, строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х годов - 508 млн. т. Цены на советскую нефть были значительно ниже мировых цен, так как СССР взял на себя обязательство поставок сырья по более низким расценкам. Активно развивалось сотрудничество в рамках организации Варшавского Договора (ОВД). Почти ежегодно в 80-е годы проводились общие маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР. Частичные реформы «советской модели социализма» ни в одной из стран восточноевропейского блока не привели к качественному росту эффективности производства. Реакцией на кризис «советской модели социализма» в странах Восточной Европы и события «чехословацкой весны» 1968 г. явилась так называемая «доктрина Брежнева». Главное ее содержание составила «теория ограниченного суверенитета» социалистических стран. Она была провозглашена Генеральным секретарем ЦК КПСС на V съезде Польской объединенной рабочей партии в ноябре 1968 г. Ее выдвижение свидетельствовало о том большом внимании, которое уделялось внешней политике в конце 60-х - начале 70-х годов. «Доктрина Брежнева» признала наличие слабых звеньев в социалистическом фронте, возможность реставрации капитализма в силу объективных трудностей и ошибок субъективного характера, вероятность войны с империалистическим окружением, чрезвычайность такой акции как военная помощь дружественной стране в защите социалистического суверенитета. Л. Брежнев подчеркнул, что суверенитет социалистического государства есть общее достояние всех марксистов-ленинцев: «Когда возникает угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран». Политика «невмешательства», по его мнению, прямо противоречила интересам обороны братских государств. Для того чтобы не уступить, не отдать буржуазии ни грана завоеванного, не допустить отступления от марксизма-ленинизма требуется прочно придерживаться «общих закономерностей социалистического строительства». Термин «доктрина» как система установок не прижился в советском внешнеполитическом лексиконе, его нет ни в одном официальном партийном или государственном документе. Но существование «доктрины Брежнева» никогда не опровергалось политическими руководителями СССР, поскольку она расширяла содержание коренного идеологического постулата КПСС - «принципа пролетарского интернационализма». В то же время «доктрина Брежнева» выражала политику, нацеленную на закрепление территориально-государственного устройства в Европе послевоенного периода. Попытки народно-демократических преобразований подавлялись как извне (введение войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г.), так и изнутри (движение «Солидарность» в 1980-1981 гг. и его запрет с введением военного правления в Польше). Китайский вариант реформ образца 50-60-х годов обусловил жесткую конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения (в районе о. Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами нормализовались. К маоистскому течению в период после «пражской весны» добавился «еврокоммунизм», провозглашавший автономность национальных компартий, приоритет национальных ценностей, отрицание «диктатуры пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода к власти и руководства обществом. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах третьего мира, которые получали военно-финансовую и техническую помощь СССР. Для Советского Союза это была еще одна статья огромных расходов в ущерб собственным экономическим и социальным программам. Отношения с капиталистическими странами. Взаимосвязи с развитыми капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политики разрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ получили развитие в ряде договоров европейских государств. К середине 70-х годов к процессу нормализации отношений с СССР ненадолго присоединилась Англия. Особое значение имело Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. Активизировались переговоры по ряду конкретных проблем, связанных с ограничением вооружений. В 1972 г. была подписана, а в 1975 г. вступила в силу конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсического оружия и об их уничтожении -первая в истории международных отношений реальная мера по разоружению. В 1973 г. в Вене начались переговоры 19 государств о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Обсуждение строилось на принципах равенства обязательств, ненанесения ущерба безопасности какой-либо из сторон, отказа от односторонних военных преимуществ. Значительный прогресс был достигнут в советско-американских отношениях. В ряде соглашений, положивших начало процессу разрадки международной напряженности, согласовывались принципы советско-американского взаимодействия в сфере стратегических вооружений, снижавшие угрозу войны. В 1974 г. был подписан договор об ограничении испытаний ядерного оружия под землей. Во второй половине 70-х годов разрядка напряженности пошла на убыль. В 1979 г. США создают «силы быстрого развертывания», провозглашают «новую ядерную стратегию» со ставкой на «упреждающий» удар. Очевидной ошибкой политического руководства СССР было введение в 1979 г. «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан. В целом, в 70-е - первой половине 80-х годов советская дипломатия добилась существенных успехов. Однако политическое руководство не сумело политически использовать достижение военно-стратегического паритета с США и результаты разрядки для радикального обновления советского общества. Более того, нередко активная внешняя политика была обременительна для страны и сдерживала поступь экономики в целом.
|