Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Укрепление международного положения страны





 

Частичное преодоление наследия начального этапа «холодной войны». Через несколько месяцев после смерти Сталина закончилась война в Корее. Советский Союз восстановил дипломатические связи с Израилем, прерванные в феврале 1953 г. Грузинская и Армянская ССР отказались от территориальных притязаний к Турции, Карело-Финская ССР завершила свою недолгую историю и на правах автономии вошла в РСФСР. Без какой-либо увязки с трудным германским вопросом в мае 1955 г. СССР подписал Государ­ственный договор о восстановлении суверенитета Австрии. В том же году июльская встреча лидеров четырех держав-побе­дительниц в Женеве обозначила потепление мирового полити­ческого климата, усталость народов от конфронтации. В ап­реле 1956 г. прекратило свою деятельность Информационное бюро коммунистических и рабочих партий Европы, что спо­собствовало ослаблению раскола мирового сообщества. В ответ на настойчивое обсуждение в 1950-1953 гг. Генераль­ной Ассамблеей ООН вопроса о германских и японских военно­пленных СССР подготовил условия для установления прямых дипломатических, торговых и культурных связей с Западной Гер­манией и Японией. В сентябре 1955 г. Москву посетил канцлер ФРГ К. Аденауэр. Стороны договорились о прекращении состоя­ния войны, установлении дипломатических отношений и воз­вращении в Германию немецких военных преступников, осуж­денных в СССР. В октябре следующего года были нормализованы отношения с Японией. СССР отказался от всех репарационных претензий, согласился на репатриацию военнопленных японцев, осужденных в СССР, поддержал просьбу Японии о ее вступлении в ООН. Восстановление советско-японских дипломатических от­ношений сопровождалось согласием правительства СССР в слу­чае подписания мирного договора между двумя странами пере­дать Японии острова Хабомаи и Шикотан. Исполнение взятого обязательства было заблокировано заключением в 1960 г. японо-американского соглашения о безопасности, выдвижением допол­нительных территориальных претензий на острова Кунашир и Итуруп, нагнетанием русофобии в Японии. В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО, организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры и Международную организацию труда (МОТ), в 1958 г. возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Отношения со странами народно-демократического блока. В мае 1953 г. обозначилось сближение с Югославией. Через два года Н. Хрущев заявил в Белграде, что в Советском Союзе искренне сожалеют о конфронтации 1948-1953 гг. и решительно отметают наслоения этого периода. В подтверждение этого 2 июня 1955 г. Н. Булганин и И. Броз Тито подписали советско-югославскую декла­рацию, в которой провозглашались принципы неделимости мира, независимости мирного сосуществования от идеологии и различий в общественном устройстве; невмешательства во внутренние дела, несмотря на любые экономические, полити­ческие, идеологические причины; признания права народов самостоятельно выбирать конкретные формы развития соци­ализма, отказ от враждебной пропаганды и дезинформации, осуждения агрессии и борьбы за политическое и экономичес­кое господство над другими странами. СССР предоставил Юго­славии кредиты под сырьевые поставки из СССР на строи­тельство химических заводов. На XX съезде КПСС (февраль 1956 г.) выводы о многообразии форм перехода различных стран к социализму, необходимости мирного сосуществова­ния и появившихся возможностях избежать войны, были за­креплены в партийных документах. Основные внешнеполи­тические тезисы КПСС оспорили китайские коммунисты. Они также не согласились с политической оценкой деятельности Сталина и, вопреки утверждениям советских специалистов, провозгласили теорию «большого скачка» в экономике. В начале 60-х годов из-за идеологических разногласий и вза­имной необоснованно резкой критики, обвинений советской стороны в обуржуазивании, ревизионизме и т.п. СССР вре­менно прекратил экономическую помощь Китаю. Между дву­мя компартиями развернулась открытая борьба, а в 1963-1965 гг. КНР выдвинула территориальные претензии на 1,5 млн. км2 азиатской части СССР. В Пекине полагали, что воо­руженные столкновения с империалистами неизбежны, а в результате ядерной войны восторжествует мировой социализм. Во имя торжества идеалов китайского коммунизма допуска­лась гибель в ядерном пекле миллионов людей. Подобные взгляды представляли серьезную угрозу человеческой циви­лизации. При поддержке Советского Союза в КНР были созданы первоклассные предприятия по производству реактив­ных истребителей «МиГ», современных бомбардировщиков «Ту-16» и артиллерийских систем. Китайские специалисты были ознакомлены с советскими достижениями в области ядерных технологий. СССР передал своему азиатскому союзнику ли­цензии, техническую документацию и боевые образцы бал­листических ракет наземного и морского базирования, противокорабельных и зенитных ракетных комплексов и другой военной техники. В середине 60-х годов китайские заводы наладили выпуск собственных ракет средней дальности. В КНР высоко ценили созданный военно-промышленный потенциал и не собирались разоружаться впредь до полного уничтожения капитализма. «Леваки» из ЦК КПК выступали за поддержку национально-освободительных движений извне, превращение об­щедемократических международных профессиональных, жен­ских и студенческих организаций в чисто коммунистичес­кие. Настроения маоистов нашли отклик в ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки, что означало появление второго цен­тра мирового коммунистического движения.

Политика «кризисной дипломатии». Советская международная доктрина предусматривала активный поиск взаимопонимания со всеми государствами, однако в период трой­ственной агрессии Англии, Франции и Израи­ля против Египта (конец октября - начало ноября 1956 г.) СССР решительно потребовал прекратить вторжение. В со­ветском послании премьер-министру Англии А. Идену гово­рилось: «В каком положении оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные государства, располагающие всеми видами современного истребительного оружия. А ведь такие страны могли бы в настоящее время и не посылать к берегам Англии военно-морского или военно-воздушного фло­тов, а использовать другие средства, например, ракетную тех­нику». Чтобы не было сомнений в серьезности намерений Советского Союза заявлялось: «Мы полны решимости приме­нением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке». Аналогичная нота была передана фран­цузскому премьеру. На грани военного поражения Египта боевые действия были прекращены. Суровым испытанием для внешнеполитической доктрины СССР стали венгерские собы­тия конца октября - начала ноября 1956 г. Восстание против навязанной Венгрии советской модели социализма было подавлено с помощью силы. Военно-политическая стабильность послевоенной Европы была сохранена. Суэцкий кризис положил начало так называемой «кризис­ной дипломатии» Н, Хрущева, при которой разрешение про­тиворечий сторон происходило не до кризиса, а в ходе его развития. Примерами такой политики являются также Бер­линский кризис в октябре 1961 г. и Карибский ракетный кризис октября 1962 г. Размещение 42 советских ракет на Кубе и ответный американский «карантин» поставили мир на порог термоядерной войны. Советское правительство зая­вило 23 октября 1962 г., что «если агрессоры развяжут вой­ну, то Советский Союз нанесет самый мощный ответный удар» и привело Вооруженные Силы СССР в состояние повышен­ной боеготовности, направило часть Военно-Морского Флота к берегам Америки. Участникам конфликта удалось согласо­вать механизм разрешения кризиса и избежать непоправи­мых роковых последствий для мира.

Политика публичной дипломатии. В 1954-1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц государств Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, ФРГ, Италии, Югославии, Китая, Индии, Египта, Индонезии и многих других стран. Политика публичной дип­ломатии на уровне двухсторонних отношений, предложенная миру в середине 50-х годов, была продолжена в Организации Объединенных Наций. Дважды, в 1959 и 1960 г., Н. Хрущев участвовал в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН, где от имени СССР поставил на обсуждение проблему всеобщего разо­ружения, предложил декларацию о представлении независимо­сти колониальным странам и народам, выступил за выборы трех генеральных секретарей ООН - от капиталистических, непри­соединившихся и социалистических государств, за прием в чле­ны организации Китайской Народной Республики. В 50-60-е годы СССР преодолел недооценку политической роли стран тре­тьего мира, в практику советской дипломатии впервые широко вводились экономические инструменты взаимодействия с ними. Приверженность политике мира подкреплялась твердой ли­нией на защиту суверенитета СССР. В 50-е - первой половине 60-х годов в воздушном пространстве СССР (в Закавказье, на Севере, Дальнем Востоке и на Урале) было сбито 39 американ­ских самолетов. Советское правительство добилось прекращения американских полетов над СССР, вывода в 1963 г. амери­канских ракет средней дальности из Турции и Италии. Укреп­лению мира способствовало заключение в Москве 5 августа 1963 г. Договора между СССР, США и Великобританией о зап­рещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под во­дой и соглашение о нераспространении ядерного оружия (1964). В целом СССР удалось достичь снижения накала «холодной войны» и упрочить свое положение одной из двух мировых сверхдержав.

Международное положение во второй половине 60-х – начале 80-х гг. К середине 60-х годов сравнительно с первыми послевоенными годами мир оказался в положение в существенно изменившейся ситуации. Обозначившиеся тогда противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции вы­лились теперь в жесткое противоречие двух оформившихся общественно-политических систем. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, тогда как Западная - в прочном военно-политическом и экономичес­ком союзе с США. «Холодная война» была в самом разгаре. Основным объектом борьбы «социализма» и «капитализма» являлись страны «третьего мира», образовавшиеся на разва­линах мировой колониальной системы. СССР и США, стояв­шие за ними основные военно-политические блоки НАТО и Организация Варшавского Договора, избегали прямой воен­ной конфронтации. Однако соперничество за влияние в раз­вивающихся странах оставалось весьма острым, и нередко приводило к локальным военным конфликтам. Соревнование двух систем развертывалось и в экономи­ческой сфере, причем в 60-е - 80-е годы оно становилось все более жестким. Запад имел в нем явное преимущество: вы­годнее были стартовые позиции, причем в США в годы вто­рой мировой войны экономический потенциал значительно вырос. Более совершенной была и система кооперации разви­тых стран, тогда как в «социалистический блок» входили, помимо СССР, страны, игравшие несущественную роль в ми­ровом хозяйстве, многие из которых понесли огромный ущерб в годы войны. Затяжное формирование механизма междуна­родного разделения труда в рамках СЭВ мешало координа­ции народнохозяйственных планов и осуществлению совмес­тных проектов. В результате уже в середине 80-х годов в Западной Европе уровень международного разделения труда оказался на порядок выше, чем в Восточной. Крупным шагом вперед в интеграции стран СЭВ явилась принятая в 1971 г. комплексная программа дальнейшего углубления и совершен­ствования сотрудничества, рассчитанная на 15-20 лет. Наи­более масштабными совместными экономическими проекта­ми были строительство нефтепровода «Дружба» и газопровода «Союз», участие союзных стран в освоении сырьевых ресур­сов Сибири и Средней Азии, строительство промышленных предприятий в разных странах. Советский Союз поставил в восточноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн. т. нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х годов - 508 млн. т. Цены на советскую нефть были значительно ниже мировых цен, так как СССР взял на себя обязательство поставок сы­рья по более низким расценкам. Активно развивалось сотрудничество в рамках организа­ции Варшавского Договора (ОВД). Почти ежегодно в 80-е годы проводились общие маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР. Частичные реформы «советской модели социализма» ни в одной из стран восточноевропейского блока не привели к ка­чественному росту эффективности производства.

Реакцией на кризис «советской модели социализма» в стра­нах Восточной Европы и события «чехословацкой весны» 1968 г. явилась так называемая «доктрина Брежнева». Глав­ное ее содержание составила «теория ограниченного сувере­нитета» социалистических стран. Она была провозглашена Генеральным секретарем ЦК КПСС на V съезде Польской объединенной рабочей партии в ноябре 1968 г. Ее выдвиже­ние свидетельствовало о том большом внимании, которое уде­лялось внешней политике в конце 60-х - начале 70-х годов. «Доктрина Брежнева» признала наличие слабых звеньев в социалистическом фронте, возможность реставрации капи­тализма в силу объективных трудностей и ошибок субъек­тивного характера, вероятность войны с империалистичес­ким окружением, чрезвычайность такой акции как военная помощь дружественной стране в защите социалистического суверенитета. Л. Брежнев подчеркнул, что суверенитет со­циалистического государства есть общее достояние всех мар­ксистов-ленинцев: «Когда возникает угроза делу социализма в одной стране, угроза безопасности социалистического со­дружества в целом - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, заботой всех социалистических стран». Политика «невмешательства», по его мнению, прямо противоречила интересам обороны братс­ких государств. Для того чтобы не уступить, не отдать бур­жуазии ни грана завоеванного, не допустить отступления от марксизма-ленинизма требуется прочно придерживаться «об­щих закономерностей социалистического строительства».

Термин «доктрина» как система установок не прижился в советском внешнеполитическом лексиконе, его нет ни в одном официальном партийном или государственном документе. Но существование «доктрины Брежнева» никогда не опроверга­лось политическими руководителями СССР, поскольку она расширяла содержание коренного идеологического постула­та КПСС - «принципа пролетарского интернационализма». В то же время «доктрина Брежнева» выражала политику, нацеленную на закрепление территориально-государственно­го устройства в Европе послевоенного периода. Попытки народно-демократических преобразований подав­лялись как извне (введение войск стран Варшавского догово­ра в Чехословакию в 1968 г.), так и изнутри (движение «Со­лидарность» в 1980-1981 гг. и его запрет с введением военного правления в Польше). Китайский вариант реформ образца 50-60-х годов обусло­вил жесткую конфронтацию СССР и КНР. В 1969 г. на совет­ско-китайской границе произошли вооруженные столкнове­ния (в районе о. Даманский и др.). Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами нормализовались. К маоистскому те­чению в период после «пражской весны» добавился «евро­коммунизм», провозглашавший автономность национальных компартий, приоритет национальных ценностей, отрицание «диктатуры пролетариата» и утверждение демократических механизмов прихода к власти и руководства обществом. Ав­торитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах третьего мира, которые получали военно-финан­совую и техническую помощь СССР. Для Советского Союза это была еще одна статья огромных расходов в ущерб соб­ственным экономическим и социальным программам.

Отношения с капиталистическими странами. Взаимосвязи с развитыми капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С середины 60-х годов начали улучшаться отношения с Францией, что стало отправным моментом для политики разрядки, особенно в Европе. Последовавшие затем соглашения с ФРГ по­лучили развитие в ряде договоров европейских государств. К середине 70-х годов к процессу нормализации отношений с СССР ненадолго присоединилась Англия. Особое значение имело Общеевропейское совещание по безопасности и сотруд­ничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. Активизировались переговоры по ряду конкретных проблем, связанных с огра­ничением вооружений. В 1972 г. была подписана, а в 1975 г. вступила в силу конвенция о запрещении разработки, про­изводства и накопления запасов бактериологического (био­логического) и токсического оружия и об их уничтожении -первая в истории международных отношений реальная мера по разоружению. В 1973 г. в Вене начались переговоры 19 государств о со­кращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Обсуждение строилось на принципах равенства обя­зательств, ненанесения ущерба безопасности какой-либо из сторон, отказа от односторонних военных преимуществ. Значительный прогресс был достигнут в советско-американ­ских отношениях. В ряде соглашений, положивших начало процессу разрадки международной напряженности, согласо­вывались принципы советско-американского взаимодействия в сфере стратегических вооружений, снижавшие угрозу войны. В 1974 г. был подписан договор об ограничении испытаний ядер­ного оружия под землей.

Во второй половине 70-х годов разрядка напряженности по­шла на убыль. В 1979 г. США создают «силы быстрого развер­тывания», провозглашают «новую ядерную стратегию» со ставкой на «упреждающий» удар. Очевидной ошибкой по­литического руководства СССР было введение в 1979 г. «ог­раниченного контингента» советских войск в Афганистан. В целом, в 70-е - первой половине 80-х годов советская дипломатия добилась существенных успехов. Однако поли­тическое руководство не сумело политически использовать достижение военно-стратегического паритета с США и резуль­таты разрядки для радикального обновления советского об­щества. Более того, нередко активная внешняя политика была обременительна для страны и сдерживала поступь экономи­ки в целом.

 

Date: 2015-09-05; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию