Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вос­при­ятие





Опыт про­ве­де­ния тре­нин­гов по ин­тен­сив­ным ин­те­гра­тив­ным пси­хо­тех­но­ло­ги­ям по­ка­зал, что вос­при­ятие как слож­ный ког­ни­тив­ный про­цесс в рас­ши­рен­ном со­стоя­нии соз­на­ния то­же пре­тер­пе­ва­ет слож­ней­шие транс­фор­ма­ции. Это ка­са­ет­ся всех ви­дов вос­при­ятия. Рас­смот­рим не­ко­то­рые во­про­сы, ка­саю­щие­ся вос­при­ятия вре­ме­ни.

Важ­ной ха­рак­те­ри­сти­кой пе­ре­жи­ва­ний в рас­ши­рен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния (РСС) яв­ля­ет­ся транс­цен­ди­ро­ва­ние про­стран­ст­ва и вре­ме­ни (Коз­лов,1994, 1997, 2002). В не­обыч­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния из­ме­ня­ет­ся ли­ней­ность вре­мен­ных по­сле­до­ва­тель­но­стей.

В не­ко­то­ром смыс­ле пол­ное пе­ре­жи­ва­ние со­бы­тий (в срав­не­нии с про­сто вос­по­ми­на­ни­ем) мож­но рас­смат­ри­вать как вы­ход за пре­де­лы вре­ме­ни и про­стран­ст­ва. Че­ло­век, пе­ре­жи­ваю­щий по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий из сво­его мла­ден­че­ст­ва, дет­ст­ва или по­сле­дую­щей жиз­ни, не ре­кон­ст­руи­ру­ет эти со­бы­тия по эн­грам­ме в нерв­ной сис­те­ме, а ак­ту­аль­но и не­по­сред­ст­вен­но ока­зы­ва­ет­ся в про­стран­ст­вен­ных и вре­мен­ных ко­ор­ди­на­тах пер­во­на­чаль­ных со­бы­тий.

Пси­хи­че­ские со­стоя­ния пред­ла­га­ют мно­же­ст­во эм­пи­ри­че­ских аль­тер­на­тив ли­ней­но­му вре­ме­ни и трех­мер­но­му про­стран­ст­ву, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют на­ше по­все­днев­ное су­ще­ст­во­ва­ние. Со­бы­тия из про­шло­го, не­дав­не­го или от­да­лен­но­го, мо­гут пе­ре­жи­вать­ся в не­ор­ди­нар­ных со­стоя­ни­ях с та­кой жи­во­стью и слож­но­стью, ко­то­рые по­все­днев­ное соз­на­ние спо­соб­но фик­си­ро­вать толь­ко в на­стоя­щем мо­мен­те.

До­воль­но час­то вре­мя транс­цен­ди­ру­ет­ся как са­мо­стоя­тель­ное из­ме­ре­ние и при­об­ре­та­ет са­мо­стоя­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки: про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее на­кла­ды­ва­ет­ся од­но на дру­гое и со­су­ще­ст­ву­ет в на­стоя­щем мо­мен­те.

Для ис­сле­до­ва­ния вос­при­ятия вре­ме­ни не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два фак­то­ра. Один из них – фак­тор аф­фек­тив­но­го по­ряд­ка: эмо­цио­наль­ная кар­ти­на про­цес­са от­ме­ча­ет­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем, эмо­цио­наль­ный тон ощу­ще­ний свя­зан с не­по­сред­ст­вен­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми, со­про­во­ж­даю­щи­ми оп­ре­де­лен­ные ощу­ще­ния. Дру­гой фак­тор оп­ре­де­ля­ет­ся уров­нем ак­тив­но­сти: в РСС вы­зы­ва­ют­ся раз­но­об­раз­ные из­ме­не­ния в ак­тив­но­сти лю­бо­го ор­га­на чувств.

Для то­го что­бы по­нять, как субъ­ек­тив­ные оцен­ки вре­ме­ни в РСС от­ли­ча­ют­ся от оце­нок в нор­маль­ном со­стоя­нии соз­на­ния, мы ис­поль­зо­ва­ли ме­тод ко­ли­че­ст­вен­ной оцен­ки, ко­то­рый яв­ля­ет­ся наи­бо­лее удоб­ным в на­шем экс­пе­ри­мен­те.

Мы (Коз­лов В., Ка­ни­вец Н., 1995) ис­сле­до­ва­ли две груп­пы. В пер­вую груп­пу вхо­ди­ли ис­пы­туе­мые, у ко­то­рых из­ме­ря­лась оцен­ка вре­мен­ных ин­тер­ва­лов в нор­маль­ном со­стоя­нии соз­на­ния (кон­троль­ная груп­па). Для стан­дар­ти­за­ции ус­ло­вий экс­пе­ри­мен­та ис­поль­зо­ва­лась ме­то­ди­ка изу­че­ния вос­при­ятия вре­ме­ни: ис­пы­туе­мо­му пред­ла­га­ет­ся в пол­ной ти­ши­не оце­нить от­ре­зок вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя на­жа­тия­ми кноп­ки се­кун­до­ме­ра (ин­тер­ва­лы в 10, 15 и 20 мин.).

В дру­гой груп­пе из­ме­ря­лось вос­при­ятие вре­ме­ни в про­цес­се РСС (экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па). Бы­ли со­б­ра­ны дан­ные по че­ты­рем тре­нин­гам.

В обе­их груп­пах ка­ж­до­му ис­пы­туе­мо­му вы­да­ва­лась ан­ке­та для за­пол­не­ния, где фик­си­ро­ва­лись: Ф.И.О., пол, воз­раст, об­ра­зо­ва­ние, ин­ди­ви­ду­аль­но оце­ни­вае­мое вре­мя, фак­ти­че­ское вре­мя.

В ис­сле­до­ва­нии при­ни­ма­ло уча­стие 82 че­ло­ве­ка, из них 41 в кон­троль­ной и 41 в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе. Все­го в экс­пе­ри­мен­те уча­ст­во­ва­ло 49 жен­щин и 33 муж­чи­ны, из них 48 со сред­ним об­ра­зо­ва­ни­ем и 36 – с выс­шим в воз­рас­те от 18 до 59 лет. По со­ста­ву и дру­гим ха­рак­те­ри­сти­кам вы­бор­ки обе­их групп од­но­род­ны.

По ре­зуль­та­там кон­троль­ной груп­пы мож­но го­во­рить о боль­шой аде­к­ват­но­сти оце­нок ис­пы­туе­мых объ­ек­тив­ным про­ме­жут­кам. Это мож­но объ­яс­нить ис­поль­зо­ва­ни­ем ис­пы­туе­мы­ми до­пол­ни­тель­ных ин­ст­ру­мен­таль­ных средств, ис­поль­зо­ва­ние ме­ры. Пра­виль­ная оцен­ка вре­ме­ни со­став­ля­ет 56%.

Ошиб­ки объ­яс­ня­ют­ся эмо­цио­наль­ным фо­ном, ус­та­нов­кой и на­строе­ни­ем ис­пы­туе­мо­го.

По ре­зуль­та­там экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы вид­но, что вре­мен­ная ори­ен­ти­ров­ка в РСС не­сколь­ко ме­ня­ет­ся. У од­них вре­мен­ной ин­тер­вал оце­ни­ва­ет­ся как бо­лее ко­рот­кий, у дру­гих – как бо­лее длин­ный. Есть слу­чаи аде­к­ват­ной оцен­ки вре­ме­ни. В про­цес­се ис­сле­до­ва­ния мы столк­ну­лись с яв­ле­ни­ем, ко­гда ис­пы­туе­мые про­сто не мог­ли оце­нить вре­мя, это ока­за­лось для них не­воз­мож­ным.

Все­го по­гру­же­ний в РСС – 107, из них оцен­ка уп­лот­не­ния вре­ме­ни со­став­ля­ет 83%, пе­ре­оцен­ка вре­мен­но­го ин­тер­ва­ла – 12%. В ре­зуль­та­те на­блю­да­ет­ся об­щая тен­ден­ция оши­боч­но­го оце­ни­ва­ния вре­ме­ни в про­цес­се РСС.

Рас­ши­рен­ное со­стоя­ние соз­на­ния ока­зы­ва­ет влия­ние на вос­при­ятие вре­ме­ни: по­яв­ля­ют­ся ошиб­ки в оцен­ках, ис­ка­жа­ют­ся вре­мен­ные дли­тель­но­сти. Это мож­но объ­яс­нить вы­со­ким уров­нем ак­тив­но­сти, ко­то­рый со­про­во­ж­да­ет про­цесс РСС (чем вы­ше уро­вень ак­тив­но­сти, тем ко­ро­че ка­жет­ся вре­мя, чем бо­лее ин­тег­ри­ро­ван­ной яв­ля­ет­ся за­да­ча, тем ко­ро­че ка­жет­ся ее дли­тель­ность), по­яв­ле­ни­ем ря­да силь­ных эмо­ций (под влия­ни­ем эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния вы­сту­па­ют от­кло­не­ния в не­по­сред­ст­вен­ном пе­ре­жи­ва­нии дли­тель­но­сти), от­сут­ст­ви­ем ин­ст­ру­мен­таль­ных средств (соз­на­тель­но­го уче­та вре­мен­ных свойств). Кро­ме то­го, ис­ка­же­ния вос­при­ятия вре­ме­ни не­по­сред­ст­вен­но свя­за­ны с функ­цио­наль­ны­ми из­ме­не­ния­ми, про­ис­хо­дя­щи­ми в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка.

В экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе не­за­ви­си­мо от воз­рас­та боль­шая тен­ден­ция к ис­ка­же­нию оце­нок, не­же­ли в кон­троль­ной. Кри­вая вос­при­ятия вре­ме­ни в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та пред­став­ля­ет со­бой в обе­их груп­пах боль­шой раз­брос.

Ес­ли в кон­троль­ной груп­пе у жен­щин сред­няя ошиб­ка боль­ше, чем у муж­чин, то в экс­пе­ри­мен­таль­ной на­обо­рот – у муж­чин сред­няя ошиб­ка боль­ше.

Что ка­са­ет­ся осо­бен­но­стей вос­при­ятия вре­ме­ни в за­ви­си­мо­сти от об­ра­зо­ва­ния, сред­няя ошиб­ка:

а) в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе:

- сред­нее об­ра­зо­ва­ние – 43,5,

- выс­шее - 36,7.

б) в кон­троль­ной груп­пе:

- сред­нее - 1,1

- выс­шее - 0,5

Вне со­мне­ния, по­ня­тия про­стран­ст­ва и вре­ме­ни за­ни­ма­ли лю­дей с дав­них вре­мен. Уче­ные раз­ных от­рас­лей нау­ки ис­сле­до­ва­ли эти по­ня­тия и все, что с ни­ми свя­зан­но. Про­ве­де­но мно­же­ст­во ис­сле­до­ва­ний на те­му вос­при­ятия вре­ме­ни в раз­лич­ных ус­ло­ви­ях и при по­мо­щи ощу­ще­ний раз­ных мо­даль­но­стей, про­цесс вос­при­ятия вре­ме­ни под­роб­но изу­чен мно­же­ст­вом ис­сле­до­ва­те­лей. Все эти ис­сле­до­ва­ния в ос­нов­ном ка­са­лись аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти в нор­маль­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния, за ис­клю­че­ни­ем ря­да экс­пе­ри­мен­тов про­ве­ден­ных на пси­хи­че­ских боль­ных. Экс­пе­ри­мен­ты на ма­те­риа­ле па­то­ло­гии по­ка­за­ли, что лю­ди с на­ру­шен­ным функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем пси­хи­ки силь­нее, чем с нор­маль­ным ис­ка­жа­ют вре­мя в сво­ем вос­при­ятии.

Из­ме­нен­ные со­стоя­ния соз­на­ния воз­ни­ка­ют при нор­маль­ном функ­цио­ни­ро­ва­нии пси­хи­ки, но ха­рак­те­ри­зу­ют­ся не­обыч­ным вос­при­яти­ем и от­ра­же­ни­ем ре­аль­но­сти, хо­тя эти вос­при­ятия и от­ра­же­ния мо­гут быть впол­не аде­к­ват­ны­ми. Мы счи­та­ем ак­ту­аль­ным ис­сле­до­ва­ние вос­при­ятия вре­ме­ни в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния, т.к., на наш взгляд, те­ма мо­жет пред­став­лять ин­те­рес для тех, кто изу­ча­ет та­кие со­стоя­ния, а так­же для тех, кто ра­бо­та­ет с из­ме­не­ни­ем со­стоя­ния соз­на­ния и с людь­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в та­ких со­стоя­ни­ях. По­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность ус­та­но­вить бо­лее точ­ную взаи­мо­связь ме­ж­ду про­цес­са­ми, про­те­каю­щи­ми в го­лов­ном моз­ге, и их про­яв­ле­ния­ми в функ­цио­ни­ро­ва­нии пси­хи­ки. Ис­сле­до­ва­ний на эту те­му про­ве­де­но ма­ло, по­это­му ма­те­ри­ал, пред­став­лен­ный в дан­ной ра­бо­те, мо­жет со­ста­вить оп­ре­де­лен­ную цен­ность для спе­циа­ли­стов, за­ни­маю­щих­ся про­блем­ны­ми во­про­са­ми дан­ной сфе­ры пси­хи­че­ской ре­аль­но­сти че­ло­ве­ка.

Ис­сле­до­ва­ния вос­при­ятия вре­ме­ни в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния очень за­труд­не­ны, т.к. в та­кие мо­мен­ты прак­ти­че­ски не­воз­мож­но ус­та­но­вить дву­сто­рон­ний кон­такт с че­ло­ве­ком, не вы­во­дя его из из­ме­нен­но­го со­стоя­ния. Слож­но пред­по­ло­жить так­же, при по­мо­щи ка­ких при­бо­ров мож­но бы­ло бы на­блю­дать из­ме­не­ния, т.к. все уст­рой­ст­ва фик­си­ру­ют чис­тые ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ские или хи­ми­че­ские про­цес­сы в ор­га­низ­ме и ни­как не по­ка­зы­ва­ют от­ра­же­ния этих про­цес­сов на хо­де вос­при­ятия вре­ме­ни.

Как мы уже ука­зы­ва­ли вы­ше, для ис­сле­до­ва­ния вос­при­ятия вре­ме­ни не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два фак­то­ра. Один из них – фак­тор аф­фек­тив­но­го по­ряд­ка: эмо­цио­наль­ная кар­ти­на про­цес­са от­ме­ча­ет­ся боль­шим раз­но­об­ра­зи­ем, эмо­цио­наль­ный тон ощу­ще­ний свя­зан с не­по­сред­ст­вен­ны­ми пе­ре­жи­ва­ния­ми, со­про­во­ж­даю­щи­ми оп­ре­де­лен­ные ощу­ще­ния. Дру­гой фак­тор оп­ре­де­ля­ет­ся уров­нем ак­тив­но­сти: в РСС вы­зы­ва­ют­ся раз­но­об­раз­ные из­ме­не­ния в ак­тив­но­сти лю­бо­го ор­га­на чувств.

В со­от­вет­ст­вии с вы­ше­из­ло­жен­ной ло­ги­кой на­ми бы­ли по­став­ле­ны ори­ги­наль­ные ис­сле­до­ва­тель­ские за­да­чи. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют ус­та­нов­ле­ние влия­ния РСС на вос­при­ятие вре­ме­ни, оп­ре­де­ле­ние сте­пе­ни зна­чи­мо­сти из­ме­не­ний вос­при­ятия вре­ме­ни в ИСС по срав­не­нию с нор­маль­ны­ми со­стоя­ния­ми соз­на­ния, вы­яв­ле­ние фак­то­ров, влияю­щих на из­ме­не­ние вос­при­ятия вре­ме­ни.

Для реа­ли­за­ции по­став­лен­ных за­дач в сво­ей сле­дую­щей ра­бо­те (2001-2002) мы ис­поль­зо­ва­ли пре­об­ра­зо­ван­ный клас­си­че­ский экс­пе­ри­мент по оцен­ке вре­ме­ни. В сво­ем экс­пе­ри­мен­те мы за­дей­ст­во­ва­ли ор­га­ны чувств раз­ных мо­даль­но­стей: слу­хо­вые, зри­тель­ные, ки­не­сте­ти­че­ские, для то­го что­бы по­смот­реть, есть ли зна­чи­мые раз­ли­чия в том, при по­мо­щи ка­ких имен­но ана­ли­за­то­ров вос­при­ни­ма­ет­ся вре­мя в ИСС.

Со­пос­та­вив дан­ные из са­мо­от­че­тов ис­пы­туе­мых с их субъ­ек­тив­ной оцен­кой про­дол­жи­тель­но­сти сес­сии свя­зан­но­го ды­ха­ния, мы мо­жем ска­зать, что опо­сре­до­ван­ное вос­при­ятие вре­ме­ни в про­цес­се свя­зан­но­го ды­ха­ния пре­тер­пе­ва­ет зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. На это влия­ет мно­же­ст­во раз­лич­ных фак­то­ров. Один из та­ких фак­то­ров – ак­тив­ность. Чем вы­ше ак­тив­ность, тем ко­ро­че ка­жет­ся вре­мя, боль­шин­ст­во ис­пы­туе­мых из экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы опи­сы­ва­ли про­цесс как ак­тив­ный, это яви­лось од­ной из при­чин то­го, что в груп­пе про­яви­лась тен­ден­ция не­до­оцен­ки (сжа­тия) вре­ме­ни.

Сле­дую­щий важ­ный фак­тор – эмо­ции. В со­стоя­нии РСС ис­пы­туе­мые спо­соб­ны пе­ре­жи­вать не­обыч­но яр­кие, не­при­выч­ные и са­мые раз­но­об­раз­ные эмо­ции, как од­но­вре­мен­но, так и по­оче­ред­но. Яр­кие по­ло­жи­тель­ные эмо­ции час­то ус­ко­ря­ют ход вре­ме­ни. В на­шей экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе ис­пы­туе­мые, оце­нив­шие дли­ну сес­сии вер­но или пе­ре­оце­нив­шие ее, от­ме­ти­ли эмо­ции аг­рес­сии и стра­ха. Эти эмо­ции обыч­но свя­за­ны с со­стоя­ни­ем ожи­да­ния, ко­то­рое рас­тя­ги­ва­ет вре­мя. Боль­шин­ст­во ос­таль­ных ис­пы­туе­мых от­ме­ти­ли по­ло­жи­тель­ные эмо­ции люб­ви, спо­кой­ст­вия, ра­до­сти.

Нуж­но так­же от­ме­тить, что про­цесс свя­зан­но­го ды­ха­ния час­то очень на­сы­щен раз­лич­ны­ми со­бы­тия­ми, че­ло­век не толь­ко пе­ре­жи­ва­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во эмо­ций и ис­пы­ты­ва­ет по­вы­шен­ную ак­тив­ность, но и вос­при­ни­ма­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во об­ра­зов, час­то очень яр­ких, сим­во­лич­ных, зна­чи­мых. Боль­шая со­бы­тий­ная на­сы­щен­ность так­же сжи­ма­ет вре­мя в субъ­ек­тив­ном вос­при­ятии, вре­мя ка­жет­ся иду­щим бы­ст­рее. В соз­на­нии ды­ша­ще­го ино­гда воз­ни­ка­ют па­ра­док­саль­ные ощу­ще­ния, свя­зан­ные с тем, что они не по­ни­ма­ют, как за та­кой ко­рот­кий от­ре­зок вре­ме­ни они ус­пе­ли столь­ко все­го пе­ре­жить. Не­ко­то­рым ис­пы­туе­мым бы­ло слож­но оце­нить дли­тель­ность про­цес­са. Это свя­за­но с тем, что, как ска­за­но в тео­ре­ти­че­ской час­ти, в РСС вре­мя час­то те­ря­ет свою ли­ней­ность.

Че­ло­век од­но­вре­мен­но мо­жет пе­ре­жи­вать в се­бе не­сколь­ко вре­мен. Он мо­жет на­хо­дить­ся как в да­ле­ком про­шлом (при­чем не обя­за­тель­но лич­ном про­шлом), так и в на­стоя­щем или в бу­ду­щем. Че­ло­век пе­ре­жи­ва­ет это не в вос­по­ми­на­ни­ях или пред­став­ле­ни­ях, а не­по­сред­ст­вен­но при­сут­ст­вуя в со­бы­ти­ях вре­ме­ни. Про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее мо­гут так­же на­кла­ды­вать­ся од­но на дру­гое и со­су­ще­ст­во­вать в на­стоя­щем мо­мен­те. Бы­ва­ют слу­чаи, ко­гда вре­мя про­сто пе­ре­ста­ет су­ще­ст­во­вать, те­ря­ет свою зна­чи­мость. Но ка­те­го­рия вре­ме­ни на­столь­ко проч­но при­сут­ст­ву­ет в соз­на­нии че­ло­ве­ка, что ему труд­но осоз­нать тот факт, что в ка­кой-то мо­мент вре­мя мог­ло не су­ще­ст­во­вать. В та­ких слу­ча­ях не­об­хо­ди­мость оце­нить про­дол­жи­тель­ность про­цес­са вы­зы­ва­ла за­труд­не­ние.

Пе­ре­оцен­ка (рас­ши­ре­ние) вре­ме­ни или вос­при­ятие, при­бли­жен­ное к пра­виль­но­му, бы­ли в тех слу­ча­ях, ко­гда ды­ша­щий в си­лу оп­ре­де­лен­ных об­стоя­тельств или лич­но­ст­ных осо­бен­но­стей (не­до­ве­рие, по­вы­шен­ная тре­вож­ность, страх по­те­рять кон­троль над со­бой, не­тер­пи­мость к ин­тен­сив­ным те­лес­ным ощу­ще­ни­ям, со­про­во­ж­даю­щим про­цесс свя­зан­но­го ды­ха­ния, и то­му по­доб­ное) не смог по­гру­зить­ся в РСС, то­гда на­чи­нал дей­ст­во­вать за­кон ожи­да­ния.

Про­ве­ден­ное на­ми ис­сле­до­ва­ние по­зво­ля­ет сде­лать вы­вод о том, что не­по­сред­ст­вен­ное и опо­сре­до­ван­ное вос­при­ятие вре­ме­ни в из­ме­нен­ных со­стоя­ни­ях соз­на­ния пре­тер­пе­ва­ют оп­ре­де­лен­ные из­ме­не­ния. У этих из­ме­не­ний есть свои осо­бен­но­сти, ко­то­рые обу­слов­ле­ны раз­лич­ны­ми фак­то­ра­ми. Не­по­сред­ст­вен­ное вос­при­ятие вре­ме­ни сме­ща­ет­ся в сто­ро­ну не­до­оцен­ки вре­мен­ных ин­тер­ва­лов, но это сме­ще­ние не очень зна­чи­тель­но и, как пра­ви­ло, объ­яс­ня­ет­ся из­вест­ны­ми за­ко­но­мер­но­стя­ми вос­при­ятия вре­ме­ни. За од­ну ды­ха­тель­ную сес­сию не про­ис­хо­дит зна­чи­мых из­ме­не­ний в вос­при­ятии вре­ме­ни. В хо­де тре­нин­га от про­цес­са к про­цес­су про­ис­хо­дит адап­та­ция ба­зо­вых ана­ли­за­то­ров, и не­по­сред­ст­вен­ное вос­при­ятие вре­ме­ни об­ре­та­ет не­об­хо­ди­мую ус­той­чи­вость. В РСС че­ло­век мо­жет ис­поль­зо­вать вспо­мо­га­тель­ные сред­ст­ва для оцен­ки дли­тель­но­сти вре­мен­ных ин­тер­ва­лов при не­по­сред­ст­вен­ном вос­при­ятии вре­ме­ни.

В клас­си­че­ской пси­хо­ло­гии вре­мя при­ни­ма­ет­ся как субъ­ек­тив­ное от­ра­же­ние в пси­хи­ке че­ло­ве­ка сис­те­мы вре­мен­ных от­но­ше­ний его жиз­нен­но­го пу­ти. Вос­при­ятие вре­ме­ни в про­цес­се связ­но­го ды­ха­ния об­ла­да­ет ря­дом ин­те­рес­ней­ших осо­бен­но­стей:

1) сжа­тие вре­ме­ни, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся в том, что кли­ент боль­шие от­рез­ки вре­ме­ни оце­ни­ва­ет как ко­рот­кие (двух­ча­со­вой про­цесс ды­ха­ния у боль­шин­ст­ва оце­ни­ва­ет­ся как 20-30 ми­нут­ный). Пи­ко­вым вы­ра­же­ни­ем дан­ной за­ко­но­мер­но­сти яв­ля­ет­ся ис­чез­но­ве­ние вре­ме­ни: оно те­ря­ет зна­чи­мость и пе­ре­ста­ет вос­при­ни­мать­ся.

2) «уп­лот­не­ние» вре­ме­ни – вос­при­ятие и пе­ре­жи­ва­ние в ко­рот­кие про­ме­жут­ки вре­ме­ни боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва со­бы­тий. Ино­гда ды­ша­щие за не­сколь­ко ми­нут ус­пе­ва­ют вос­при­нять и пе­ре­жить це­лые био­гра­фи­че­ские слои, ко­то­рые в обыч­ной жиз­ни за­ни­ма­ют ме­ся­цы и го­ды, а ино­гда и це­лые де­ся­ти­ле­тия;

3) «рас­ши­ре­ние» вре­ме­ни, ко­гда ко­рот­кие про­ме­жут­ки вре­ме­ни вос­при­ни­ма­ют­ся как дли­тель­ные. В про­цес­сах этот фе­но­мен встре­ча­ет­ся край­не ред­ко и, как пра­ви­ло, свя­зан с те­ми си­туа­ция­ми, ко­гда лич­ность в си­лу сво­их пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей (по­вы­шен­ная тре­вож­ность, не­до­ве­рие, не­га­тив­ные ус­та­нов­ки, страх по­те­рять кон­троль над со­бой и др.) не мо­жет по­гру­зить­ся в РСС.

Эти осо­бен­но­сти вос­при­ятия вре­ме­ни, по на­ше­му мне­нию, свя­за­ны со спе­ци­фи­кой рас­ши­рен­но­го со­стоя­ния соз­на­ния и эмо­цио­наль­ной на­сы­щен­но­стью тех пе­ре­жи­ва­ний, ко­то­рые со­про­во­ж­да­ют про­цесс свя­зан­но­го осоз­нан­но­го ды­ха­ния.

 

Date: 2015-09-19; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию