Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ис­сле­до­ва­ния эф­фек­тив­но­сти тре­нин­гов





 

Ра­бо­та уже ос­ве­ща­ла часть ис­сле­до­ва­ний эф­фек­тив­но­сти тре­нин­га. Дан­ный раз­дел име­ет це­лью сис­те­ма­ти­зи­ро­вать про­ве­ден­ные ис­сле­до­ва­ния. Раз­де­лим про­во­ди­мые ис­сле­до­ва­ния на че­ты­ре ка­те­го­рии:

1. Тре­нин­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на из­ме­не­ния лич­ной сфе­ры;

2. Тре­нин­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на из­ме­не­ния меж­лич­но­ст­но­го взаи­мо­дей­ст­вия;

3. Тре­нин­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на из­ме­не­ние на­вы­ков;

4. Тре­нин­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на дея­тель­ность.

 

Про­дол­жая изу­чать про­бле­му раз­но­ка­ли­бер­но­сти и раз­но­пла­но­во­сти ис­сле­до­ва­ний тре­нин­га, мы пред­ла­га­ем вве­сти в до­пол­не­ние к по­ня­тию «эф­фек­тив­но­сти» по­ня­тие срав­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­ки «эф­фек­тив­нее». Та­ким об­ра­зом, по­яв­ля­ют­ся два по­ня­тия, при­шед­шие из обы­ден­но­го язы­ка, кон­цеп­ту­аль­ное со­дер­жа­ние ко­то­рых су­ще­ст­ву­ет в од­ном ког­ни­тив­ном по­ле. Ис­хо­дя из вновь вве­ден­но­го по­ня­тия, мож­но под­раз­де­лить ра­бо­ты на две ка­те­го­рии. К пер­вой от­но­сят­ся ис­сле­до­ва­ния, це­лью ко­то­рых яв­ля­ет­ся до­ка­за­тель­ст­во оп­рав­дан­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния тре­нин­га во­об­ще как яв­ле­ния; в этом кон­тек­сте он срав­ни­ва­ет­ся с от­сут­ст­ви­ем ка­ко­го-ли­бо пси­хо­ло­ги­че­ско­го влия­ния. К та­ким ис­сле­до­ва­ни­ям от­но­сят­ся ра­бо­ты, ко­то­рые мы уже упо­ми­на­ли вы­ше. Ими бы­ло уве­рен­но до­ка­за­но са­мо пра­во на су­ще­ст­во­ва­ние тре­нин­га, ли­бо эф­фек­тив­ность по срав­не­нию с фо­но­вы­ми по­ка­за­те­ля­ми ка­кой-ли­бо кон­крет­ной тех­но­ло­гии воз­дей­ст­вия. На­при­мер, ис­сле­до­ва­ние влия­ния рас­ши­рен­ных со­стоя­ний соз­на­ния на ка­че­ст­ва лич­но­сти и груп­по­вую ат­мо­сфе­ру. Предъ­яв­ле­ние тес­тов (тест САН в ва­ри­ан­те В.А. Дос­ки­на) бы­ли 1 предъ­яв­ле­ние – до на­ча­ла за­ня­тий в пер­вый день тре­нин­га, 2 предъ­яв­ле­ние – че­рез 15 ми­нут по­сле про­цес­са, 3 предъ­яв­ле­ние – до на­ча­ла за­ня­тий в тре­тий день, 4 предъ­яв­ле­ние – че­рез 15 ми­нут по­сле 3-го про­цес­са, 5 предъ­яв­ле­ние – до на­ча­ла за­ня­тий в чет­вер­тый день, 6 предъ­яв­ле­ние – че­рез 15 ми­нут по­сле 5 про­цес­са. В ре­зуль­та­те бы­ли по­лу­че­ны вы­во­ды:

1. Про­цесс вхо­ж­де­ния в РСС при­во­дит к улуч­ше­нию об­ще­го со­стоя­ния кли­ен­тов.

2. По­сле вхо­ж­де­ния в РСС улуч­ша­ет­ся са­мо­чув­ст­вие, ак­тив­ность и на­строе­ние кли­ен­тов.

3. Про­изош­ло улуч­ше­ние уров­ня бод­ро­сти и ра­бо­то­спо­соб­но­сти. На­строе­ние зна­чи­тель­но улуч­ши­лось по­сле вхо­ж­де­ния в РСС.

Ко вто­рой ка­те­го­рии от­но­сят­ся ис­сле­до­ва­ния, це­лью ко­то­рых яв­ля­ет­ся до­ка­за­тель­ст­во то­го, что тре­нинг эф­фек­тив­нее, чем воз­дей­ст­вие дру­го­го ро­да.

Обос­но­ван­ным про­дол­же­ни­ем бу­дет даль­ней­ший ана­лиз ис­сле­до­ва­ний. Ис­хо­дя из клас­си­фи­ка­ции, эф­фек­тив­ность тре­нин­га мож­но на­хо­дить, срав­ни­вая его с дру­ги­ми ме­то­да­ми, ре­шаю­щи­ми те же за­да­чи и дос­ти­гаю­щи­ми тех же це­лей, что и тре­нинг, но дру­ги­ми ме­то­да­ми.

Сле­дую­щи­ми воз­мож­ны­ми фак­то­ра­ми для оцен­ки эф­фек­тив­но­сти тре­нин­гов яв­ля­ют­ся:

- груп­по­вая ди­на­ми­ка,

- ли­дер и его пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти,

- стиль ру­ко­во­дства груп­пой,

- тео­ре­ти­че­ская ос­на­щен­ность,

- осо­бен­но­сти уча­ст­ни­ков (пол, воз­раст, об­ра­зо­ва­ние, пси­хи­че­ские за­бо­ле­ва­ния и так да­лее).

От­ли­чие в фак­то­ре по­зво­ля­ет вы­де­лить прин­ци­пи­аль­ное воз­дей­ст­вие это­го фак­то­ра на ре­зуль­та­ты тре­нин­га. В дан­ном слу­чае, важ­ным яв­ля­ет­ся вы­бор спо­со­ба фик­си­ро­ва­ния воз­дей­ст­вия. Здесь мож­но вы­де­лить наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным за­ме­ры в на­ча­ле и в кон­це по од­но­му и то­му же тес­ту. Та­ко­вы боль­шин­ст­во пред­став­лен­ных ис­сле­до­ва­ний.

Но­вой пред­став­ля­ет­ся раз­ра­бот­ка фик­са­ции по фа­зам груп­по­вой ди­на­ми­ки и осо­бен­но­стям пе­ре­жи­вае­мых в тот или иной мо­мент про­цес­сов.

И по­след­ним, треть­им, спо­со­бом срав­не­ния яв­ля­ет­ся бли­зость дос­ти­же­ния иде­аль­ной цен­но­сти, та­кой как ком­плекс­ное са­мо­соз­на­ние и ак­туа­ли­за­ция лич­но­сти. Наи­бо­лее ин­те­рес­ным та­кое ис­сле­до­ва­ние яв­ля­ет­ся по­то­му, что в тео­ре­ти­че­ском ра­кур­се дос­тиг­нуть бли­зо­сти дос­ти­же­ния этой иде­аль­ной цен­но­сти мож­но из лю­бо­го про­стран­ст­ва тре­нин­га.

Ор­га­ни­за­ция ис­сле­до­ва­ния

Цель: вы­явить взаи­мо­связь ме­ж­ду эмо­цио­наль­ны­ми и ког­ни­тив­ны­ми сфе­ра­ми лич­но­сти с эф­фек­тив­но­стью тре­нин­га.

Пред­мет ис­сле­до­ва­ния: из­ме­не­ние лич­но­сти уча­ст­ни­ка тре­нин­га по ИИПТ.

Объ­ект ис­сле­до­ва­ния: в ис­сле­до­ва­нии при­ня­ло уча­стие 60 че­ло­век, иден­тич­ных по воз­рас­тно­му, по­ло­во­му, об­ра­зо­ва­тель­но­му со­ста­ву груп­пы. В хо­де ис­сле­до­ва­ния бы­ли ис­поль­зо­ва­ны ме­тод на­блю­де­ния, пси­хо­мет­ри­че­ские ме­то­ди­ки.

Опи­са­ние объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния: экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па тре­нин­га бы­ла сфор­ми­ро­ва­на по слу­чай­но­му прин­ци­пу при про­ве­де­нии тре­нин­га «Ды­ха­ние. Му­зы­ка. Дви­же­ние» (ав­тор­ская пси­хо­тех­но­ло­ги­яя. В хо­де тре­нин­га бы­ло про­ве­де­но пять ды­ха­тель­ных про­цес­сов.

Ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния: тест «Ин­те­гра­тив­ная са­мо­оцен­ка лич­но­сти «Кто я есть в этом ми­ре?»»[1]. В струк­ту­ре са­мо­соз­на­ния лич­но­сти обыч­но вы­де­ля­ют глав­ные ком­по­нен­ты: ког­ни­тив­ный – об­раз сво­их ка­честв, спо­соб­но­стей, внеш­но­сти, со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти и так да­лее, и эмо­цио­наль­ный – са­мо­от­но­ше­ние, са­мо­оцен­ка и так да­лее. Ино­гда эти со­став­ляю­щие рас­смат­ри­ва­ют как соб­ст­вен­но са­мо­соз­на­ние и са­мо­от­но­ше­ние, ин­тег­ри­руя их в рам­ках «Я-кон­цеп­ции», аде­к­ват­ное фор­ми­ро­ва­ние ко­то­рой яв­ля­ет­ся ус­ло­ви­ем для оп­ти­маль­ной адап­та­ции че­ло­ве­ка к со­ци­аль­но­му ок­ру­же­нию.

В то же вре­мя важ­ней­ший во­прос о том, как че­ло­век фор­ми­ру­ет то или иное пред­став­ле­ние о се­бе, на ос­но­ве ка­ких эта­ло­нов, су­ж­де­ний, умо­зак­лю­че­ний, об­ра­зов, при всей гро­мад­ной зна­чи­мо­сти и боль­шом ин­те­ре­се к не­му, ос­та­ет­ся все еще ма­ло­изу­чен­ной про­бле­мой.

Для про­дол­же­ния изу­че­ния из­ме­не­ний струк­ту­ры лич­но­сти при­ме­нял­ся тест «Оп­ре­де­ле­ние со­ци­аль­ной креа­тив­но­сти лич­но­сти»[2]. При­ме­не­ние его в ка­че­ст­ве по­ка­за­те­ля из­ме­не­ния воз­бу­ж­де­ния ког­ни­тив­ной сфе­ры яв­ля­ет­ся обос­но­ван­ным, так как твор­че­ст­во яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным ком­по­нен­том ког­ни­тив­ной сфе­ры, а так­же в ус­ло­ви­ях транс­пер­со­наль­но­го тре­нин­га он яв­ля­ет­ся наи­бо­лее удоб­ной фор­мой фик­са­ции.

Са­мо­оцен­ка яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем на­сы­ще­ния эмо­цио­наль­ной сфе­ры по­ло­жи­тель­ны­ми ощу­ще­ния­ми. Боль­шин­ст­во про­во­ди­мых тре­нин­гов воз­дей­ст­ву­ет имен­но на этот па­ра­метр. Та­ким об­ра­зом, он яв­ля­ет­ся объ­ек­тив­но при­су­щим тре­нин­гу. В то же вре­мя, дан­ная ха­рак­те­ри­сти­ка чрез­вы­чай­но не­ус­той­чи­ва и яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лям на­ча­ла воз­бу­ж­де­ния ког­ни­тив­ной и по­ве­ден­че­ской сфер. Имен­но для фик­са­ции из­ме­не­ния в них и при­ме­ня­ет­ся тест «Оп­ре­де­ле­ние со­ци­аль­ной креа­тив­но­сти лич­но­сти».

Из­ме­не­ние цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций лич­но­сти яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем эф­фек­тив­но­сти тре­нин­га. Для фик­са­ции этой пе­ре­мен­ной про­во­дил­ся тест «Ди­аг­но­сти­ка ре­аль­ной струк­ту­ры цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций лич­но­сти С.С. Буб­но­ва»[3]

В кон­це тре­нин­га для за­ме­ра струк­ту­ры цен­но­ст­ных ори­не­та­ций и об­щей на­прав­лен­но­сти лич­но­сти при­ме­нял­ся ме­тод кон­тент-ана­ли­за. Дан­ный ме­тод яв­ля­ет­ся од­ним из ме­то­дов изу­че­ния до­ку­мен­тов в раз­лич­ных ис­сле­до­ва­ни­ях, в том чис­ле и со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских. Спе­ци­фи­ка кон­тент-ана­ли­за за­клю­ча­ет­ся в том, что его про­це­ду­ра пре­ду­смат­ри­ва­ет под­счет час­то­ты (и объ­е­ма) упо­ми­на­ний тех или иных смы­сло­вых еди­ниц ис­сле­дуе­мо­го тек­ста. По­лу­чен­ные та­ким об­ра­зом ко­ли­че­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки тек­ста да­ют воз­мож­ность сде­лать вы­во­ды о ка­че­ст­вен­ном, в том чис­ле ла­тент­ном со­дер­жа­нии до­ку­мен­та. В свя­зи с этим ме­тод кон­тент-ана­ли­за не­ред­ко обо­зна­ча­ет­ся как ка­че­ст­вен­но-ко­ли­че­ст­вен­ный ана­лиз до­ку­мен­тов.

Пра­во­мер­ность ис­поль­зо­ва­ния кон­тент-ана­ли­за в со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях оп­ре­де­ля­ет­ся тем, что текст до­ку­мен­та, яв­ляю­щий­ся для кон­тент-ана­ли­за ре­аль­но­стью пер­во­го по­ряд­ка, есть все­гда про­дукт че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. По­это­му он не­сет в се­бе сле­ды влия­ния раз­но­об­раз­ных со­ци­аль­ных и пси­хо­ло­ги­че­ских фак­то­ров. От­сю­да про­ис­те­ка­ет воз­мож­ность об­на­ру­же­ния и за­ме­ра этих фак­то­ров пу­тем ре­ги­ст­ра­ции в тек­сте со­от­вет­ст­вую­щих фак­то­ров. Та­ким об­ра­зом, кон­тент-ана­лиз яв­ля­ет­ся сред­ст­вом по­сти­же­ния вне­тек­сто­вой ре­аль­но­сти, то есть на ос­но­ве тек­ста до­ку­мен­та, его ана­ли­за мы де­ла­ем вы­во­ды о ре­аль­ных яв­ле­ни­ях.

Про­це­ду­ра ис­сле­до­ва­ния: ис­сле­до­ва­ние про­во­ди­лось с 11.12.02 по 15.12.02 в нар­ко­ло­ги­че­ском цен­тре «Фе­никс» (Бе­ло­рус­сия). За­ме­ры по тес­ту са­мо­оцен­ки про­во­ди­лись 13.12 (до за­ня­тий) и 15.12 (до за­ня­тий); за­ме­ры по тес­ту твор­че­ст­ва – 11.12 (по­сле зна­ком­ст­ва) и 14.12 (по­сле за­ня­тий); по тес­ту цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций – 12.12 (до за­ня­тий) и 15.12 (до за­ня­тий), оп­рос­ный лист для кон­тент-ана­ли­за за­пол­нял­ся не­по­сред­ст­вен­но пе­ред отъ­ез­дом.

Об­ра­бот­ка тес­тов бы­ла про­из­ве­де­на по ва­ри­ан­ту, из­ло­жен­но­му в «Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской ди­аг­но­сти­ке раз­ви­тия лич­но­сти и ма­лых групп».

Ха­рак­те­ри­сти­ка вы­бор­ки

Критерий по выборке Мужчины % Женщины %
Объем выборки   50%   50%
17-30 лет   60 %   40 %
31-40 лет   20%   33,3%
Старше 41 лет   20%   26,6%
Мода        
34,2   34,1  
Образовательные характеристики
В/о   73,3 %   86,6 %
Ср. и ср. спец. образование   26,6%   13,3 %

Таб­ли­ца 41. Ха­рак­те­ри­сти­ка вы­бор­ки.

Ана­лиз и опи­са­ние по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов

1.«Сы­рые» эм­пи­ри­че­ские дан­ные по са­мо­оцен­ке, креа­тив­но­сти и цен­но­ст­ным ори­ен­та­ци­ям бы­ли пред­став­ле­ны в упо­ря­до­чен­ном ви­де. По ка­ж­дой шка­ле бы­ло вы­счи­та­но сред­нее ариф­ме­ти­че­ское зна­че­ние при­зна­ков (оцен­ка ма­те­ма­ти­че­ско­го ожи­да­ния). Оно вы­чис­ля­ет­ся по фор­му­ле:

,

где – ка­ж­дое на­блю­дае­мое яв­ле­ние при­зна­ка;

i – ин­декс, ука­зы­ваю­щий на по­ряд­ко­вый но­мер дан­но­го зна­че­ния при­зна­ка;

n – ко­ли­че­ст­во на­блю­де­ний;

– знак сум­ми­ро­ва­ния.

2. Так­же бы­ли вы­чис­ле­ны зна­че­ния Мо­ды-зна­че­ния ва­риа­ци­он­но­го ря­да (М), ко­то­рое встре­ча­ет­ся наи­бо­лее час­то. Все дан­ные пред­став­ле­ны в тех же таб­ли­цах.

3. По­лу­чен­ные дан­ные срав­ни­ва­лись, и зна­чи­мость из­ме­не­ний про­ве­ря­лась t-кри­те­ри­ем Стью­ден­та по сле­дую­ще­му ал­го­рит­му. Сфор­му­ли­ру­ем ги­по­те­зы:

H0 – из­ме­не­ния, за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ные тес­та­ми ин­те­гра­тив­ной са­мо­оцен­ки» и «со­ци­аль­ной креа­тив­но­сти», зна­чи­мы.

H1 – из­ме­не­ния не зна­чи­мы.

Вы­чис­ля­лось сред­нее квад­ра­тич­ное от­кло­не­ние как ко­рень из дис­пер­сии по фор­му­ле:

, где

D-дис­пер­сия,

– сред­нее зна­че­ние,

Хi – зна­че­ние ва­риа­ты,

n – ко­ли­че­ст­во на­блю­де­ний;

– знак сум­ми­ро­ва­ния.

Для оп­ре­де­ле­ния сред­не­го квад­ра­тич­но­го от­кло­не­ния сле­ду­ет из дис­пер­сии из­влечь ко­рень:

По­сле на­хо­ж­де­ния сред­не­го зна­че­ния, а так­же ве­ли­чи­ны сред­них оши­бок, ко­то­рые вы­чис­ля­ют­ся по фор­му­ле М = s / N не­об­хо­ди­мо най­ти ве­ли­чи­ны сред­них оши­бок для ка­ж­до­го из ря­дов. По­сле это­го и вы­чис­ля­ем t-кри­те­рий Стью­ден­та по фор­му­ле:

Чи­сло­вые зна­че­ния по ка­ж­до­му по­ка­за­те­лю пред­став­ле­ны в свод­ной мат­ри­це.

  D s t T (p<0,05, U=58)
Тест «интегративная самооценка» (экспериментальная группа). 95,8575 9,79068 5,2102 1,6716
50,3506 7,09581    
Тест «интегративная самооценка» (контрольная группа). 29,1678 5,40072 0,1293 1,6716
30,631 5,53453    
Тест «определение социальной креативности личности» (экспериментальная группа). 327,495 18,0968 1,9172 1,6716
408,213 20,2043    
Тест «определение социальной креативности личности» (контрольная группа). 316,823 17,7995 0,1202 1,6716
306,144 17,497    

Табл. 42. Числовые значения по каждому показателю.

 

На ос­но­ва­нии при­ве­ден­ных рас­че­тов де­ла­ем вы­вод о под­твер­жде­нии H0 , то есть из­ме­не­ния зна­чи­мы.

На ос­но­ва­нии по­лу­чен­но­го ре­зуль­та­та мож­но сде­лать сле­дую­щий вы­вод, что при про­ве­де­нии транс­пер­со­наль­но­го тре­нин­га мож­но за­фик­си­ро­вать воз­бу­ж­де­ние по па­ра­мет­рам са­мо­оцен­ки и твор­че­ской ак­тив­но­сти.

 

Ана­лиз гра­фи­че­ско­го пред­став­ле­ния из­ме­не­ний в цен­но­ст­ных ори­ен­та­ци­ях

Ана­лиз из­ме­не­ния па­ра­мет­ров цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций мы под­раз­де­ля­ем на три под­груп­пы:

- цен­ность, по от­но­ше­нию к ко­то­рой боль­шин­ст­во уча­ст­ни­ков из­ме­ни­ли па­ра­метр, без об­су­ж­де­ния зна­ка;

- цен­ность, по от­но­ше­нию к ко­то­рой боль­шин­ст­во чле­нов груп­пы по­вы­си­ли по­ка­за­те­ли;

- цен­ность, по от­но­ше­нию к ко­то­рой боль­шин­ст­во чле­нов груп­пы по­ни­зи­ли свои по­ка­за­те­ли.

Итак, к пер­вой груп­пе от­но­сят­ся сле­дую­щие цен­но­сти: «здо­ро­вье» (из­ме­ни­лось у 70%), «при­зна­ние и ува­же­ние лю­дей и влия­ние на ок­ру­жаю­щих» (из­ме­ни­лось у 63,3%), «по­зна­ние но­во­го в ми­ре, при­ро­де, че­ло­ве­ке» (56,6%).

Ко вто­рой груп­пе от­но­сят­ся в ие­рар­хи­че­ском по­ряд­ке «лю­бовь» (по­вы­си­лась у 43,3%), «по­зна­ние но­во­го в ми­ре, при­ро­де, че­ло­ве­ке» (по­вы­си­лось у 36,6%), на од­ном уров­не сто­ят «вы­со­кое ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние» и «по­иск и на­сла­ж­де­ние пре­крас­ным» (по­вы­си­лись у 30%).

И, на­ко­нец, к треть­ей груп­пе от­но­сят­ся «здо­ро­вье» (сни­зи­лось у 53,3%), «при­зна­ние и ува­же­ние лю­дей и влия­ние на ок­ру­жаю­щих» (сни­зи­лись у 43,3%) и «со­ци­аль­ная ак­тив­ность для дос­ти­же­ния по­зи­тив­ных из­ме­не­ний в об­ще­ст­ве» (сни­зи­лась у 30%).

Цен­но­стью, ко­то­рая за­мет­но уве­ли­чи­ла свое зна­че­ние, яв­ля­ет­ся «лю­бовь», в то же вре­мя са­мое за­мет­ное сни­же­ние сре­ди цен­но­стей про­изош­ло с цен­но­стью «здо­ро­вья», это мо­жет объ­яс­нять­ся тем, что в ре­зуль­та­те энер­ге­ти­че­ско­го со­дер­жа­ния за­ня­тий, уча­ст­ни­ки ощу­ща­ют до­пол­ни­тель­ный при­лив сил, что и спо­соб­ст­ву­ет со­стоя­нию хо­ро­ше­го са­мо­чув­ст­вия и, как ре­зуль­тат, де­валь­ва­ции цен­но­сти здо­ро­вья.

Сле­дую­щие три цен­но­сти так­же стре­ми­тель­но по­вы­си­лись – это «Вы­со­кое ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние», «По­иск и на­сла­ж­де­ние пре­крас­ным», «По­зна­ние но­во­го в ми­ре, при­ро­де, че­ло­ве­ке». Ин­тер­пре­та­ция это­го ре­зуль­та­та мо­жет быть сле­дую­щая: это взаи­мо­свя­зан­ные ком­по­нен­ты «Я-ма­те­ри­аль­но­го», «Я-со­ци­аль­но­го» и «Я-ду­хов­но­го», в ре­зуль­та­те дей­ст­вия груп­по­вых про­цес­сов и спе­ци­фи­ки по­ве­де­ния тре­нин­га мож­но за­клю­чить, что пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат, сло­жив­ший­ся в груп­пе, ока­зал­ся не на­столь­ко бла­го­при­ят­ным, как пред­став­ля­лось в на­ча­ле, это яви­лось эф­фек­том та­кой ор­га­ни­за­ции груп­пы как от­кры­тая (по­сто­ян­ные из­ме­не­ния в со­ста­ве уча­ст­ни­ков).

Из-за об­щей на­прав­лен­но­сти и про­фес­сио­наль­ной при­над­леж­но­сти уча­ст­ни­ков тре­нин­га мож­но за­клю­чить, что та­кая цен­ность, как «по­зна­ние», яв­ля­ет­ся впол­не ожи­дае­мой. Этот вы­вод по­ка­зы­ва­ет та­кую яв­ст­вен­ную тен­ден­цию: да­же во вре­мя транс­пе­ро­наль­но­го тре­нин­га, за­ня­тий ИИПТ, уча­ст­ни­ки тре­нин­га пом­нят и от­да­ют при­ори­тет­ное ме­сто по­ка­за­те­лю «Я-ма­те­ри­аль­но­го». В ре­зуль­та­те по этой трой­ке мож­но за­клю­чить, что дан­ный тре­нинг по «ДМД» ока­зал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но ин­ди­ви­ду­аль­ным.

Груп­па бы­ла ис­пы­та­тель­ной пло­щад­кой не толь­ко для са­мой тех­но­ло­гии ды­ха­ния, но и для ка­ж­до­го уча­ст­ни­ка, то есть в ви­де фо­на для его внут­рен­них про­цес­сов. Этот вы­вод под­твер­жда­ет и то, что цен­ность в ви­де «При­зна­ние и ува­же­ние лю­дей и влия­ние на ок­ру­жаю­щих» су­ще­ст­вен­но сни­зи­лась в 43,3% слу­ча­ев. Это мог­ло про­изой­ти по двум при­чи­нам: с од­ной сто­ро­ны, пер­вый за­мер де­лал­ся в пер­вый день тре­нин­га и до про­цес­сов, сра­зу по­сле зна­ком­ст­ва, что спо­соб­ст­во­ва­ло по­вы­ше­нию за­ин­те­ре­со­ван­но­сти в ок­ру­жаю­щих лю­дях и их оцен­ке се­бя как лич­но­сти, с дру­гой сто­ро­ны, это сни­же­ние цен­но­сти так­же го­во­рит о вы­со­кой сте­пе­ни по­гру­же­ния в соб­ст­вен­ный внут­рен­ний мир и за­ин­те­ре­со­ван­но­сти, в пер­вую оче­редь, со­став­ляю­щи­ми внут­рен­не­го ми­ра.

«Лю­бовь» яв­ля­ет­ся и той цен­но­стью, зна­че­ние ко­то­рой, с од­ной сто­ро­ны, зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось, с дру­гой – ме­нее все­го упа­ло, все­го в 6% слу­ча­ев. «Здо­ро­вье» на­обо­рот наи­бо­лее рез­ко по­те­ря­ло свое зна­че­ние, так как дан­ная цен­ность сни­зи­лась у 53,3% уча­ст­ни­ков, а по­вы­си­лась толь­ко у 16%. Та­кая цен­ность, как «Вы­со­кое ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние», при­об­ре­ла боль­шее зна­че­ние в 30% слу­ча­ев и сни­зи­ла свое зна­че­ние в 13,3% слу­ча­ев.

Та­ким об­ра­зом, на ос­но­ве из­ме­не­ний в цен­но­ст­ных ори­ен­та­ци­ях мож­но сде­лать сле­дую­щие вы­во­ды:

1. Ди­хо­то­мия вы­бо­ра из двух цен­но­стей «люб­ви» и «здо­ро­вья» при­над­ле­жит пер­вой. Ду­хов­ная цен­ность пре­ва­ли­ру­ет над ма­те­ри­аль­ной.

2. Дос­ти­же­ние це­лей тре­нин­га в пла­не «по­зна­ва­тель­ной и ког­ни­тив­ной» цен­но­сти пол­но­стью под­твер­ди­лось, и уве­ли­че­ние зна­че­ния это­го па­ра­мет­ра соз­да­ет ос­но­ву для даль­ней­ше­го раз­ви­тия имен­но в ког­ни­тив­ном и про­фес­сио­наль­ном пла­не.

3. По­ка­за­тель цен­но­стей «Вы­со­кое ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние» и «При­зна­ние и ува­же­ние лю­дей и влия­ние на ок­ру­жаю­щих» ука­зал на низ­кую груп­по­вую ди­на­ми­ку.

4. Про­фес­сио­наль­ные тре­нин­ги на при­ме­ре дан­но­го про­яв­ля­ют свою эф­фек­тив­ность, пре­ж­де все­го, в ви­де мо­ти­ва­ции к по­зна­нию и ма­те­ри­аль­ным цен­но­стям, со­ци­аль­ные – име­ют вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние, опо­сре­до­ван­но вы­ра­жен­ное в ма­те­ри­аль­ном и ду­хов­ном.

 

Ана­лиз и ин­тер­пре­та­ция ре­зуль­та­тов по ме­то­ди­ке кон­тент-ана­ли­за

Ка­те­го­рия Эле­мент ка­те­го­рии Код
I. Пе­ре­жи­ва­ния свя­зан­ные с ок­ру­жаю­щи­ми людь­ми 1. Лю­бовь 1 э.(1)
2. Друж­ба 2 э.(1)
II. Пе­ре­жи­ва­ния свя­зан­ные с ког­ни­тив­ной сфе­рой. 1. По­лу­че­ние но­вых зна­ний 1 э.(2)
2. Раз­ви­тие 2 э.(2)
3 От­ри­ца­ние по­лу­чен­но­го опы­та 3 э. (2)
III. Пе­ре­жи­ва­ния свя­зан­ные с ду­хов­ной сфе­рой. 1. Един­ст­во соб­ст­вен­ной ду­хов­но­сти и при­ро­ды 1 э.(3)
2. От­тор­же­ние ок­ру­жаю­щей ре­аль­но­сти 2 э. (3)
IV. Пе­ре­жи­ва­ния свя­зан­ные с эмо­цио­наль­ной сфе­рой. 1. По­ло­жи­тель­ные эмо­ции 1 э. (4)
2. Де­при­ва­ция при­выч­ных раз­дра­жи­те­лей 2 э.(4)
V. Телесные переживания 1. Рас­слаб­ле­ние, те­п­ло 1 э.(5)
  2. Сжи­ма­ния 2 э.(5)

Таб­ли­ца 43. Наи­бо­лее зна­чи­мое пе­ре­жи­ва­ние тре­нин­га.

 

Ка­те­го­рия Эле­мент ка­те­го­рии Код эле­мен­та
I. Со­ци­аль­ные це­ли. 1. Ра­бо­та 1 э. (1)
  2. День­ги 2 э. (1)
II. Ду­хов­ные це­ли. 1. Твор­че­ст­во 1 э. (2)
  2. Ин­те­гра­ция 2 э. (2)
  3. Ис­кус­ст­во 3 э. (2)
  4. По­мощь дру­гим 4 э. (2)
  5. Раз­ви­тие 5 э. (2)
III. Зна­ние и нау­ка. 1. По­зна­ние 1 э. (3)
  2. Ис­сле­до­ва­ние 2 э. (3)
  3. На­уч­ная дея­тель­ность 3 э. (3)

Таб­ли­ца 44. Це­ле­вая ус­та­нов­ка.

Код эле­мен­та Кол-во Про­цент
1 э.(1)   5,1%
2 э.(1)   17%
1 э.(2)   25,5%
2 э.(2)   3,4%
3 э. (2)   5,1%
1 э.(3)   8,5%
2 э. (3)   5,1%
1 э. (4)   6,8%
2 э.(4)   5,1%
1 э.(5)   17%
2 э.(5)   5,1%

Таб­ли­ца 45. Ди­на­ми­ка зна­чи­мых пе­ре­жи­ва­ний в це­лом по груп­пе..

 

Код эле­мен­та Кол-во Про­цент
1 э. (1)   18,2%
2 э. (1)   5,1%
1 э. (2)   5,1%
2 э. (2)   10,2%
3 э. (2)   5,1%
4 э. (2)   13%
5 э. (2)   23,4%
1 э. (3)   7,8%
2 э. (3)   7,8%
3 э. (3)   5,1%

Таб­ли­ца 46. Цен­но­ст­ные ори­ен­та­ции в це­лом по груп­пе.

Код муж­чи­ны про­цент
1 э.(1)   3,44%
2 э.(1)   17,2%
1 э.(2)   31%
2 э.(2)   3,44%
3 э. (2)   3,44%
1 э.(3)   7%
2 э. (3)   7%
1 э. (4)   7%
2 э.(4)   3,44%
1 э.(5)   13,8%
2 э.(5)   3,44%

Таб­ли­ца 47. Мужчины. Ценностные ориентации.

 

Код эле­мен­та. м Про­цент
1 э. (1)   10,6%
2 э. (1)   5,3%
1 э. (2)   10,6%
2 э. (2)   10,6%
3 э. (2)   5,3%
4 э. (2)   10,6%
5 э. (2)   26,5%
1 э. (3)   5,3%
2 э. (3)   15,9%
3 э. (3)   5,3%

Таб­ли­ца 48. Мужчины. Значимые переживания.

 

Код ж Про­цент
1 э.(1)   6,6%
2 э.(1)   16,5%
1 э.(2)   19,8%
2 э.(2)   3,3%
3 э. (2)   6,6%
1 э.(3)   9,9%
2 э. (3)   3,3%
1 э. (4)   6,6%
2 э.(4)   3,3%
1 э.(5)   19,8%
2 э.(5)   3,3%

Таб­ли­ца 49. Женщины. Ценностные ориентации.

 

Код эле­мен­та ж Про­цент
1 э. (1)   26,3%
2 э. (1)   5,2%
1 э. (2)    
2 э. (2).   10,4%
3 э. (2)   5,2%
4 э. (2)   15,6%
5 э. (2)   20,8%
1 э. (3)   10,4%
2 э. (3)    
3 э. (3)   5,2%

Таб­ли­ца 50. Женщины. Значимые переживания.

 

Ве­ду­щим при­об­ре­те­ни­ем лю­дей на тре­нин­ге ока­за­лось по­лу­че­ние но­вых зна­ний, это мож­но обос­но­вать про­фес­сио­наль­ной струк­ту­рой (пси­хо­ло­ги и лю­ди ув­ле­каю­щее­ся пси­хо­ло­ги­ей на бы­то­вом уров­не). Да­лее ре­зуль­та­ты про­яв­ля­ют ге­до­ни­сти­че­скую тен­ден­цию и сни­же­ние тре­вож­но­сти, мы мо­жем ин­тер­пре­ти­ро­вать этот ре­зуль­тат об­щим кли­ма­том и не­кри­тич­ной ат­мо­сфе­рой тре­нин­га, те­п­ло как энер­ге­ти­че­ское со­стоя­ние го­во­рит о воз­рас­та­нии внут­рен­ней энер­гии лич­но­сти. Об­ра­ще­ние к един­ст­ву соб­ст­вен­ной ду­хов­но­сти и при­ро­ды, ок­ру­жаю­ще­го про­стран­ст­ва име­ет тен­ден­цию к оп­ре­де­лен­ной спе­ци­фи­че­ской де­фор­ма­ции гра­ни­цы ме­ж­ду лич­но­стью и со­циу­мом, плюс уже упо­ми­нав­шее­ся сни­же­ние тре­вож­но­сти.

Це­ли и за­да­чи, ко­то­рые ста­ви­ли лю­ди по окон­ча­нию тре­нин­га, го­во­рят о подъ­е­ме энер­гии и же­ла­нии вло­жить ее в свое внут­рен­нее раз­ви­тие, а так­же про­яв­ля­ют за­ряд на рас­ши­ре­ние соб­ст­вен­но­го про­стран­ст­ва, как во внут­рен­нем, так и во внеш­нем со­ци­аль­ном пла­не. Це­ли боль­шей ча­стью раз­де­ля­ют­ся на со­ци­аль­ные и ду­хов­ные.

Толь­ко у жен­щин ощу­ти­мо про­яви­лась тен­ден­ция к ин­те­гра­ции и бо­лее пол­но­му ус­вое­нию при­об­ре­те­ний тре­нин­га.

Вы­во­ды

1. Боль­шин­ст­во чле­нов экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы уве­ли­чи­ли свои по­ка­за­те­ли по кри­те­рию «со­ци­аль­ной креа­тив­но­сти» и «ин­те­граль­ной са­мо­оцен­ки», и эти кри­те­рии зна­чи­мы;

2. Влия­ние тре­нин­га оче­вид­но, так как в кон­троль­ной груп­пе из­ме­не­ния ока­за­лись не зна­чи­мы;

3. Из­ме­не­ние цен­но­ст­ных ори­ен­та­ций и дан­ные кон­тент-ана­ли­за ука­зы­ва­ют на од­ни и те же цен­но­сти, ко­то­рые вы­зва­ли наи­боль­шую ди­на­ми­ку во вре­мя про­хо­ж­де­ния тре­нин­га, а имен­но гу­ма­ни­сти­че­ские цен­но­сти (лю­бовь, друж­ба), по­лу­че­ние но­вых зна­ний и цен­но­сти ма­те­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра (вы­со­кое ма­те­ри­аль­ное бла­го­сос­тоя­ние и ра­бо­та);

Та­ким об­ра­зом, дан­ная струк­ту­ра про­ве­де­ния тре­нин­га со­гла­су­ет­ся с тео­ре­ти­че­ской про­грам­мой, и, бо­лее то­го, яс­но про­яв­лен не­по­сред­ст­вен­ный эф­фект из­ме­не­ния цен­но­стей по окон­ча­нию тре­нин­га.

Че­ло­век в про­цес­се тре­нин­го­вой ра­бо­ты про­хо­дит ряд ста­дий транс­фор­ма­ции в струк­ту­ре сво­ей лич­но­сти. Он сбли­жа­ет­ся на ко­рот­кое вре­мя с дру­ги­ми людь­ми, ос­ваи­ва­ет но­вые про­цес­сы, со­стоя­ния и идеи. За­бо­та тре­не­ра в том, что­бы эти из­ме­не­ния не ока­за­лись по­верх­но­ст­ны­ми, не бы­ли смы­ты эмо­ция­ми по воз­вра­ще­нию в при­выч­ный мир, ес­ли же тре­нинг по­зво­лит лю­дям чуть луч­ше по­нять се­бя и сде­лать се­бя чуть сча­ст­ли­вее, то это толь­ко под­твер­дит его зна­чи­мость.

Смыс­лом и су­тью тре­нин­га ин­те­гра­тив­но­го на­прав­ле­ния яв­ля­ет­ся ис­тин­ная транс­фор­ма­ция, вер­ши­ной ко­то­рой яв­ля­ет­ся пе­ре­ход в зо­ну «Рав­но­ст­но­сти», или на­ча­ло и опыт про­цес­са са­мо­ак­туа­ли­за­ции. Тре­нинг на­прав­лен не­по­сред­ст­вен­но на транс­фор­ма­цию лич­но­сти, и в этом под­хо­де сме­ши­ва­ет­ся ге­до­ни­сти­че­ское на­строе­ние уча­ст­ни­ков и воз­мож­ность глу­бин­ных из­ме­не­ний.

Ис­хо­дя из ре­зуль­та­тов прак­ти­че­ской час­ти дан­ной ра­бо­ты, мы мо­жем за­клю­чить, что во вре­мя тре­нин­га су­ще­ст­ву­ет транс­фор­ма­ция ак­тив­но­сти сфер лич­но­сти уча­ст­ни­ков. Ис­сле­до­ва­ние по­ка­зы­ва­ет, что во вре­мя тре­нин­га по ИИПТ че­ло­век луч­ше осоз­на­ет се­бя и свои це­ли, то есть стре­мит­ся бо­лее пол­но к са­мо­реа­ли­за­ции и ак­туа­ли­за­ции соб­ст­вен­ной лич­но­сти. Что яв­ля­ет­ся еще од­ним до­ка­за­тель­ст­вом вы­со­кой эф­фек­тив­но­сти тре­нин­гов по ин­те­гра­тив­ным пси­хо­тех­но­ло­ги­ям и по­гру­же­ний в рас­ши­рен­ные со­стоя­ния соз­на­ния для ка­ж­дой лич­но­сти.


Date: 2015-09-19; view: 828; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию