Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Барокко в эпоху преемников Петра I





По-барочному эффектен коронационный «Портрет императрицы Анны Иоанновны» (1730, Государственная Третьяковская галерея) кисти французского живописца Луи Каравака (1684-1754).

Об императрице сохранились воспоминания современницы, графини Н.Б. Шереметевой: «Престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, что, когда между кавалеров идет, всех головою выше и чрезвычайно толста». Живописец изобразил Анну Иоанновну, внешне соответствующую этому описанию. Она представлена в пышном интерьере Кремлевского дворца. Императрица одета в серебряное платье, на плечах – подбитая горностаем золотая мантия, на голове – тяжелая корона. Перед зрителем предстает нарядный идол с лицом стареющей женщины. Она олицетворяет собой тупую деспотичную силу, которая важно движется, не видя крутом себя ничего. Жестокая правительница способна раздавить, не глядя, не понимая. Ее облик устрашает, является проявлением косности и «азиатчины». Своеобразие произведения в том, что подобный образ вписан в рамки изощренной европейской культуры. Л. Каравак использует приемы стиля барокко – пышность и тяжеловесность интерьера и одежды, умение использовать выразительность детали. Например, завиток мантии справа внизу почти выходит за границу изображения. Это любимый прием в живописи барокко, когда стирается грань между пространством стены и живописным пространством. Живопись в портрете строится на сочетании крупных цветовых пятен, с явным расчетом на «смотрение» с расстояния.

Решающей для расцвета русского барокко в архитектуре середины восемнадцатого века была деятельность Б.Ф. Растрелли. Его грандиозные постройки, сооруженные по словам зодчего «для одной славы всероссийской», как нельзя лучше отразили период становления и расцвета абсолютной монархии в России. Многочисленные и роскошно декорированные «зимние, летние и путевые» дворцы императрицы Елизаветы Петровны свидетельствовали о нарастающем могуществе и богатстве страны. Барочный стиль непосредственно отразился на монументально-декоративной живописи, широко применявшейся во дворцах, церквях и других интерьерах. В это время в России работают виртуозные барочные мастера-итальянцы «первый инженер и маляр театральный» Дж. Валериани и его помощник А. Перезинотти. К сожалению, их монументальные росписи почти не сохранились. В станковом искусстве, особенно в жанре портрета, продолжают преобладать немецкие и австрийские художники. Так, в 1750 году придворным живописцем был венский мастер Георг Каспар Преннер (1707-1766), прибывший в Россию из Рима. Он создал необычный «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1754, ГТГ).

Русская правительница представлена на фоне облачного неба, ее поза характерна для репрезентативных изображений. Особенность полотна – в богатом орнаментальном обрамлении, состоящем из разнообразных цветов. Пышные пионы и царственные розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки и яркие маки. Над головой императрицы большой подсолнух, олицетворяющий собой солнце. Все остальные цветы также полны особого смысла, насыщены аллегориями. В определенном смысле этот «курьезный» портрет можно назвать «великолепным плакатом елизаветинской эпохи барокко».

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) – переходный мастер, работавший в это время. Он стремился работать по принципу иностранцев, не случайно художник совершенствовался два года в мастерской веронского живописца Пьетро Ротари. Однако в творчестве Антропова мы видим отголоски русской парсуны, локальную красочность иконы и решительное неумение тонко льстить портретируемым, как это делали приезжие виртуозы. После смерти императрицы Елизаветы Петровны российский престол занял ее племянник Петр Федорович. Запечатлеть нового правителя было поручено А.П. Антропову. В 1762 году он написал «Портрет Петра III» (ГТГ), обратившись к стилю барокко.

Мы вновь видим пышную дворцовую обстановку, парадные регалии, яркие локальные краски. Однако все это оказывается в контрасте с жалкой в своей самодовольной напыщенности уродливой фигурой монарха.

Таким образом, русских живописцев со стилем барокко познакомили прежде всего иностранные мастера. В монументально-декоративном жанре преобладали итальянские живописцы – признанные виртуозы в этой области. В станковом искусстве, особенно в жанре портрета с элементами барочного стиля их познакомили выходцы из немецких земель или австрийцы, которые в свою очередь прошли обучение в Италии. Показательно, что лучшие из иностранцев, оказавшись в России, впитали пафос становления нового государства. Русские художники сумели создать свой национальный вариант стиля. Они сумели выразить в барочных формах правдивость жизненных характеристик.

Рококо

Термин ведет свое происхождение из французского языка. Rococo, rocaille обозначает «осколки камней, раковины». Появился этот стиль во Франции в первой половине восемнадцатого века, в период так называемого «регентства». Зарождение рококо связывают с кризисом абсолютизма. Для него характерен уход от реальной жизни в мир фантазий, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.

Рококо среднего рода, в нем нет твердой определенности, как, скажем, в слове «классицизм». По-видимому, это не случайно. До сих пор историки искусства пытаются разобраться во взаимосвязи барокко и рококо. Существует точка зрения, которая трактует рококо как стилевую систему, настолько тесно связанную с предыдущей барочной, что их границы практически стираются. Так, изучая искусство Германии, немецкие искусствоведы рассматривают оба стиля вместе. При этом рококо видится им «конечной, высшей и органически развивающейся стадией барокко».

Мнение о рококо как о завершающем и заключительном этапе барокко распространилось достаточно широко и вошло в современные словари, энциклопедии, истории искусств. Некоторые ученые, напротив, называют рококо «ослабленным или облегченным барокко». По их мнению, этот стиль представляет собой трансформированное барокко, утратившее свою глубину. Теодор Адорно дал собственное, достаточно меткое определение: «Рококо – аппендикс барокко».

Одновременно получила развитие точка зрения, рассматривающая рококо как самостоятельный этап в развитии искусств и как своеобразный стиль. При этом некоторые называют рококо промежуточным стилем между придворным барокко и буржуазным сентиментализмом.

Date: 2015-09-19; view: 944; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию