Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели и задачи исследования поведения потребителей в маркетинговой деятельности организацииСтр 1 из 12Следующая ⇒ ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Поведения потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними. Исследование поведения потребителя имеют глубокие исторические корни в маркетинге. Основополагающий вопрос при организации исследований рынка заключается в следующем: «Каким должно быть соотношение факторов маркетинга для наиболее эффективного влияния на поведение определенного типа потребителя?».важно понять, что до недавнего времени специалистов по маркетингу больше интересовал не столько процесс потребления, сколько процесс покупки. Соответственно, все исследования проводились именно в этом направлении. Более того, маркетологи зачастую не интересовались исследованиями самих этих процессов – их больше волновал конечный результат, а не факторы, повлиявшие на его получение. Важность исследований мотивации о поведения потребителей признана во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся междисциплинарная область исследований – поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей, и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность. Поведение потребителя интересует того, кто по разным причинам решается повлиять на это поведение или изменить его, включая тех, чья главная забота – это маркетинг, просвещение и защита потребителя, социальная политика. Целью исследования поведения потребителей является: 1. понять и предсказать поведение потребителя; 2. выявить причинно-следственные связи, которые управляют убеждением и/или просвещением. Руководству компании необходимо знать, как, опираясь на понимание поведения потребителей, развивать свою стратегию. Одной из важнейших задач по исследованию поведения потребителей является выявление сегментов (групп потребителей), на которые в первую очередь и будут ориентированы товары и услуги, производимые фирмой. Все, что делают продавцы и другие субъекты рынка, пытаясь повлиять на поведение потребителя, исходит их четырех существенных предпосылок: 1. Потребитель-хозяин – он может отклонить все попытки влияния на него, поэтому вся деятельность фирмы должна быть адаптирована к мотивации и поведению потребителя. 2. Мотивацию и поведение потребителей можно понять через научные исследования. Абсолютные прогнозы невозможны, но стратегические результаты заметно улучшаются при строгом научном подходе и правильном применении результатов исследований. 3. Поведение потребителя может испытывать влияние через убеждение, при котором потребитель воспринимается как суверенная и целеустремленная личность. 4. Убеждение потребителя и влияние на него допускается – во избежание попыток манипулирования им – в рамках закона этических и моральных норм.
2. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение: культурные, социальные, психологические, личностные На окончательный выбор покупателя воздействуют 4 группы факторов: 1. Культурные факторы. Культура определяет поведение человека, нормы, мораль, характерные для данной страны или территории. Культура представлена материальными и абстрактными компонентами. К материальным компонентам относят здания, сооружения, произведения искусства, книги и т. д. Абстрактными являются идеи, ценности, убеждения, религиозные представления. Субкультура — определенный фактор потребителей и поведения человека; усваиваемый с детства (в семье, через общественные институты) набор ценностей, стереотипов восприятия или поведения определенной группы людей. Субкультура дает человеку возможность более полного отождествления и тесного общения с себе подобными, сформированную на национальной, религиозной, расовой, региональной основе. Социальные классы — построенные в строгой иерархии, относительно однородные стабильные группы, объединенные одинаковыми ценностями, интересами, поведением. Основные признаки социального класса: склонность представителей к более или менее одинаковому поведению; наличие определенного социального статуса; образование; род деятельности; уровень дохода; возможность перехода из класса в класс. 2. Социальные факторы. Референтные группы оказывают при личном контакте прямое или косвенное влияние на отношение человека к чему-либо. Референтные группы могут подтолкнуть человека к изменению своего поведения или стиля жизни; оказывают влияние на отношение человека к жизни и на его представления о самом себе; влияют на выбор индивидом конкретных товаров или марок. Семья — двое и более людей, объединенных кровными узами, браком или отношениями усыновления (удочерения). Человек по всей своей жизни принадлежит к каким-либо группам. Его позиции в каждой группе определяется исполненной ролью и статусом. Роль — набор действий, исполнение которых ожидают от человека окружающие его лица; каждой исполненной роли соответствует статус. 3. Личностные факторы. Возраст и жизненные циклы семьи. Род занятий. Маркетологи должны определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении отдельных товаров или услуг, компании стремятся к выпуску товаров для них. Экономическое положение определяет уровень или стабильность расходной части бюджета человека, размеры сбережений, долги, кредитоспособность и отношение к накоплению денег. Образ жизни или форма бытия человека в мире выражается его деятельностью, интересами. Тип личности и представление о самом себе. Тип личности - совокупность отличительных функциональных характеристик человека, обуславливающих его относительно постоянные или последовательные реакции на воздействие окружающей среды. 4. Психологические факторы. Мотивация — в любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Большая часть их не требует удовлетворения. Потребность становится мотивом, если она заставляет человека действовать, а его удовлетворение снижает физическое напряжение. Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей информации и создания значимой картины мира. Усвоение определяет изменение в поведении человека, происходит по мере накопления им опыта. Убеждение и отношение формируются через поступки и усвоения и влияют на поведение потребителей. Убеждение — мысленная характеристика чего-либо. Отношение — устойчивая положительная или отрицательная оценка индивида, вида, объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий к ним.
3. Внутренние факторы поведения потребителей: восприятие, обучение, память, отношения Для исследования поведения потребителей важно учитывать восприятие ими товара и фирмы. Восприятие — отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на ощущения. Человек воспринимает окружающий мир в целом. Многое из того, что узнает человек, просто забывается. В основном запоминается информация, поддерживающая существующие мнения и отношения. Процесс восприятия тесно связан с таким элементом деятельности человека, как внимание. Внимание — направление познавательных ресурсов на обработку раздражителя. Учитывая избирательность внимания, компаниям достаточно трудно добиться, чтобы именно их товарам или рекламным обращениям было уделено большее внимание потребителей. На распределение ограниченных ресурсов потребителя оказывают влияние две основные категории факторов: личные (индивидуальные) и факторы, относящиеся к стимулам. Личные факторы — индивидуальные особенности человека, влияющие на внимание и, как правило, продавцом не контролируются. Состояние потребности во время восприятия рекламной или торговой информации определяет более быстрое возникновение стимула или мотива поведения. Так, голодный человек при посещении супермаркета покупает больше продуктов питания, чем сытый потребитель. Факторы, относящиеся к стимулам: размер, цвет, контраст, движение, новизна, положение, привлекательная личность, эта группа факторов может с большей или меньшей степенью успеха контролироваться предприятием, заинтересованным в распространении определенной информации. С целью привлечения внимания потребителей фирмы увеличивают размеры рекламных объявлений, размещают свои товары на большей торговой площади. При размещении печатной рекламы в газете среди черно-белых объявлений печатаются цветные. Любой контраст с окружающей обстановкой вызывает дополнительный интерес. Развитие личности человека невозможно без обучения. Обучение — результат обработки и усвоения некоторого объема информации, откладывающейся в памяти и позволяющей сформировать отношение к определенным идеям, объектам к людям. Два основных фактора обучения — повторение и актуализация. Повторение - мысленное неоднократное воспроизведение информации, циркуляция информации в краткосрочной памяти. Повторение позволяет удерживать информацию в краткосрочной памяти и при необходимости переносит данную информацию в долгосрочную память. Актуализация определяет объем происходящего обучения. Чем больше человек осмысливает информацию, тем выше число связей, установленных между новыми и хранящимися в памяти сведениями. В зависимости от мотивации различают направленное и случайное обучение. Направленное обучение имеет место тогда, когда обучение является основной целью обработки информации (студент читает учебник при подготовке к экзамену). Случайное обучение происходит даже тогда, когда оно не является целью обработки информации, когда человек не задумывается над этим. Но информация лучше усваивается при направленном обучении. Особый тип обучения — замещающее обучение. Оно имеет место, когда человек наблюдает за действиями других и за последствиями этих действий. Многие товары широкого потребления представлены в ходе рекламы в конкретной ситуации (домохозяйка использует стиральный порошок, бытовую технику и пр.). Память — хранилище всего предшествующего опыта обучения. Человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий, которые соединены между собой нервными волокнами. При обработке информации полушария мозга выполняют различные познавательные операции. Левое полушарие считается центром логического, абстрактного и понятийного мышления. Правое полушарие отвечает за обработку визуальной информации, концентрируется на творческом, интуитивном и образном мышлении. Запоминание — процесс памяти, посредством которого происходит закрепление нового материала путем сопоставления его с имеющимися знаниями. В процессе работы с новой информацией может происходить простое запоминание, заучивание, восстановление правильной последовательности фрагментов материала, узнавание исходной информации в случае смешения с новым или не связанным с ней материалом. Воспроизведение — процесс, в результате которого потребитель извлекает интересующую информацию из памяти. Сохранение — возможность актуализации материала. Процент сохранения заученного материала после определенного отрезка времени находится в обратной зависимости от объема этого материала. Забывание — выпадение материала из деятельности. Выделяют следующие виды забывания: полное, частичное, длительное, непродолжительное. При полном забывании товар И его характеристики не воспроизводятся и не узнаются. Частичное забывание характерно для ситуации воспроизведения данных с ошибками или наличии узнавания при невозможности воспроизвести материал. Этот вид характерен тем, что человек не может вспомнить материал в данный момент времени, но припомнит его позже. Память состоит из трех отдельных систем хранения информации: сенсорная память, краткосрочная память, долгосрочная память. Сенсорная память всю поступающую информацию подвергает предварительному анализу. Здесь информация хранится не более чем 1—2 секунды. Краткосрочная память способна содержать только ограниченный объем информации в определенный момент времени. Долгосрочная память — неограниченное, постоянное хранилище знаний человека. Она хранит значения слов, символов и ассоциации между различными объектами и понятиями. Выбор товара, торгового предприятия зависит oт личностных оценок потребителей или отношения, сложившегося на протяжении определенного времени с учетом имеющегося опыта. Отношение определяет симпатию или антипатию потребителя к объекту. Имея представления об отношениях, можно осуществлять сегментирование рынка, выбирать целевой сегмент и оценивать эффективность маркетинговых мероприятий. Отношение важно для понимания того, почему люди покупают или не покупают данный продукт или в данном торговом предприятии. Определение отношений к товарам и маркам возможно с помощью различных рейтинговых шкал и многофакторных моделей. Шкалы позволяют измерить убеждения и чувства потребителей. Респондентов просят отметить на шкале одну позицию, соответствующую их мыслям и чувствам. Шкала, предложенная Ренсисом Лайкертом (США) в 1932 г., состоит из множества утверждений: решительно согласен, согласен, не уверен, не согласен, решительно не согласен, не знаю. Определение отношений к товарам и маркам возможно с помощью различных рейтинговых шкал и многофакторных моделей. Шкалы позволяют измерить убеждения и чувства потребителей. Респондентов просят отметить на шкале одну позицию, соответствующую их мыслям и чувствам. Шкала, предложенная Ренсисом Лайкертом (США) в 1932 г., состоит из множества утверждений: решительно согласен, согласен, не уверен, не согласен, решительно не согласен, не знаю. Одной из наиболее известных многофакторных моделей считается модель американского ученого М. Фишбейна, определяющая отношение потребителя к объекту как сумму произведений мнений о показателях объекта и оценочных значений этих показателей: А0 = Σ Вi Аi, Где А0 — отношение к объекту; Вi — сила мнения, что объект имеет показатель i, Аi, — оценка показателя i; Первым шагом оценки отношения является выяснение значимых показателей продукта методом опроса потребителей. Величина Аi, представляет собой оценку соответствующей характеристики по 7-балльной шкале со значениями от «очень хорошо» до «очень плохо», от +3 до -3 баллов. После определения характеристик всех основных показателей выявляется величина Вi. Она показывает, насколько потребители уверены, что у данной модели стиральной машины есть определенное свойство. Здесь используется 7-балльная шкала со значениями от «очень вероятно» до «маловероятно». Наряду с моделью М. Фишбейна также используется метод идеальной точки. Он позволяет получить информацию не только о взглядах потребителей на существующие марки, но и представления об «эталоне». Математически метод идеальной точки имеет вид: Аб = Σ Wi (Ii – Хi), где Aб — отношение к марке; Wi, — значимость определенного показателя;. Ii — «идеальное» значение конкретной характеристики; Xi — мнение о фактической величине определенного показателя;.. Потребителей просят указать, как, по их мнению, определенная марка располагается на шкале со значениями показателя. На тех же шкалах потребители должны разместить «идеальную» точку. Модель Фишбейна и метод идеальной точки — совершенно разные подходы к измерению мнений. В методе идеальной точки измеряется положение марки относительно «идеала» при использовании униполярной шкалы (только положительные значения), а в методе Фишбейна изменяется вероятность того, что марка располагается в некоторой точке с применением биполярной системы оценок. Кроме этого, по-разному производится оценка значимости показателей. У Фишбейна это оценка самого показателя (насколько он хорош или плох), а в методе идеальной точки производится измерение важности показателя. Исходя из оценки отношений потребителей к тому или иному товару, потребители могут предпринять ряд усилий по изменению мнений (в случае негативного или нейтрального отношения). В этом случае можно прибегнуть к изменению мнений, изменению важности показателей, изменению представлений об идеале.
|