Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОММЕНТАРИЙ. Предназначение человека - жить просто и мыслить возвышенно





Предназначение человека - жить просто и мыслить возвышенно. Все обусловленные живые существа находят ся во власти третьей энергии Господа, а материальный мир устроен так, что каждому приходится работать. Верховная Личность Бога обладает тремя основными энергиями, или потенциями. Первую из них называют антараyга-шакти, внутренней энергией, вторую - татастха-шакти, погра ничной энергией, а третью - бахираyга-шакти, внешней энергией. Живые существа составляют пограничную энер гию Господа и таким образом занимают промежуточное по ложение между Его внешней и внутренней энергиями. Джи ватмы, крохотные живые существа, являясь вечными слу гами Верховной Личности Бога, занимают подчиненное по ложение, поэтому они всегда остаются под контролем либо внутренней, либо внешней энергии. Живые существа, на ходящиеся под влиянием внутренней энергии Господа, по стоянно занимаются естественной, органичной для них де ятельностью - преданным служением Господу. Об этом сказано в “Бхагавад-гите” (9.13):

махатманас ту мам партха

даивим пракритим ашритах

бхаджантй ананйа-манасо

джuатва бхутадим авйайам

“О сын Притхи, великие души, свободные от заблуждений, находятся под покровительством божественной природы. Они посвящают себя преданному служению Мне, ибо зна ют, что Я - Верховная Личность Бога, изначальная и не исчерпаемая”.

Слово махатма относится к возвышенной личности. К обыкновенным людям оно неприложимо. Такие люди, все гда занятые удовлетворением собственных чувств, иногда расширяют поле своей деятельности, чтобы делать добро другим посредством какого-нибудь “изма” - национализ ма, гуманизма или альтруизма. Они могут пожертвовать собственными чувственными наслаждениями ради того, чтобы удовлетворять чувства других, будь то члены их семьи, сословия или всего общества - в масштабах одной нации или всего мира. В сущности, это является продол жением чувственного наслаждения, с той только разницей, что его объектом вместо самого человека становится опре деленная социальная группа или общество в целом. С точ ки зрения материалистов такая деятельность заслуживает похвалы, однако духовной ценности она не имеет. В основе такой деятельности лежит чувственное удовлетворение - будь то удовлетворение индивидуума или группы людей. Махатмой, возвышенной личностью, имеет право назы ваться только тот, кто стремится удовлетворить чувства Верховного Господа.

Слова даивим пракритим в приведенном выше стихе из “Бхагавад-гиты” означают контроль внутренней энергии, или энергии наслаждения Верховной Личности Бога. Энер гия наслаждения проявляет Себя в образе Шримати Радха рани или Ее экспансии Лакшми, богини процветания. Инди видуальные души, дживы, находящиеся под властью внут ренней энергии, заняты исключительно удовлетворением Кришны или Вишну. Таков статус махатм. Того же, кто не является махатмой, называют дуратмой, недалеким чело веком. Дуратмы, скудоумные люди, попадают под кон троль махамайи, внешней энергии Господа.

В сущности все живые существа, населяющие матери альный мир, находятся под властью махамайи, в чьи обязан ности входит причинять им тройственные страдания: адхи даивика-клеша (страдания от засух, землетрясений, бурь и других стихийных бедствий, вызываемых полубогами), ад хибхаутика-клеша (страдания, которые причиняют другие живые существа, например, насекомые или враги) и ад хйатмика-клеша (страдания, которые причиняют собствен ное тело и ум, то есть душевные и телесные недуги). Даи ва-бхутатма-хетавах: внешняя энергия, делающая под властные ей обусловленные души объектом тройственных страданий, является причиной их бесчисленных мучений.

Основная проблема, с которой сталкиваются обуслов ленные души - это проблема повторяющихся рождения, смерти, старости и болезней. Живя в материальном мире, человек, чтобы поддержать душу в теле, должен работать, но какими принципами ему руководствоваться в своей дея тельности, чтобы эта деятельность способствовала его про грессу в сознании Кришны? Для поддержания жизни в теле нам нужна пища, одежда, деньги и т.д., однако не следует на капливать их больше, чем это необходимо для удовлетворе ния наших насущных потребностей. Если придерживаться этого естественного принципа, то поддерживать существо вание тела будет совсем нетрудно.

Природа распорядилась так, что живые существа, стоя щие на более низких ступенях эволюционной лестницы, ни когда не едят и не собирают больше, чем необходимо. Вот почему в мире животных, как правило, не существует эко номических проблем, там всем всего хватает. Если оста вить на улице мешок с рисом, то птицы, прилетев, склюют несколько зерен и улетят, а человек унесет с собою весь мешок. Он съест столько, сколько вместит его желудок, а остальное оставит про запас. Священные писания запреща ют человеку брать больше, чем ему необходимо (атйаха ра). Нарушение этого принципа является причиной нынеш них страданий всего человечества.

Кроме того, человеку, который ест больше, чем необхо димо, и занимается накопительством, приходится затрачи вать ненужные усилия (прайаса). Бог устроил мир так, что любой из нас, где бы он ни находился, может жить в мире и покое, если у него есть небольшой участок земли и дойная корова. Чтобы заработать на жизнь, вовсе не обязательно куда-то уезжать: везде можно выращивать зерно и получать молоко от коров. Это разрешит все экономические пробле мы. К счастью, человек наделен развитым интеллектом, по зволяющим ему развить в себе сознание Кришны, постичь Бога, свои взаимоотношения с Ним и достичь высшей цели жизни - любви к Богу. К сожалению, так называемый ци вилизованный человек, не проявляя ни малейшего интереса к постижению Бога, использует свой разум для того, что бы получить больше, чем необходимо, и ест, только чтобы удовлетворить язык. Бог создал все условия, чтобы у лю дей всего мира было вдоволь зерна и молока, однако вмес то того, чтобы использовать свой интеллект для развития сознания Бога, так называемые разумные люди использу ют свой интеллект для создания бесполезных и даже вред ных вещей. Так на земле появляются заводы, скотобойни, публичные дома и бары. Совет не заниматься накопитель ством, не есть слишком много и не тратить впустую столько сил на погоню за ненужными удобствами люди восприни мают как попытку вернуть их к первобытному состоянию. В большинстве своем люди не желают жить просто и мыс лить возвышенно. В этом их несчастье.

Смысл жизни человека в том, чтобы постичь Бога, и развитый интеллект дан человеку именно для этого. Тому, кто верит, что человек наделен разумом, чтобы подняться на более высокую ступень развития, необходимо следовать наставлениям ведических писаний. Получая такие наставле ния от высших авторитетов, человек обретает совершенное знание и постигает истинный смысл жизни.

В “Шримад-Бхагаватам” (1.2.9) Шри Сута Госвами объ ясняет в чем состоит истинная дхарма человека:

дхармасйа хй апаваргйасйа

нартхо 'ртхайопакалпате

нартхасйа дхармаикантасйа

камо лабхайа хи смритах

“Выполнение любой предписанной деятельности не пре следует иной цели кроме достижения окончательного осво бождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ра ди материальной выгоды. Более того, тот, кто занимается таким высшим служением, не должен использовать матери альные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств”.

Первый шаг на пути к цивилизованному обществу состо ит в исполнении обязанностей, предписываемых шастрами. Свой развитый интеллект человек должен использовать для того, чтобы понять, в чем заключаются его основные обя занности (дхарма). В человеческом обществе существуют различные формы религии - индуизм, христианство, иуда изм, буддизм, ислам и т.д., поскольку люди, не имеющие ре лигии, ничем не отличаются от животных.

Как мы уже говорили (дхармасйа хй апаваргйасйа нар тхо 'ртхайопакалпате), назначение религии не в том, что бы накормить человека хлебом, а в том, чтобы принести ему освобождение. Время от времени люди создают так на зываемые религиозные учения, пытаясь с их помощью до биться материального прогресса, однако это не имеет ни чего общего с целью истинной дхармы. Религия должна приводить к постижению законов Бога, потому что долж ным образом соблюдая их, мы в конце концов сможем выр ваться из материального плена. Таково истинное назначе ние религии. К сожалению, люди, движимые чрезмерным желанием материального процветания (атйахара), смотрят на религию как на способ достичь материального благопо лучия. Однако истинная религия учит людей довольство ваться необходимым минимумом и в то же время развивать сознание Кришны. Определенный уровень экономического благосостояния необходим, однако истинная религия огра ничивает его рамками насущных потребностей материаль ного существования. Дживасйа таттва-джиджuаса: истин ная цель жизни - вопрошать об Абсолютной Истине. Если наши усилия (прайаса) не направлены на то, чтобы вопро шать об Абсолютной Истине, мы прилагаем все больше и больше усилий к тому, чтобы удовлетворять свои искус ственные потребности. Идущий по духовному пути не дол жен тратить свои силы на достижение мирских целей.

Другим препятствием на пути духовного развития явля ется праджалпа, ненужные разговоры. Стоит нам встретить кого-то из друзей, как мы тотчас принимаемся болтать, на поминая квакающих лягушек. Если нам необходимо гово рить, то говорить следует о сознании Кришны. Те, кто не участвует в движении сознания Кришны, прочитывают кипы газет, журналов и книг, решают кроссворды и занимают ся множеством других бессмысленных вещей. Таким обра зом люди только напрасно тратят свое драгоценное время и энергию. На Западе пожилые люди, уйдя на пенсию, иг рают в карты, ловят рыбу, смотрят телевизор и ведут бес смысленные споры о политике. Эти и подобные им пустые занятия относятся к категории праджалпы. Разумному че ловеку, стремящемуся обрести сознание Кришны, не следует заниматься такого рода деятельностью.

Джана-саyга означает “общение с людьми, далекими от сознания Кришны”. От такого общения следует отказаться полностью. Вот почему Шрила Нароттама дас Тхакур сове товал нам общаться и жить только с преданными Кришны (бхакта-сане васа). Мы должны посвящать все свое время служению Кришне в обществе Его преданных. Общение с людьми, занимающимися тем же делом, помогает человеку достичь успеха на своем поприще. Зная это, материалисты создают всевозможные ассоциации и клубы, стремясь объе динить свои усилия. В мире бизнеса, например, существуют такие учреждения, как фондовые биржи и торговые пала ты. Так и мы учредили Международное общество сознания Кришны, чтобы дать людям возможность общаться с теми, кто помнит о Кришне. Духовное общение, предлагаемое дви жением сознания Кришны, ширится день ото дня. Множест во людей в разных уголках земли присоединяются к нашему обществу, стремясь пробудить в себе дремлющее сознание Кришны.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своем ком ментарии “Анувритти” относит усилия спекулятивных фило софов, направленные на то, чтобы обрести знание, к кате гории атйахары (жажде накопительства). “Шримад-Бхага ватам” называет деятельность таких философов, заполняю щих тома книг туманными философскими рассуждениями, лишенными сознания Кришны, абсолютно пустой и бес полезной. К категории атйахары относится также дея тельность карми, которые пишут бесчисленные книги, по священные проблемам экономического развития. Страсть к атйахаре движет всеми, кого не привлекает сознание Кришны, кто охвачен жаждой увеличивать свое материаль ное достояние - будь то научные знания или деньги.

Карми работают, стремясь накопить как можно больше денег для потомков, только потому, что не знают, где ока жутся в будущем. Движимые одним желанием - оставить наследникам как можно больше денег, эти глупцы не имеют ни малейшего представления о том, какое положение они займут в своей следующей жизни. Тому есть немало приме ров. Один очень богатый и влиятельный карми оставил де тям и внукам огромное состояние, а в следующей жизни в соответствии со своей кармой родился в семье сапожника, жившего неподалеку от того дома, который в предыдущей жизни он построил для своих детей. И когда этот самый са пожник появился на пороге своего прежнего дома, его быв шие сыновья и внуки поколотили его башмаками. Пока у карми и джuани не проснется интерес к сознанию Кришны, они так и будут растрачивать свою жизнь на бесплодные занятия.

Следование отдельным правилам и предписаниям шастр ради извлечения сиюминутной выгоды, как это делают ути литаристы, называют нийама-аграха, а пренебрежение пра вилами и предписаниями шастр, предназначенными для на шего духовного развития - нийама-аграха. Аграха означа ет “желание принять”, а аграха - “неприятие”. Слово ни йамаграха образуется прибавлением одного из этих слов к слову нийама (“правила и предписания”). Таким образом, слово нийамаграха имеет два значения, и его смысл зависит от контекста. Тем, кто стремится обрести сознание Кришны, не следует выполнять правила и предписания ради достиже ния благополучия, однако им необходимо неукоснительно следовать правилам шастр, чтобы прогрессировать в созна нии Кришны. Они должны строго следовать регулирующим принципам, то есть отказаться от недозволенных сексуаль ных отношений, мясоедения, азартных игр и употребления одурманивающих и возбуждающих средств.

Необходимо также избегать общения с майавади, кото рые поносят вайшнавов (преданных). Бхукти-ками, жажду щие материального счастья, мукти-ками, стремящиеся по лучить освобождение, слившись с бытием бесформенного Абсолюта (Брахмана), и сиддхи-ками, желающие достичь совершенства в мистической йоге, - все они относятся к категории атйахари. Общение с такими людьми крайне не желательно.

Стремление расширить свое сознание, достигнув совер шенства в мистической йоге, слившись с бытием Брахма на или добившись материального благополучия, которое позволяет удовлетворять все наши прихоти, - суть прояв ление алчности (лаулйи). Любые попытки добиться мате риального успеха или мнимого духовного прогресса препят ствуют развитию сознания Кришны.

Современные войны между капиталистами и коммунис тами возникают потому, что и те и другие пренебрегают советом Шрилы Рупы Госвами избегать атйахары. Капи талисты сосредоточили в своих руках гораздо больше бо гатств, чем необходимо, а коммунисты, завидующие их про цветанию, хотят национализировать все их деньги и соб ственность. К сожалению, коммунисты тоже не знают, как решить проблему распределения богатств. Поэтому, когда богатства капиталистов попадают в руки коммунистов, про блемы так и остаются нерешенными. В противоположность этим философиям, идеология сознания Кришны утверждает, что все богатства принадлежат Кришне. И до тех пор, по ка они не будут отданы в распоряжение Кришны, челове чество не решит своих экономических проблем. Передавая богатства в руки коммунистов или капиталистов, вы ниче го не добьетесь. Один человек, увидев лежащую на дороге стодолларовую банкноту, подберет ее и положит в карман. Этот человек поступит нечестно. Другой, увидев деньги, ос тавит их лежать на месте, решив, что присваивать чужое нехорошо. Хотя этот человек не тратит чужих денег на соб ственные нужды, он все же не знает, как с ними следует по ступить. А кто-то третий, увидев стодолларовую банкноту, поднимет ее, найдет потерявшего ее человека и отдаст день ги хозяину. Такой человек не истратит чужих денег и вмес те с тем не оставит их на улице. Подобрав деньги и вернув их тому, кто их потерял, он поступит и порядочно, и мудро.

Когда богатства просто переходят из рук капиталистов в руки коммунистов, это не решает основной проблемы со временной политики. Опыт показывает, что коммунист, по лучив деньги, использует их для удовлетворения собствен ных чувств. На самом деле все богатства мира принадлежат Кришне, и каждое живое существо, будь то человек или жи вотное, имеет неотъемлемое право использовать собствен ность Бога для поддержания своего существования. Если же человек - неважно, коммунист он или капиталист - берет больше, чем ему необходимо для поддержания свое го существования, он - вор, и законы природы обязатель но накажут его.

Богатства мира должны использоваться на благо всех живых существ, поскольку таков план матери-природы. Каждый из нас имеет право пользоваться богатствами Гос пода, чтобы поддерживать свое существование в этом мире. Овладев искусством научного использования собственно сти Господа, люди перестанут посягать на права друг друга. Только тогда можно будет построить идеальное общество. Основной принцип такого духовного общества сформули рован в первой мантре “Шри Ишопанишад”:

ишавасйам идам сарвам

йат киuча джагатйам джагат

тена тйактена бхуuджитха

ма гридхахкасйа свид дханам

“Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен брать только то, что необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать на остальное, хорошо понимая, кому все принадлежит”.

Преданным Кришны хорошо известно, что в основе ма териального мира лежит совершенный план Господа, со гласно которому каждое живое существо может удовлетво рять свои жизненные потребности, не посягая на жизнь или права других существ. Благодаря совершенному устройству мира каждому, в зависимости от его истинных потребно стей, предоставлена возможность получить причитающую ся ему долю материальных ценностей, и таким образом все люди могут жить в мире и согласии, если будут руковод ствоваться принципом “Жить просто и мыслить возвышен но”. К сожалению, материалисты, не верящие в существо вание плана Бога и не стремящиеся к духовному развитию, злоупотребляют разумом, которым их наделил Господь, и используют его только для того, чтобы накапливать мате риальные богатства. Стремясь улучшить свое материальное положение, они изобретают множество социальных систем вроде капитализма или материалистического коммунизма. Их не интересуют ни законы Бога, ни высшая цель жизни. Охваченные жаждой удовлетворять свое неутолимое жела ние чувственных наслаждений, они довели до совершенства “искусство” эксплуатировать своих собратьев и другие жи вые существа.

Когда люди в обществе избавятся от этих элементарных пороков, перечисленных Шрилой Рупой Госвами (атйаха ры и др.), прекратится всякая вражда между человеком и животными, капиталистами и коммунистами и т.п. Более того, будут разрешены все проблемы, связанные с полити ческими разногласиями и экономической нестабильностью. Чтобы пробудить в себе такое чистое сознание, необходи мо надлежащее духовное образование и научно обоснован ная практика, которые предлагает людям движение созна ния Кришны.

Движение сознания Кришны предлагает духовную основу для создания такой общности людей, которая утвердит мир на земле. Каждый разумный человек должен очистить свое сознание и преодолеть перечисленные выше препятствия на пути преданного служения, со всей искренностью примкнув к движению сознания Кришны.

 

Date: 2015-09-18; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию