Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Издательские характеристикиК ним относится целый комплекс сведений о периодичности выхода, тираже и распространенности, формате и объеме издания или программы. 1. Периодичность. Она заказывает определенную меру оперативности информации. По периодичности различают: · ежедневные издания (четыре раза в неделю и чаще), · выходящие два-три раза в неделю; · еженедельные · декадные · помесячные · ежеквартальные и др., а также не имеющие регулярной периодичности. Издания, выходящие в свет реже одного раза в год, не относятся к периодике. 2. Формат. Он обозначается стандартными параметрами. Если речь идет о телевидении или радио, то этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (например, музыкальный или информационно-музыкальный формат). Для прессы установлены стандартные размеры страниц: А2 (или большой формат, «Известия», «Советская Россия»), А№ (или половинный формат, «Российские вести» и преобладающая часть городских и районных газет. А4 хорошо знакомы размер бумаги для принтеров, которые используются для производства малотиражных газет. Эти параметры связаны с размерами типографской бумаги, на которые настроены печатные машины. Конечно, можно задать и другие параметры, произвольные, но отклонения от стандартной наладки техники чревато материальными потерями. В настоящее время в издательское дело пришли и новые форматы. Это связано с появлением в России зарубежной техники. Особенно быстро завоевывает популярность таблоид -он чуть меньше привычного А3. 3. Объемы передаваемой информации. На радио и телевидении это хронометраж. В прессе для указания объема приводят количество полос (а не страниц): четырехполосные, восьмиполосные издания и т.д. Существует такая единица измерения как печатный лист, или близкий по значению авторский лист, и учетно-издательский лист. Это приблизительно 40 тыс. знаков или 22-24 машинописных страницы. При формате А2 газетная полоса составляет ¼ печатного листа. При формате А3 -1/8 и т.д. Если свободно владеть этими методами расчета, то несложно соотнести по объему издания различных форматов. 4. Техника производства журналистской продукции. В настоящее время существуютсамые разнообразные способы передачи текстов. Бумага уже перестала быть единственно возможным носителем печатного слова. Появились пластмассовая основа для печати, журналы мод и рекламные проспекты используют нестандартные красители и ароматизаторы листа. Широкое распространение получил телетекст, как пограничная форма передачи информации. Она сочетает в себе элемент печатной прессы и эфирной журналистики. Апробирована изобретенная в России система передачи радиотекста, благодаря которой по проводам передается чрезвычайно концентрированная информация в огромных объемах. Т.о. все эти нововведения пополняют набор типологических признаков в журналистике.
К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6-7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс - медиа. Структура радиовещания в условиях рынка по типам собственности выглядит как состоящая из нескольких самостоятельных секторов. Крупнейшим собственником в сфере радиовещания является государство. Сектор государственного радиовещания претерпел за последние годы серьезную эволюцию. Ее основные этапы - создание «Радио России» (декабрь 1990 г.), образовавшего вместе с российским телевидением Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию (ВГТРК). «Радио России» становится главным государственным радиоканалом с круглосуточным вещанием, как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних, длинных волнах и в диапазоне УКВ - FM. До 1995 г. параллельно существовала другая Российская телерадиокомпания - «Останкино», в которую входили радиостанции «Радио-1», «Маяк», «Юность» и «Орфей». После ликвидации компании «Останкино» в 1995 г. все эти каналы получили статус общероссийских, в результате всем государственным радиостанциям были даны равные стартовые возможности. Однако реорганизация не сработала прежде всего, в силу консерватизма старых вещательных организаций, бывших в течение длительного времени вершителями пропагандистской и информационной политики в стране, укоренившегося в сознании многих работников ощущения невозможности да и отсутствия необходимости каких-либо серьезных изменений в вещании. Помимо этого сыграла свою роль объективная ситуация - недостаточное финансирование электронных масс-медиа, невнимание государства к радиовещанию, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложилась особая культура слушания радиопередач, появился прочный интерес аудитории к радиовещанию и, наконец, сказалось отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью, как это было до последнего времени. Главное государственное «Радио России», оставшееся в системе ВГТРК, по мере эволюции постепенно теряло свой альтернативный имидж, его программы стали мало отличаться от программ других государственных каналов, выделяясь, может быть, большей аналитичностью, большим числом материалов публицистического характера. В августе 1997 г. Указом Президента «О совершенствовании структуры радиовещания в Российской Федерации» было ликвидировано Радио-1 как государственная станция, в результате акционирования переместившаяся в сектор негосударственного радиовещания в качестве канала Радио-1-Культура. Единую вещательную организацию образовали радиостанции «Маяк» и «Юность». «Радио России» в значительной степени изменило свою программную концепцию прежде всего в информационной части эфира: новости «Радио России» выходят в эфир под тем же названием «Вести» и с той же заставкой, что и информационная программа РТР. В 1998 г. четко обозначилась тенденция к монополизации и централизации вещания в государственном секторе. Указом Президента от 8 мая 1998 г. и соответствующим постановлением правительства «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации» на базе ВГТРК создана единая государственная корпорация аудиовизуальных СМИ, в которую вошли наряду с ВГТРК (РТР, канал «Культура», «Радио России») «Маяк», объединенный с радиостанцией «Юность», «Орфей» и Российская государственная радиокомпания «Голос России» (Иновещание), технические службы, 99 региональных ГТРК как дочерние предприятия ВГТРК, ПО региональных передающих радиотелецентров, как филиалы государственной компании на местах. Таким образом, воссоздается система единого государственного телерадиовещания страны. Конечно, финансовый, экономический и политический кризис 1998 - 1999 гг. не мог не отразиться на положении государственного радио, резко сократилось его финансирование, процесс формирования единого вещательного комплекса идет сложным противоречивым путем, подвержен политическим влияниям. В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют более 1500 вещательных организаций, из них – большая часть - государственные. К зоне государственного радиовещания примыкают и радиостанции, находящиеся в муниципальной собственности. Таких станций насчитывается более трехсот, причем число их постоянно уменьшается. Коммерческие и частные радиостанции. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ - РМ - диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 - 20, при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC - радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые. На рубеже 80-90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ, т.к. отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах. В целом по стране сейчас насчитывается 1103 коммерческих вешателя. Определяющим фактором динамичного развития коммерческого радиовещания стали экономические преобразования, появление частного капитала. Учредителями станций являются либо компании, принадлежащие частным лицам, либо частные лица. На первом этапе развития радиорынка в России в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Но доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство принадлежит «Европе плюс», сумевшей профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась российско-американская станция «Максимум», «Радио 7. На семи холмах». С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик +» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 - в УКВ - FM - диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций. В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций. Но к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями и государственными, и негосударственными. Обострилась конкуренция за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др. Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания - образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум - частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 - одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ. Таким образом, сложился полноценный издательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единая информационная политика, совместные мультимедийные акции. Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй - сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например, недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» - проект «Русского радио». Самым крупным холдингом является ЗАО «»Русская Медиагруппа, удостоенная в 2001 году премии правительства РФ в области науки и техники за создание общероссийской вещательной сети «Русское радио». В составе холдинга –имеющие самый высокий рейтинг станции «Монте -Карло», «Динамит-FM», «Хит FM», «Максимум», «Русское радио - 2», и русская служба новостей. Холдинг «Ньюс корпорейшн» включает «Бест FM», и концерн «Ультрапродакшн». «Арнолд прайз групп» – мультимедийная компания, в составе которой музыкальные станции «радио Джаз», «Радио классик», «Наше время на милицейской волне». В процессе монополизации, охватившем сферы как государственного, так и негосударственного вещания, сформировались своеобразные полугосударственные - полукоммерческие образования. Такого же рода акционерные общества с участием властных государственных структур (смешанная форма собственности) создаются в регионах. Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают: 1. Франчайзинговые (от англ, franchise - привилегия) коммерческие сетевые FM-станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио». 2. Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией. В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону - телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге - компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа - Мост». По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом: 1. Общенациональные или федеральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся: · государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)),; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, · коммерческие каналы: «Русское радио», «Европа плюс». Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты - люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах. К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели, домохозяйки. 2. Региональные радиостанции, вещающие на регионы (республики, края, области) и крупные города страны. 3. Локальные, местные радиостанции, охватывающие ограниченную аудиторию небольших городов, поселков, населенных пунктов, сельских районов и т.п. Характеристика сложившейся ныне структуры российского радиовещания включает также типологию радиоканалов по их содержательно-тематической направленности, характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений. Среди многообразия вещателей следует выделить: 1. Радиостанции универсального, или общего, характера, программы которых включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей, включая молодежную и детскую аудиторию. В системе государственного радиовещания - это «Радио России», где половину эфирного времени занимают информационные выпуски - «Вести», информационно-развлекательный канал. Остальное вещательное время отдано каналу «Домашняя академия», включающему разнообразные тематические рубрики (литературные чтения, советы юриста, врача, календарь садовода, секреты домашней кухни), музыкальным и музыкально-развлекательным программам, молодежным, радиотеатру, передачам для детей и подростков, каналу «Невский проспект» и др. На волнах «Радио России» звучат также социально-ориентированные передачи для незрячих (это единственная радиостанция, которая готовит программы совместно с Всероссийским обществом слепых), для людей, находящихся в местах заключения, на темы борьбы со СПИДом и наркоманией. Близок к универсальным по содержанию и жанровому спектру канал «Радио-1.Доброе радио», сочетающий выпуски новостей с публицистикой, музыкальными, литературно-драматическими, спортивными, детскими, молодежными, развлекательными передачами. Совершенно уникальное явление FM-диапазона - радио «Эхо Москвы», которое также тяготеет по характеру вещания к станциям универсального, или общего, типа. В его программах удачно сбалансированы информация, общественно-политические, аналитические, культурно-просветительские и развлекательные программы, музыка, спорт, передачи для детей, игры и ток-шоу. 2. Информационные радиостанции. Главным компонентом программ этих станций являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения. Примером может служить круглосуточная информационно-музыкальная радиостанция «Маяк» (основана в августе 1964 г.). Информация чередуется с музыкой. Каждые полчаса звучат выпуски новостей с самой оперативной информацией собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50-55 оригинальных звуковых материалов - репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические программы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи. Второй канал – радиостанция «Юность», программы которой рассчитаны на молодежь 15-25 лет. И «Маяк-24», начавший вещание 26 апреля 2000 года в московском FM диапазоне. С информационной радиостанцией «Маяк» успешно соперничает «Эхо Москвы», в программах которого оперативной информации и аналитике отведена важнейшая роль, особо выделены утренний, дневной и вечерний информационные каналы, расширенные выпуски новостей - «Эхо» и краткие выпуски, обзоры прессы, спортивный канал, новости экономики, новости стран Европы и др., а также параинформационные передачи «Эхономика», «Эхонет», «Проезжая часть», «Московские старости», «Мед-инфо» и др. Существенная часть программ «Эха» - серьезные аналитические передачи, ток-шоу, игры, например Большая конандойлевская игра, «Коровьевские штучки» и др. К концу 90-х гг. «Эхо Москвы», являясь практически единственным полноценным информационным каналом в коммерческом эфире, прочно заняло свою вещательную нишу. Концепция канала - дать в наиболее краткий отрезок времени наибольший объем точной и не только оперативной, но и опережающей информации. Именно в силу этого «Эхо Москвы» совмещает черты универсальной и одновременно информационной радиостанции.
|