Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел III Тема 8. Культура рубежа XIX-XX веков





Философские учения А.Бергсона, Ф.Ницше, А.Шопенгауэра, О.Шпенглера как попытка преодоления банального повседневного существования, поиск иррациональной первоосновы мира, бытия человека, познания. Постимпрессионизм в живописи: тема органических первооснов бытия, раскрытие его глубинных сил и структур в творчестве Ван Гога, П.Гогена, П.Сезанна.

"Новейшая революция в естествознании": открытие электрона, радия, закона превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории. Микромир как объект науки.

Стиль модерн ("ар нуво", "сецессион", "югендштиль", "стиль либерти", "стиль Тиффани") как интернациональный стиль культуры. Панэстетизм как мировоззренческая установка стиля. Установка на преобразование жизни по законам красоты. Утопическмй социализм как идейная основа стиля. Внедрение эстетическо-художественных компонентов в практику - попытка соединить утилитарное и эстетическое. Возникновение дизайна. Иконография модерна. Модерн в архитектуре (А.Гауди, Ф.Шехтель). Модерн в живописи (О.Климт, М.Врубель, А.Муха). Деятельность объединения "Мир искусства". Историко-культурная миссия кружка и журнала: просветительская деятельность С. Дягилева и А.Бенуа Идея единства быта с природой и искусством. Идеи о взаимодействии и синтезе искусств. Дягилев и "Русские сезоны" в Париже.

Культура "серебряного" века. Понятие "серебряный век" (Н. Оцуп, Н. Бердяев). Диалогичный характер культуры: взаимодействие с зарождающейся массовой культурой. Кризис позитивизма и интерес к оккультным наукам как фон развития культуры "серебряного века". Амбивалентный характер культуры: возрождение или декаданс? Философия В. Соловьева и Ф. Ницше как источник духовных исканий русской интеллигенции. Любовь и соборность как ключевые понятия. Переплетение философии с другими формами духовной жизни (религией, искусством). Космологизм как характерная черта новой культуры.

Пересоздание жизни как главная задача общественного движения и ключ эстетической программы. Вопрос о цене культуры – продолжение споров о культуре и цивилизации. Статья Н. Бердяева "Кризис культуры". Активный поиск новых ориентиров: второй реальности, нового человека (кружок "аргонавтов"). Деятельность "Религиозно-философского общества". Теургическая символическая концепция. Тенденции неоклассицизма, устремленность в прошлое. Миф о Софии и тема Апокалипсиса.

Диагноз А.М. Скабичевского - "больная литература больного века". Возникновение термина "русский символизм". Символизм как новый художественный метод. "Старшие" символисты: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов. "Младшие символисты": А. Белый, В. Иванов. "Акмеизм" как новая программа литературы. Творчество Н. Гумилева, А. Ахматовой. "Цех поэтов" о профессиональном поэтическом мастерстве.

"Голубая роза" и "Бубновый валет" как ведущие объединения в области изобразительного искусства. Идея поэтического и метафорического переосмысления действительности. Творческие концепции М. Врубеля и А. Скрябина. Развитие декоративно-прикладного искусства.

Меценатство как характерное явление культуры "серебряного века". Деятельность П.М. Третьякова, С. И. Мамонтова, С. Т. Морозова.

Установка модернизма на разрыв с конвенциями восприятия. Недоверие физической реальности. Рождение авангарда как попытка преодолеть эстетический герметизм модерна, стремление вернуться в реальную жизнь с целью ее переделки. Авангард художественный и политический. Социальный оптимизм в отличие от модернистского пессимизма Отрицательное отношение к традиции, нигилистический разрыв с духовной культурой прошлого.

Футуризм. Футуризм как устремленность к культуре будущего. Художественное освоение новых ритмов, форм и реалий современного города, обожествление индустриальных продуктов мира техники, авиации и спорта (У.Боччони, Ф.Т.Маринетти, Н.Альтман, Д.иВ.Бурлюки, В.Татлин, В.Маяковский, В.Хлебников и др.).

Распад прежнего предметного визуального, религиозного единства в искусстве авнгарда. Недоверие к фигуративным (жизнеподобным) формам как поверхностным, искажающим маскам незримых сущностей.

Абстракционизм. Абстракция как форма другого видения мира. Перенос идей феноменологии в художественную сферу (идеи Э. Гуссерля и В. Воррингера). Влияние теософии на развитие нефигуративного искусства. Творчество В. Кандинского. Трактат "О духовном в искусстве": разработка идеи синестезии, выработка новой терминологии. Теория П. Клее. Отказ от связи искусства с действительностью и самовыражение художника как основа и цель творческой деятельности. Общность идей абстракционизма и додекафонной музыки.

Кубизм. Кубизм как непредвзятое, уважительное отношение к предмету, постижение его сути, минуя чувственную видимость (Ж.Брак, П.Пикассо и др.)

Господство геометрического стиля в 20-е гг. Супрематизм К. Малевича. Интуитивизм как философская основа. Самоценность формы, материализация идей, образ художника-исследователя как концептуальная основа. Выражение превосходства чистого чувства как главная задача. «Черный квадрат на белом фоне».

Неоклассицизм П. Мондриана: попытка выражения теософских идей средствами живописи. Опора на математику. Включенность первоэлементов в универсум вселенной, пронизанность мира космическими ритмами и энергиями. Выработка правил соединения цветов и «нецветов».

 

Date: 2015-09-03; view: 522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию