Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука в системе культуры





Наука постигается не для того, чтобы с ее помощью нажить богатство. Наоборот, богатство должно служить развитию науки. Абай Кунанбаев.

В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture.) означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура -- это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры. Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности -- мифология, в Средневековье -- религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки.

Наука -- это сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.

Как многофункциональное явление наука представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.Фундаментальными считаются естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.

 

Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое определенное значение, можно объединить одним словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio-- понимание, система. Концепция, во-первых, -- это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, -- это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

14Понятие художественного образа.

Художественный образ - это всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно - такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы). Но в более общем смысле художественный образ - это способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости.

Художественный образ - это не только особая форма мысли, это - образ действительности, возникающий при посредстве мышления. Основное значение, функция и содержание образа искусства заключаются в том, что образ изображает в конкретном лике действительность, ее предметный, вещественный мир, человека и его среду, изображает события общественной и личной жизни людей, их взаимоотношения, их внешние и духовно-психологические особенности.[17]

Аргументов в пользу чувственно-эмпирического характера художественного образа как его главного признака существует немало.

В качестве примера остановимся на книге А.К. Воронского «Искусство видеть мир». Она появилась в 20-х годах, имела достаточную популярность. Мотивом написания этого труда являлся протест против ремесленного, плакатного, дидактического, манифестирующего, «нового» искусства. Пафос Воронского сосредоточен на «тайне» искусства, которую он усматривал в способности художника уловить непосредственное впечатление, «первичную» эмоцию восприятия предмета: «Искусство лишь соприкасается с жизнью. Лишь только у зрителя, у читателя начинает работать ум, все очарование, вся сила эстетического чувства исчезает». Воронский развивал свою точку зрения, опираясь на немалый опыт, на чуткое понимание и глубокое знание искусства. Он обособлял акт эстетического восприятия от повседневности и будничности, считая, что увидеть мир «непосредственно», то есть без посредства предвзятых мыслей и представлений, можно лишь в счастливые минуты истинного вдохновения. Свежесть и чистота восприятия - редкость, но именно такое непосредственное чувство является источником художественного образа. Такое восприятие Воронский называл «безотносительным» и противопоставлял его чуждым искусству явлениям: интерпретации и «трактовке». Проблема художественного открытия мира получает у Воронского определение «сложного творческого чувства», когда открывается действительность первичного впечатления, независимо от того, что знает ли о ней человек.

Будучи продуктом мышления, художественный образ является также средоточием идейного выражения содержания.

Художественный образ имеет смысл как «представитель» тех или иных сторон реальности, и в этом отношении он сложнее и многостороннее понятия как формы мысли, в содержании образа нужно отличать различные ингредиенты смысла. Смысл полостного художественного произведения - сложно - «составное» явление, результат художественного освоения, то есть познания, эстетического переживания и обдумывания материала действительности. Смысл не существует в произведении как нечто обособленное, описанное или выраженное. Он «вытекает» из образов и произведения в целом. Однако смысл произведения является продуктом мышления и, следовательно, его особенным критерием.

Художественный смысл произведения - конечный продукт творческой мысли художника. Смысл принадлежит образу, поэтому смысловое содержание произведения имеет специфический, тождественный его образам характер.

15. Роль культуры в гуманизации

Гуманизм как мерило общественных отношений. Роль гуманитарной культуры в гуманизации общества Думается, изложенный подход является критерием при решении рассматриваемой здесь проблемы гуманизации общественных отношений, и он должен войти в само определение гуманизма. Такое понимание целостности личности является и методологической основой решения образовательной проблемы - сочетания «двух культур» (Ч.Сноу), естественнонаучной и гуманитарной. На этом же основывается и новая роль гуманитарной культуры в современном мире, который всеми своими достижениями машинно-вещно-электронной цивилизации способствует воспроизводству «одномерного человека». «Воспитание чувств» из культурнического изобретения писателей и моралистов становится потребностью сохранения человеческой культуры. То, что называют эстетизацией, этизацией и т.д., перестает выглядеть как интеллигентская блажь. Тотальность гуманитарной культуры, понимаемой не в узкофилологическом только смысле, а как преодоление раздробленности человека, как превращение культуры в его наличное бытие, должно стать линией преодоления того, что европейские авторы называют «американизацией жизни». Достижения машинно-информационного общества впервые дают реальные средства для осуществления отмеченных Мукаржовски й Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. - М., 1994. - С. 490, 491. 44 целей, хотя сами же и порождают многие проблемы. Назовем хотя бы фактор свободного времени, необходимого условия жизни богатой личности. Сама эта возможность или право иметь свободное время должна быть включена в ценностную оценку личности и, как следствие, в то понимание гуманного отношения к человеку, которое выработала современность. Ведь еще в античную эпоху наличие свободного времени, досуга было необходимым элементом того смысла, который вкладывался в понятие «эллин» (=человек) в отличие от раба и варвара. Таким образом, понятие гуманизм предполагает целостную личность, взятую в комплексном единстве с общественно- природной средой, функционально взаимодействующую с миром вещей и себе подобных. Ренессансное понимание идеи Humanitas как «самодостаточности личного опыта самоопределяющейся человеческой индивидуальности»1 оказывается недостаточным. Являясь порождением эпохи титанов, абсолютизации человеческой индивидуальности, которая мыслится вневременной и самодостаточной, это понимание, бывшее к этой индивидуальности (творческой натуре) в известной степени приспособленным, в общем-то не подразумевало аспекта социализации. Положение в отчужденно-вещно-машинно- рыночной цивилизации, когда человек оказался «заброшенным в мир» (отсюда популярность экзистенциализма), требует включения в понятие гуманизма социального аспекта бытия человека, который предполагает развитие гражданского общества, социализацию рыночных отношений, социальные программы и т.д. Гуманизм не может более оставаться только течением мысли и литературным занятием ученых, поэтов и философов. XX век в достаточной степени «дозрел» до того, чтобы сделать гуманизм традицией политики и ощущением жизни, мерилом 1 Сергее в К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. - Спб., 1993. - С.51. 45 общественных отношений. Если же связывать понимание гуманизма с античной традицией, то таковым может быть возвращение к греческому пониманию личности, выраженному в понятии единства «телесно-духовно-душевной жизни».

16. Культура 20 века.

Date: 2015-09-03; view: 903; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию