Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-гносеологическая обусловленность авангардного в 20 веке





Сложные общественные процессы конца 19-го начала 20 века обусловили появление новых форм и способов отражения реальности в художественной культуре. Особое место в ней занимает авангард, который стал ярким и своеобразным явлением в истории искусства. Авангард, авангардизм (от франц. avant- garde - передовой отряд) - условное название всех новейших концепций, течений, школ, творчества отдельных художников 20 века [1]. Авангард возникает на почве модернизма. Если модернизм - это факт обще культурно го масштаба, это, по сути, тип культуры первой половины 20 столетия, то авангард- это радикальное, обособленное, крайнее его выражение. Появление авангардизма в художественной культуре было обусловлено определенными социокультурными предпосылками. Научно технический прогресс дал толчок развитию машинизированной эпохи. В начале 20 века создавалась так называемая «машинная» эстетика, отражающая мир технократической цивилизации. Эта направленность наиболее полно представлена в кубизме, футуризме, конструктивизме и др., где доминирует стремление к безличному характеру передачи впечатлений, изображению предметов, существующих вне оценки, что приводило к построению художественной реальности, которая становилась рассудочно - холодной, угловатой, изломанной, отчуждающей душевное тепло. Устремленность к абстрактному отражению мира является общей направленностью всей мировой культуры. Но наиболее зримо абстрагирующее начало воплотилось в культуре 20 века. Процесс раскрепощения собственно художественного мышления начался с появления импрессионизма. Художники этого направления стремились к передаче первого непосредственного художественного впечатления от визуально воспринимаемой действительности. Они освободили красоту чистого природного цвета от коричневатого затемненною колорита академической живописи. И процесс интереса к собственно художественным средствам выражения начал нарастать. Особую роль на введение абстракции в искусство сыграли открытия в области естествознания В науке заговорили о многомерности пространства, появилось понятие «пятое измерение». Искусство начинало дублировать науку, заниматься анализом образа, экспериментировать с реальностью, механически переносить принципы одной области человеческой деятельности на другую. Вначале анализу подвергся сам образ реального мира (кубизм, футуризм), затем пластика чистой формы (абстракционизм), а затем и сама психика (сюрреализм).На формирование эстетики авангарда повлияло рождение таких видов искусств, как художественная фотография и кино, которые преобладали явными преимуществами в реалистическом отражении бытия, они побуждали представителей традиционных видов искусства к напряженным творческим поискам, новым экспериментам, расширяющих художественное пространство.Большое влияние на развитие авангардного искусства оказала революционная ситуация. В силу своей бунтарской природы авангардизм оказался созвучен социальному взрыву. Художники - авангардисты предложили новой власти свое искусство. Это время характеризуется поиском художественного стиля эпохи, нового языка и новых форм. С другой стороны, в результате кровопролитных войн и революций, общая духовная атмосфера первой половины 20 века носила апокалипсический характер. Отсюда использование приемов алогизма, иронии, карнавальности, абсурда в творчестве. Эта тенденция нашла свое проявление в сюрреализме, дадаизме, экспрессионизме.Таким образом, начало 20 века довольно сложный, противоречивый и в то же время уникальный период в художественной культуре. Его специфика состояла, прежде всего, в возможности творческой свободы, в динамичности v. открытости политической жизни. Поэтому не случайно эти годы характеризуются многообразием стилевых и жанровых поисков в искусстве.

 

20. Феномен и парадокс «массовой культуры»20 века. Массовая Культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие "культура" употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.

Из определения словосочетания «массовая культура*» следует, что:

1. этот термин появился в 20 веке. 2. развитая инфраструктура и доступность средств массовой информации - предпосылки возникновения м.к. как явления. 3. смысловой диапазон понятия, хотя и широк, но все же имеет много больше ограничений, нежели культура вообще (подробнее рассмотрим этот пункт ниже). 4. ориентир на массы, а значит и общедоступность м.к. ведет к достаточно низкому уровню м.к. как культуры. Итак, основные отличия «массовой культуры» от «основной культуры» состоят в разнице типов деятельности, а так же в широте заинтересованной аудитории.

Таким образом, представители массовой культуры – это люди, показатели уровней которых разных сферах попадают под диапазон средних. Только в этом случае мы получим наибольшее количество носителей культуры, людей которым она будет интересна.

 

21. Медиакультура: сущность и характеристика. + 22. Социальные функции.

Масс-медиа культура: сущность, основные понятия

Очевидно, что понятие «медиакультура» имеет прямую связь с понятием «культура», которое в переводе с латинского означает «возделывание». Если обратиться к трактовкам термина «культура» различными исследователями, то можно говорить, что это понятие является многоаспектным и многоплановым.

Лотман Ю.М. пишет, что культура является понятием коллективным. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - «явление общественное, то есть социальное» [16].

По сути, можно говорить, что культура является «второй природой». Категория культуры обозначает созданную людьми сферу существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.?

По мнению Шарикова А.В., медиакультура - это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации (СМК). Следует отметить, что эта связь имеет несколько аспектов. Первый аспект - социальный - предполагает связь «культура общества - медиакультура общества». Второй аспект (личностный) предполагает, что культура человека есть медиакультура человека), при этом акцентируется взаимодействие человека с миром медиа, его восприятие и творческое самовыражение через СМК, которые в конечном итоге обеспечивают полноценное включение человека в жизнь информационного общества [28].

Становление информационного общества есть процесс становления человека эпохи знаний, информации и высоких технологий - личности диалогической, человека культуры, многогранный внутренний мир которого, базирующийся на высокой духовности и нравственности, интеллекте и творчестве, открыт красоте и созиданию. Информационное общество имеет весомые основания называться «обществом знаний» или, как предлагалось на Втором международном конгрессе ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования (Сеул, 1999), - «эрой знаний, информации и коммуникации» [8].

В условиях формирующейся информационной реальности и усиления экспансии медиакультуры расширяет сферу своей рефлексии философия образования, обосновывая перспективы интеграции образования и медиакультуры, разрабатывая медиаобразовательные маршруты осмысления медиареальности и соответственно самостроительства личности. Интеграция образования и медиакультуры предполагает наличие ряда факторов, обеспечивающих систематизацию и эффективное усвоение знаний, распределяющих потоки информации в конкретные тематические русла, высвечивающих для развивающейся личности реальные жизненные ориентиры. В условиях формирования информационного общества таким системным началом становится медиакультурно-образовательная среда учебного заведения, в контексте котoрой реализуется переход от предметно-дифференцирующего к интеграционным принципам образования.

Вместе с тем информатизация общественной жизни нарастает, оказывая все большее влияние на жизнь человека, вовлекая его в разнообразные информационные потоки. Информатизация определяет и профессиональную жизнь человека, а также его образование на протяжении всей жизни. Следовательно, чрезвычайно важным становится умение человека ориентироваться в информационных потоках, предоставляемых различными источниками, использовать информацию с пользой для себя, а если иметь в виду профессиональную деятельность - для профессионального развития и роста.

Особая важность данного умения проявляется в сфере образования, поскольку именно в образовании сегодня наблюдаются нарастающие процессы, когда, с одной стороны, образование становится все более открытым обществу, показательными в этом плане становятся процессы публичной отчетности образовательных учреждений; реализация приоритетного национального проекта «Образование» показала, насколько важны в современных условиях умения учреждений и педагогов презентовать на понятном представителям общественности языке свои достижения.

С другой стороны, массмедиа представляют собой средства проявления общественного мнения, следовательно, педагогическому сообществу важно получать адекватное представление о социальном заказе к образованию, выраженном в средствах массовой информации.

Медиа (от лат. «media», «medium» - средство, посредник) - это термин XX в., первоначально введенный для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»).

Кириллова Н.Б. говорит о том, что понятие «медиакультура» является детищем современной культурологической теории, введенное для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Ряд исследователей считают, что медиакультура - это знаковая система, со своим «языком», «кодами» передачи реалий действительности, выполняющая полифункциональную роль в процессе репрезентации.

Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она является одновременно и показателем уровня развития личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством и т.д

Рис. 1.1.Функции медиакультуры

 

 

Характеристика функций медиакультуры

 
Функция Характеристика  
     
Информативная функция Благодаря медиакультуре в обществе становится возможным накопление и умножение информации, а это, как говорил Ю. Лотман, «подразумевает сохранение предшествующего опыта», то есть сохранение генетической памяти общества. Ибо, по мнению Ю. Лотмана, «культура есть память». современный, стремительно растущий поток информации требует от человека не просто восприятия этой информации, а творческого критического осмысления и адекватного ее применения. Необходимо широкое информационное поле деятельности: различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждающие обучающегося к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Роль информативной функции медиакультуры в последнее десятилетие усилилась благодаря компьютерной технике, включающей память и программы по переработке информации. Таким образом, медиакультура выступает гарантом информационного обеспечения общества, его «социальной памяти».  
Коммуникативная функция Суть коммуникативной функции состоит в том, что медиакультура - это акт общения: между властью и обществом, разными странами, народами, социальными группами, индивидами и т.д. Именно коммуникативная функция медиакультуры дает ей возможность выступать мощным катализатором диалога культур, благодаря чему происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте и тем самым интенсифицируется социальный прогресс. Медиакультура дает широкую возможность для общения людей во времени и пространстве, преодолевая века и расстояния.  
Нормативная (идеологическая) функция Суть ее в том, что медиакультура несет ответственность за процесс социализации личности, усвоение ею социального опыта, знаний, норм, идеалов, соответствующих данному обществу, данной социальной группе. Сюда же относятся обычаи и традиции, этикет и нравы, законы и конституционные акты - словом, все то, что в совокупности образует более сложные комплексы, такие как право, мораль, идеология.  
Креативная функция Суть этой функции - освоение и преобразование мира, окружающей жизни, среды обитания. Получая информацию из СМК, индивид расширяет свои познания о мире, осмысливая его с разных точек зрения: философской, нравственной, экономической, эстетической, правовой и т.д.; при этом проявляется его любознательность, желание познать себя в окружающем мире, проникнуть в тайны природы и человеческого бытия. Медиакультура способна расширить границы «непосредственного опыта» индивида, тем самым влияя на мировоззренческие установки, на процесс формирования личности.  
Интеграционная функция Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Это истина. Сохранение культурного наследия, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. Культурная общность поддерживается и мировыми религиями [15, c. 34].  
Посредническая функция Медиакультуря является социальным посредником, устанавливающим связи между структурами общества, так как на дает возможность разным социальным группам общаться друг с другом, устанавливать контакты. Особое значение в этой связи приобретает медиакультура как инструмент управления обществом. Эта возможность СМИ давно привлекала к себе внимание многих известных мыслителей. О немыслимой ранее власти информации над людьми во всех уголках земного шара размышлял Э. Тоффлер.  
     

 

22.

Date: 2015-09-03; view: 616; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию