Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Много чего в культуре XX века делает ее совсем другой по сравнению со всей предыдущей историей человечества





Много чего в культуре XX века делает ее совсем другой по сравнению со всей предыдущей историей человечества.

Мир культуры усложнился и расширился. Человеку стали подвластны невиданные раньше виды энергии. Порожденные человеком техника и технологии решающим образом определяют условия человеческого существования, изменяя ландшафт и климат. Создаются новые виды искусства.

ХХ век характеризуется проникновением науки не только в производство, но ее растущим влиянием на все без исключения стороны жизни человека, вплоть до быта. Прорывы в отрасли научного познания в ХХ веке настолько грандиозные, что наука становится действенной экономической силой, важным фактором общественно-политического процесса, стратегическим военным ресурсом.

Итогом развития человечества на конец XX века является культурная ситуация, которую характеризуют такие процессы:

– превращение человечества во взаимно связываемую, взаимозависимую целостность, что связано с качественно новыми техническими, технологическими, информационными, коммуникативными возможностями;

– приобретение глобальным развитием ярко выраженных черт катастрофической (нарастание агрессивности и насилия, появление средств массового уничтожения, геноцид, мировые войны, глобальные проблемы);

– резкое расширение возможностей человека влиять на условия своего существования, особенно на природу, создавать и превращать искусственно материально вещественную среду.

Отсюда вытекают характеристики современной художественной культуры:

– унификация и стандартизация (принципиально новые возможности распространения предопределяют упрощение явлений культуры, усиления роли «массовой культуры»);

– интернационализация культурной жизни, глобализация процессов;

– возникновения новых, синтезированных (синтетических) видов творческой деятельности, новых жанров искусства и способов творческого самовыражения. Это способы - кинематографа, дизайна, мультипликации (анимационного кино), взаимопроникновения видов и жанров искусства, стирания граней, между стилями;

– дифференциация культурных форм (появление множества новых стилевых направлений, стремления представителей национальных культур, сохранить свою самобытность).

 

17.экспрессионизм и сюрреализм как выражение потерянности человека в мире.

Сюрреализм и экспрессионизм

Исторически-две формации авангарда, между которымисуществовала обширная зона перехода. Хронологически преемственны: время расцвета (и упадка)экспрессионизма - первая, сюрреализма - вторая четверть XX в. Сыграли в искусстве роль обновляющихтечений, идущих во многом от древнего истока: мифа, фольклорной фантастики, мистической традиции“тайного знания”. Развивались как в кругу деклараций и манифестов, так и вне его: многие сторонысвойственного им подхода к миру реализованы в творчестве художников, не только не принадлежавших кэтим течениям, но и оппонировавших им (Б.Брехт*, С.И.Виткевич*, Б.Линке*). Некоторые художники иписатели участвовали и в экспрессионистском, и в сюрреалистическом движении (М.Эрнст, П.Клее*,И.Голль* и др.). Соотношение и активность элементов сюрреализма и экспрессионизма, проникших вотдаленные художественные модели, производны от особенностей национальных культур; вконсервативных контекстах заметней присутствие экспрессионизма, в более динамичной среде на первомплане - сюрреалистическая составляющая.

Оба направления - подсистемы одной, деформирующей эстетической парадигмы. Близки друг другудуховным радикализмом, “варварским” самосознанием, парадоксальным сочетанием мистическойрефлексии и бунтарского активизма*, креативным воображением. Экспрессионистическим исюрреалистическим произведениям свойственны универсальный символизм, открытость и дерзость форм.Внутренняя динамика обоих течений связана с нарастанием деформации как средства прорыва к “цельномучеловеку” в единстве сознательного и бессознательного. И тут и там сочетаются - в разных пропорциях -рациональность и интуитивизм, интравертность и устремленность вовне, деструктивность и созидательность.И тут и там образная основа - не сравнение, не метафорический перенос (хотя и они присутствуют), асинекдоха и оксюморон.

Доминантой поэтики экспрессионизма и сюрреализма является гротеск, который в мерцаниисодержательных планов соединяет “фантастику” и “реальность”, тем самым давая субъекту возможностьпересотворить мир заново, воссоздать в образах аналог потаенной действительности, где снятыпространственные, временные, знаковые антиномии. Возникает визионерская “трансреальность”:сакральный аспект бытия становится зримым, непосредственно переживаемым опытом. В экспрессионизмеинтенсификация смысла достигается прежде всего за счет нагнетающего аффекты вычленения истолкновения крайностей, поэтики активной концентрации. Здесь преобладает деформация контраста,сдвига, диспропорции, служащая различению мнимого и абсолютного.

Сюрреализму, с его поэтикой медитативного созерцания, фиксирующей спонтанную реакцию накарнавальную пестроту двуединого мира, свойственна прежде всего деформация соположения иотождествления предметных форм. Сюрреалистический “дурманящий образ” совмещением сна и явинапоминает о смысле “автоматически” угадываемой, необходимой “объективной случайности”: снятиидуализма материального и духовного.

Экспрессионизм и сюрреализм противостоят друг другу как две фазы единого процесса. Экстатическойрезкости и наивной серьезности, патетическому утопизму экспрессионизма пришли на смену онирическаяплавность, нейтрализующая ирония сюрреализма. Апеллируя более к инстинкту игры и чувству юмора,нежели к ощущению метафизического ужаса и предчувствию вселенской катастрофы, сюрреализм словноявлял собой экспрессионизм, обогащенный футуризмом и дадаизмом. Типологически сюрреализм - этоассоциативный, смехо-вой, пародирующий экспрессионизм.

 

18 АБСТРАКЦИОНИЗМ

Абстрактивизм - тенденция художественного мышления к абстрагированию, предотвращения изобразительных образов от конкретных материальных объектов. Примечательно, что первая полностью абстрактная картина, насколько известно, появилась еще в XIX с. В 1883 г. французский художник А. Альфонс показал работу «Девушки под снегом», который является натянутым на подрамник письмом чистой белой бумаги. Эту картину можно посчитать просто шуткой, увидев в ней вполне конкретное изображение белого снега, покрывающего фигуры девушек. Но суть явления состоит в том, что абстрактность - это прежде всего наиболее радикальная форма общей абстрагирующей тенденции истории искусства. Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника, признаков воспринимаемого объекта с целью нахождения существенных, наиболее общих, универсальных идей - это один из основных неотъемлемых способов мышления вообще. В истории искусства абстрагирующая тенденция присутствует постоянно. В своем крайнем выражении она приводит к геометризации, превращая в декоративном искусстве изображение в орнамент, а в станковой - в абстрактную картину. Минимальный проявление абстрактного мышления ведет, наоборот, к предельной иллюзорности, натурализма. Вероятно, именно это имел в виду П. Пикассо, когда говорил, что «абстрактного искусства не существует».

«Абстрактивизм реалистический» - утверждал в 1917 г. А. Лот, подразумевая, что именно абстрактивистськие тенденции в искусстве адекватно, во всяком случае намного правдивее, чем солонная натуралистический живопись, отражают тенденции отчуждения художника начала XX столетия от ужасающей его действительности. Чем ужаснее становился мир, тем более абстрактным становилось искусство. Реализм - это не обязательно конкретность, а абстрактность вовсе не означает отказ от реалистичности, поскольку реализм и идеализм - другая пара категорий, чем абстрактное и конкретное. В истории искусства не раз бывало, что именно натурализм оказывался идеалистическим, а отвлеченное от конкретного художественное мышление - реалистичным.

Абстрактивизм - правильное название, чем абстракционизм, - как конкретный художественное направление, в котором абстракция стала основным принципом формообразования, появился в самом начале XX в, хотя его предпосылки сложились еще в искусстве раннего модерна. В 1892-1893 гг А. Ван де Велде уже создавал свои абстрактные рисунки и акварели.

В абстрактивизме XX в. обычно выделяют два основных течения: абстрактный экспрессионизм, так называемая линия В. Кандинского, и конструктивный геометризм - «линия» Т. Ван Дусбурга, П. Мондриана, К. Малевича.

Абстракционизм Кандинского и действительно напоминает музыку. Его живопись праздничный и апокалиптична одновременно. Абстрактная язык живописи В. Кандинского - язык свободы, гибкий, «открытая», не зависящая ни от сюжета, ни от человеческого образа. Иными словами, в живописи В. Кандинского заключено «восхождение» от частного к общему, последовательное отвлечение от конкретности форм, изображаемых с целью наибольшей «экспрессии».

Другой ведущий представитель абстракционизма - К. Малевич, реформируя язык живописи, заявлял о своем мессианстве, о намерении создать новый образ мира и, более того, - новый мир. Знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» был представлен Малевич в 1913 г. на выставке как «планетарный знак». Ничто, которое вмещает в себя Все, в том числе и потенции будущего. В подобных художественных претензиях еще оживал дух романтической утопии. Образ мира, сжатый до супрематичной фигуры, может легко стать планетарным знаком высшей гармонии. Данное течение предполагает конкретизацию общих, абстрактных идей в геометрических формах. Это, если можно так выразиться, движение сверху вниз».

Абстрактивизм противоречив. С одной стороны, он возник закономерно в результате тех, усилившиеся в искусстве последней трети XIX с. французских импрессионистов и постимпрессионистов тенденций анализа художественной формы, с другой - отражал кризис творческого мышления, выражавшийся в последовательной подмене художественно-образного выражения простой гармонизацией форм, цветовых пятен, линий. А эстетическая конструкция, отвлеченная от конкретно-предметного содержания, какой бы совершенной с формальной точки зрения она не была, в изобразительном искусстве способна вызывать лишь простые эмоциональные реакции, подобно сигналам светофора. Это, в частности, объясняет, почему абстрактная картина, как правило, остается зашифрованной для зрителя, и ее действие сводится лишь к эмоциональному переживанию отвлеченных, произвольных ассоциаций.

Все это говорит, что абстрактное искусство по своей сути является не художественным творчеством, а развитием идей, носящих, безусловно, творческий, но только эстетический смысл. Поэтому абстрактивизм не имеет стиля, он несет в себе лишь отдельные формальные признаки.

Date: 2015-09-03; view: 360; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию