Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности





В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимости могут осваиваться человеком по-разному. Причина может усматриваться во внешних обстоятельствах ("среда заела"), происках соперников или врагов или же в недостаточной активности и эффективности деятельности самого человека. Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.

6. Общечеловеческое и национальное в культуре.
В свое время Макс Вебер показал, как на основах протестантской культуры возникла в Западной Европерыночная экономика. Современные исследования показывают удивительную пластичность самобытныхнациональных культур в восприятии к адаптации рыночных механизмов. Подтверждением этому являетсяставшее уже классическим исследование Хоффстеда о культурных различиях стран и действии рыночнойэкономики. Выводы последнего основываются на опросе служащих транснациональных компаний в стастранах мира.

В первом блоке развитых стран рассматриваются государства с сильной рыночной и предпринимательскойэкономикой. Здесь выделяется две подгруппы. Первые - такие страны, как Великобритания и Канада. Вкультуре этих обществ господствует явно выраженный индивидуализм и так называемые мужские культурныеценности. Индивидуалистическая культурная традиция означает, что люди предпочитают действоватьпрежде всего в одиночку, вне коллектива. Мужские культурные ценности — это ориентированность на успех,жесткую, конкурентную борьбу, конечный результат.

Во втором блоке такие страны как Швеция или Япония. Здесь господствуют более мягкие, коллективистскиеценности. Оказалось, что столь близкие к ментальным установкам действия субъектов хозяйствования СШАи, например, Швеции в значительной степени не совпадают. Американцы говорят о том, например, что стильдействия шведских предпринимателей вызывает у них головную боль. Характерная установка дляколлективистских культур - в процессе принятия решений спрашивать, а не отдавать распоряжения,воспринимается американскими менеджерами как признак слабости, как то, что подрывает авторитетруководителя. В США генотипическим героем, культурным идеалом является прежде всего личность-одиночка, то ли восстанавливающая справедливость, то ли устанавливающая закон, то ли добивающаясяделового успеха. В Скандинавии предприниматели же предпочитают действовать коллективно, стаей.Недаром шведский социализм с его социально-ориентированной экономикой оказался столь долговечным.

Интересно отметить, что такие образцовые в техногенном отношении страны, как Япония, основываются нанациональных формах культурного развития. Техногенная цивилизация специфическим образом ужилась вусловиях особых культурных установок. Своеобразные отношения человека к природе, взаимоотношенияличности и общества, заложенные в ментальных установках японской культуры, оказало стимулирующеевоздействие на развитие современной рыночной инновационной экономики. Поэтому в Японии возникласвоеобразная организационная культура, в которой управление оказалось специфическим. Национально-культурные черты японского характера проявляются в приверженности коллективным формам организациитруда.

Так, руководитель, прежде чем принять решение, стремится увязать его, согласовать на всех низовыхуровнях (по методу «увязки корней»). Коллективистская культура японцев проявляется в том, что онисклонны к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности -«все вместе и всеодинаково». Поэтому и уровень заработной платы директора и рядового специалиста отличается не так ужсильно друг от друга, как в странах с мужскими ценностями (например, в США). Даже предприниматели вЯпонии не считают зазорным включиться непосредственно в производственный процесс, становятся к станку,конвейеру или разбирают деловые бумаги. Различные типы национальных культур: скандинавский (Швеция,Норвегия), романский (Бельгия, Франция), синтанстский (Япония), азиатский (Гонконг, Таиланд, Сингапур),англосаксонский (Канада, Австралия, Великобритания) служат основанием для возникновения и развитиярыночной наукоемкой экономики, ориентированной на применение научного знания в производстве. Сам ходразвития мировой цивилизации показывает, что значимость национальных культур в современном миревозрастает. Каждая национальная культура специфическим образом воспринимает мировые формыразвития и вносит свой вклад в процесс становления общечеловеческой культуры.

Следует особо подчеркнуть, что для современной эпохи характерны не замкнутость, не закры-тость, авзаимодействие и взаимообогащение национальных культур. Так, характерная для Востока идеяколлективизма оказалась в определенной степени приемлемой и для США — страны высокоразвитойиндивидуалистической культуры. Казалось, что преобладание ценностей, связанных с самостоятельностью,стремление к принятию единоличных решений,, высокими бойцовскими и конкурентными качествами непозволит изменить стиль руководства. Дело в том, что авторитарный стиль руководства в современномпроизводстве часто оказывается неэффективным. Однако «мягкий» стиль управления воспринимается и вСША. Так, в знаменитой фирме ИВМ происходят коренные измерения, связанные с системой управления.Эти изменения называют «высшей формой организо-вагшой анархии» (Д. Мерсер). Авторитарный, строговертикальный, связанный с подчиненностью низов верхам стиль руководства оказывается мало пригоднымдля инновационной экономики и поэтому вытесняется более демократическими (формами общения, гдегосподствуют идеи сочетания, координации, самостоятельности и коллективной формы принятия решений.


. Национальная культура это пластическое целое, изменяющееся как целоеэволюционным способом. Трансплантация, механическая замена одного элемента другим не может датьположительных результатов. Интересен в этом плане пример с кружками качества, возникшими в Японии каксредство привлечения рабочих к борьбе за качество продукции. Это движение основывалось на базовыхколлективистских культурно-психологических ценностях. Дело в том, что японец с детства воспитывается врамках двух морально-ценностных канонов (долга благодарности и долга верности). Сотрудник за счет своихсил, своего времени добровольно работает в кружке качества под воздействием этих национально-культурных стереотипов поведения.

В 70-е годы нашего столетия кружки качества стали внедрять и в США. Через несколько лет они быливнедрены в 230 американских компаниях. Однако, скоро выяснилось, что только 8 из них далиположительный эффект. Дело в том, что культурный этос американцев с их яркой выраженныминдивидуализмом отталкивал работу, основанную на иных культурных основаниях.

Выход России из глубокого экономического, социального и политического кризиса возможен не на путивозведения очередного «железного занавеса». Мировой культурный процесс не должен идти мимо нас. Сдругой стороны, было бы величайшей ошибкой слепо копировать ценности других культур. Вхождение вцивилизованное сообщество народов возможно только на основе всемерного развития национальнойкультуры.

 

 

7. понятие культуры.

Обыденное и научное понимание культуры

Исторически термин "культура" восходит к латинским (древнеримским) словосочетаниям, в которых сultura означало "возделывание", "обработка", например, cultura agri ("обработка земли"), cultura animi ("возделывание", т.е. в нашем понимании, воспитание "душевных сил человека"). Уже начальным смыслом слова "культура" фиксировалась организующая и упорядочивающая деятельность человека по отношению к исходной природной данности - дикой необработанной почве, стихийности "не возделанного" человека - ребенка, варвара, дикаря. "Продукты природы - то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял". В ХVI - XVII вв. на заре Нового времени, в сочинениях европейских мыслителей, писавших на латыни, встречаются выражения, в которых слово cultura обозначает совершенствование, упорядочивание не только природной, но уже и существующей человеческой среды в разных ее областях

В современном значении слово "культура" остается многозначным. Оно продолжает использоваться в словосочетаниях типа "культура чего-то", например, "культура поведения", "культура быта" и тд.. В другом своем значении "культура", выступая синонимом слова "цивилизация", указывает на достигнутую целесообразную упорядоченность и комфортабельность человеческой среды ("культурный мир") в противоположность хаосу, угроза которого связана, например, с войной ("война несет гибель культуре"). Слово "культура" может также символизировать преемственность достижений человеческого творчества. С этой точки зрения "бескультурным" у нас называют человека, не умеющего ориентироваться в истории, классической живописи, музыке, архитектуре и т. п.

С возникновением "науки о культуре" - культурологии - понадобилось научное определение ее предмета. Но, чтобы дать удовлетворительное по четкости определение, нужно выразить его в понятиях, смысл которых должен быть, в свою очередь, достаточно ясен. существующие научные определения "культуры" достаточно разнообразны - они зависят в первую очередь от системы понятий, преимущественно развитых в том или ином научном направлении. Но также и от целей исследования.

Обобщая все наиболее значимые характеристики, которые выделялись в авторитетных высказываниях о содержании понятия культуры, можно сформулировать некоторое интегральное определение, объединяющее эти характеристики.

Категория "культура" обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Короче, обращаясь к определению культуры в одном из сравнительно недавних антропологических словарей, следует выделить надбиологичные и социально транслируемые феномены, включая эстетические, идеологические, религиозные, социальные образцы и технику освоения среды.

Понятие "культура" многозначно. Его невозможно определить двумя-тремя фразами. Кроме того, сложно назвать другое такое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас обычными являются словосочетания "культура поведения", "физическая культура", "культура общения" и так далее.

И не случайно с каждым годом интерес к этому понятию все возрастает. Так, по подсчетам американских антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 годы было дано семь определений культуры, а с 1929 по 1950 годы их число возросло до 150. А. Моль в книге "Социодинамика культуры" (1968) насчитывает уже 250 определений.

И в чем же причина такого многообразия трактовок? По мнению П.С. Гуревича "Прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из ее сторон. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи… Конечно же, каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами".

И все же у всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.): "Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия".

В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия "культура":

· повседневный (или обыденный)

· научный (специализированный)

Рассмотрим первый уровень - обыденный. По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях:

· Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

· Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.).

· В третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений ("культурный" человек в значении воспитанный, "культура рабочего места" в значении "опрятно прибранное, чистое функциональное пространство").

Итак, большинство людей, действительно, говоря о культуре, имеют ввиду общепринятые и устоявшиеся формы жизни - обычаи, нормы, институты. И чаще, конечно, слово культура употребляется в противопоставительном аспекте, когда видим перед собой какой-либо образец бескультурья (например, хамское поведение).

В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение. Скажем сразу, что западные ученые начали первыми поиски в этом направлении. И самое первое определение термину (по мнению американских антропологов) дал английский этнограф Эдуард Тэйлор (1832-1917): "Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества".

А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определения культуры является знаменитый антрополог Э. Тейлор.

В. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура - это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

С. Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа - определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером, "культура - это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека", и предложенное социологом У.Томасом, культура... это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях".

D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D- П), либо на формирование привычек (D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обозначают "чисто психологические определения".

Е. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном:

а) Культуры - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества,

б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".

F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения.

Кроме этого, новые определения культуры появляются в рамках каких-либо междисциплинарных исследований по культурологии. Изменяется подход к культуре - изменяется и рабочее определение.

Понятие "культура" - слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику. Многих исследователей раздражает такая туманность и неясность в определении объекта культурологии. Однако надо признать, что этот объект является неотъемлемой частью нашей жизни, а она у каждого разная. И потому, к каждому отдельному случаю и явлению, выступающему в качестве предмета исследования, нужен свой подход, и конкретное определение.

8 .культура и цивилизация соотношение понятий.

В современной науке в трактовке соотношения понятий "культура" и "цивилизация" сложились две основные тенденции: их отождествление и противопоставление. В том случае, если культура и цивилизация рассматриваются как синонимы, то их содержание в основном совпадает. И культура, и цивилизация являются результатом деятельности человека, направленной на удовлетворение его материальных (преимущественно задача цивилизации) и духовных (задача культуры) потребностей. В ХХ в. антропологическое понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации, означающим небиологические формы деятельности человека, систему явлений, выделяющих человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных людьми. Австрийский врач, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939), отождествляя культуру и цивилизацию, полагал, в частности, что и то и другое отличает человека от животного.

В то же время существует множество теорий, оценивающих цивилизацию как кризисный этап культуры, означающий ее деградацию. Шпенглер исходит из убеждения, что история распадается на ряд независимых, неповторимых, замкнутых циклических культур, переживающих рождение, становление, закат и отличающихся сугубо индивидуальной судьбой. Он выделяет восемь равноценных по зрелости культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, аполлоновскую (античную), магическую (арабскую), культуру майя, фаустовскую (западноевропейскую) культуры. Жизненным началом любой культуры является "душа", стремящаяся обрести свое внешнее выражение в формах культуры, создать свой мир. Душа подчиняет себе враждебность мира путем создания символов. Числа, язык, архитектура и т.д. - символы души данного духовного космоса. Культура, достигнув зрелости и исчерпав внутренние возможности души, приходит в упадок. Такой цикл длится примерно 1000 лет. Пройдя свой цикл, душа уходит в вечность. В период зарождения культуры преобладающее значение имеют мифы, религия. Период зрелости связан с построением философских систем, развитием науки, искусства. Последнюю стадию Шпенглер называет цивилизацией, которая знаменует собой переход от творчества к повторению, от уникальности ценностей к массовому производству. Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах-мегаполисах, истребительными войнами. Именно со стадией цивилизации философ связывает закат Европы, предчувствие надвигающегося кризиса: бездуховности и грубого практицизма. Цивилизация, таким образом, - период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.

Исключительно негативную оценку цивилизация получает в трудах русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948). Однако в отличие от Шпенглера Бердяев доказывает, что культура и цивилизация существуют одновременно, синхронно, представляя собой два качественно различных состояния общества. Цивилизация возникает в результате установления социального неравенства и угнетения, эксплуатации человека человеком, в результате подчинения индивида технике. Индустриальная техническая цивилизация - это, по мнению Бердяева, "цивилизованное варварство", при котором в носителе ценностей такой цивилизации периодически пробуждается зверь, первобытный человек, живущий по принципу "кто силен, тот и прав". Цивилизация является развивающимся социальным организмом, но при этом может двигаться не только по пути прогресса, но и регресса. Регрессивный путь развития, обусловленный вторжением "массы", приводит к кризису и гибели цивилизации. Масса (мелкая буржуазия, чиновничество, люмпен-пролетариат) темна, ею движут инстинкты и, в первую очередь, инстинкт агрессии. Ценности массы альтернативны ценностям меньшинства - носителя духа высокой культуры. Цивилизации противостоит культура. Если при характеристике цивилизации Бердяев использует такие понятия, как материальное, социально-коллективное, количественное, тиражированное, общедоступное, демократическое, прагматически-утилитарное, то обращаясь к культуре он рассуждает о духовном, индивидуальном, качественном, эстетическом, выразительном, аристократическом, стабильно устойчивом, иногда консервативном началах. Когда человек входит в мир культуры и приобщается к высшим духовным ценностям, происходит преображение его души. Несмотря на полярность представленных точек зрения, исследователи неизбежно сходятся в том, что понятия "культура" и "цивилизация" взаимообусловлены, взаимозависимы и неразделимы.

 

Date: 2015-09-03; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию