Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






К проекту Федерального закона об основах социального





ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - действующие Законы).

С момента принятия в действующие Законы вносились многочисленные изменения, связанные с развитием законодательства Российской Федерации по вопросам общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации местного самоуправления в Российской Федерации, лицензирования, стандартизации, совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации и т.д.

Действующие Законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. На их основе в субъектах Российской Федерации сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения. Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 19 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях действующих Законов, не позволяет в настоящее время в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.

Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности, качестве и безопасности предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах Российской Федерации и пр.

В действующих Законах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются путем описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание самих социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах Российской Федерации социальное обслуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, порождает неравенство прав граждан на получение социальных услуг в региональном разрезе.

Положения ряда норм действующих Законов не соответствует нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещения государственного (муниципального) заказа и др.

Внесение отдельных поправок, дополнений и изменений в действующие Законы нецелесообразно, поскольку потребует корректировки практически каждой статьи и текстов в целом.

Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности.

Законопроект предполагает признание утратившими силу действующих Законов, а также отдельных норм иных федеральных законов и формирование единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.

Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов обобщения и анализа практики реализации действующих Законов в субъектах Российской Федерации, опыта нормативного правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения в странах СНГ (Республики Беларусь, Казахстан, Украина, Молдова), странах Балтии (Эстония, Латвия).

Законопроект уточняет и конкретизирует содержание ряда базовых понятий, применяемых в действующих Законах, таких как "социальное обслуживание населения", "социальная услуга", "трудная жизненная ситуация", с целью их точного и единообразного толкования и практического использования.

Законопроект предусматривает введение новых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации. К числу таких понятий относятся: "поставщик социальной услуги", "получатель социальной услуги", "стандарт социальной услуги", "индивидуальная нуждаемость в социальных услугах", "система социального обслуживания населения".

Введение новых терминов направлено на создание эффективной системы социального обслуживания населения, формирование ее структуры, определение прав и обязанностей субъектов и объектов социального обслуживания населения, условий их взаимодействия; встраивание отношений в области социального обслуживания населения в систему отношений, созданную новыми законодательными решениями относительно правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений, размещения государственного (муниципального) заказа, государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества и т.д.

В законопроекте с целью преодоления декларативности уточнен перечень принципов социального обслуживания населения, раскрыто их содержание и условия практической реализации. Закрепление в законопроекте норм, определяющих условия реализации принципов социального обслуживания населения, направлено на обеспечение единства требований к предоставлению социальных услуг в субъектах Российской Федерации, а также равенства прав граждан на их получение.

В законопроекте расширен и конкретизирован перечень полномочий федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения.

Определены полномочия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, в том числе проведение единой государственной политики в области социального обслуживания, реализация мер по совершенствованию предоставления социальных услуг; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других юридических лиц независимо от организационно-правовой формы в области социального обслуживания; мониторинг реализации субъектами Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания; методическое обеспечение деятельности по социальному обслуживанию; утверждение типовой формы заявления на предоставление социальных услуг; утверждение типовой формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг; утверждение примерной формы договора с гражданином (семьей) о предоставлении социальных услуг; утверждение формы заключения об отказе в социальном обслуживании в связи с наличием у гражданина (семьи) или получателя социальных услуг заболеваний, требующих лечения в медицинских организациях государственной и/или муниципальной систем здравоохранения; установление порядка направления граждан в специальные стационарные учреждения социального обслуживания; установление требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для работников системы социального обслуживания; организация и координация научных исследований в области социального обслуживания; утверждение порядка ведения информационных систем в области социального обслуживания, включая формы документов, порядка и сроков предоставления данных о получателях социальных услуг и поставщиках социальных услуг; осуществление функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания; ведение паспортов федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания; утверждение порядков определения индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг федеральными бюджетными учреждениями социального обслуживания; установление мер социальной поддержки работников федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания.

Уточнен, на базе обобщения и анализа правоприменительной практики, перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения. В число этих полномочий входят: правовое регулирование социального обслуживания в субъекте Российской Федерации; формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области социального обслуживания; координация деятельности исполнительных органов государственной власти в области социального обслуживания в субъекте Российской Федерации; утверждение регламентов межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации; утверждение схем развития и размещения государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; формирование и ведение реестров поставщиков социальных услуг и регистров получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации; ведение паспортов государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; разработка (утверждение), финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания; утверждение порядков предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации; осуществление государственного и ведомственного контроля качества и безопасности социального обслуживания в субъекте Российской Федерации; утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, формы договора с гражданином (семьей) о предоставлении социальных услуг, формы индивидуальной программы предоставления социальных услуг; утверждение порядка определения индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальных услугах в субъекте Российской Федерации; утверждение предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации; утверждение порядка оплаты предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации; утверждение порядка регулирования тарифов предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации; разработка и реализация мероприятий, направленных на профилактику попадания граждан (семей) в трудную жизненную ситуацию; обеспечение открытого бесплатного доступа населения к информации о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, видах, объеме, условиях и порядке предоставления социальных услуг, в том числе через средства массовой информации, а также путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; установление мер социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации; ведение статистического учета и отчетности в области социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации; организация поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

Устанавливаемые законопроектом полномочия отражают новые подходы, технологии и управленческие решения в области социального обслуживания населения, отработанные на практике в субъектах Российской Федерации и доказавшие свою эффективность (установление порядков и условий социального обслуживания, установление государственных заданий (заказов) на оказание социальных услуг, внедрение частно-государственного партнерства в сферу социального обслуживания населения, ведение учета граждан, получающих социальные услуги, ведение общественного контроля за социальным обслуживанием, разработка региональных программ повышения качества жизни пожилых граждан, схем развития и размещения учреждений социального обслуживания и пр.), с целью их широкой и единообразной реализации в Российской Федерации.

Законопроект содержит развернутый перечень оснований признания гражданина (семьи) находящимся в трудной жизненной ситуации. Перечень построен с учетом современной практики и норм, зафиксированных в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Применение унифицированного перечня позволит повысить объективность и прозрачность признания граждан (семей) нуждающимися в предоставлении социальных услуг, обеспечит государственные гарантии предоставления социальных услуг гражданам (семьям), признанным находящимися в трудной жизненной ситуации.

В законопроекте с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), раскрыто содержание социальных услуг и определены условия их предоставления - стационарные, полустационарные, по месту проживания (на дому), что облегчает понимание людьми своих прав в области социального обслуживания, возможностей и условий для решения возникших у них проблем. Благодаря этому повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг, сокращается маршрут движения граждан (семей) за социальными услугами и трудоемкость их получения.

Законопроект конкретизирует, детализирует порядок предоставления социальных услуг, организацию и принципы регулирования социального обслуживания.

Законопроектом устанавливается, что социальные услуги предоставляются в соответствии с порядками предоставления социальных услуг, устанавливая единые требования к их содержанию, структуре, в том числе к содержанию стандартов социальных услуг, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам, условиям и результатам их предоставления.

Применение вышеупомянутых механизмов организации предоставления социальных услуг призвано обеспечить единые подходы к социальному обслуживанию населения как в субъекте Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается разработка в субъектах Российской Федерации региональных программ социального обслуживания населения, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация социального обслуживания населения на основе программно-целевого подхода создает основу для реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества, доступности и безопасности социального обслуживания. В увязке с бюджетированием социального обслуживания населения по результатам подобный подход направлен на создание предпосылок повышения результативности и эффективности бюджетных ассигнований на цели социального обслуживания населения.

Законопроект создает предпосылки для привлечения к предоставлению социальных услуг юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, в том числе бизнес-сообществ, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев.

В законопроекте прописаны принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно. Законопроектом предусмотрено, что бесплатно социальные услуги предоставляются лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих лиц не превышает величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, в котором они проживают; лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с семейным неблагополучием, безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; пенсионерам, достигшим возраста 80 лет и старше, проживающим одиноко или в семье, состоящей из неработающих пенсионеров.

Платность социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и по месту жительства (на дому), базируется на адресном подходе к получателям социальных услуг в зависимости от уровня их среднедушевого дохода. Законопроектом устанавливается, что лицам, среднедушевой доход которых на дату обращения превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, установленную в субъекте Российской Федерации, а также лицам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход (за исключением детей-инвалидов), социальные услуги предоставляются поставщиками социальных услуг в объемах, определенных государственными заданиями (государственными контрактами), на условиях частичной или полной оплаты.

При этом перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Законопроектом устанавливается возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

Законопроектом предусматривается, что при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам (за исключением детей-инвалидов) размер ежемесячной платы рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75 процентов величины пенсии получателя социальных услуг.

При предоставлении социальных услуг в полустационарных условиях и (или) на дому размер ежемесячной платы рассчитывается с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

Законопроект содержит описание конкретных прав и обязанностей получателей, поставщиков социальных услуг и работников учреждений социального обслуживания. Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать собственными нормативными правовыми актами дополнительные меры социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законопроектом устанавливаются типы учреждений социального обслуживания населения. При этом в отличие от действующих Законов типология учреждений основывается на видах предоставляемых социальных услуг, что расширяет для субъектов Российской Федерации возможности принятия самостоятельных решений относительно структуры и номенклатуры указанных учреждений.

Законопроект предусматривает внедрение регламентов межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг в субъекты Российской Федерации. Регламенты межведомственного взаимодействия определяют перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующих в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, функции и виды деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, процедуры и формы осуществления межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения. Регламенты также устанавливают требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, в том числе в электронной форме.

В целях обеспечения эффективной организации социального обслуживания населения законопроектом предусмотрено создание информационных систем в области социального обслуживания, в том числе формирование реестров поставщиков и регистров получателей социальных услуг. Определен перечень сведений, которые должны включаться в реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг. Сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, подлежат в дальнейшем включению в "Универсальную электронную карту гражданина".

В законопроекте учтены ранее данные поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о внесении изменений в действующее законодательство о социальном обслуживании населения в части регламентации предоставления социальных услуг и предоставлении социально-реабилитационных услуг лицам, освобожденным из мест лишения свободы, наркозависимым гражданам и членам их семей.

Законопроект разработан в соответствии с пунктом 1 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N АЖ-П12-8307 во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 27 ноября 2010 г. N Пр-3464ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года.

Законопроект прошел положительное общественное обсуждение и доработан с учетом высказанных в ходе обсуждения обоснованных замечаний и предложений.

Учитывая, что нормы законопроекта систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, не закрепляют дополнительных полномочий за субъектами Российской Федерации, принятие законопроекта "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" дополнительных финансовых расходов не потребует.

 

 

 

Date: 2015-09-02; view: 243; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию