Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текст методики ШРЛТ





Инструкция. В зависимости от самочувствия в ДАННЫЙ МОМЕНТ, укажите наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это не совсем так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» - совершенно верно.

 

1. Вы спокойны        
2. Вам ничто не угрожает        
3. Вы находитесь в напряжении        
4. Вы испытываете сожаление        
5. Вы чувствуете себя свободно        
6. Вы расстроены        
7. Вас волнуют возможные неудачи        
8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком        
9. Вы встревожены        
10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения        
11. Вы уверены в себе        
12. Вы нервничаете        
13. Вы не находите себе места        
14. Вы взвинчены        
15. Вы не чувствуете скованности и напряжения        
16. Вы довольны        
17. Вы озабочены        
18. Вы слишком возбуждены        
19. Вам радостно        
20. Вам приятно        

Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов. Оценка тревожности проводится по шкале, приведенной выше.

Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру в зависимости от того, как вы себя чувствуете ОБЫЧНО.

(Цифры справа означают: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» - почти всегда.

1. Вы испытываете удовольствие        
2. Вы быстро устаете        
3. Вы легко можете заплакать        
4. Вы хотели бы быть таким же счастливым человеком, как и другие        
5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что недостаточно быстро принимаете решения        
6. Вы чувствуете себя бодрым человеком        
7. Вы спокойны и собраны        
8. Ожидаете трудностей очень тревожит вас        
9. Вы слишком переживаете из-за пустяков        
10. Вы бываете вполне счастливы        
11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу        
12. Вам не хватает уверенности в себе        
13. Вы чувствуете себя в безопасности        
14. Вы стараетесь избегать критических ситуаций и трудностей        
15. У вас бывает хандра, тоска        
16. Вы бываете довольны        
17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют вас        
18. Вы так сильно переживаете свои разочарования, что потом долго не можете о них забыть        
19. Вы уравновешенный человек        
20. Вас охватывает сильное беспокойство, когда вы думаете о своих делах и заботах        

Обработка результатов.

Ситуативная тревожность (СТ1) определяется по ключу:

СТ1=∑(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18)- ∑(1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)+50

ЛТ1=∑(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20)- ∑(1,6,7,10,13,16,19)+35

Оценка тревожности по шкале, приведенной выше.

Методика исследования психических состояний (Ю.Л.Ханин)

Инструкция. Обведите цифру справа, в соответствии с тем, насколько точно эта оценка характеризует Ваше обычное состояние: «1» - нет, это совсем не так, «2» - пожалуй, так, «3» - верно, «4» - совершенно верно.

Самооценка личностной тревожности
1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности…………….. 1 2 3 4
2. Вы часто из-за пустяков краснеете………………………… 1 2 3 4
3. Ваш сон беспокоен………………………………………….. 1 2 3 4
4. Вы легко впадаете в уныние………………………………... 1 2 3 4
5. Вы беспокоитесь о только воображаемых еще неприятностях……………………………………………….. 1 2 3 4
6. Вас пугают трудности………………………………………. 1 2 3 4
7. Вы любите копаться в своих недостатках…………………. 1 2 3 4
8. Вас легко убедить…………………………………………… 1 2 3 4
9. Вы мнительный человек……………………………………. 1 2 3 4
10. Вы с трудом перенесите время ожидания…………………. 1 2 3 4

 

Самооценка фрустрированности
1. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход……………………………….. 1 2 3 4
2. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. 1 2 3 4
3. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя……………………………………… 1 2 3 4
4. Несчастье и неудачи ничему меня не учат………………… 1 2 3 4
5. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной….. 1 2 3 4
6. Я нередко чувствую себя беззащитным…………………… 1 2 3 4
7. Иногда у меня бывает состояние отчаяния………………... 1 2 3 4
8. Чувствую растерянность перед трудностями 1 2 3 4
9. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели………………………………… 1 2 3 4
10. Считаю недостатки своего характера неисправимыми…... 1 2 3 4

 

Самооценка агрессивности
1. Оставляю за собой последнее слово 1 2 3 4
2. Нередко в разговоре перебиваю собеседника 1 2 3 4
3. Меня легко рассердить 1 2 3 4
4. Люблю делать замечания другим 1 2 3 4
5. Хочу быть авторитетом для окружающих 1 2 3 4
6. Не довольствуюсь, хочу наибольшего 1 2 3 4
7. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю 1 2 3 4
8. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться 1 2 3 4
9. У меня резкая, грубоватая жестикуляция 1 2 3 4
10. Я мстителен 1 2 3 4

 

Самооценка ригидности
1. Мне трудно менять привычки……………………………… 1 2 3 4
2. Нелегко переключаю внимание……………………………. 1 2 3 4
3. Очень настороженно отношусь ко всему новому………… 1 2 3 4
4. Меня трудно переубедить………………………………….. 1 2 3 4
5. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться………………………………… 1 2 3 4
6. Нелегко сближаюсь с людьми……………………………… 1 2 3 4
7. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана…………………………………………………………. 1 2 3 4
8. Неохотно иду на риск……………………………………….. 1 2 3 4
9. Нередко проявляю упрямство……………………………… 1 2 3 4
10. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня……………………………………………………………. 1 2 3 4

 

По каждому свойству итоговая сумма баллов умножается на 2. Максимальное количество баллов по каждому свойству – 80. Градация низкого, среднего и высокого такая: (20-30), (31-45), (45 и выше).

Методика 7. «Шкала тревожности А.М. Прихожан»

Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них чело­век оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывает­ся фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обве­дите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта си­туация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики
1. Отвечать у доски 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 1 2 3 4
24. На тебя смотрят, как на маленького 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 1 2 3 4

 

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Дан­ные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная                    
Самооценочная                    
Межличностная                    

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, по­казатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

 

Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

Таблица 1

 

Уровень тревожности Класс Школьная тревожность Общая тревожность
Д М Д М
1 - нормальный 9 кл 7 - 19 4 -17 30-62 17-54
8, 10 кл 2 - 14 1 – 13 17-54 10-48
11 кл 5 - 17 5 – 14 35-62 23-47
2 – несколько повышен 9 кл 19-25 18-23 63-78 55-73
8,10 кл 15-20 14-19 55-72 49-67
11 кл 18-23 15-19 63-76 48-60
3 - высокий 9 кл 26-31 24-30 79-94 74-91
10 кл 21-26 20-25 73-90 68-86
11кл 24-30 20-24 77-90 61-72
4 – очень высокий 9 кл более 31 более 30 более 94 более 91
10 кл более 26 более 25 более 90 более 86
11 кл более 30 более 24 более 90 более 72
5 «чрезмерное» спокойствие 9 кл меньше 7 меньше 4 меньше 30 меньше 17
10 кл меньше 2 ------- меньше 17 меньше 10
11 кл меньше 5 меньше 5 меньше 35 меньше 23

 

 

Таблица 2

Уровень тревожности Класс Межличностная тревожность Самооценочная тревожность
Д М Д М
1 - нормальный 9 кл 7 - 20 5 -17 11-21 4 -18
10 кл 4 -19 3 -17 6 -19 1 -17
11 кл 5 -20 5 – 14 12-23 8 -17
2 – несколько повышен 9 кл 21-27 18-24 22-26 19-25
10 кл 20-26 18-25 20-26 18-26
11 кл 21-28 15-19 24-29 18-22
3 - высокий 9 кл 28-33 25-30 27-31 26-32
10 кл 27-33 26-32 27-32 27-34
11кл 29-36 20-23 30-34 23-27
4 – очень высокий 9 кл более 33 более 30 более 31 более 32
10 кл более 33 более 32 более 33 более 34
11 кл более 36 более 23 более 34 более 27
5- «чрезмерное» спокойствие 9 кл меньше 7 меньше 5 меньше 11 меньше 4
10 кл меньше 4 меньше3 меньше 6 -------
11 кл меньше 5 меньше 5 меньше 12 меньше 8

 

Методика 8. «Шкала самоуважения»

Автор: М.Розенберг.

Описание методики: методика состоит из 10 утверждений, предусматривающих 4 варианта ответов («полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен»). Методика позволяет выявить наличие двух факторов в «Я-концепции» - самоунижения и самоуважения – и их соотношение. Они могут быть параллельно представлены в «Я- личности». Опросник даёт возможность фиксировать преобладающие настроения, состояния, позиции подростка, тревожность, активность, общительность, лидерство, чувство межличностной безопасности, отношение взрослых к учащемуся.

Материал: стандартный бланк обследования.

Бланк ответов

Ф.И._________________________________________

Дата __________________________________________

Возраст ________________________________________

Класс __________________________________________

№ п/п Полностью согласен Согласен Не согласен Абсолютно не согласен
1.        
2.        
….        
10.        

Методика проведения: студент предлагает ученику текст опросника, бланк ответов и следующую инструкцию: «Вам необходимо оценить по 4-х бальной шкале 10 утверждений: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен» и занести свои ответы в бланк».

Текст опросника.

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворён собою.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою беспомощность.

10. Иногда я думаю, что во всём нехорош.

Обработка результатов. Подсчитывается количество баллов по шкалам. Так утверждения «полностью согласен», «согласен» по утверждениям 1, 3, 4., 6, 7 и «не согласен», «абсолютно не согласен» по утверждениям 2, 5, 8, 9, 10 характеризуют высокий уровень самоуважения и низкий уровень самоунижения.

Аналогично утверждения «полностью согласен» или «согласен», по пунктам 2, 5, 8, 9, 10 и «не согласен», «абсолютно не согласен» по пунктам 1, 3, 4., 6, 7 характеризуют высокий уровень самоунижения и низкий уровень самоуважения.

 

Методика 9. «Опросник волевого самоконтроля»

Описание методики: методика состоит из 30 утверждений, предусматривающих два варианта ответов: «да» и «нет».

Методика проведения: студент предлагает ученику текст опросника, и следующую инструкцию: «Вам необходимо прочитать предложенные утверждения и на каждое из них дать ответ «да» или «нет».

Текст опросника.

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже ели приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне трудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда «гну» свою линию.

9. Если надо я могу не спать всю ночь (например, незавершённая работа) и весь следующий день быть в «хорошей форме».

10. Мои планы слишком часто перечёркиваются внешними обстоятельствами.

11. Считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

16. Мне сильно усложняет работу осознание того, что её необходимо во что бы то ни стало сделать к определённому сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь лучше чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не даёт покоя, и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Меня трудно переспорить.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Иногда я замечаю, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, «когда перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.

Обработка результатов. Подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом.

Ключ

Шкала «самообладание»: ответы «да» на утверждения № 3, 4, 7, 24., ответы «нет «на утверждения № 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30.

Шкала «настойчивость»: ответы «да» на утверждения № 2,5, 11, 17, 18, 20, 24, 26., ответы «нет «на утверждения № 1.6, 9, 10, 13, 16, 22, 25.

Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): ответы «да» на утверждения № 2, 3, 4, 5, 7. 9, 11, 17, 18. 20, 24, 25, 27, ответы «нет «на утверждения № 1,6,10, 13, 14, 16, 21,22, 28, 29, 30.

Интерпретация полученных результатов. На основе количественной обработки полученных результатов опроса ученика студент делает вывод об уровне его самообладания и настойчивости и подсчитывает общий индекс волевой самоконтроля школьника.

По шкале «самообладание»: низкий уровень от 0 до 4 баллов, средний уровень – 5-9 баллов, высокий уровень – 10-13 баллов.

По шкале «настойчивость»: низкий уровень от 0 до 5 баллов, средний уровень – 6-11 баллов, высокий уровень – 12-16 баллов.

Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): низкий уровень от 0 до 8 баллов, средний уровень – 9-16 баллов, высокий уровень – 17-24 баллов.

Date: 2015-09-02; view: 1390; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию