Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность личности школьника





При рассмотрении проблем личности часто обращаются к рассмотрению ее структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В качестве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Мотивация – это система факторов, определяющих поведение человека (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое). Вопрос о мотивации возникает тогда, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Поэтому студенту рекомендуется изучать мотивационные побуждения учеников с целью понимания и объяснения причин лежащих в основе действий, поступков, и в целом активности школьника..

Методика 1.«Выявление осознанности различных компонентов мотивации»

Авторы: А.В.Ермолин, Е.П.Ильин:

Инструкция и опросный лист методики (вариант А)

Возьмите тетрадный листок и подпишите его, поставьте дату, возраст, пол. Ваша задача — поставить номер предложения и рядом с ним закончить пред­ложение в письменной форме, применив к себе услышанную ситуацию:

Если в вашем опыте такой ситуации не было, то предположите, как бы вы поступили в данных условиях.

Затем зачитываются предложения:

1. Хотя я пою не очень хорошо, я согласился спеть на школьном вечере, потому что...

2. Хотя я не дружу с Петей, я согласился навестить его дома, когда он заболел, потому что...

3. Хотя я неважный спортсмен, я участвовал в соревнованиях, потому что...

4. Хотя на улице было холодно, я, несмотря на уговоры родителей, не надел шапку, потому что...

5. Несмотря на то, что вода в озере была холодной, я искупался, так как...

6. Несмотря на то, что я хотел спать, я продолжал решать задачку, пото­му что...

7. Я захотел пить и пошел на кухню, чтобы...

Инструкция и вопросы-сюжеты (вариант Б)

Сейчас вам будут предлагаться для обдумывания шесть различных жиз­ненных ситуаций. Представьте себя действующим лицом каждого сюжета и дайте ответы на обращенные к вам вопросы (в письменном виде на обо­ротной стороне листка).

Далее зачитываются сюжеты с вопросами:

1. Ты сидишь на уроке и пишешь. Твой сосед сзади решил поразвлечься и стал щекотать твою шею и за ухом. Наконец тебе это надоело, ты взял книжку и ударил его по голове. В этот момент оборачивается учительница и строго говорит: «Иванов, почему ты ударил Петрова?» Что ты ответишь?

2. На улице скользко. Ты подошел к старушке и помог ей дойти до мага­зина. Почему ты это сделал?

3. Девочка показала тебе язык, а ты в ответ на это назвал ее дурой. Учи­тельница услышала это и сделала тебе замечание. Что ты скажешь учительнице в свое оправдание?

4. Ты сидишь на стадионе, где идут соревнования по бегу. Когда побежал твой одноклассник, ты стал кричать: «Леша, давай!» Зачем ты стал кричать?

5. Ты сидишь на концерте. Тебе не понравилось, как спел песню певец, и ты стал свистеть. На тебя осуждающе посмотрели рядом сидящие.;

Что ты им ответишь в свое оправдание?

6. Ты не приготовил домашнее задание и, придя в класс, попросил со­седку по парте дать его списать. Та сказала: «Самому надо было делать». Ты обиделся и обругал ее. Твои товарищи стали укорять тебя. Что ты им ска­жешь в свое оправдание?

При опросе испытуемые дают самые разные ответы, затрагивающие раз­личные компоненты структуры мотива. В результате проведенного контент-анализа полученных ответов была сконструирована 'классификационная матрица, состоящая из четырех групп ответов.

1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива:

v ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает; он первый начал; попросили, зас­тавили, пригласили и т. д.); шифр — Вне;

v обозначенные действия (я бы промолчал, ничего не ответил, изви­нился); шифр — Од;

 

2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»:

v потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя);

шифр — П;

v влечения (влекло, манило, привлекало); шифр — Вл; |

v интересы (заинтересовало, было любопытно узнать; интересно);

шифр — Ин;

v долженствование, необходимость (надо получить зачет, отметку; дол­жен это сделать, было необходимо, не мог отказать); шифр — Д;

v мотивационная установка (обещал, давно хотел; появился повод, это моя обязанность); шифр — My.

 

3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»:

v нравственный контроль (декларируемый) — нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю (болею) за свою команду, старость надо уважать и т. д.: шифр — НКд;

v нравственный контроль (недекларируемый) — поставил себя на его место; ему одному плохо, мог упасть; никто не хотел этого делать, а кому-то надо; должен же это кто-то сделать; он мой товарищ;

шифр — НКн;

v предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смотрит­ся; мне так больше идет и т. д.); шифр — Пр внеш.;

v внутреннее предпочтение (склонности) — мне нравится; я люблю это делать и т. д.; шифр — Пр внут.;

v оценка психических (эмоциональных) состояний (надоело, скуч­но, страшно, боюсь и т. д.); шифр — Ос.;

v оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я смогу это сделать; я это умею); мне не доставит это много хлопот;

шифр — Ов;

v оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык; это не трудно; мне это не под силу, нет возможности, средств и т. д.);

шифр — Оу;

v прогнозирование последствий (могу получить двойку; завтра спро­сят; могу победить; это может привести к...); шифр — Пп.

 

4. Ответы, относящиеся к целевому блоку:

v опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т. д.); шифр — Од;

v процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т. д.); шифр — ПУп;

v потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, зас­лужить похвалу, утолить жажду, голод; доказать себе, что могу, и т. д.); шифр — Цп.

На основании этих категорий ответов полученные данные заносятся в матричную таблицу

Матричная таблица

Date: 2015-09-02; view: 345; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию