Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Биографические сведения. Мы уже упоминали, что очень немногие теоретики занимались развитием человека во взрослые годыМы уже упоминали, что очень немногие теоретики занимались развитием человека во взрослые годы. Эриксон представляет собой замечательное исключение из этого правила. Другим таким ученым был Карл Густав Юнг (Carl G.Jung, 1875-1961), чья психоаналитическая теория посвящена, в основном, вопросам взрослой жизни и старения. Карл Густав Юнг родился в деревне под названием Кессвил (Kess-wil), на северо-востоке Швейцарии. Детство его было скорее несчастным, чем счастливым. Он страдал из-за сложных отношений между родителями и часто чувствовал себя очень одиноким. Школа утомляла его, и, когда ему было 12 лет, это иногда даже приводило к обморокам (Jung, 1961, р. 30). Так как его отец был пастором, Юнг часто бывал в церкви, но ему там не нравилось, и он завязывал острые религиозные споры с отцом. Больше всего в детстве и юности Юнгу нравилось изучать природу и читать книги по собственному выбору: поэтические и драматические, исторические и философские. Несмотря на свои проблемы, Юнг хорошо окончил школу и поступил учиться на врача. Он начал практиковать в качестве врача-психиатра в Цюрихе и всерьез заинтересовался психотическими расстройствами. Работы Юнга, включая изобретенный им тест словесных ассоциаций, утверждали важность идей Фрейда. Коллеги предупреждали Юнга, что, объединяясь с Фрейдом, он рискует своей карьерой, но он, несмотря на предостережения, подчеркивал значение концепций Фрейда (р. 148). Фрейд, конечно же, благосклонно воспринял такую поддержку, и, встретившись, ученые обнаружили, что у них есть много общего. Какое-то время Фрейд обращался с Юнгом, как со своим сыном и избранным учеником. Юнг, однако, был не согласен со многими сторонами теории Фрейда, в особенности, с тенденцией сводить все бессознательные движения к сексуальным побуждениям. Юнг считал, что бессознательное содержит в себе много видов стремлений, включая религиозные и духовные. В 1912 г. Юнг решил, что будет развивать свои собственные идеи, а в 1913 г. отношения между ним и Фрейдом прекратились. После разрыва с Фрейдом, Юнг почувствовал, что теряет почву под ногами. Он начал видеть жуткие, глубоко символические сны, да и в течение дня к нему иногда приходили пугающие видения. В одном из видений ему представлялось, как Альпы растут, другой раз он видел, как множество людей тонут в огромных желтых волнах, которые превращаются затем в море крови. И так как на следующий год вспыхнула Первая мировая война, Юнг пришел к выводу, что это его видение несло послание о событиях, которые должны были произойти далеко за пределами его внутреннего мира (р. 175-176). Юнг понимал, что он находится на грани психоза, и тем не менее решил подчиниться голосу своего бессознательного, — прислушаться к тому, что поднималось и звало его из глубин его психики. Таким образом, он отправился в наводящее ужас путешествие внутрь себя, во время которого ему часто казалось, что он опускается во все большие и большие глубины. На каждом уровне он встречал архаичные символы и образы, он общался с демонами, привидениями и странными фигурами из далекого исторического прошлого. В этот период семья и профессиональная деятельность служили для него главными опорами во внешнем мире. Он был уверен, что, если бы не эта поддержка, образы, поднимавшиеся из глубин, совершенно свели бы его с ума (р. 189). Постепенно, года через четыре, он начал понимать конечную цель своих внутренних поисков. Это случилось, когда он все чаще и чаще стал обнаруживать у себя желание рисовать символические геометрические композиции, состоящие из кругов и квадратов, которые он позже назвал мандалами (см. рис. 16.1). Эти рисунки представляли некое основополагающее единство, или целостность, путь к центру его бытия. Юнг говорил, что во время своего психотического прорыва: Я позволял потоку нести меня, не зная, чем все это закончится. Но когда я начал рисовать мандалы, я увидел, что все пути, которыми я еле Рис. 16.1. Тибетская мандала. (Источник: The Collected Works of C. G. Jung, trans. R.F.C. Hull, Bollingen SeriesXX. Vol. 9,1, The Archetypes and the Collective Unconscious, copyright © 1959, 1969, Princeton University Press. Figure 1, «Concerning Mandala Symbolism».)
довап, все ступеньки, которые я прошел, вели к единой точке, а именно к центру. Я все яснее понимал, что мандала — это центр (р. 196). Таким образом, Юнг начал воспринимать свое состояние, как необходимое путешествие внутрь себя, ведущее к личностной интеграции. Однако подтверждение этому мнению пришло приблизительно через 8 лет, когда ему приснилась необычного вида мандала, похожая на китайскую, а спустя год он получил книгу, где рассматривалась именно эта мандала, оказавшаяся символом единства жизни. Тогда Юнг окончательно убедился в том, что его собственный опыт является частью универсальных бессознательных поисков психической целостности. Исследование бессознательного и его символов стало центральной темой научной работы Юнга в течение всей его последующей жизни. Он постоянно работал с собственными сновидениями и фантазиями и исследовал эту сторону психической деятельности у своих пациентов. Он также тщательно изучал мифы и искусство различных культур и находил в них выражение универсальных бессознательных проблем и стремлений.
|