Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис и его исторические корни





Н.Н. Малофеев

Современное состояние коррекционной педагогики

Источник информации -http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-1#ccat


Введение

Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды тесно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к детям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интегративной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики. Цель настоящей статьи - сделать ясным взаимодействие между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показать позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовать роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования.

Кризис и его исторические корни

Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки.

Критике подвергаются:

социальная маркировка ребенка с особыми потребностями как ребенка с дефектом;
охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, "выпадение" из системы детей с глубокими нарушениями в развитии, отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;
жесткость и безвариативность форм получения образования;
примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

Сравнительный анализ социо-культурных основ становления и развития отечественной системы специального образования и зарубежных систем (от античного периода до конца XX века) обнаруживает глубокие исторические корни явлений, подвергаемых сегодня критике. До 1917 года в европейской части России существовало незначительное число школ для детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых, начала развиваться сеть учебных заведений. Одновременно действовало большое число приютов.

Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 года и происходило в особых условиях - в логике становления одного из институтов тоталитарного государства. Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, общества, церкви, общественных благотворительных инициатив.

Сформировалась система "закрытых" специальных образовательных учреждений интернатного типа. Закон о вcеобуче (1930 г.) установил единый образовательный ценз, обязательный для всех детей, в том числе для детей с отклонениями в развитии. В результате дети с грубыми интеллектуальными, эмоциональными нарушениями или сложной структурой дефекта были отторгнуты государственной системой специального образования и маркированы как «необучаемые».

Аномальные дети, признаваемые обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были получить цензовое образование, то есть усвоить государственный стандарт, разработанный для нормально развивающихся детей. (Напомним, что последний оказался непригодным и для многих нормально развивающихся детей, вследствие чего сегодня, в начале 90-х года - активно критикуется и переосмысливается).

Социальный заказ на цензовое образование по сути поставил молодую отечественную дефектологическую науку перед сверхзадачей, не ставившейся ни в одной другой стране мира ни в один из исторических периодов развития науки об аномальном ребенке. Парадоксально, но такая «негативная» ситуация имела и «позитивные» результаты.

Date: 2015-08-22; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию