Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания





1.Подготовьте самостоятельно теоретический материал на тему «Знаки препинания при прямой речи, цитатах. Оформление сносок». В случае затруднения обратитесь к преподавателю.

2.Выполните поручения преподавателя, связанные с организацией и проведением конференции.

3. Выступите с подготовленным докладом перед аудиторией.

4.После выступления всех участников выберите наиболее удачные доклады, прокомментируйте их, сделайте общий вывод, подведите итоги конференции.

5.Напишите сообщение на тему: «Зачем современному молодому человеку образование?»

Методические рекомендации

В учебной практике используется сообщение по теме специальности. Это очень строгая форма изложения знаний, когда место и вре­мя ответа ограничены. В данном случае требуется умение показать развернутый план ответа по теме. Причем т езисы должны быть не разрозненными, а составлять единый текст. Кроме того, сообщение — это основа докладов, ана­литических записок и иных форм современной ком­муникации в науке.

Исходя из вашего решения о том, как вы будете отвечать на вопрос, вы должны составить план/структуру вашего ответа. Структура письменной ра­боты, как правило, состоит из таких компонентов, как: Введение: суть и обоснование выбора данной темы. Развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собран­ного материала (идеи, модели и данные). Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Это как бы бутерброд, в котором аргументированное раскрытие темы — начинка, которая и представляет искомую часть.

 

Материал для наблюдений

1. От данных слов образуйте отвлеченные существительные с помощью суффиксов –к(а), -ств(о), -ость.

Подготовить, проектировать, ориентировать, датировать, корректировать, автор, достойный, воспроизводить, научный, требовательный, индивидуальный.

2. Ниже даны отвлеченные существительные, свойственные научному стилю речи. Укажите от каких прилагательных или глаголов они образованы. Выделите суффиксы в указанных словах.

Удаленность, деятельность, потребность, совокупность, ценность, изучение, исследование, познание, формирование.

 

Теоретическая справка

Морфология научного стиля. Для выражения определенных качеств научного стиля речи выделяются морфологические особенности, возникшие под влиянием содержания текстов научного стиля речи.

В области морфологии научный стиль характеризуется использованием имен существительных, кратких прилагательных, глаголов в форме настоящего времени со значением постоянного действия, страдательных причастий.

Яркая отличительная черта научного стиля речи – преобладание имени существительного. В научном тексте в среднем существительных употребляется почти в 4 раза больше, чем глаголов. Преимущественно употребительны существительные среднего рода, очень высока доля отвлеченных существительных, отглагольных существительных с суффиксом - ение. Среди наиболее употребительных существительных среднего рода оказываются такие абстрактные слова, как явление, время¸ действие, изменение, направление, условие, свойство, влияние и др. В лингвистической терминологии наиболее высокопродуктивна словообразовательная модель на -ени(е), -ани(е) для обозначения процесса действия: аудирование, говорение, чтение, …, производящими основами которых явились бесприставочные глаголы совершенного вида на - ить, -ать, (-ять) или бесприставочные глаголы несовершенного вида на -овать, (-евать), - ировать. От основ заимствованных слов посредством суффиксов -( из)аци(я) образована группа слов со значением "придание свойства того, что названо в именной части производящей основы": иллюстрация, фиксация.

Материал для наблюдений

1. От каких глаголов образованы данные существительные. Объясните их значение и составьте словосочетания с использованием форм родительного падежа («нанизывание» форм Р.п.). Образец: изучение (чего?) текста (чего?) доклада (кого?) ученогоизучать (что?) текст.

Состояние, преподавание, обучение, заучивание, овладение, чтение, описание, написание, употребление, объяснение, название.

2. К следующим глаголам подберите видовые пары.

Говорить, понимать, придавать, читать, писать, слушать, строить, учить, иллюстрировать.

3. Определите вид, спряжение глаголов, запишите их в неопределенной форме.

Исследовал, использовал, раскрыл, доказали, поручили, способствовал, обратился, найдут, привлекут, установят, наблюдают, анализирует, применил, употребил, изложил, завершает, рассматривает.

4. К данным глаголам подберите, используя суффиксы, видовые пары, запишите их. Составьте с ними предложения.

Направить, осуществить, обменяться, изложить, изменить, замедлить, завершить, создать, доказать, рассмотреть.

5. Составьте безличные предложения со словами не надо, не нужно, не должен, не следует в сочетании с неопределенной формой глагола. Определите вид употребленного вами глагола.

6.Поставьте данные глаголы в форме прошедшего времени по образцу. Образец: гаснуть - гас, гасла, гасло, гасли.

Достигать, подвергнуть, выполнить, влиять, сочетать, следить, создать.

Теоретическая справка

Отвлеченность и обобщенность проявляются в научной речи и в особенностях употребления и значениях категории вида глагола. Здесь широко употребительны формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению, чем формы совершенного вида.

Употребление глагола имеет в научном тексте свои особенности, распространяющиеся на личные и временные формы. Круг личных форм глагола сужен: совсем не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. ч., редко употребляется форма 1-го лица ед.ч., значительно чаще – форма 1-го лица мн.ч., которая служит объективности научного сообщения. Введением множественного числа вместо единственного (мы вместо я) автор устраняет из полученной информации момент субъективный, личностный. Этому еще больше способствует отсутствие местоимения. Показатель научного стиля – особенность употребления временных форм глагола. В научных текстах преобладает форма настоящего времени с наиболее отвлеченным временным значением, которое оказывается очень широким, абстрактным, не прикрепленным к какой-либо временной точке отсчета. Формы прошедшего и будущего времени также имеют ярко выраженный вневременной характер.

Имя прилагательное занимает значительное место как одна из частей составных терминов. Имена прилагательные образованы как от слов-терминов, так и от нетерминологических слов посредством суффиксов -н-, -тивн-, -онн-, -ичн-, -(н)н-, -альн-, -очн-, -льн-, -ян-, -ист-, -оват-, -ов-, -ев-, -еск-, -ск-.

Материал для наблюдений

В научной речи краткие прилагательные используются для выражения не временного, а постоянного свойства предметов. Ученый известен своими работами по истории языка.

Методические рекомендации

В научном стиле «отстранение» автора или понижение его «активности» с целью придать изложению более объективный характер достигается также употреблением форм страдательного причастия прошедшего времени в полной и краткой форме: подтвержденный – подтвержден; решенный – решен; осужденный – осужден.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -нн-, -енн-, -т- и окончаний имен прилагательных: прочита(л) – прочитанный, расколо(л) – расколотый. Суффикс -енн- присоединяется к основе на согласный или на : внес - в-нес-енн-ый, разрешил – разреш-енн-ый. В основе глагола перед суффиксом -енн- происходит чередование согласных: заме т и(л) – заме ч енный, осве т и(л) – осве щ енный.

Материал для наблюдения

Синтаксические особенности научного стиля: преобладание осложненных, сложных предложений, господствует логический книжный синтаксис; авторская аргументация; связь между явлениями, мыслями; логическая определенность достигается посредством подчинительных союзов, резюмирующих слов (во-первых, следовательно и т.п.). Синтаксис научного, научно-учебного стиля строг. В нем почти отсутствуют эмоциональные разговорные конструкции.

 

Методические рекомендации

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.
Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

Материал для наблюдений

Подстили научного стиля.

Научный стиль речи
Функционально-стилевая классификация Жанровая классификация
Собственно научный стиль Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
Учебно-научный Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
Научно-популярный Очерк, книга, лекция, статья

Методические рекомендации

Оформите материал теоретической справки в виде схемы/таблицы.

 

Теоретическая справка

Научный стиль делится на три разновидности (три подстиля): собственно-научный; научно-учебный; научно-популярный.

Отличительные признаки научного стиля с наибольшей полнотой проявляются в собственно научном подстиле.

На лексическом уровне – широкое употребление терминов, часто узкоспециальной и общенаучной лексики.

На морфологическом уровне – преобладание имен существительных преимущественно среднего рода.

В синтаксисе собственно научного подстиля широко распространены конструкции с большим количеством зависимых, последовательно нанизываемых существительных в форме Род.п.

По цели высказывания предложения, как правило, повествовательные. Вопросительные предложения употребляются редко, лишь при постановке проблемы, при полемике и т.п.

Научно-популярный подстиль находится на периферии научного стиля. Он, наряду с основной функцией научного стиля – передачей логической информации и доказательством ее истинности, имеет еще и функцию популяризации. Если посредством собственно научного подстиля специалист обращается к специалисту, то посредством научно-популярного подстиля специалист обращается к неспециалисту, не знакомому в достаточной степени ни с данной наукой, ни с ее языком. Функция популяризации так или иначе ограничивает проявление основной функции научного стиля: научная информация сообщается не в полном объеме, не системно, а выборочно, доказательства истинности информации приводятся без достаточной строгости или вовсе опускаются.

По своим отличительным признакам научно-учебный подстиль находится между собственно научным и научно-популярным подстилями: он не такой «строгий», как первый, и не такой «увлекательный» как второй. Функция данного подстиля – обучающая. С помощью научно-учебного подстиля специалист общается с неспециалистом, который, однако, уже владеет определенным научным багажом, достаточным для усвоения сообщаемой ему новой информации, и той суммой знаний, которая необходима ему для получения образования и приобретения специальности. Вот почему научно-учебный подстиль более строг, чем научно-популярный, в целом намного ближе к собственно научному подстилю, чем научно-популярный.

 

Материал для наблюдений

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Главная особенность учебно-научной речи - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, за которыми закреплены наиболее типичные, распространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение. Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем. Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего. Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего. Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем. Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

В эту же группу жанров входят доклад, диссертационная работа, а также курсовая работа и дипломная работа, примыкающие к другой разновидности научного стиля - учебно-научным жанрам. Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

Теоретическая справка

Научно-учебный подстиль в целом намного ближе к собственно научному подстилю, чем научно-популярный. Объем сообщаемой информации строго ограничивается учебной программой, а система доказательств является более упрощенной. Именно поэтому средства собственно научного изложения «разбавляются средствами, которые призваны сделать более доступной научную информации и облегчить ее усвоение. В учебниках структура предложений относительно проста, употребительны вопросительные предложения, наводящие на правильный вывод (гипотезу и т.п.).

В отличие от собственно научных сочинений научно-популярная литература широко использует языковые средства, характерные для других функциональных стилей, в первую очередь – тропы (сращения, метафоры, олицетворения и др.) Ей не чужды эмоциональные стилистически сниженные и стилистически повышенные языковые средства. С другой стороны сокращается употребление специальных терминов и других собственно-научных средств.

Материал для наблюдений

Основными жанрами научно-информативного стиля речи являются: реферат, аннотация, конспект, тезисы.

Эти жанры научных текстов объединены общими свойствами: являются вторичными жанрами речи (составляются на основе уже имеющихся опорных тестов, чаще всего оригинальных, первичных, хотя тезисы могут быть и оригинальным научным произведением) и определенным образом соотносятся с учебно-научной разновидностью научного стиля речи.

 

Методические рекомендации

Для составления реферата, аннотации, конспекта и тезисов внимательно изучите материалы по данной теме.

Тексты перечисленных жанров должны обладать свойствами, присущими любому научному тексту, - быть точными, логичными, отвлеченными и обобщенными, иметь стройную композицию.

В текстах этих жанров выделяются структурно-смысловые компоненты: название (заголовок), введение, основная часть, заключение.

Составление рефератов (реферирование) представляет собой процесс переработки первичных документов с целью их анализа и извлечения необходимых сведений.

 

Тема 7. Анализ текстов научного стиля.

 

Задание 1. 1)Прочитайте текст. Определите характерные особенности научного стиля.

Экономические кризисы

Экономические кризисы – фаза капиталистического цикла, во время которой происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистических экономических пропорций воспроизводства. Проявляются в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, в нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовых сферах и др. (см. Аграрные кризисы. Валютный кризис. Кризис биржевой. Кризис денежно-кредитный. Кризис финансовый); основная фаза капиталистического цикла. Главная причина экономического кризиса – основное противоречие капитализма.

2) Выпишите ключевые слова текста.

3) Расскажите, что вы узнали об экономических кризисах.

4) Расскажите о характерных особенностях научного стиля.

5) Подберите из учебной литературы образец текста научного стиля.

 

Методические рекомендации

Студент должен повторить грамматический материал предыдущих занятий. На занятии должна проходить проверка знания языкового материала и умений, которые развиваются в слушании, говорении, чтении и письме.

Особенности научного стиля: логичность, точность, обобщенность, синтаксические особенности: преобладание сложных предложений; употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения, широкое использование терминов и абстрактной лексики.

 

Задание 2. Прочитайте текст. Определите стиль текста. Найдите в нем особенности стиля.

Первый в истории капитализма промышленный кризис разразился в 1825г. На домонополистической стадии капитализма экономические кризисы повторялись каждые 8-12 лет, на стадии империализма, особенно после 2-й мировой войны, через 5-6 лет. Наиболее острым был мировой экономический 1929-1933г. На мировой экономический кризис 1974-75 большое влияние оказал сырьевой кризис начала 70-х гг.

Задание 3. Прочитайте словосочетания; составьте с ними предложения. Экономический кризис; выйти из экономического кризиса; денежно-кредитный кризис; финансовый кризис; борьба с безработицей и бедностью.

Задание 4. Прочитайте текст.

Экономическая реформа

В Республике Казахстан проводится радикальная экономическая реформа. Реформы в экономической сфере – это коренные преобразования, направленные на повышение эффективности производства, совершенствование всех сторон экономической и хозяйственной деятельности. Экономические реформы направлены на совершенствование управления, планирования, материального стимули рования в целях ускоренного развития народного хозяйства, повышения производительности труда.

Задание 5. Выполните словарную работу по тексту.

Задание 6. Определите стиль текста. Найдите в нем особенности стиля, жанра.

Задание 7. Найдите в тексте существительные среднего рода.

Задание 8. Найдите в тексте словосочетания, характерные для научного стиля.

Задание 9. Переведите текст на казахский язык. Объясните значение подчеркнутых слов.

Задание 10. Перескажите текст.

Задание 11. Подготовьте сообщение «В правительстве РК», «В парламенте РК».

 

Методические рекомендации

Студент должен повторить грамматический материал предыдущих занятий. На занятии должна проходить проверка знания языкового материала и умений, которые развиваются в говорении и письме.

Задание 12. Изучите справочный материал по теме. Запомните значения слов.

Монография, и, ж. Научный труд, посвященный изучению одной темы, одного вопроса. Прилагательное – монографический, монографическое исследование, монографическое описание. Монография о творчестве Л. Толстого вызывает большой интерес у читателей.

Статья, и, род.п. мн. – тей, ж.

1. Научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Передовая статья. Газетная статья. Критическая статья. Статья «К диалогу цивилизаций» опубликована в газете «Казахстанская правда» от 27.05.06. Студенты с интересом читали статью, посвященную юбилею замечательного общественного деятеля, великого поэта Олжаса Сулейменова.

2. Самостоятельный раздел, параграф в юридическом документе, описи, словаре и т.п. Статьи налогового кодекса. Статьи бюджета. Статья мирного договора.

3. Раздел финансового документа, бюджета, содержащий наименование источника дохода или основание расхода; вид расходования или дохода.

Статьи дохода. Статьи расхода.

Главные статьи дохода государства составляют экспорт нефти, сырья, налоги. Главные статьи расхода основной части населения: жилищно-коммунальные расходы, пища, одежда, оплата за услуги медицины.

Диссертация – и, ж. Научная работа, публично защищаемая автором на заседании ученого совета научного учреждения для получения ученой степени.

Защита диссертации

Защитить диссертацию

Работать над диссертацией

Диссертационная тема

Кандидатская диссертация

Докторская диссертация

Задание 4. 1 ) Составьте предложения с данными выше словосочетаниями.

2) Прочитайте словосочетания. Составьте текст, используя данные ключевые словосочетания: научный кружок, научная конференция, интересный доклад, сенсационное сообщение, информационные сообщения.

3) Прочитайте микротекст.

Известный казахстанский прозаик, критик и переводчик Герольд Бельгер многие годы увлеченно работает над темой «Гете и Абай». В творчестве двух национальных гениев немецкого и казахского народов исследователь находит много тем и мотивов их духовного созвучия, очевидной родственности муз, явную перекличку в судьбе, в поисках и порывах.

(Герольд Бельгер. Гете и Абай, Алма-Ата, «Жалын», 1989)

4) Изучите справочный материал по тексту. Запомните значения слов.

Муза – ы, ж. 1. Каждая из девяти богинь, покровительниц наук и искусств в древнегреческой мифологии.

2-перен. Трад. – поэт. Творческое вдохновение, источник его, олицетворяемые обычно в образе женщины, богини. О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич! Пушкин А.С.

// Чья или какая. Книжн. Творчество поэта, художника, музыканта и т.д. с его особенностями. Муза Пушкина. Его сатирическая муза служила народу, она была его верной защитницей. С. Михалков. Слово о Крылове.

5) Определите жанровую принадлежность текста.

Задание 5. 1)Найдите «Налоговый кодекс РК». Выпишите две-три статьи, касающиеся видов налога (социальный, налог на добавленную стоимость – НДС и др.)

2)Подготовьте сообщение об изменениях, коррективах, внесенных в «Налоговый кодекс РК».

3)Выпишите из словаря значение слова тезисы. Составьте тезисы выступления на семинаре, научном кружке, тезисы курсовой работы.

Задание 6. 1)Подготовьте рассказ о жизни и деятельности выдающихся людей (ученый, писатель, политик и др.), обладающих разносторонними знаниями.

2) Подготовьте и проведите круглый стол на тему «Кого считать образованным человеком».

3) Прочитайте текст.

 

Кого считать образованным человеком

Вся наша современная культура строится таким образом, что одни берут для себя одни обязанности, а другие – другие, и невозможно быть одновременно хорошим врачом, живописцем, музыкантом и техником. У каждого хорошего гражданина в нашем обществе есть своя специальность, к которой он привык и в которой он поэтому превосходно работает. Значит, один всегда будет только инженером, другой – агрономом, а третий – портным, и каждый будет знать только свою специальность? Нет.

Если бы каждый знал только свою работу, а итоги других не были бы ему известны, тогда культура бы распалась. Образованный тот человек, кто знает свое дело в совершенстве, а об остальном гордо заявляет: ничто человеческое мне не чуждо. Такой человек слышит весь концерт, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой. И в то же время сам он играет на одном определенном инструменте, играет хорошо и вносит свой вклад в общее богатство. Таков образованный человек.

Если у вас есть талант, вы можете сделаться специалистом-живописцем. Но горе вам, если вы скажете: я музыки вообще не понимаю, не признаю, мое дело – живопись. Невеждою не должен быть никто. Каждый должен знать основы всех наук и всех искусств.

Всю жизнь человек должен учиться, потому что идеал далек, и не должно быть такого момента, который бы человек провел без всяких результатов. Конечно, нужен сон, отдых. Но сон и отдых нужны только в тех размерах, чтобы потом, получив новые силы, наверстать это время.

(А.В. Луначарский)

4)Составьте предложения с родственными словами и словосочетаниями: культура, культурный, культурное наследие, культурно.

5)Кого считают творческим работником, творческой личностью?

6)Темы для бесед-рассуждений, круглых столов:

1. … «не сперва экономика, а потом культура. И то, и другое вместе. А я даже сказал бы: сперва культура». (Д.С. Лихачев).

2. «Мы создали успешно работающую рыночную экономику» (Н. Назарбаев).

3. «Культура спасет нас, а мы должны спасти культуру» (Олжас Сулейменов).

Теоретическая справка

Иноязычные слова. Слова, заимствованные из других языков.

Заимствованные слова являются естественным следствием установления экономических, политических, культурных связей с другими народами. Заимствование происходит двумя путями: устный – через разговорное общение; в условиях контакта с носителями другого языка; письменный – через книги, периодическую литературу, официальные документы.

Заимствованные слова способствуют взаимному обогащению языков. Однако не следует злоупотреблять иноязычными словами. Неоправданное использование их без надобности приводит к засорению литературного языка.

Задание 7. 1)Объясните значение слов, составьте (выпишите) предложения: форум, симпозиум, конгресс, ассамблея, конференция, меморандум, коммюнике, конвенция.

2) Запишите слова иноязычного происхождения, которые пришли с связи с развитием научно-технического прогресса, века новейших технологий и инноваций и широко употребляются во многих языках. Например: спутник, космос, компьютер и т.д.

3) Замените, где нужно, иноязычные слова русскими.

4)Футбольная команда на чемпионате мира потерпела фиаско.

5)На концерте художественной самодеятельности студентов превалировали вокальные номера.

6)После долгих дебатов депутаты пришли к консенсусу.

7)После инцидентов на границе руководители сели за стол переговоров.

8)Автор решил презентовать своим гостям альбом с записью новых песен.

9)В интервале между двумя занятиями студенты продолжали полемику.

Задание 8. 1) Прочитайте текст.

Денежно-кредитная политика.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение сдерживания инфляции. Национальный банк и правительство несут ответственность за достижение этой цели. Для этого они наделены всеми необходимыми полномочиями и инструментами.

Другая задача денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности финансового рынка, поддержание необходимой гибкости реального обменного курса для снижения отрицательных последствий роста инфляции и одновременного стимулирования экономического роста.

Важную роль в этой связи призван сыграть Национальный фонд. Полагаю, что правительство обеспечит прозрачное и эффективное формирование и использование средств Фонда.

2) Выпишите из текста слова, относящиеся к специальной лексике. Объясните значение слов. Перескажите содержание текста.

3) Прочитайте раздел из лекции Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумилева. Почему наука и образование, новые технологии стали ключевыми факторами конкурентоспособности?

4) Выпишите из текста слова, относящиеся к специальной лексике, общеупотребительные слова.

5)Составьте предложения со словосочетаниями: интеллектуальный потенциал, конкурентоспособное образование, конкурентоспособная экономика, конкурентоспособный Казахстан.

6)Ответьте на поставленный главой государства вопрос, опираясь на текст лекции.

 

Методические рекомендации

Студент должен повторить грамматический материал о лексике русского языка.

Задание 9. 1) Прочитайте текст.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории – микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика – раздел экономической теории, который предполагает анализ экономических действия индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

Макроэкономика занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящие в нее так называемых агрегатов – домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Под агрегатами (агрегированными показателями) разумеется совокупность отдельных экономических единиц, например, домашних хозяйств, которые в процессе экономического анализа рассматриваются как одно целое.

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» – некоторые проблемы, как, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.

2) Найдите в тексте и выпишите слова, которые употребляются только в текстах по экономике.

3) Найдите в тексте и выпишите 5-6 существительных, которые встречаются только в книжных текстах.

4) Найдите в тексте существительные, которые употребляются и в книжных текстах, и в чисто научных, и в обычном разговоре.

5) Как вы понимаете выражение «китайская стена», которое употребляется в тексте.

 

Материал для наблюдений

 

Акциз (фр. accise < лат. accidize обрезать) – вид косвенного налога на товары массового потребления (напр. на чай, сахар); включается в цену соответствующего товара и плату за услуги. Акцизная (прилагательное) Акцизная продукция – табак, алкоголь.

Акция (фр. action) – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право ее владельцу на получение определенного дохода (дивиденда) из прибылей акционерного общества.

Акция (лат. actio) – действие, направленное на достижение какой-либо цели, например политическая акция, дипломатическая акция.

Ряд зарубежных стран приобретают пакеты акций высокотехнологических компаний для овладения передовыми идеями и эффективного развития экономики.

Акционер.

Менеджер (англ. manager управлять) –

1. специалист по управлению

2. предприниматель в профессиональном спорте, организующий тренировку и выступления спортсменов.

Менеджмент (англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых в США и других развитых капиталистических странах с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей капиталистов.

Инвестиция, и, ж (нем. investitione < лат. investive облачать) – досрочное вложение капитала в какое-либо предприятие, дело.

Инвестор (англ. investor <) – вкладчик – лицо, организация или государство, осуществляющее инвестицию.

Инвестировать – вложить капитал в какое-либо предприятие, дело.

8) Прочитайте текст.

В Казахстане созданы благоприятные условия для привлечения иностранных инвесторов. В Республике Казахстан благоприятный инвестиционный климат.

Инфляция (лат.) – чрезмерное увеличение находящейся в обращении массы бумажных, денег по сравнению с реальным предложением товаров; общее длительное повышение цен, ведущее к обесцениванию денег, вызываемое различными причинами (ростом временных расходов государства, политикой монополий и т.д.). Инфляция снижает уровень жизни трудящихся, обостряет экономические и социальные противоречия.

1) Найдите в тексте лексику научного стиля. Дайте объяснение данной лексике.

2) Прочитайте предложения. Объясните значение подчеркнутых слов. Ответьте на вопросы текста.

За понижением курса доллара последует повышение инфляции. Любое государство существует на средства, поступающие от контролируемых секторов экономики, и на деньги налогоплательщиков. Из этих средств формируется бюджет. Более половины бюджета формируется от крупных налогоплательщиков: сырьевой сектор, финансовый сектор – банки, акцизная продукция – алкоголь, табак; крупные нацкомпании.

В экономике страны доминирующим является сырьевой сектор. Сложившаяся экономическая ситуация чревата последствиями. Об этом неоднократно говорил глава государства. Почему?

3) Ответьте на поставленные вопросы.

1.За понижением курса доллара последует повышение инфляции. Объясните, приведите конкретные примеры.

2.Какие меры должно предпринимать правительство, чтобы сдерживать инфляцию?

3.Что такое «институт развития»?

Послание Президента предусматривает программу импортозамещения. Учитывая современные реалии, – успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику, почему необходимо акцентировать на эту программу? В каких отраслях отечественной экономики уже неплохо реализуется?

4.На Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2005г. было объявлено, что Казахстан по «индексу развития» занимает 1-е место. Что такое индекс развития?

5)Круглый стол на тему «В Казахстане благоприятный инвестиционный климат».

6)Подготовьтесь к диспуту.

а) Время – деньги.

б) Деньги приносят счастье.

в) Не деньги, а истинная любовь приносит людям счастье (Куприн).

7)Беседа-рассуждение –

1.Как бороться с экономической преступностью.

2.Этика и эстетика труда специалистов экономической сферы.

8)Подготовьте информацию на тему: «Визиты. Встречи на высшем уровне».

 

Методические рекомендации

Студент должен повторить грамматический материал о лексике русского языка.

 

Тема 8. Развитие коммуникативных навыков и речевых умений при чтении научных текстов по специальности

Задание 1. Распределите слова по их принадлежности к определенному функциональному стилю и запишите в соответствующей колонке: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный (некоторые слова могут несколько раз повторяться в разных колонках).

Исследование; понятие; эволюция; сфера; оформление; почерк; кричит; проводит; возникновение; защита; защищать; мероприятие; вижу; дилетант; исполин; вследствие того, что; ввиду того, что; потому что; дешевка; приятненький; тепленький; мягкотелый; периферия; низложен; противный; противник; от противного; комментарий.

Задание 2. Ниже описаны конструкции, характерные для определенных стилей. Выясните, какие из этих конструкций присущи разговорному стилю, какие – книжному, какие являются нейтральными. Обоснуйте свой ответ.

а) Двусоставные полные предложения с прямым порядком слов, с простым глагольным сказуемым; сложносочиненные предложения с союзом и;

б) Односоставные предложения. Простые неполные предложения. Бессоюзные предложения. Сложносочиненные предложения с союзами а, но, да, то - то, не то – не то, то ли – то ли …

в) Простые предложения с обособленными членами, с вводными словами. Сложноподчиненные предложения. Сложные предложения с различными видами связи.

 

Материал для наблюдений

Задание 1. Прочтите текст

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес… язык.

«Почему ты принес язык? Неужели считаешь, что это самая лучшая вещь в мире?» - спросил Ксанф.

«Конечно», - ответил Эзоп.

«Хорошо. Иди опять на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь в мире», - сказал Ксанф. Эзоп ушел и принес … язык.

Задание 2. Выделите фрагменты текста, которые представляют авторское повествование (речь от автора) и передают речь двух лиц (реплики героев). Какая в тексте связь между фрагментами? Чем она выражена.

Задание 3. Перескажите текст, заменив реплики героев авторским повествованием.

Задание 4. Прочтите текст по ролям (автор, Ксанф, Эзоп).

 

Теоретическая справка

Речь одного лица называется монологом, двух – диалогом, если беседуют более чем два человека, - это полилог.

Материал для наблюдений

Прочтите текст.

Юристами в древнейшую эпоху были жрецы (понтифы), составляющие особую касту, толковавшие закон, не посвящая народ в свои юридические тайны. Деятельность древнейших юристов получила признание в эпоху принципата (первые три века нашей эры), именно в этот период римская юриспруденция достигла наибольшего расцвета, а потому эта эпоха получила название эпохи классических юристов, классического права. Сила римских юристов состояла в неразрывной связи науки и практики. Право создавалось ими в результате разрешения жизненных казусов, с которыми к ним приходили римские граждане и представители государственной власти. Свои юридические конструкции римские правоведы строили в соответствии с конкретными жизненными ситуациями. Римские юристы обучали молодых людей, желающих посвятить себя правоведению. Суть обучения сводилось к тому, что молодые начинающие юристы слушали теоретический курс права, т.е. инструкции, и присутствовали на консультациях, которые давали их учителя.

(из книги Н.Н.Смирновой «Римское право»)

Задания:

1. Ответьте одним предложением на вопрос: «О чем говорится в прочитанном вами тексте?»

2. Найдите в тексте слова, в которых выражена смысловая нагрузка текста.

3. Озаглавьте текст и объясните выбор заголовка.

4.Найдите в тексте слова, имеющие синонимические теме значения.

5.Перепишите предложения, вставляя вместо точек недостающие слова. Объясните значение этих слов.

1) Жрецы (понтифы) представляли особую …

2) Первые три века нашей эры получили название …

3) Право создавалось в результате разрешения жизненных …

4) Теоретический курс права, который слушали молодые юристы, назывался …

5) Римские юристы обучали молодых людей, желающих посвятить себя …

6.Подберите синонимы к словам и словосочетаниям: правовед, юриспруденция, конкретные ситуации, юридические конструкции, строил и.

7.Выделите суффиксы в словах: обучение, деятельность, соответствие. Приведите примеры существительных с такими же суффиксами.

8.Из данных слов составьте предложения:

1) Деятельность, древнейший, юристы, получить, признание, в, эпоха, принципат.

2) Римский, юрист, свой, юридический, конструкция, строить, с, конкретной, жизненный, ситуация, в, соответствие.

9.Ответьте на вопросы:

1)На кого возложено было толкование закона в Древнем Риме?

2)Какое название в юриспруденции получила эпоха принципата?

3) В чем была сила римских юристов?

4) Кого обучали римские юристы?

5) На основе чего строили свои юридические конструкции римские правоведы?

10.Перескажите текст.

 

Теоретическая справка

Общее для всех текстов свойство – линейность, логически оправданное расположение элементов высказывания в виде речевой цепи.

Смысловая связность текста обусловлена единством его содержания – темой. Тема скрепляет текст.

Материал для наблюдения

Колоны

В период империи появилась новая категория юридически зависимых людей, которые назывались колонами и пополнялись из числа беднейших элементов населения, попавших в экономическую зависимость от землевладельцев.

При системе колоната крупная земельная собственность дробилась не парцеллы – небольшие земельные участки, сдаваемые землевладельцами в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле. Таким образом, появилась новая категория зависимых в своем роде людей, не лишенных правоспособности в сфере частно-правовых отношений, но прикрепленных к земле, на которой они жили и которую обрабатывали. Однако землевладелец не мог изгнать колона со своей земли, не вправе был продать земли без колона, или же колона без земли.

По кодексу Юстиниана были известны основания юридического положения колона:

- рождение от родителей, из которых один был колоном;

- соглашение, по которому свободный человек поселялся в качестве колона на чужой земле;

- проживание в течение 30 лет на чужой земле на условиях, в которых жили колоны.

Кроме того, в колонов превращались трудоспособные лица, изобличенные землевладельцем в занятии нищенством.

Прекращение колоната было возможно только по двум основаниям:

1) приобретение колоном обрабатываемого им земельного участка;

2) возведение колона в епископский сан.

Римское право знало утрату правоспособности capitis deminutio, первоначально рассматривающееся как гражданская смерть. Позднее, с течением времени это понятие стало признаваться как изменение состояния лица (вступление дочери в брак, переход лица из-под одной семейной власти под другую).

 

Date: 2015-08-24; view: 1642; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию