Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 8.Перескажите текст. Обратите внимание на увеличение объема текста и количество информации





 

Тема 15. Способы развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации. Цепной способ развития информации.

 

Теоретическая справка

Предложения, входящие в тексты, объединяются не только единством темы, но и определенными синтаксическими средствами. К их числу относятся:

а) повторение ключевого слова (словосочетания), местоименная замена его;

б) союзы, вводные слова, соединяющие предложения;

в) одинаковые формы глаголов-сказуемых и др.

Связи в тексте могут быть цепными и параллельными. Цепная связь отражает последовательное движение мысли в тексте: обычно новое в предшествующем предложении становится темой следующего предложения; новое предложение в свою очередь, требует пояснения. При цепной связи наблюдается лексический повтор.

Во многих текстах, особенно в научных и научно-популярных, часто используется другой вид связи – параллельный. При такой связи предложения объединяются единством темы, но сохраняют свою автономность: все предложения, кроме первого, синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому предложению.

Материал для наблюдения 1. Назовите тему данного ниже текста, выделите ключевые слова. Установите способ развития информации.

 

Деятельность предпринимателя мало чем отличается от деятельности менеджера, юриста, инженера и других специалистов, получающих за свой труд заработную плату. Однако именно экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, и раскрыть ее источники. Необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

 

2. Составьте тексты, в которых предложения связаны параллельно, используя данные предложения как начальные.

а) Каждый человек стремится к лучшему.

б) Дети мечтают.

3. Обратите внимание на средства связи предложений, входящих в текст. Расскажите о порядке слов в предложениях.

4. Подготовьтесь к пересказу текста. Перескажите текст.

5. Используя любой текст предыдущих занятий, приведите примеры способов развития информации в тексте.

6. Подберите ключевые слова по специальности на выбранную вами микротему. По данным ключевым словам и их заместителям составьте и запишите текст.

 

Методические рекомендации: При подготовке к данному занятию необходимо повторение грамматического материала предыдущих занятий.

Задание 1. К данным словосочетаниям подберите синонимичные: Горный воздух – воздух гор; лесной запах - …; гостиница при вокзале - …; бронзовая статуя - …; бассейн для плавания - ….

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте смысл данных фразеологических выражений.

Льви.ая доля, ястреби.ый взгляд, соколи.ые очи, гуси.ая кожа, серебря.ая свадьба, кури.ый кругозор, ути.ая походка, комари.ый укус, стреля.ый воробей, кури.ая слепота, дли.ый язык, лебеди.ая шея, журавли.ая пора.

Задание 3. Составьте микротексты, используя фразеологические выражения.

Задание 4. Составьте текст на тему: «Моя специальность». Укажите способы развития информации в тексте.

Задание 5. Вспомните грамматический материал предыдущих занятий. Расскажите, что вы знаете о тексте.

 

Методические рекомендации При подготовке к данному занятию необходимо повторение всех грамматических тем курса.

Материал для наблюдения

Задание 1. Прочитайте тексты. Пронаблюдайте, как связаны между собой предложения в тексте.

1. История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достаточного представления о времени и причинах «человека разумного», равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Человек – существо общественное, и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил общественный характер бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств.

(Курс экономической теории АСА – 2000)

Задание 2. Назовите ключевое слово текста.

Задание 3. Как это ключевое слово представлено в предложениях, образующих текст (повторяется ли оно, замещается ли местоимением, или используется синонимическая замена).

Задание 4. Найдите предложения, соединенные союзами.

 

Материал для наблюдения

Задание 1. Назовите темы данных ниже текстов, выделите ключевые слова. Установите, в каких случаях наблюдается цепная, а в каких – параллельная связь.

1. Деятельность предпринимателя мало чем отличается от деятельности менеджера, инженера, юриста и других специалистов, получающих за свой труд заработную плату. Однако именно экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, достается предпринимателю как доход. Для того, чтобы понять причины, обусловливающие существование экономической прибыли, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

2. Африку омывает Атлантический океан со Средиземным морем и Индийский океан с Красным морем. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией.

 

Задание 2. Составьте тексты, в которых предложения связаны параллельно, используя данные предложения как начальные.

1. В аудитории тишина. 2. Торопятся пешеходы. 3. Хорошо быть студентом!

Задание 3. По данным ключевым словам и их заместителям составьте и запишите тексты.

1. Астана, столица, любимый город.

2. Университет, вуз, КГУ, он.

3. Студенты, они, будущие специалисты, молодые люди.

 

Методические рекомендации Обратите внимание на целесообразность письменного выполнения ряда заданий.

При затруднениях в освоении теоретического материала обратитесь к дополнительной справочной литературе:

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.. Словарь – справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1976.

Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы /М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1989.

 

Материал для наблюдения

Задание 1. Прочитайте текст.

Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Соотношение между потребностью, или надобностью, и доступным для распоряжения качеством благ, делают их экономическими или неэкономическими. Так, если выживете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическим благом. Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале. И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей делают благо потребительской ценностью. Потребительская ценность может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ.

Потребительскую ценность имеют и многие блага, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякое благо, имеющее потребительскую ценность, является товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно должно быть предназначено для обмена. Потребительская ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто произвел его, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

(Курс экономической теории, МГИМО, 2000 г.)

Задание 2. Озаглавьте текст, выразив в заголовке главную мысль.

Задание 3. Выделите из отрывка предложения, объединенные одной небольшой темой (микротемой). Определите, как связаны предложения в микротекстах.

Задание 4. Продолжите мысль последнего предложения, пояснив его содержание.

Задание 5. Назовите неэкономические блага, какие вы знаете.

Задание 6. Составьте план текста.

Задание 7.Перескажите текст.

 

Материал для наблюдения

Задание 1. Объясните значение следующих слов и словосочетаний: логарифмическая линейка, натура, латунь.

Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Как-то я обратил внимание на то, что на его рабочем столе рядом лежали логарифмическая линейка и … обычные бухгалтерские счеты.

- Я издавна привык к ним, - сказал тогда Николай Васильевич. – А вы ведь знаете, что привычка – вторая натура. С этими костяшками удобно работать. Они всегда под рукой. Счеты совсем непростая вещь. Они, как скрипка, - чем стариннее, тем лучше. Дома у меня есть счеты, которым 60 лет. Костяшки у них из пальмового дерева – очень тяжелые. А проволочки, на которых они двигаются, - из латуни и имеют определенный изгиб. В старину умели делать такие счеты, что их геометрическая форма оставалась неизменной долгие годы (М.Торчинский).

Задание 3. Решите: описание соединяется с рассуждением или описание включается в рассуждение? Почему автор так построил текст?

Задание 4. Найдите в тексте имена существительные и определите их число и род.

Задание 5. Обратите внимание на синтаксические средства связи предложений, входящих в текст. Расскажите о порядке слов в предложениях.

Задание 6. Подготовьтесь к пересказу текста. Перескажите текст.

 

 

Date: 2015-08-24; view: 2570; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию