Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тонкости и нюансы





 

Это сохранение внутренней тишины, полное присутствие и погружение в игровой процесс, яркое представление с ощущениями всего, что проговаривается или отгадывается. Полное отсутствие какой бы то ни было критики, одергивания детей.

 

Игры с тренажерами по развитию памяти [1]

 

Впервые с тренажерами по развитию памяти я познакомился, когда занимался у Игоря Юрьевича Матюгина в Москве, в его центре «Школа эйдетики». Мне и другим обучающимся было предложено закрепить приобретенные умения в запоминании различными способами в форме разнообразных игр на тренажерах, представляющих собой парные карточки с различными изображениями.

Чуть позже я разработал (под руководством И. Ю. Матюгина) несколько видов своих собственных тренажеров, поскольку далеко не каждый из моих учеников мог позволить себе купить дорогие немецкие наборы карточек.

Тренажеры по развитию памяти бывают самые разные: с фотографиями людей (для тренировки запоминания имен, лиц и фамилий), с мультяшными героями (для малышей), с изображениями репродукций картин известных художников (для тренировки запоминания дат, фамилий художников и названий картин) и, наконец, с черно‑белыми символами и значками, которые и приводятся в этой книге.

Кроме всего перечисленного, эти тренажеры прекрасно подходят для развития воображения, образной и ассоциативной памяти. Возможности их применения – от тестирования будущих первоклассников в кабинете школьного психолога до расширения оперативного поля зрения и развития фотографической памяти.

В Приложении имеются два листа со значками. Эти листы нужно вырезать из книги, не разрезая на отдельные карточки. Затем заламинировать, чтобы карточки не сминались, когда вы будете с ними играть. И только после этого вы разрезаете обе таблицы со значками на отдельные карточки. У вас получится 24 пары карточек.

Кому покажется мало – можно докупить готовые комплекты тренажеров или вырезать карточки, используя старые открытки, календари, обложки. Только не забудьте приклеить равномерный одинаковый фон на оборотную сторону карточек, если вы будете изготавливать их самостоятельно из подручных материалов. В карточках, которые имеются в Приложении, такой фон уже есть. Он нужен для того, чтобы изображение не просматривалось, когда карточка лежит лицевой стороной вниз.

Знаковые тренажеры в Приложении в отличие от полноцветных карточек могут намного лучше развивать воображение детей, поскольку им приходится домысливать, представлять что‑то, что могут напоминать значки. И в этом плане они могут оказаться даже полезнее дорогих красивых наборов.

 

1. «Начни сначала»

 

Кладется стопка непарных карточек значками вверх. Первый игрок берет карточку, называет ее вслух и кладет рядом картинкой вниз.

Второй игрок берет следующую карточку, называет первую карточку, затем называет свою карточку и кладет на первую картинкой вниз. Следующий игрок берет следующую карточку, называет первую, вторую и только что взятую им карточку и также кладет на вторую стопку картинкой вниз. Таким образом, все игроки по очереди берут по одной карточке, как только до них доходит очередь, проговаривают по памяти все взятые до них карточки и вновь взятую и кладут в стопку рядом. В игре могут принимать участие двое и более участников. Кто первым забудет порядок карточек, выбывает из игры.

 

Секрет игры. Начиная с первой взятой карточки, мысленно связываем все значки в рассказ. При этом стараемся значки представлять чем‑то реальным. Например, треугольник можно представить шалашом, а квадрат – песочницей или ноутбуком и т. п.

Когда вы будете играть в эту игру с детьми, можно сообща «превращать» значки в реальные предметы и придумывать связные истории из карточек, которые по порядку называет каждый ребенок. Первоначально можно даже всем вместе проговаривать всю историю вслух, особенно если в игре участвуют малыши. При этом напоминайте детям, чтобы они не только проговаривали, но и представляли, ощущали тактильно, добавляли звучание в воображаемый рассказ. То есть если после треугольника идет кружок с крестиком, то можно представить, что дети заходят в шалаш из сосновых веток или из соломы (треугольник) и разрезают пиццу (кружок, разделенный на четыре части). При этом спросите, какой высоты шалаш, колются ветки или нет, какие они душистые, как шуршат, когда дети входят внутрь. То же самое и в отношении пиццы. Естественно, что вы сами все это стараетесь представлять, слышать и ощущать в своем воображении.

 

2. «Ваша карта бита»

 

В игре принимают участие двое. Можно играть и вчетвером, но тогда потребуется два комплекта тренажеров.

Берется несколько пар карточек. Младший возраст – 5 или 10 пар, взрослые – 15, 20 пар или все карточки. Игроки делят карточки между собой таким образом, чтобы у первого игрока были такие же карточки, как и у второго. Затем раскладывают в произвольном, но не совпадающем с партнером порядке значками вверх, запоминают и затем переворачивают лицевой стороной вниз.

Первый игрок ходит любой карточкой, положив ее на кон лицевой стороной вверх. Второй игрок должен вспомнить, где у него лежит эта карточка, открыть ее и побить ею карточку противника. Если угадал правильно, то побитые карточки он берет себе.

Следующий ход делает второй игрок. Берет любую из своих карточек и кладет ее на кон картинкой (значком) вверх.

 

Таким образом, игроки ходят по очереди. Выигрывает тот, кто побьет, а значит и наберет больше карточек.

Секрет игры. При запоминании карточки связываются в рассказ или логическую цепочку. Точно так же напоминаем детям, чтобы они представляли, ощущали и озвучивали придумываемый рассказ.

 

3. «Разведчики»

 

В игре принимают участие двое или более игроков. Карточки раскладываются картинками вниз в виде большого прямоугольника. Первый игрок‑разведчик проходит с одного края до другого, открывая по порядку по одной карточке по своему пути, тут же их запоминая и закрывая.

Затем он по памяти называет все пройденные карточки, открывая для проверки, и закрывает их либо оставляет открытыми. Если карточки остаются открытыми, то второму игроку будет намного легче. Если же карточки закрыть, то игроки оказываются почти в равных условиях.

После этого идет на разведку следующий игрок. Его задача – запомнить другой ряд: карточки, которые еще не открывались. Можно просто подсчитывать, кто сколько угадал карточек, можно записывать очки – за каждую правильно названную карточку плюс одно очко, а за каждую неправильную – минус два (разведчик не должен ошибаться!).

Секрет игры. При прохождении маршрута разведчик запоминает карточки, связывая их в логическую цепочку или в рассказ. Детям очень нравится быть в роли разведчиков, можно добавлять к истории, которая складывается из карточек, какие‑то дополнительные подробности, не сдерживая фантазию детей: представлять все происходящее в какой‑то другой стране или в другой местности и т. п. И опять‑таки делаем упор не только на ассоциативное связывание, но и на развитие воображения по всем видам чувств.

 

4. «Квадрат на столе»

 

На столе выкладываются карточки картинками вверх в виде квадрата 2x2 или 3 х 3, 4 х 4, 5 х 5, 6 х 6 и т. д. Обязательное условие – ни в ряду, ни в столбце карточки не должны повторяться. Одинаковые карточки можно класть, но только в разные ряды или столбцы. В игре принимают участие двое или более участников.

Задача игроков – запомнить расположение карточек. На запоминание дается время из расчета 4 секунды на 1 карточку, или пока все не скажут, что запомнили. После этого карточки переворачиваются картинками вниз. Игроки по очереди называют карточки и открывают их. Если карточка угадывается, игрок берет ее себе. Если нет – карточка остается лежать открытой на своем месте в квадрате. Выигрывает участник, отгадавший (и следовательно, набравший) больше всех карточек.

 

Секрет игры. При запоминании карточки связываются в логическую цепочку или рассказ. При большом количестве карточек рекомендуется составлять несколько рассказов на разную тематику – по количеству столбцов или строк в квадрате. Участник запоминает квадрат не как один большой рассказ, а дробит его на отдельные, тем самым облегчая запоминание. При этом рассказы должны быть на разные темы, например первый рассказ – про спорт, второй – про учебу, третий рассказ – про путешествия и т. д. Можно рассказы увязывать с разными автобусными остановками, или использовать другие мнемические приемы.

Если вы играете с детьми, старайтесь, как и в других играх, держать тишину в голове, как можно реальнее представлять с ощущениями и звуками придумываемый рассказ и напоминайте об этом детям.

 

5. «Беспорядок на столе»

 

Карточки картинками вверх раскладываются на столе в беспорядке – не должно быть ни рядов, ни столбцов. Игроки запоминают расположение карточек, переворачивают их и по очереди по памяти называют, открывая и проверяя себя. Правильно угаданные карточки игроки берут себе, а неправильно названные остаются открытыми на своих местах.

 

Выигрывает игрок, набравший больше всех карточек. В игре принимают участие двое и более игроков.

Секрет игры. Карточки легче запоминать, увязывая с интерьером комнаты или предметами в ней, напротив которых они находятся. Можно параллельно с «методом комнаты» (он же – метод Цицерона) увязать карточки в логическую цепочку.

 

6. «Небоскреб»

 

В игре принимают участие двое и более игроков. Из стопки перемешанных карточек, лежащих картинками вниз, первый игрок берет четыре карточки по одной, называет их и кладет в ряд картинками вверх. Если попадаются парные, забирает пару карточек себе. После этого весь ряд карточек переворачивается картинками вниз. Затем ходит следующий игрок. Он берет по одной такое же количество карточек, и если попадаются карточки, которые были раньше, он тоже их берет себе.

 

Если игрок положил карточку, не вспомнив о том, что такая же карточка лежит в первом ряду, или открывает не ту карточку, то другие игроки могут постучать по столу (условный знак, кто первый постучал по столу, тот открывает парную карточку и берет ее себе) и взять пару карточек. Таким образом, поочередно каждый игрок берет карточки, кладет на стол, если их до сих пор не было (либо забирает пары себе), и затем все выложенные карточки переворачивает.

Игроки могут условиться брать по 4 карточки или по 5, 6 и т. д.

Выигрывает игрок, чей «небоскреб» из набранных карточек будет выше.

Секрет игры. Игроки могут мысленно «развешивать» выкладываемые карточки на игроке, который ходит, логически связывая значки на карточках с деталями одежды или лица, и т. д. Можно запоминать карточки, с успехом используя любую другую мнемотехнику.

Немаловажной особенностью и преимуществом любых игр с детьми является возможность, используя состояние сверхобучения, не просто играть, а целенаправленно развивать самые разные умения вашего ребенка. Более подробно о том, как это делать – в главах о жизненных задачах.

 

 

Date: 2015-09-03; view: 318; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию