Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По порядку действия во времени, пространстве и по кругу лиц





Общим правилом вступления в силу административно-правовых норм является то, что их действие начинается с момента доведения до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте либо со дня его официального опубликования.

Действие норм рассчитано на неопределенное время, но могут устанавливаться и условия их действия (стихийное бедствие, эпидемия, на столько-то месяцев, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории).

Действие в пространстве административно-правовых норм связано с положением органа, издающего нормативный акт. Поэтому различают нормы, действующие на территориях Российской Федерации, республики в составе РФ, и местного характера, нормы общего и отраслевого характера.

По кругу физических лиц действие административно-право-вых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, пассажиры, работники определенного министерства).

 

Система источников административного права

Изучение и развитие каждой отрасли права ведет к соприкосновению с таким явлением, как источники права. В данном случае речь идет о способах нормативного выражения правовых правил поведения. Благодаря источникам право как бы материализуется, становится ощутимым и воспроизводимым в различных актах поведения и действиях. Природа источников или форм права обстоятельно исследована в литературе по теории права; как прежних десятилетий, так и последних лет.[3] Набор источников, их удельный вес и соотношение между собой зависят от типа правовой системы и различных условий развития государства и общества.

Изложенное выше полностью относится и к источникам административного права, но с известными оговорками. Здесь исторически складывается своя система источников, порождаемая предметом и методами правового регулирования и зависимая от особенностей государственного развития.

Говоря об источниках административного права, хочется подчеркнуть, что это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного права. В их числе нормативные акты органов законодательной власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы. К числу источников административного права относятся:

1. Конституция Российской Федерации 1993 года. Многие из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. В частности:

- об устройстве государственной власти и разделении властей (ст.ст. 3-5, 10-12);

- об участии граждан в управлении государством (ст.ст. 31, 46 и п. 4 ст. 29);

- о сферах деятельности органов Федерации и ее субъектов (ст.ст. 71-78);

- о компетенции Президента (ст.ст. 83, 85-87);

-о полномочиях и нормативных актах Правительства РФ (ст.ст. 110-117);

- о судебной юрисдикции в сфере управления (п. 2 ст. 118, подп. "а" и "е" п. 2, п. 3 ст. 125, пп.1, 2 ст. 46);

- в ст. 72 к совместной компетенции отнесены административное и административно-процессуальное законодательство.

Кроме того, необходимо отметить, что в конституциях отдельных республик, в уставах областей и других субъектов Федерации при сохранении тех же конституционных положений есть и дополнительные - о бюджетной и налоговой системах, об администрации и ее органах, о местном самоуправлении и его взаимоотношениях с органами государственной власти и т.д.

2. Законодательные акты. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные законы (например, ФКЗ "О Правительстве РФ")[4], федеральные законы (например, "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан")[5], законы Российской Федерации (например, "О милиции")[6], а также постановления, принимаемые палатами Федерального собрания (Советом Федерации и Государственной думой).

Действующая Конституция Российской Федерации существенно расширила законодательную форму источников административного права. В соответствии со ст.ст. 5 и 76 Конституции РФ правом принимать законодательные акты наделены не только представительные органы государственной власти федерального уровня, но и соответствующие органы власти всех остальных субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

3. Нормативные указы Президента Российской Федерации, а также утверждаемые его указами положения.

4. Нормативные постановления Правительства Российской Федерации (например, "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации")[7].

Правительство также утверждает различные правила, положения и т.п., которые также являются источниками административного права.

5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты Федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

6. На республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права служат, помимо законодательных актов, уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администраций).

8. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

9. Административно-правовые нормы могут найти свое отражение в международных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права.

10. Наконец, источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений. Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

 

Date: 2015-08-15; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию