Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наемничество





Общественная опасность данного преступления проявляется в том, что формируется специфическая когорта людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по коры­стным мотивам.

ГА ООН в своих резолюциях неоднократно осуждала наем­ничество и признавала его преступным, рекомендовала государ­ствам предпринимать все необходимые меры для устранения та­кого явления. Первый документ, затрагивающий проблему наем­ничества - Дополнительный протокол I 1977 г. к Женевской кон­венции 1949 г. о защите жертв войны. В нем указаны признаки наемника: любое лицо, которое:

специально завербовано на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

фактически принимает участие в военных действиях;

целью участия является получение личной выгоды, кото­рая превышает обещанную комбатантам личного состава;

не является гражданином стороны, находящейся в кон­фликте, либо постоянно проживающим на территории государства- участника вооруженного конфликта;

не входит в состав вооруженных сил;

не послано государством, которое не является стороной конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качест­ве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

В Дополнительном протоколе I также указывается, что на­емник не признается комбатантом или военнопленным, не подпа­дает под нормы международного гуманитарного права, не явля­ется субъектом гуманитарной защиты и не может претендовать на какие-либо права, обязанности, гарантии в период вооружен­ного конфликта. В то же время в документе не указано, что дей­ствия наемника являются преступными и необходимо привлекать их к уголовной ответственности.

Другой международный акт, регламентирующий вопросы борьбы с наемничеством - Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением на­емников 1989 г. Конвенция расширяет признаки наемника и от­носит к последним лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения закон­ной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности и це­лостности.

Статут МУС не содержит такого состава преступления, как наемничество. Многие ученые рассматривают наемничество как специфический, особо общественно опасный метод или средство ведения войны, т. е. определенный вид военного преступления. В то же время сам термин «наемник» или «наемничество» в Стату­те не используется, следовательно, данное общественно опасное деяние международным преступлением не является, и его следует отнести к преступлениям международного характера.

Подтверждением этого факта является официальное мнение экспертов ООН по изучению и обновлению международного права и представлению рекомендаций. В 2002 г. эксперты отме­тили, что имеющееся определение, которое содержится в Кон­венции 1989 г. и ст. 47 ДП I 1977 г., является непригодным и не­достаточным в качестве основы для того, чтобы можно было счи­тать наемническую деятельность международным преступлением.

Однако УК РФ в гл. «Преступления против мира и безопас­ности человечества» содержит ст. 359, которая регламентирует уголовную ответственность за совершение наемнических действий.

Представляется достаточно специфичным положение пре­ступления наемничества в российском законодательстве и его соответствие международному уголовному праву. С одной сто­роны, российский законодатель создал определенную новеллу, признав деяние международным преступлением, каковым оно пока не является по действующим международным документам. С другой стороны, РФ не является участником Конвенции 1989 г., которая фактически относит наемничество к преступлениям международного характера. Создается впечатление, что наша страна шагнула далеко вперед в отличие от мирового сообщества, в то же время велика вероятность возникновения большого коли­чества сложностей и проблем при привлечении к уголовной от­ветственности за данное преступление, особенно иностранных граждан. Поскольку для большинства стран это деяние носит ме­нее общественно опасный характер и влечет наступление менее суровой ответственности.

Проведем юридический анализ ст. 359 УК РФ. Данная норма содержит примечание, где в качестве определения наемника час­тично указываются признаки из Дополнительного протокола I 1977 г.

С учетом конструкции статьи, можно согласиться с позици­ей многих ученых о том, что последняя содержит два состава преступления: первый закреплен в ч. 1 и 2, а второй — в ч. 3 ст. 359 УК РФ.

Объектом наемничества являются общественные отношения по охране международных правил ведения войны, устанавливаю­щих характеристику, вооруженных сил конфликтующих сторон.

Объективная сторона характеризуется несколькими альтер­нативными действиями.

Вербовка - действия по набору соответствующих лиц, найм, привлечение, набор, т. е. обещание каких-либо материальных вы­год для нанимающегося в обмен на различного рода его услуги. Преступление считается оконченным, если установлено наличие любой договоренности между сторонами вне зависимости от ее формы.

Обучение наемника - передача ему в различной форме зна­ний и умений, направленных на достижение тех или иных ре­зультатов в вооруженных конфликтах.

Финансирование наемника - обеспечение его денежными средствами, которые могут предназначаться для различных це­лей: выплата вознаграждения, закупка вооружения и т. п. престу­пление считается оконченным с момента фактического использо­вания денежных средств по предполагаемому назначению, а не с момента их получения самим наемником.

Иное материальное обеспечение - снабжение обмундирова­нием, оружием, боеприпасами, техникой и транспортом, иным имуществом. Деяние будет окончено с момента фактического использования материальных предметов по предполагаемому на­значению, а не в момент их получения самим наемником.

Использование наемника в вооруженном конфликте или во­енных действиях - непосредственное участие самого наемника в боевых операциях во исполнение приказа нанимателя для дости­жения целей последнего.

Состав данного преступления носит формальный характер. Преступление считается оконченным при совершении виновным хотя бы одного из выше указанных действий, которые носят аль­тернативный характер, в отношении хотя бы одного наемника.

Субъективная сторона данного преступного деяния всегда характеризуется виной в форме прямого умысла. В ч. 3 ст. 359 в рамках субъективной стороны необходимо установить наличие обязательного признака — цель совершения данных действий, ко­торой является получение вознаграждения.

Характеристики субъекта преступления по ст. 359 УК РФ различны в зависимости от части данной статьи. По ч. 1 субъект является общим - физическое, вменяемое лицо, достигшее воз­раста 16 лет. Часть 2 закрепляет признаки специального субъекта - «использование своего служебного положения». Следует согла­ситься с мнением А. Г. Кибальника, что в данном случае следует понимать не только должностных лиц, а любых использующих свое служебное положение лиц, включая выполняющих управ­ленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Часть 3 устанавливает уголовную ответственность самого наемника. Таким образом, необходимо определить признаки на­емника, которые отражены в примечании к ст. 359 УК РФ.

 

Экоцид

Ряд ученых, а также УК РФ (как уже было отмечено ранее) действиям такого характера, устанавливают статус международ­ного преступления, подчеркивая тем самым, серьезность и опас­ность события и его последствий для всего мирового сообщества.

Четкое определение экоцида в международном праве по- прежнему отсутствует. Несмотря на признание мировым сообще­ством, проблемы экологических чрезвычайных ситуаций и их последствий, особенно являющихся результатом преднамеренной человеческой деятельности, до сих пор отсутствует международ­ный документ, регламентирующий такое

деяние как междуна­родное преступление и раскрывающий сущность экоцида.

Проблема негативного воздействия на окружающую среду возникла еще после Второй мировой войны, когда был причинен катастрофический вред природе путем применения различных видов оружия. Поэтому Женевские конвенции 1949 г. установили обязательство государств содействовать непричинению вреда окружающей среде при ведении военных действий путем избира­тельного использования средств ведения военного конфликта.

Международные преступления характеризуются умыслом при характеристике субъективной стороны. Следовательно, и экоцид должен обладать данным признаком.

В период с 1968 по 1971 гг. похожая ситуация возникла в вооруженном конфликте на территории Вьетнама. США, которые участвовали в данном конфликте, использовали бомбы, насы­щенные химическими препаратами (пестициды, предназначенные для обработки сельскохозяйственных угодий от вредителей) для борьбы с партизанами. Предполагалось, уничтожение последних путем отравления воды, воздуха, посевных культур. В результате был причинен катастрофический вред не только окружающей среде, но и человеку - массовые патологии у населения, наличие врожденных пороков и аномалий.

Эти события послужили причиной постановки проблемы умышленного причинения вреда окружающей среде или человеку через воздействие на окружающую среду. В результате в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого другого использования средств воздействия на природную среду. Однако Конвенция не дает четкого определения такого преступ­ления, как экоцид. Расплывчата и содержательная характеристика запрещенных Конвенцией действий. В результате, на практике оказалось невозможно признать те или иные действия, как нару­шающие конвенционные обязательства.

Потребность применения норм Конвенции возникла в пери­од вооруженного конфликта на территории бывшей Югославии, когда вооруженные силы НАТО применили бомбы, боеголовки которых были насыщены радиоактивными веществами. В резуль­тате некоторые территории были заражены радиацией. Однако доказать и установить причинно-следственную связь между ис­пользованными боеприпасами и заражением не удалось, исходя из правил, закрепленных в Конвенции 1976 г.

Также следует отметить, что большой уклон в Конвенции делается на возможность воздействия на некоторые явления при­роды (цунами, землетрясение и т. п.), их вызывание, для наступ­ления последствий на территории другого государства (геофизи­ческая война). В реальности существует большая вероятность воздействия на окружающую среду во время вооруженного кон­фликта путем влияния на объекты противника без применения спецтехнологий. Например, поджог нефтяных скважин Кувейта вооруженными силами Ирака в период войны в Персидском за­ливе, что привело к экологическим последствиям на территории нескольких государств. В то же время в данной ситуации не уда­лось применить нормы Конвенции 1976 г., поскольку Ирак не является участником соглашения, следовательно, не обязан вы­полнять содержащиеся в нем обязательства.

Позднее попытка признания причинения вреда природе в качестве международного преступления была предпринята Ко­миссией ООН по международному праву при разработке проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. Так, в 1996 г. при рассмотрении данного проекта Генеральной Ассамблеей ООН такой состав, как «преднамеренный и серьез­ный ущерб окружающей среде».

Комиссия предлагала рассматривать данный состав преступ­ления в качестве отдельного и самостоятельного вида междуна­родных преступлений, поскольку оно может быть совершено как в военное, так и в мирное время. Проект Кодекса, принятый ГА ООН, включил в себя похожий состав преступления как вид во­енного преступления. Причиной такой позиции стало мнение ря­да государств об отсутствии реальной возможности причинения подобного вреда в мирное время, так как нет реальных примеров этого. Практика показывает, что преднамеренно причинить вред окружающей среде можно только с определенной целью, которой может выступать стремление воздействовать на противника в вооруженном конфликте (создание катастрофичной экологиче­ской обстановки на территории другого государства или его час­ти). В то же время нельзя отвергать возможность проявления та­кого события.

Исходя из позиции принятого проекта Кодекса преступле­ний против мира и безопасности человечества, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде - это преднамеренное при­чинение или отдача приказа о причинении широкомасштабного, долговременного и серьезного ущерба природной окружающей среде.

Таким образом, на сегодняшний день, экоцид или преднаме­ренное, серьезное причинение вреда окружающей среде пока не имеет общепризнанного статуса международного преступления, закрепленного в каком-либо международном соглашении. Суще­ствуют различные международные конвенции, рассматривающие различные экологические правонарушения как деликты либо преступления международного характера, предусматривающие механизмы взаимодействия государств для пресечения данной негативной деятельности.

Как уже было отмечено, российский законодатель разрабо­тал и узаконил определенную новеллу по сравнению с междуна­родным уголовным правом. Данная норма получила свое закреп­ление в ст. 358 УК РФ, где изложена диспозиция преступления против мира и безопасности человечества - экоцид.

Экоцид - массовое уничтожение растительного или жи­вотного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологи­ческую катастрофу.

Объектом преступления выступают общественные отноше­ния по охране окружающей природной среды от существенного негативного воздействия, последствия которого необратимы, т. е. по охране экологической безопасности человечества.

Объективная сторона выражена в совершении общественно опасного деяния (как действия, так и бездействия) в виде массо­вого уничтожения, отравления или иных действий, которые спо­собны вызвать экологическую катастрофу. Данные действия должны быть прямым следствием деятельности человека, по­скольку подобные негативные последствия могут наступить и в результате катастрофического стихийного бедствия, которое раз­рушило или повредило какие-либо технические сооружения, в результате чего и был причинен масштабный вред окружающей среде. То есть причинная связь должна четко прослеживаться между действиями и наступившими последствиями.

Диспозиция предусматривает массовый характер действий. Необходимо установить данный критерий, который может быть выражен в потере нескольких видов флоры или фауны, большой территориальной распространенности отравления атмосферы или водных ресурсов. Последствие, угроза наступления которого предусмотрена в статье, в результате совершения выше обозна­ченных действий, - экологическая катастрофа. УК РФ не содер­жит определения данного термина.

Экологическая катастрофа - это необратимые изменения в окружающей среде, которые угрожают жизни и здоровью чело­века, состоянию окружающей среды, естественных экологиче­ских систем, генетическому фонду растений и животных.

Преступление экоцид может быть совершено любым спосо­бом как в мирное, так и в военное время, поскольку данные при­знаки объективной стороны в диспозиции статьи не конкретизи­рованы.

Субъектом данного преступления является физическое, вме­няемое лицо, достигшее 16 лет на момент совершения преступле­ния. Лицо осознано совершает определенные действия, которые могут привести к экологической катастрофе или иным последст­виям, предусмотренным диспозицией статьи. Можно предполо­жить о возможности специального субъекта, поскольку подобные действия могут быть совершены лицом, на которое возложены определенные обязанности по обеспечению безопасности опре­деленных объектов. Нарушение данной обязанности может по­влечь последствия, предусмотренные ст. 358 УК РФ.

Поскольку норма не содержит указания на форму вины, ис­ходя из правил Общей части УК РФ, субъективная сторона эко­цида может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. В теории уголовного права существуют различ­ные позиции по данному вопросу. Логично, что поскольку эко­цид закреплен как международное преступление, вина должна быть только умышленной.

Как отмечает Кибальник А. Г., экоцид является формальным составом, преступление будет окончено при совершении любого из перечисленных действий при наличии указанной угрозы.

 

Date: 2015-08-15; view: 1273; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию