Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребности детей в калориях и нутриентах при искусственном вскармливании представлены в приложении 1 ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Если ребенок вскармливается только адаптированными смесями, то его калорийная потребность практически идентична таковой при естественном Вскармливании; потребность в белках 2,5-3 г/кг до 4 мес, 3-3,5 г/кг до 9 мес, в последующем - 3,5-4,0 г/кг. В связи с тем, что потребность в жирах и углеводах при всех видах вскармливания одинакова, соотношение нутриентов (Б:Ж:У) при искусственном вскармливании адаптированными смесями составляет 1: (2,5-3): (5,5-6). При вскармливании адаптированными молочными смесями витамин О дополнительно (с профилактической целью) не назначается, так как его содержание в смеси полностью удовлетворяет потребности ребенка. В повседневной практике при искусственном вскармливании наиболее частыми ошибками являются: 1. Слишком частые изменения в пище, особенно у детей первых 3 месяцев. Малейшая задержка нарастания массы тела необоснованно вызывает изменения в диете. Кратковременные и незначительные уплощения весовой кривой - явление физиологическое, надо помнить, что ребенок к каждой новой пище должен приспособиться, поэтому необоснованно частое изменение диеты нередко ведет к срыву.
2, Ограничение диеты и перевод ребенка на новую смесь при малейшем ухудшении стула Несомненно, нужно весьма осторожно относиться к появившимся расстройствам пищеварения, однако не всегда возникает необходимость в изменении получаемой ребенком смеси. 3, Слишком упорное кормление одной и той же смесью, несмотря на длительное прекращение нарастания массы тела (в течение 1,5-2 нед.). 4, Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка и условий окружающей среды. СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ Это такой вид кормления, когда в суточном рационе ребенка количество грудного молока составляет от 1/5 до 4/5. В этом случае в связи с недостатком грудного молока ребенка докармливают молочными смесями. В зарубежной литературе термина «смешанное вскармливание» не существует, а в ситуации, когда наряду с грудным молоком ребенок получает молочные смеси, употребляется термин «дополнительное» вскармливание. Смешанное вскармливание занимает промежуточное положение между естественным и искусственным вскармливанием и не имеет большого самостоятельного значения. Обычно смешанное вскармливание продолжается на протяжении непродолжительного срока: в первые 2-3 месяца жизни ребенка. В дальнейшем либо налаживается лактация и ребенок получает естественное вскармливание, либо переводится на искусственное вскармливание, что, к сожалению, встречается чаще. Молочные смеси, которые используют для восполнения недостающего объема грудного молока, называют докормом. В качестве докорма используют те же молочные смеси, что и при искусственном вскармливании, отдавая предпочтение адаптированным смесям. Эффективность смешанного вскармливания в значительной степени зависит от соотношения в суточном рационе количества грудного молока и смесей, используемых для докорма. Если женское молоко составляет более 2/3-3/4 суточного рациона, то эффективность смешанного вскармливания приближается к естественному, Наоборот, когда в рационе грудное молоко составляет менее 1/3, то эффективность смешанного вскармливания приближается к искусственному. Показаниями к смешанному вскармливанию являются: 1) недостаток молока у матери (гипогалактия); 2) некоторые заболевания матери, когда нет нужды отнимать ребенка от груди, но желательно уменьшить число кормлений; 3) социальные факторы, когда мать в связи с работой или другими причинами должна отлучаться из дома, а количество сцеженного молока не позволяет полностью удовлетворить потребности ребенка; 4) значительно реже - при некоторых патологических состояниях, которые требуют
Г: ограничения объема получаемого ребенком грудного молока (эритродермия, тяжелые и упорные проявления экссудативного диатеза и т.п.). Указанные причины могут быть временными и, когда они будут устранены, ребенка по возможности следует вновь вернуть к естественному вскармливанию. Клиническими симптомами голодания ребенка являются: • уплощение или падение весовой кривой; • бледность и сухость кожи, снижение тургора тканей; «беспокойство, при продолжительном голодании ребёнок становится апатичным, равнодушным к окружающим; • редкие мочеиспускания; • изменения со стороны стула (обычно вначале задержан, или, наоборот, учащен, темно-зеленого цвета, слизистого характера, до и во время кормления). Для того чтобы узнать, достаточно ли молока у матери, необходимо в разные часы провести контрольное кормление. Абсолютным показанием к контрольному кормлению являются признаки голодания ребенка. Техника проведения контрольного кормления: Материальное обеспечение: 1) электронные или медицинские весы; 2) комплект белья (пеленки, подгузники, ползунки и т.п.); 3) 0,5% раствор хлорамина. Ход выполнения:
* Протереть весы раствором хлорамина. * Запеленать ребенка * Взвесить до кормлению и записать вес. * Приложить ребенка к груди на 20-30 мин. * Взвесить после окончания кормления, не меняя белья ребенка. * Разность в хмассе до и после кормления указывает на количество высосанного молока. * Результат сравнить с должным объемом одного кормления, рассчитанным объемным методом. В качестве докорма применяются такие же молочные смеси и в такие же сроки, как при искусственном вскармливании. Техника проведения смешанного вскармливания 1. Докорм всегда дают после кормления грудью. 2. С целью сохранения лактации и для ее стимулирования целесообразно давать докорм после каждого кормления грудью. Менее целесообразна полная замена кормления блюдом докорма.
3. Даже при небольшом количестве молока у матери кормление грудью следует продолжать как можно дольше. 4. Докорм вводится постепенно с таким расчетом, чтобы в течение 3-4 дней полностью обеспечить необходимое количество пищи. 5. Докорм лучше давать с ложечки или из чашки, так как применение рожка ведет к ухудшению акта сосания и угнетению лактации. При докорме из бутылочки соска должна быть достаточно упругой с 3-5 мелкими отверстиями. 6. Режим питания остается таким же, как при естественном вскармливании. 7. При смешанном вскармливании, так же как и при искусственном, потребность 3,0 г/кг - если объем докорма не превышает 1/3 рациона, 3,5 г/кг - если объем докорма составляет 1/2 рациона, 4,0 г/кг - если объем докорма составляет 2/3 рациона и более. 8. Пищевые добавки и прикормы при смешанном вскармливании вводятся на две При составлении диеты ребенку, находящемуся на смешанном вскармливании, надо принимать во внимание следующие обстоятельства. Обычно в утренние часы после ночного ска в груди у матери молока больше, чем в течение дня, поэтому первое кормление обычно может быть проведено грудным молоком в полном объеме, а в последующие кормления требуется назначение докорма. Пример: Ребенку 2,5 мес. Родился с массой 3300, длиной тела 52 см. В последнюю неделю стал беспокоен, не выдерживает4 промежутки между кормлениями, плачет, мало мочится, масса тела 5100 г. При контрольном кормлении высосал 80 мл молока. Должная масса- 3300+600+800+400-5100 Суточный объем питания = 5100/6-850 г Объем разового кормления = 850/6=140 г. Объем докорма смесью 140,0-80,0 =60,0 г Ориентировочный суточный рацион питания данного ребенка представлен в табл. 6. Таблица 6
Gt; ВСКАРМЛИВАНИЕ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ Дети с глубокой степенью недоношенности обычно не имеют сосательного и даже глотательного рефлексов, Поэтому таких детей кормят через зонд. По мере улучшения состояния, появления адекватного сосания, следует переводить ребенка на кормление из бутылочки, а затем постепенно прикладывать груди. Сначала прикладывают к груди на 1-2 кормления, а во время остальных кормлений молоко дают из соски. Затем ребенка прикладывают к грудн на каждое кормление, а если он устает, то докармливают из бутылочки. Если масса недоношенного ребенка составляет 2000 г и более, то он кормится грудью матери. Число кормлений в сутки 7-8. Только при глубокой недоношенности число кормлений может быть увеличено до 10. Когда масса недоношенного достигнет 2500-4000 г, в возрасте 2-3 месяцев его можно перевести на 6-разовое кормление. Безусловно, оптимальным для вскармливания недоношенного ребенка является молоко его матери. Однако в случае гипогалактии у матери недоношенного ребенка можно использовать донорское грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Смеси «Малютка» или «Детолакт», а лучше - высокоадаптированные смеси «Детолакт-плюс», Нитапа НА-0 (специальное питание для недоношенных), 8етрег ВаЬу 1 и др.-можно назначить ребенку с первого дня жизни, постепенно увеличивая объем, который к 10 дню достигает возрастной суточной нормы. При определении объема рациона обычно исходят из индивидуальных особенностей ребенка, массы при рождении, общего состояния. Недоношенный ребенок по сравнению с доношенным обладает повышенной энергией роста, вместе с тем выносливость к пище у него ниже, вместительность желудка мала, а активность соков пищеварительного тракта уменьшена. Все это требует очень точного определения количества пищи. Для этого объемный метод может быть применен с 2-х недель у детей, родившихся с I степенью недоношенности, и с 3-4 месяцев - при недоношенности II и III степени. Наиболее точные данные получают, применяя калорийный метод определения необходимого объема пищи. В первые 3 дня калорийность пищи для недоношенных детей составляет 40-60 ккал/кг в сутки, что в пересчете на молозиво составляет 35 мл; к 7-8 дню жизни калорийность пищи повышается до 70-80 ккал/кг, к 10-14 дню - до 100-120 ккал/кг в сутки. К концу 1-го месяца жизни недоношенные дети должны получать 135-140 ккал/кг в сутки. С 2-месячного возраста калорийность пищи для детей с массой тела при рождении 1500 г и более уменьшается до 130-135 ккал/кг, для детей с массой тела при рождении менее 1500 г до возраста 3 мес. калорийность пищи сохраняется прежней, т.е. 140 ккал/кг/сут. К возрасту 4-5 мес. все недоношенные дети получают 130 ккал/кг/сут. При смешанном и искусственном вскармливании калорийность пищи повышается на 10-15 ккал/кг. Общее количеств© жидкости, которое получает недоношенный ребенок, составляет 200 мл/кг/сут. При отсутствии сосательного и глотательного рефлекса жидкость ребенку также дают через зонд, введенный в желудок. Потребность в белке у недоношенных детей на! кг массы тела в сутки составляет: 1) при естественном вскармливании: до 3 месяца - 2,5-3,0 г, старше I месяца - 3,0-3,5 г; 2) при искусственном вскармливании адаптированными молочными смесями: до 2 до 1 месяца - 3,0-3,5 г, старше 1 месяца - 3,5-4,0 г; при использовании неадаптированных молочных смесей недоношенные дети получают 4 г/кг белка в сутки. Потребность в жире у недоношенных детей составляет 5-6 г/кг/сут и не зависит от вида вскармливания. Потребность в углеводах составляет 13-15 г/кг в сутки при любом виде вскармливания. Натуральные фруктовые и овощные соки начинают вводить с 2-месячного возраста в постепенно возрастающей дозировке - с 3-5 капель, ежедневно увеличивая это количество до 1-2 чайных ложек. К 3 мес. ребенок должен получать 30 мл сока В возрасте 3 мес. детям дают фруктовое пюре, начиная с 1/3 чайной ложки в постепенно возрастающем количестве (до 30 г в 5 месяцев и 50 г во втором полугодии). Творог при отсутствии специальных показаний следует вводить в рацион недоношенного ребенка на 3-м месяце жизни, начиная с 10 г. Яичный желток вводится с 4-месячного возраста. Первый прикорм вводят с 5 мес. в виде овощного пюре. С целью профилактики анемии с 5,5 мес. можно постепенно вводить протертую печень до 5-10 г 2-3 раза в неделю. В 6 мес. начинают давать второй прикорм в виде каши (5% гречневой, овсяной). С 7 мес. в рацион ребенка включают мясной бульон, а затем и мясной фарш. С 8-9 мес. целесообразно дополнять рацион ребенка печеньем и сухарями, вводить кисломолочные смеси. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ ГОДА Если питание ребенка во втором полугодии жизни было организовано правильно, то к моменту отнятия от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. К одному году у ребенка имеется лишь 6-8 зубов, поэтому пища в этом возрасте и в возрасте до 1,5 лет должна быть в основном протертой. Следует давать также пищу, требующую
О жевания: фрикадельки, паровые котлеты, печенье. С возрастом пища должна быть более плотной, это будет способствовать развитию пищеварительных желез и всего жевательного аппарата. Развитие акта жевания имеет большое значение, так как при этом усиливается выработка пищеварительных соков. Очень важно стремиться к тому, чтобы ребенок ел не по принуждению, потому что аппетит способствует усиленной работе пищеварительных желез. Питание детей старше одного года должно быть более разнообразным. Мясо можно давать в виде суфле, фрикаделек, паровых котлет, а из овощей и круп можно готовить не только каши и шоре, но и запеканки. После того как появились вторые коренные зубы (с 1 года 8 мес), необходимо давать пищу, требующую "активного" жевания. Супы с не протертыми, но хорошо разваренными овощами и крупой, винегреты, паровые котлеты, фрукты (кусочками и целиком), хлеб, сухари. В возрасте 2 лет в рацион детей должны вводиться салаты из разных овощей, к 3 годам - мясо, нарезанное мелкими кусочками. Переход к такой разнообразной пище должен осуществляться постепенно, но делать это надо своевременно и настойчиво. Детей до 1,5 лет наиболее целесообразно кормить 5 раз, старше - 4 раза. Пищу ребенок должен получать всегда в определенное время: завтрак в 7-8 ч утра, обед в 12-13 ч дня, полдник в 16-17 ч дня, ужин в 19-20 ч вечера. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4 стакана простой воды комнатной температуры. По мнению И.П.Павлова, она обладает выраженным сокогонным эффектом. Распределение энергетической ценности пищи в процентах следующее: завтрак -около 25%, обед 30-40%, полдник 10-15%, ужин 25%. При 5-разовом кормлении ребенок получает второй завтрак. При составлении суточного рациона нужно учитывать состав пищевых ингредиентов. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, овощи, сахар) обязательно включают в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) дают не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован. Вводить в рацион новые продукты можно только тогда, когда ребенок здоров. Суточный объем пищи в возрасте от 1 года до 1,5 лет составляет 1000-1100 мл, от 1 года до 3 лет - 1200-1500 мл. В среднем энергетическая потребность в возрасте от 1 года до 3 лет равна 110 ккал/кг. При кормлении ребенка важно, чтобы он ел из одной и той же посуды. Детей старше года усаживают для еды за стол. Предварительно им моют руки и повязывают салфетку. С самого раннего возраста необходимо приучить ребенка к известному порядку, это создает у него гигиенические навыки. Пища должна быть теплой. С 1,5 лет ребенка приучают есть самостоятельно. Для этого ему в руки дают ложку, мать в это время вначале кормит его другой ложкой. Постепенно ребенок привыкает есть без посторонней помощи. Самостоятельная еда способствует улучшению аппетита, ребенок начинает есть охотнее, его заинтересовывает сама процедура еды. На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4~м году может пользоваться вилкой. Пища должна быть не только вкусно приготовленной, но и иметь приятный вид и запах, что способствует выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую или высушенную зелень, ягоды, фрукты, овощи в различных видах, а в качестве пряностей - петрушку, лук, укроп, щавель, ревень. Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко, которое может использоваться в натуральном виде, а также в виде простокваши, кефира, ацидофилина. В основном употребляется коровье молоко. К полноценным белковым продуктам относится мясо. Целесообразно давать говядину, телятину, цыплят, мясо кролика, нежирную свинину. Не рекомендуется жирная говядина, жирная свинина, гусь и утка В детском питании можно использовать субпродукты - мозги, язык, сердце. Наибольшее применение из субпродуктов имеет печень. Она содержит витамины А, Д, группы В, соли кальция, железа, микроэлементы. Из колбасных изделий с 1,5-2-летнего возраста можно давать сосиски, вареную колбасу (типа докторской). Рыба по своим питательным свойствам равноценна мясу, является источником легкоусвояемых, полноценных белков. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью. Однако жир рыбы в больших количествах детьми переносится плохо. Для питания детей до 3 лет используются нежирные сорта рыб (треска, хек, судак, морской окунь). В питании детей можно также использовать специализированные мясные и рыбные консервы. Мясо и рыбу не следует вымачивать, так как при этом часть белков и минеральных веществ переходит в воду. Ценным продуктом детского питания являются куриные яйца. Усвояемость сырых яиц хуже, чем вареных, Кроме того, сырые яйца могут быть обсеменены микроорганизмами, поэтому применять сырые яйца и яйца водоплавающих птиц (утиные, гусиные) не рекомендуется. Целое яйцо ребенку рекомендуется давать в возрасте старше 2 лет (если нет экссудативного диатеза), причем не чаще, чем через день. Избыточное количество яиц вредно для ребенка, так как может вызвать возбуждение нервной системы и привести к запорам. Хорошо чередовать яйца с творогом. Масло в питании детей используется преимущественно сливочное, оно обладает хорошими вкусовыми качествами, содержит витамины А, Д. При термической кулинарной обработке сливочное масло теряет ряд своих ценных свойств, поэтому использовать его следует в натуральном виде - намазывать на хлеб или класть в готовое блюдо. Большое
Т значение в питании детей раннего возраста имеют растительные жиры, ценность которых определяется содержанием в них в больших количествах ненасыщенных жирных кислот. Тугоплавкие жиры и маргарин в питании детей раннего возраста не используется. Хлеб употребляется детьми в пище ежедневно (30 г ржаного и 70 г пшеничного хлеба, в эту норму включают сдобную булку и печенье). Черный хлеб дают детям с 1,5 лет. В питание детей включается разнообразный набор круп: гречневая, овсяная манная, рис. Крупу для каши разваривают в воде и только после этого добавляют молоко. Макаронные изделия богаты углеводами, обладают хорошими вкусовыми качествами, легко усваиваются и их можно использовать в питании детей раннего возраста, но необходимо хорошо разваривать. Особое место в питании детей раннего возраста принадлежит овощам, фруктам, ягодам, зелени. При отсутствии свежих фруктов и овощей можно пользоваться консервированными компотами, соками, пюре. Суточная потребность детей раннего возраста в белках составляет 4 г на 1 кг массы тела (не менее 65% вводимых белков должны быть животного происхождения); жиров они получают 4 г на 1 кг массы тела (примерно 85% животного происхождения, в основном в виде сливочного масла, и 15%- в виде растительного масла); углеводов - 16 г на 1 кг массы тела в сутки. Таким образом, их соотношение 1:1:4. Количество жидкости составляет примерено 80 мл на 1 кг массы тела в сутки с учетом жидкости, содержащейся в пище; в жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья следует давать воду комнатной температуры, кипяченую и не сладкую. У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной калорийности и состоять, примерно, из каши на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе "Здоровье1' с молоком. На обед приходится 35% общей суточной калорийности, рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром, На полдник и ужин (40% калорийности) включаются творог, молоко, печеные изделия, овощные блюда. Нельзя давать детям на ужин пищу, возбуждающую жажду. Для детей школьного возраста режим питания применяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность из пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%. Потребности детей дошкольного и школьного возраста в белках, жирах, углеводах и калориях представлены в табл. 7. Необходимо помнить, что только организация правильного, рационального питания способствует нормальному росту и развитию детского организма. Таблица 7 Потребности детей дошкольного возраста и школьников в нутриентах (г/кг) и энергии (ккал/кг)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рекомендованные нормы потребления белков, жиров и углеводов для детей первого года жижи при различных видах вскармливания
V'
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРОГРАММА лечебного и профилактического питания Нитапа для детей включает: • Заменители грудного молока в зависимости от стадии созревания женского молока Ну таи а • специализированный продукт для недоношенных и маловесных детей с признаками • Лечебные продукты Нитаяа-Электролит, Нитапа НN и Нитапа 1Ш+М8Т, которые • Гипоаллергенные продукты Нитапа НА!, Нитапа НА2 и Нитапа НА-каша, позволяющие свести к минимуму риск пищевой аллергии. • Специализированные продукты Нитапа 811, Нитапа 8Ь-каша для детей с аллергией к белкам коровьего молока, непереносимостью лактозы. • Продукты прикорма ~ каши Нитапа • каши Нитапа без молока (безмолочные и безглютеновые продукты прикорма); • каши Нитапа с молоком (молочные и злаковые каши Нитапа для здоровых детей). В качестве прикорма предлагается широкий спектр каш. Злаковые виды прикорма вводятся по окончании пятого месяца жизни, когда, с одной стороны, увеличивается потребность ребенка в энергии и пищевых веществах, а с другой стороны происходит созревание и стабилизация функций пищеварительной системы и почек. К этому времени кишечник заселяется полезной микрофлорой, которая в процессе своей жизнедеятельности использует балластные вещества, содержащиеся в злаках. Нитапа представляет 14 видов каш, в том числе: • безмолочные щадящие каши - рекомендуются как первые каши; • гниоаллергенная НА-каша - для профилактики пищевой аллергии; • специальная ЗЬ-каша - на основе изолята соевого белка, при непереносимости белков • каши, удачно дополненные фруктами: яблочная, банановая, многокомпонентная фруктовая; • каши, содержащие различные комбинации злаков. Все виды каш Нитапа являются продуктами, адаптированными к потребностям ребенка в витаминах и микроэлементах и обогащены железом и йодом. Ассортимент продуктов детского питания Нитапа помогает индивидуально подходить к назначению питания детям первого года жизни и успешно решать большинство проблем, возникающих в процессе роста и развития ребенка. Индекс по показаниям
- обладает легким закрепляющим эффектом * - обладает легким послабляющим эффектом ПРИЛОЖЕНИЕ 3 РЕЦЕПТЫ ОТДЕЛЬНЫХ БЛЮД для детей первого года жизни Овощной отвар. Морковь, капусту, репу, картофель, кабачки вымыть, очистить, нарезать мелкими ломтиками, залить холодной водой и варить под крышкой до готовности и полного разваривания, процедить через стерильную марлю, довести до кипения, перелить в стерильную бутылочку. Овощи разные - 50 г, вода - 100 мл. Выход - 100 мл. Сок из свежих яблок. Свежие яблоки без пятен вымыть, обдать кипятком, очистить, натереть на терке, переложить в стерильную марлю, сложенную вдвое, отжать сок ложкой из нержавеющей стали; можно пользоваться соковыжималкой. Яблоко - 100 г. Выход - 50 мл. Сок из моркови. Морковь тщательно вымыть щеткой, очистить, обдать кипятком, натереть на мелкой терке, выжать сок с помощью ручной соковыжималки или через стерильную марлю вперекрутку. Если морковь недостаточно сладкая, можно добавить немного сахарного сиропа. Морковь - 100 г. Выход - 40 мл. Сок из белокочанной капусты. Капусту вымыть, очистить, еще раз вымыть, обдать кипятком, тонко нарезать, слегка посолить, подавить ложкой из нержавеющей стали, сложить в марлю или соковыжималку и выдавить сок. Капуста белокочанная - 100 г. Выход - 35-40 г. Пюре из яблок (груш). Спелые, без пятен яблоки (грущи) тщательно вымыть, обдать кипятком, снять тонким слоем кожицу, натереть на мелкой терке. Яблоки (груши) - 50 г. Выход - 40-45 г. Пюре из вишни (сливы, абрикос). Спелые вишни (сливы, абрикосы) перебрать, промыть в проточной воде, обдать кипятком, удалить косточки, протереть ложкой из нержавеющей стали через сито, отделяя кожицу. Если плоды кислые, добавить сахарный сироп по вкусу. Вишни (сливы, абрикосы) - 50 г. Выход - 40 г. Пюре из различных овощей. Различные овощи (морковь, капусту, тыкву, свеклу, репу) промыть щеткой, очистить, нарезать, положить в кастрюлю с небольшим количеством воды, тушить под крышкой, следя за тем, чтобы на дне кастрюли все время была вода (доливать только кипяток), довести до полу готовности, добавить очищенный крупно нарезанный картофель и тушить до готовности. Горячие овощи протереть через сито, влить горячее молоко, немного посолить, хорошо взбить, довести до кипения. В готовое пюре добавить растительное масло. Овощи разные - 80 г, картофель - 20 г, молоко - 25 мл, масло растительное - 3 г. Выход-100 г. Каша манная 5%-ная. В кипящую слегка подсоленную воду (или овощной отвар) тонкой струйкой всыпать просеянную манную крупу; варить на слабом огне при помешивании 15-20 мин, добавить горячее молоко, сахарный сироп и довести до кипения. Манная крупа - 5 г, молоко - 50 мл, овощной отвар (вода) - 80 мл, сахарный сироп -3 мл. Выход- 100 г. Каша манная 10%-ная. Вскипятить воду (или овощной отвар) с половиной порции молока, всыпать просеянную манную крупу, варить на слабом огне 15-20 мин при постоянном помешивании, немного посолить, добавить сахарный сироп, оставшееся подогретое молоко, довести до кипения. В готовую кашу добавить сливочное масло. Манная крупа- 10 г, молоко - 100 г, вода (овощной отвар) - 25мл. сахарный сироп -3 г, масло сливочное - 3 г. Выход - 100г. Каша протертая гречневая. В кипящую воду при помешивании всыпать предварительно перебранную и промытую гречневую крупу, варить на слабом огне в течение часа. Разваренную кашу протереть через сито, добавить горячее молоко, немного соли, сахарный сироп и при помешиваний кипятить еще 2-3 мин. В готовую кашу добавить сливочное масло. Гречневая крупа- 10 г, молоко - 100 мл, вода- 30 мл, сахарный сироп - 3 мл, масло сливочное - 3 г. Выход - 100 г. Каша "розовая". В готовую, чуть остывшую 10%-ную манную кашу влить сок из свежей моркови или помидора, тщательно размешать. Манная крупа - 10 г, молоко - 70 мл, вода (овощной отвар) - 25 мл, сахарный сироп - 3 г, сок моркови (помидора) - 30 мл, сливочное масло - 3 г. Выход - 100 г. Каша ассорти (из различных круп) 10%-ная на цельном молоке. Каша ассорти может быть приготовлена из разных круп на цельном или разведенном молоке. Крупу каждого вида разварить в воде (или в воде пополам с молоком), в горячем виде протереть через сито, влить горячее (но не кипяченое) молоко, раствор поваренной соли, сахарный сироп, мед и сливки, хорошо размешать, довести до кипения, добавить сливочное масло, размешать и разлить. Кашу ассорти можно готовить также из муки, приготовленной из смеси различных
* 'Ъ круп. Рис или крупа манная - 4 г, крупа гречневая - 4 г, крупа овсяная - 2 г, раствор поваренной соли 1,5 мл, сироп сахарный - Змл, молоко цельное - 100 мл, вода™ 40 мл, сливки 10% - 10 мл, мед - 2 мл, масло сливочное - 3 г. Бульон мясной. Кусок мяса (говядины) обмыть, срезать пленку, жир и загрязненные места, разрезать на мелкие кусочки (кости раздробить), положить в кастрюлю, залить холодной водой, довести до кипения и варить наслабом огне в течение часа. Затем в бульон положить очищенные, вымытые, порезанные овощи и зелень и варить еще в течение 1 часа. Готовый бульон процедить через сито, добавить раствор поваренной соли, довести до кипения и использовать для приготовления супов и каш. Мясо - 25 г, морковь - 5 г, петрушка (корень) - 3 г, лук репчатый - 2 г, зелень - 1 г, раствор поваренной соли - 2 мл, вода - 100 мл. Пюре мясное. Мясо нарезать небольшими кусочками, залить водой и тушить до мягкости. Остывшее мясо провернуть дважды через мясорубку, затем протереть через мелкое сито, добавить бульон, немного посолить, довести до кипения, добавить сливочное масло, тщательно перемешать, снять с огня. Мясо говяжье - 40 г, вода - 50 мл, масло сливочное - 3 г. Выход - 50 г. Суп-пюре из курицы. Сварить бульон из куриного мяса, кореньев и репчатого лука. Сваренное мясо курицы пропустить дважды через мясорубку, положить в кипящий бульон, добавить смешанную со сливочным маслом муку, кипятить 2-3 мин, немного посолить, влить горячее молоко и довести до кипения, Курица (мясо) - 80 г. молоко - 20 мл, вода - 80 мл, морковь, коренья петрушки, лук репчатый - по 1 г, масло сливочное - 3 г, мука пшеничная - 3 г. Выход - 50 г. Котлеты из мяса паровые. Мясо говяжье пропустить через мясорубку, смешать с размоченным в холодной воде хлебом и еще раз пропустить через мясорубку, добавить немного соли, тщательно взбивать, добавляя холодную воду. Из полученной массы сформировать котлеты, уложить их в один слой в посуду, залить наполовину бульоном и тушить под крышкой в духовке до готовности (примерно 30-40 мин). Мясо говяжье - 50 г, вода - 30 мл, хлеб пшеничный — 10 г. Выход - 50 г. Тефтели из рыбы. Рыбу (филе) освободить от кожи, пропустить вместе с размоченным в холодной воде хлебом через мясорубку, добавить желток, немного посолить, добавить растительное масло, все вместе взбить миксером или лопаточкой. Из полученной пышной массы сформировать небольшие шарики, уложить их в посуду, наполовшгу залить водой и поставить в духовой шкаф или на очень мед ленный огонь на 20-30 мин. Рыба (треска) - 60 г, хлеб пшеничный - 10 г, желток - 1/4 шт, масло растительное - 4 г. Выход - 50 г. Творог кислый, Кефир вылить в эмалированную посуду и поставить на самый маленький огонь. Когда образуется сгусток, откинуть его на стерильную (прокипяченную) марлю, датьстечь сыворотке. Хранить в холодильнике не более 24 часов. Кефир - 600 мл. Выход - 100 г. ЛИТЕРАТУРА 1. Воронцов И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 6-13. 2. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей, его значение и поддержка. - Санкт-Петербург, 1998. - 272 с, 3. Д1€тетика дитячого вшу / За ред. 1.Л.Бабш, М.Л. Аряева. - Одеса: Друк, 2002. - 232 с, 4. Кормление детей первого года жизни: физиологические основы. - Бюллетень ВОЗ. Приложение к т. 67. - Издание ВОЗ, Женева, 1992. - 2989 с. 5. Конь И.Я. Современные научные принципы организации прикорма детей первого года жизни // Русский медицинский журнал. - 1998. - № 7. - С 1-7. 6. Конь И.Я. Рациональное вскармливание и здоровье детей. Современные аспекты // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 45-49. 7. Ладодо К.С. Питание детей: современные аспекты // Российский педиатрический журнал. - 1998. - № 2. - С. 52-55. 8. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - Санкт-Петербург: Фолиант, 2001.-928 с. 9. Отт В.Д. Современные аспекты здорового питания детей первого года жизни // Матер. ХаршвськоТ регионально! науково-практичноТ конференцп с м!жнародкою участю "Харчування здоровоТ та хворо"! дитини", - Харшв, 1999. - С. 25-31. 10. Отт В.Д., Мюник В.П. До питания про норми потреби у б!лку дггей грудного в!ку // Актуальш проблеми 1 напрямки розвитку пед1атри на сучасному еташ: Матер1али конгресу пед1атр!в Украши. - Кшв, 2003. - С. 48-51. 1 ЬЧеботарьова В.Д., Майданник ВТ. Пропедеатична пед1атрк. - Кшв, 1999. -578 с.
>
|