Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребность детей первого года жизни в углеводах составляет 12-14 г/кг в сутки при всех видах вскармливания (см. приложение 1). 2 page





П


Зрелое грудное молоко имеет низкое содержание протеинов (1,13-2,07 г в 100 мл, в среднем 1,2-1,5 г/100 мл), аминокислот всего 0,8-0,9 в 100 мл. Однако протеины грудного молока по составу очень близки к протеинам тканей ребенка и поэтому легко усваиваются и редко вызывают аллергические реакции. Белки грудного молока содержат все необходимые для развития ребенка аминокислоты. Фракция глобулинов принимает участие в формировании иммунитета против многих инфекционных заболеваний.

Фундаментальной особенностью усвоения белков в раннем возрасте является всасывание некоторой части нерасщепленного белка, что является важнейшим феноменом иммунологической адаптации.

Количество жиров в течение 15 дней от начала лактации значительно возрастает и колеблется в пределах от 2 г до 4-4,5 г (в среднем 3,5 г) на 100 мл молока. Если количество протеинов молока не зависит от рациона матери, то концентрация жиров тесно связана с их количеством в продуктах питания матери. Усвоение жиров женского молока значительно эффективнее, чем коровьего, не только благодаря полиненасыщенным кислотам, которые не синтезируются у детей первого года жизни, но и за счет наличия фермента липазы, под влиянием которой жиры частично расщепляются еще во рту и желудке ребенка. Это, в свою очередь, облегчает работу печени и поджелудочной железы, ферментативная активность которых еще недостаточна.

Жиры женского молока являются значительным источником энергии и обеспечивают приблизительно 50% энергетических затрат. Кроме этого они влияют на процессы миелинизации нервной системы и ее развитие.

По данным ВОЗ (1985 г.) в грудном молоке содержится 18 жизненно важных и незаменимых микроэлементов: кобальт, хром, медь, йод, фтор, железо, марганец, молибден, кадмий, цинк и др., отсутствие или недостаток которых вызывает развитие патологических состояний. Общее содержание минеральных веществ в женском молоке (2,1 г/ л) меньше, чем в коровьем (7,2 г/л). Но биодоступность большинства микроэлементов женского молока значительно выше, чем коровьего. Железо находится в связанной с белками и липидами форме, поэтому усваивается в организме ребенка значительно лучше (до 70%), чем железо коровьего молока (не более 30%). У детей, получающих грудное молоко, реже развиваются анемии по сравнению с детьми, вскармливаемыми адаптированными смесями. Большое биологическое значение имеет медь, которая входит в состав ферментов (цитохромоксидазы и др.), гормонов (адреналин, норадреналин) и биогенных аминов (гистамин, серотонин, дофамин), влияет на рост, развитие, обменные процессы, гемоглобинообразование, фагоцитарную активность лейкоцитов, пигментацию, остеогенез и другие процессы жизнедеятельности. По сравнению с коровьим молоком, в женском молоке меди содержится в 5 раз больше и биодоступность ее выше.

Значительную роль в развитии ребенка играют кальций и фосфор. Их содержание в женском молоке хотя и ниже, чем в коровьем, но соотношение кальция и фосфора в женском молоке (2:1) является идеальным и оптимальным для ребенка, поскольку

И


обеспечивает их лучшую резорбцию и минерализацию костной ткани. Более высокая резорбция кальция из женского молока обусловлена также высокой концентрацией лактозы, низким Рп пищеварительного канала и составом жирных кислот.

Для полноценного усвоения белков, жиров, минеральных веществ и витаминов важную роль играют углеводы. Основной углевод грудного молока - лактоза, которой в женском молоке больше, чем в молоке животных. Существуют и качественные отличия в изомерном строении молочного сахара: в женском молоке содержится р-лактоза, в коровьем - а-лактоза. р-лактоза женского молока в противоположность а-лактозе усваивается в тонкой кишке, где стимулирует рост грамположителыюй бактериальной флоры, синтез витаминов группы В, действует на состав лииидов, уменьшая содержание нейтральных жиров и увеличивая количество лецитина Под действием фермента лактазы лактоза расщепляется на глюкозу и гачактозу с выделением значительного количества энергии Гатактоза необходима для построения нервных клеток мозга, а также для формирования мукополисахаридов роговицы глаза. Замечено, что дети, получающие грудное молоко, в психоэмоционазьном отношении и нервно-психическом развитии опережают сверстников, находящиеся на искусственном вскармливании. Добавки в виде молочных смесей в пищу ребенка ослабляют полезное действие лактозы.

Грудное молоко, а также молозиво, содержат особый вид углеводов - бифидус-фактор, относящийся к олигоаминосахарам. Это важнейший в функциональном отношении компонент, стимулирующий рост и развитие сапрофитной для грудного ребенка бактериальной флоры ~ Ъас. ВШсшт. Концентрация бифидус-фактора в грудном молоке достигает 0,7%. Активность его в материнском молоке в 40 раз выше, чем в коровьем. Бифидус-фактор взаимодействует с лактозой, с иммунными компонентами; стимулируя рост и развитие бифидобактерий, способствует формированию местного иммунитета

Грудное молоко содержит целый ряд ферментов, среди которых наибольшее значение имеют лизоцим, липаза, амилаза и биотинидаза Лизоцим содержится в женском молоке в значительно более высокой концентрации, чем в крови. А в молозиве его в 300 раз больше, чем в коровьем молоке. Лизоцим обладает высоким бактерицидным действием и препятствует развитию экссудативных воспалительных процессов как местных, так и на системном уровне. Липаза женского молока наряду с существенным участием в процессах усвоения пищевого жира, действует разрушающе на лямблии, патогенные амебы и трихомонады. Амилаза женского молока в 10-60 раз активнее амилазы крови. Благодаря этому ферменту дети могут усваивать крахмал практически в любом периоде раннего возраста Биотинидаза женского молока особенно активна в молозиве. Конечная роль этого фермента в физиологии адаптационных процессов новорожденного ребенка еще окончательно не установлена

В состав грудного молока входят гормоны (стероиды, факторы роста и др.). Кроме этого, в грудном молоке, и, особенно в молозиве, в достаточной концентрации содержатся неопиатные пептиды (бомбезин, нейротензин). Это физиологические адаптогены,


регулирующие ответ организма новорожденного ребенка на болевые раздражения,
особенно после родового стресса Они создают охранный режим, стимулируют
гастроинтестинальную подвижность. Практически это анальгетики, уменьшающие
болевые реакции младенца, регулируют температуру и реакции, сосудистый тонус,
способствуют более эффективному прохождению адаптационных процессов.,

Большое значение имеет и то, что молозиво и молоко ребенок получает из груди теплым, почти стерильным. Возможность проникновения в его организм патогенных микроорганизмов очень ограничена и зависит от некоторых патологических состояний к личной гигиены матери.

Иммунобиологическая роль женского молока

Женское молоко играет наиважнейшую роль в формировании противоинфекционного иммунитета у грудных детей. С ним в организм ребенка регулярно поступает ряд особых биологически активных веществ, которые обеспечивают передачу так называемого пассивного иммунитета от матери к ребенку. В женском молоке выявлены иммуноглобулины классов О, А, М. Но среди них особенно важное значение имеет секреторный иммуноглобулин А ($1§А), который вырабатывается непосредственно в молочных железах и составляет около 90% общего уровня 1§А женского молока

Специфические иммунные свойства женского молока усиливаются иммунологически активными клетками - макрофагами и лимфоцитами, которые переносятся в молочные железы с током крови, и оттуда переходят в молоко.

К другим факторам защиты женского молока относятся железосодержащий белок лактоферин, ферменты лизоцим и лактопероксидаза, а также противовирусный фактор интерферон. Лактоферин стимулирует фагоцитоз и активность комплемента Биологическая роль лизоцима связана с бактерицидной активностью и положительным бифидогенным влиянием на микрофлору кишечника Таким образом, материнское молоко целой системой защитных и противоинфеквдюнных факторов, которые формируют местный и общий иммунитет против болезнетворных микроорганизмов в самый поражаемый период жизни ребенка когда его собственная иммунная система развита еще совсем слабо и не может обеспечить полноценную защиту.

Противопоказания и затруднения при вскармливании ребенка грудью

Стойкими протнвошжазаннями к раннему прикладыванию ребенка к груди являются:

1. Глубокая степень недоношенности,

2. Оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов,

3. Асфиксия новорожденного,

4. Родовая травма с нарушением мозгового кровообращения,

5. Гемолитическая болезнь новорожденного (несовместимость ребенка и матери по системе АВО или по резус-фактору).


При наличии врожденных аномалий обмена (фенилкетонурия, галактоземия и др.) ребенок вообще не кормится грудью.

Стойкими противопоказаниями со стороны матери к кормлению ребенка грудью являются; все хронические заболевания матери в стадии декомпе нсации: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, крови, эндокринная патология, а также злокачественные новообразования, натичие послеродового психоза активная форма туберкулеза ВИЧ-инфицированность.

Временными противопоказаниями со стороны здоровья матери могут быть: 1» Кесарево сечение (в стадии наркоза),

2. Острые кишечные и другие инфекционные заболевания (тифы, менингит, рожа вирусный гепатит, сепсис и т.п.) в остром периоде,

3. Гнойный мастит.

При наличии Ип-конфликта матери и ребенка кормление материнским молоком начинается по исчезновению в нем резус-агглютининов.

Затруднения при вскармливании ребёнка грудью

А Со стороны ребенка:

1) незаращение верхней губы ~ «заячья губа» и твердого неба- «волчья пасть»;

2) анкилоглосеия - укороченная уздечка языка;

3) прогнатизм - неправильный прикус, когда нижняя челюсть мата (передний
прогнатизм) или слишком велика (задний прогнатизм);

4) молочница ротовой полости, стоматит;

5) заложенность носа насморк. Б. Со стороны матери:

 

1) тугая грудь, лактостаз - застой молока;

2) неправильная форма сосков молочных желез - маленькие, инфантильные, плоские, втянутые, остроконечные;

3) ссадины и трещины сосков;

4) мастит;

5) галакторрея - самопроизвольное вытекание молока;

6) гипогалактия - недостаточное количество молока у матери.

Нарушения лактации

Молоко начинает прибывать у матери с 3-4 дня после родов и его объем нарастает по мере увеличения потребности ребенка: к 4-5 месяцу среднесуточный объем достигает 1 л и более. Уменьшение объема выделяемого молока называется гипогалактией. Гипогалактия у матери является основной (до 90 % случаев) среди причин перевода детей на искусственное вскармливание. Выделяют следующие виды гипогалактий:


 




ПЕРВИЧНАЯ ГИПОГАЛАКТИЯ:

• встречается редко;

• вследствие нейрогуморальных нарушений в организме матери;

• при недоразвитии молочных желез;

• вследствие перенесенных воспалительных заболеваний молочных желез. ВТОРИЧНАЯ ГИПОГАЛАКТИЯ:

• ранняя - на 2-3-й неделе жизни ребенка;

• поздняя - на 4-й неделе жизни ребенка и позднее;

Вторичная гипогалактия развивается:

1. вследствие переутомления, неправильного питания, психологическими перегрузками, социально-экономическими неурядицами, и т.д.

2. вследствие неправильных техники и режима кормления ребенка;

3. вследствие неправильного ухода за молочными железами (трещины, эрозии,

мастит) и др.

СТЕПЕНИ ГИПОГАЛАКТИИ определяют по разности между необходимым и фактическим суточным количеством молока, которое выделяется молочными железами, высасывается ребенком и сцеживается после каждого кормления:

I степень - дефицит молока до 25%

II степень - дефицит молока до 50%

 

III степень - дефицит молока до 75%

IV степень - дефицит молока свыше 75%.

ПРОФИЛАКТИКА ГИПОГАЛАКТИИ У МАТЕРИ:

1. Рациональное питание женщины и питьевой режим;

2. Пребывание на свежем воздухе не менее 2 часов в день;

3. Ежедневная утренняя гимнастика беременной;

4. Подготовка молочных желез к кормлению грудью;

5. УФО (за 4-5 недель до родов, начиная с 1/8 биодозы и постепенно доводя до 1-2 биодоз);

6* Иглорефлексотерапия;

7. Благоприятные взаимоотношения с окружающими, доброжелательное отношение всех близких к беременной и молодой маме;

8. Проведение массажа молочных желез до и после кормления;

9. Воздушные ванны (10-15 мин);

1(1. Частое прикладывание ребенка к груди;

Неправильная техника вскармливания с соблюдением гигиеничных мероприятий и сцеживание остатков молока;


12Л1оощрение ночного кормления (гормон пролактин, который стимулирует образование молока, наиболее активно проявляет свое действие в ночное время).

Для улучшения молокоотдачи рекомендуется за 20 - 30 минут до кормления ребенка выпить горячий сладкий чай с молоком, компот, отвар шиповника.

Первые признаки недостатка объема грудного молока - изменение поведения ребенка

Лечение первичной гипогалактии включает в себя, в первую очередь, терапию эндокринного заболевания, в частности, использования пролактина (по 5-6 ед. 2-3 раза в сутки). Лечение вторичной гипогалактии - это прежде всего устранение причин, ее вызывающих (нормализация режима питания с увеличением объема потребляемой жидкости в среднем на 1 л по сравнению с привычным объемом; оптимизация психологического климата в семье, исключение стрессов; обеспечение достаточного отдыха молодой мамы и т.д.). Полезны теплый душ с растиранием махровым полотенцем спины, плеч; массаж; настои трав мелисы, тысячелистника, укропа, тмина, аниса, фенхеля, грецких орехов. Поможет также использование необходимых терапевтических средств. К ним относятся никотиновая кислота (40-50 мг - 2-3 раза в день, после еды матери за 15 минут до кормления ребенка), токоферол (по 15 мг 2 раза в день), апилак (0,01 г 3 раза в день) в течение 15 дней, микродозы йода, глютаминовая кислота, витамины группы В (Вь В2). Положительно влияют на лактацию массаж, теплый душ, тепловые обвертывания молочных желез, УВЧ, УФО, акупунктура.

У многих кормящих женщин через 1-1,5 месяца после родов может развиться «лактационный криз» - кратковременное уменьшение объема лактации, что сопровождается уменьшением образования молока Кормящая мать ощущает снижение «прилива» молока, «пустую» грудь. Данное состояние обычно обратимое и обусловлено физиологической послеродовой гормональной перестройкой женского организма. Иногда лактационные кризы могут возникать неоднократно. Необходимы терпение и усилия по восстановлению нормальной лактации. На 3, 7 и 12 месяцах могут возникать «голодные кризы», обусловленные интенсивным ростом ребенка и его потребности в молоке, превышающей фактический объем лактации.

Правила кормления грудью

При вскармливании ребенка грудью следуег соблюдать следующие правила:

1. Перед каждым кормлением мать должна чистыми руками обмыть грудь кипяченой
водой.

2. Сцедить несколько капель молока из выводных протоков железы и начинать
кормить ребенка.

3. Ребенок губами должен захватывать не только сосок, но и область ареолы.

4. При каждом прикладывании к груди мать должна быть сосредоточенной, так как


 



 


это момент наиболее тесного общения с младенцем; он способствует повышению лактации и благотворно влияет на организм малыша.

5. Не рекомендуется во время кормления ребенка проводить туалет и менять пеленки,

6. Длительность каждого кормления грудью должна быть не более 30 минут,
Здоровые дети сами регулируют продолжительность кормления. «Ленивым сосунам» для
насыщения необходимо 20-30 минут, для «активных» оказываются достаточными 10-15
минут. Во время кормления и те. и другие съедают приблизительно одинаковое количество
молока.

7. После кормления целесообразно подержать ребенка в вертикальном положении 5-10 минут во избежание аэрофагии.

8. После окончания кормления необходимо полностью сцедить остатки молока из груди и обсушить ее чистой мягкой тканью во избежание мацерации сосков, сосок защитить марлевой салфеткой.

9. Если у матери молока недостаточно, то после кормления одной грудью? при
полном ее опорожнении (!), ребенку обязательно следует предложить вторую грудь, а
следующее кормление начинать с той груди, которой закончилось предыдущее.

N8! Определенные трудности возникают при вскармливании близнецов. В этом случае детей прикладывают к груди поочередно. Первым кормят более беспокойного ребенка. Второго ребенка сначала следует приложить к этой же груди для более полного ее опорожнения, а затем кормить из другой. Следующее кормление надо начинать с той груди, из которой мать кормила второго ребенка. Как правило, при кормлении двойни у матери не хватает молока, и дети нуждаются в докорме донорским молоком или молочными смесями. При этом следует учитывать, что более слабый ребенок нуждается в большем количестве грудного молока. Учет количества высосанного молока проводится путем контрольных взвешиваний детей до кормления и после него.

10. Не следует часто мыть грудные железы с мылом, поскольку происходит удаление жировой смазки с кожи в области сосков и ореол, а это способствует появлению трещин

Режим кормления ребенка

Здоровых новорожденных детей (с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов) следует прикладывать к груди матери, при отсутствии противопоказаний с ее стороны, в возможно ранние сроки после рождения (Приказ Министра Здравоохранения Украины № 4 от 5.01.96 г.) - в течение первых. 30»60 минут после рождения, на 2-3 минуты, независимо от того, есть ли у матери молоко.

Первое прикладывание ребенка к груди в настоящее время осуществляют одновременно с процедурой кожного контакта в два этапа. На первом этапе ребенок выкладывается обнаженным на живот матери еще до окончания пульсации пуповины. Сразу же после первичной обработки пуповины и обтирания ребенок вновь возвращается на грудь и живот матери так, чтобы голова новорожденного находилась между грудными железами. Для кожного контакта, который должен продолжаться не менее 30 минут,


новорожденного лучше не мыть водой и отложить до его конца процедуру обработки глаз ребенка. Мать и ребенка укрывают стерильными простынями и одеялом, согревают и оставляют в покое. Среди новорожденных есть дети, которые сразу отыскивают сосок матери и начинают сосать; некоторые отдыхают 20-30 минут. Если ребенок на протяжений 20-30 минут не может сосать, то только тогда ему нужна помощь в этой процедуре» Можно помочь ребенку, стимулируя поисковые движения губ и головы мягким поглаживанием кожи около ротика.

Таким образом, раннее прикладывание ребенка к груди матери обеспечивает продолжение биологического контакта матери и ребенка, эмоциональное удовлетворение женщины, пробуждение инстинкта материнства; обусловливает повышение содержания пролактина в сыворотке крови, увеличение количества молока и продолжительность лактации, т.е. повышает эффективность лактации. Прикосновение луб ребенка к соску повышает выработку окситоцина, что способствует отделению плаценты и остановке кровотечения. Но главное - это адаптация новорожденного в условиях новой не стерильной среды с помощью колонизации кожного покрова и слизистых оболочек пищеварительного тракта микроорганизмами матери, в молозиве и молоке которой содержатся антитела к этим микроорганизмам. Чем раньше ребенок получит противомикробные факторы молозива, тем меньше будет его обсеменение условно-патогенной флорой окружающей среды.

В последние годы получил распространение принцип свободного вскармливания, когда ребенка кормят по его требованию, а не по расписанию. Согласно методике «свободного кормления» ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный ритм -«график» приема пищи с постоянными достаточно продолжительными отрезками времени между отдельными кормлениями.

В родильном доме число кормлений новорожденного ребенка составляет в среднем 8-10, а в некоторых случаях даже 15-20 в сутки, в том числе включая и ночные прикладывания к груди.

В настоящее время не запрещается, и даже, наоборот, поощряется ночное кормление ребенка. Оно дает ребенку дополнительную возможность для закрепления сосательного рефлекса. Кроме того, ночью выделяется больше пролактина, чем днем, что стимулирует лактацию. Обычно, до 1-1,5 месяцев у ребенка устанавливается индивидуальный ритм кормления, и он сам отказывается от кормления ночью.

Придерживаясь «свободного вскармливания», мать должна научиться различать голодный плач ребенка от беспокойства по другим причинам. Если мать не может приспособиться к «свободному вскармливанию», то следует вернуться к кормлению ребенка в определенные часы. Это будет способствовать выработке четкого ритма деятельности пищеварительных желез, улучшению аппетита и общего состояния ребенка.

Обычно, здоровых детей первые 5-6 месяцев кормят через 3-3,5 часа, то есть 6~~7 раз в сутки с 6-7-часовым перерывом, а после введения прикорма устанавливается 5-разовое кормление (через 4 часа с интервалом 8 часов).

п


Расчет приблизительного объема питания, необходимого

ребенку первого года жизни

Здоровый ребенок сам регулирует- необходимый ему объем грудного молока. Основной показатель достаточности питания - правильное физическое и нервно-психическое развитие ребенка,

Существует несколько способов расчета объема питания детям первого года жизни.

Для расчета суточного объема молока (Ус) ребенку первых 7-10. дней жизни применяют следующие формулы:

1) Формула Финкельштейна-Тура:
Ус = 70 х п (при Мр < 3200),

Ус ~80хп (при Мр > 3200), где п - возраст ребенка в днях, Мр ~~ масса при рождении.

2) Формула ГЛЗайцевой:
Ус = 2%Афх п,

где обозначения те же. После 10 дней жизни до года суточный объем рациона определяют:

1) методом Гейбнера и Черни (объемный метод). Согласно этому методу суточный
объем рациона составляет

* от 2 недель до 2 мес. - 1/5 от массы тела,

* от 2 до 4 месяцев - 1/6 от массы тела,

* от 4 до 6 месяцев - 1/7 от массы тела,

* от 6 до 9 месяцев - 1/8 от массы тела,

* от 9 до 12 месяцев - 1/9 от массы тела.

Однако следует помнить, что объем рациона ребенка первого года жизни не должен превышать 1000 мл в первое полугодие и 1200 мл - к концу второго полугодия.

N3! Для детей с большой по возрасту массой тела объемный суточный метод расчета отличается от традиционного: с 10 дня количество суточного питания составляет 1/6 массы тела, далее 1/7,1/8 и к одному году -1/10 массы тела,

2) методом М.СМаслова (калорийный метод). Этот метод наиболее точен,
позволяет индивидуализировать расчет объема суточного рациона ребенка и чаще

используется в тех случаях, когда масса тела не соответствует возрастной норме (пара-, гипотрофия, недоношенные дети). Он основан на том, что суточная потребность ребенка в калориях на 1 кг массы составляет

* в возрасте до 3 мес. - 1.20 ккал

* в возрасте от 4 до 6 мес. - 115 ккал

* в возрасте от 7 до 9 мес, - 110 ккал

* в возрасте от 10 до 12 мес, - 100 ккал,

а калорийность 1 литра грудного молока составляет 700 ккал. Следует подсчитать


суточную потребность ребенка в килокалориях и, сравнив с калорийностью 1 литра

молока, найти необходимый его объем. Однако этот метод можно применять только до введения в рацион прикорма, поскольку нельзя приравнять калорийность блюд прикорма калорийности грудного молока.

Пример: ребенок в возрасте 2 мес, имеющий массу 4900 г, должен получить 120 ккал на 1 кг массы в сутки, т.е. 120 х 4,9 = 588 (ккал). 1000 мл грудного молока содержат 700 ккал,

X мл------------ ------- 588 ккал,

X - (588 х 1000): 700 = 840 (мл),

Питьевой режим ребенка

Вода - важнейшая составная часть организма человека. В ее присутствии осуществляются все процессы обмена веществ. Общее содержание воды в организме и ее распределение в тканях с возрастом изменяется. Чем меньше возраст, тем больше в организме относительное содержание воды. У новорожденных оно составляет 80% от массы тела, в возрасте одного года - 66%, у взрослого человека - 60%.

В связи с естественными потерями жидкости через почки, кожу и выдыхаемый воздух, для поддержания баланса воды в организме необходимо постоянно пополнять его за счет жидкости, содержащейся в пище, питьевой воде или напитках. У новорожденных и грудных детей обмен воды характеризуется особенно высокой напряженностью и нестабильностью. Это обусловлено незрелостью систем, регулирующих водно-солевой баланс, и может приводить к чрезмерным потерям воды и минеральных солей, например, вследствие перегревания малыша, заболеваний, сопровождающихся высокой лихорадкой, при поносах, рвоте и т.д.

Состояние водно-солевого баланса и риск его нарушения в большей мере зависят от характера вскармливания ребенка.

Грудное молоко матери создает максимально благоприятные условия для водно-солевого равновесия в организме малыша Поэтому в первые месяцы жизни при исключительно грудном вскармливании и оптимальных условиях жизни (температура окружающей среды 22-24°€, умеренная относительная влажность, исключение чрезмерного укутывания ребенка, активное сосание, отсутствие заболеваний) нет необходимости дополнительно поить ребенка водой. В грудном молоке для малыша имеется достаточное количество жидкости (88% из 100 мл молока).

При искусственном вскармливании, особенно неадаптированными молочными смесями, в организме ребенка образуется значительно больше конечных продуктов обмена веществ (шлаков). Для их выведения требуется больше жидкости, чем поступает с пищей. Поэтому малыши, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании, требуют дополнительного введения жидкости.

После введения прикорма все дети требуют дополнительного введения воды или


 


 


Л


слабо заваренного чая (желательно, с лимонным соком), фруктового или овощного отвара, В настоящее время в магазинах детского питания есть специальные чаи для малышей., приготовленные в удобной гранулированной форме с экстрактами экологически чистых лекарственных растений - ромашки, фенхеля, композиций разных трав. Потребность в дополнительном количестве жидкости очень индивидуальна. Она составляет от 50 др 200 мл в день (в среднем - объем одного кормления), но в жаркое время года может быть и большей.

Жидкость следует давать ребенку с ложечки малыми порциями между кормлениями (но не перед самым кормлением) или ночью, если ребенок проснулся.

В жидкость для питья не рекомендуется добавлять сахар

Потребность ребенка первого года жизни 6 основных пищевых ингредиентах (нутриентах)

При естественном вскармливании ребенок ежедневно должен получать пищевые ингредиенты в следующих количествах (в расчете на I кг массы тела): белки до введения прикорма- 2-2,5 г; после введения прикорма в возрасте 4,5-6 мес. ~- 2,5-3 г, с 7 мес. - 3,0-3,5 г. Это объясняется увеличением в пищевом рационе содержания белка коровьего молока, мяса, растительных белков, усвояемость которых ниже белка женского молока.

Потребность в жире детей первого года жизни на 1 кг массы тела в сутки определяется возрастом: в течение первых 3 мес. жизни - 6,5 г, с 4 до 6 мес. - 6 г, с 7 до 9 мес. - 5,5 г, с 10 до 12 мес. - 5 г. Такая потребность сохраняется независимо от вида вскармливания.

Потребность детей первого года жизни в углеводах составляет 12-14 г/кг в сутки при всех видах вскармливания (см. приложение 1).

Соотношение пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы) при естественном вскармливании составляет 1: (2,5-3): (5э5-6), а после введения прикорма - 1:2:4. Это обеспечивает сбалансированное питание ребенка первого года жизни.

Етдение пищевых добавок и прикормов при естественном вскармливании

Мать должна кормить ребенка грудью как можно дольше - до годовалого возраста, а если есть возможность, то и после года. Уникальные биологические свойства грудного молока полезны малышам и в этом возрасте. Но исключительно «молочный» период жизни ребенка, когда грудное молоко полностью удовлетворяет все пищевые и энергетические потребности, продолжается не более 4,5-5 месяцев. К этому возрасту малыши заметно подрастают, у них удваивается масса тела, увеличивается двигательная активность, и соответственно увеличиваются энергетические затраты. Исключительно молочная пища уже не может удовлетворить все увеличивающиеся потребности. С этого возраста дети нуждаются в дополнительном питании - прикорме. Изменения происходят и


в самом организме ребенка: пищеварительная система становится все более зрелой, способной к перевариванию не только жидкой, молочной, но и другой, более плотной пищи. А через 2-3 месяца появятся первые молочные зубы: постепенно вырабатываются навыки сначала измельчать, перетирать пищу и только потом ее проглатывать.

Существует специальная программа, предусматривающая постепенное введение в рацион питания детей отдельных продуктов и блюд прикорма вместо грудного молока (табл. 3).

Date: 2015-08-15; view: 855; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию