Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребность детей первого года жизни в углеводах составляет 12-14 г/кг в сутки при всех видах вскармливания (см. приложение 1). 2 pageП Зрелое грудное молоко имеет низкое содержание протеинов (1,13-2,07 г в 100 мл, в среднем 1,2-1,5 г/100 мл), аминокислот всего 0,8-0,9 в 100 мл. Однако протеины грудного молока по составу очень близки к протеинам тканей ребенка и поэтому легко усваиваются и редко вызывают аллергические реакции. Белки грудного молока содержат все необходимые для развития ребенка аминокислоты. Фракция глобулинов принимает участие в формировании иммунитета против многих инфекционных заболеваний. Фундаментальной особенностью усвоения белков в раннем возрасте является всасывание некоторой части нерасщепленного белка, что является важнейшим феноменом иммунологической адаптации. Количество жиров в течение 15 дней от начала лактации значительно возрастает и колеблется в пределах от 2 г до 4-4,5 г (в среднем 3,5 г) на 100 мл молока. Если количество протеинов молока не зависит от рациона матери, то концентрация жиров тесно связана с их количеством в продуктах питания матери. Усвоение жиров женского молока значительно эффективнее, чем коровьего, не только благодаря полиненасыщенным кислотам, которые не синтезируются у детей первого года жизни, но и за счет наличия фермента липазы, под влиянием которой жиры частично расщепляются еще во рту и желудке ребенка. Это, в свою очередь, облегчает работу печени и поджелудочной железы, ферментативная активность которых еще недостаточна. Жиры женского молока являются значительным источником энергии и обеспечивают приблизительно 50% энергетических затрат. Кроме этого они влияют на процессы миелинизации нервной системы и ее развитие. По данным ВОЗ (1985 г.) в грудном молоке содержится 18 жизненно важных и незаменимых микроэлементов: кобальт, хром, медь, йод, фтор, железо, марганец, молибден, кадмий, цинк и др., отсутствие или недостаток которых вызывает развитие патологических состояний. Общее содержание минеральных веществ в женском молоке (2,1 г/ л) меньше, чем в коровьем (7,2 г/л). Но биодоступность большинства микроэлементов женского молока значительно выше, чем коровьего. Железо находится в связанной с белками и липидами форме, поэтому усваивается в организме ребенка значительно лучше (до 70%), чем железо коровьего молока (не более 30%). У детей, получающих грудное молоко, реже развиваются анемии по сравнению с детьми, вскармливаемыми адаптированными смесями. Большое биологическое значение имеет медь, которая входит в состав ферментов (цитохромоксидазы и др.), гормонов (адреналин, норадреналин) и биогенных аминов (гистамин, серотонин, дофамин), влияет на рост, развитие, обменные процессы, гемоглобинообразование, фагоцитарную активность лейкоцитов, пигментацию, остеогенез и другие процессы жизнедеятельности. По сравнению с коровьим молоком, в женском молоке меди содержится в 5 раз больше и биодоступность ее выше. Значительную роль в развитии ребенка играют кальций и фосфор. Их содержание в женском молоке хотя и ниже, чем в коровьем, но соотношение кальция и фосфора в женском молоке (2:1) является идеальным и оптимальным для ребенка, поскольку И обеспечивает их лучшую резорбцию и минерализацию костной ткани. Более высокая резорбция кальция из женского молока обусловлена также высокой концентрацией лактозы, низким Рп пищеварительного канала и составом жирных кислот. Для полноценного усвоения белков, жиров, минеральных веществ и витаминов важную роль играют углеводы. Основной углевод грудного молока - лактоза, которой в женском молоке больше, чем в молоке животных. Существуют и качественные отличия в изомерном строении молочного сахара: в женском молоке содержится р-лактоза, в коровьем - а-лактоза. р-лактоза женского молока в противоположность а-лактозе усваивается в тонкой кишке, где стимулирует рост грамположителыюй бактериальной флоры, синтез витаминов группы В, действует на состав лииидов, уменьшая содержание нейтральных жиров и увеличивая количество лецитина Под действием фермента лактазы лактоза расщепляется на глюкозу и гачактозу с выделением значительного количества энергии Гатактоза необходима для построения нервных клеток мозга, а также для формирования мукополисахаридов роговицы глаза. Замечено, что дети, получающие грудное молоко, в психоэмоционазьном отношении и нервно-психическом развитии опережают сверстников, находящиеся на искусственном вскармливании. Добавки в виде молочных смесей в пищу ребенка ослабляют полезное действие лактозы. Грудное молоко, а также молозиво, содержат особый вид углеводов - бифидус-фактор, относящийся к олигоаминосахарам. Это важнейший в функциональном отношении компонент, стимулирующий рост и развитие сапрофитной для грудного ребенка бактериальной флоры ~ Ъас. ВШсшт. Концентрация бифидус-фактора в грудном молоке достигает 0,7%. Активность его в материнском молоке в 40 раз выше, чем в коровьем. Бифидус-фактор взаимодействует с лактозой, с иммунными компонентами; стимулируя рост и развитие бифидобактерий, способствует формированию местного иммунитета Грудное молоко содержит целый ряд ферментов, среди которых наибольшее значение имеют лизоцим, липаза, амилаза и биотинидаза Лизоцим содержится в женском молоке в значительно более высокой концентрации, чем в крови. А в молозиве его в 300 раз больше, чем в коровьем молоке. Лизоцим обладает высоким бактерицидным действием и препятствует развитию экссудативных воспалительных процессов как местных, так и на системном уровне. Липаза женского молока наряду с существенным участием в процессах усвоения пищевого жира, действует разрушающе на лямблии, патогенные амебы и трихомонады. Амилаза женского молока в 10-60 раз активнее амилазы крови. Благодаря этому ферменту дети могут усваивать крахмал практически в любом периоде раннего возраста Биотинидаза женского молока особенно активна в молозиве. Конечная роль этого фермента в физиологии адаптационных процессов новорожденного ребенка еще окончательно не установлена В состав грудного молока входят гормоны (стероиды, факторы роста и др.). Кроме этого, в грудном молоке, и, особенно в молозиве, в достаточной концентрации содержатся неопиатные пептиды (бомбезин, нейротензин). Это физиологические адаптогены, регулирующие ответ организма новорожденного ребенка на болевые раздражения, Большое значение имеет и то, что молозиво и молоко ребенок получает из груди теплым, почти стерильным. Возможность проникновения в его организм патогенных микроорганизмов очень ограничена и зависит от некоторых патологических состояний к личной гигиены матери. Иммунобиологическая роль женского молока Женское молоко играет наиважнейшую роль в формировании противоинфекционного иммунитета у грудных детей. С ним в организм ребенка регулярно поступает ряд особых биологически активных веществ, которые обеспечивают передачу так называемого пассивного иммунитета от матери к ребенку. В женском молоке выявлены иммуноглобулины классов О, А, М. Но среди них особенно важное значение имеет секреторный иммуноглобулин А ($1§А), который вырабатывается непосредственно в молочных железах и составляет около 90% общего уровня 1§А женского молока Специфические иммунные свойства женского молока усиливаются иммунологически активными клетками - макрофагами и лимфоцитами, которые переносятся в молочные железы с током крови, и оттуда переходят в молоко. К другим факторам защиты женского молока относятся железосодержащий белок лактоферин, ферменты лизоцим и лактопероксидаза, а также противовирусный фактор интерферон. Лактоферин стимулирует фагоцитоз и активность комплемента Биологическая роль лизоцима связана с бактерицидной активностью и положительным бифидогенным влиянием на микрофлору кишечника Таким образом, материнское молоко целой системой защитных и противоинфеквдюнных факторов, которые формируют местный и общий иммунитет против болезнетворных микроорганизмов в самый поражаемый период жизни ребенка когда его собственная иммунная система развита еще совсем слабо и не может обеспечить полноценную защиту. Противопоказания и затруднения при вскармливании ребенка грудью Стойкими протнвошжазаннями к раннему прикладыванию ребенка к груди являются: 1. Глубокая степень недоношенности, 2. Оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов, 3. Асфиксия новорожденного, 4. Родовая травма с нарушением мозгового кровообращения, 5. Гемолитическая болезнь новорожденного (несовместимость ребенка и матери по системе АВО или по резус-фактору). При наличии врожденных аномалий обмена (фенилкетонурия, галактоземия и др.) ребенок вообще не кормится грудью. Стойкими противопоказаниями со стороны матери к кормлению ребенка грудью являются; все хронические заболевания матери в стадии декомпе нсации: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, крови, эндокринная патология, а также злокачественные новообразования, натичие послеродового психоза активная форма туберкулеза ВИЧ-инфицированность. Временными противопоказаниями со стороны здоровья матери могут быть: 1» Кесарево сечение (в стадии наркоза), 2. Острые кишечные и другие инфекционные заболевания (тифы, менингит, рожа вирусный гепатит, сепсис и т.п.) в остром периоде, 3. Гнойный мастит. При наличии Ип-конфликта матери и ребенка кормление материнским молоком начинается по исчезновению в нем резус-агглютининов. Затруднения при вскармливании ребёнка грудью А Со стороны ребенка: 1) незаращение верхней губы ~ «заячья губа» и твердого неба- «волчья пасть»; 2) анкилоглосеия - укороченная уздечка языка; 3) прогнатизм - неправильный прикус, когда нижняя челюсть мата (передний 4) молочница ротовой полости, стоматит; 5) заложенность носа насморк. Б. Со стороны матери:
1) тугая грудь, лактостаз - застой молока; 2) неправильная форма сосков молочных желез - маленькие, инфантильные, плоские, втянутые, остроконечные; 3) ссадины и трещины сосков; 4) мастит; 5) галакторрея - самопроизвольное вытекание молока; 6) гипогалактия - недостаточное количество молока у матери. Нарушения лактации Молоко начинает прибывать у матери с 3-4 дня после родов и его объем нарастает по мере увеличения потребности ребенка: к 4-5 месяцу среднесуточный объем достигает 1 л и более. Уменьшение объема выделяемого молока называется гипогалактией. Гипогалактия у матери является основной (до 90 % случаев) среди причин перевода детей на искусственное вскармливание. Выделяют следующие виды гипогалактий:
ПЕРВИЧНАЯ ГИПОГАЛАКТИЯ: • встречается редко; • вследствие нейрогуморальных нарушений в организме матери; • при недоразвитии молочных желез; • вследствие перенесенных воспалительных заболеваний молочных желез. ВТОРИЧНАЯ ГИПОГАЛАКТИЯ: • ранняя - на 2-3-й неделе жизни ребенка; • поздняя - на 4-й неделе жизни ребенка и позднее; Вторичная гипогалактия развивается: 1. вследствие переутомления, неправильного питания, психологическими перегрузками, социально-экономическими неурядицами, и т.д. 2. вследствие неправильных техники и режима кормления ребенка; 3. вследствие неправильного ухода за молочными железами (трещины, эрозии, мастит) и др. СТЕПЕНИ ГИПОГАЛАКТИИ определяют по разности между необходимым и фактическим суточным количеством молока, которое выделяется молочными железами, высасывается ребенком и сцеживается после каждого кормления: I степень - дефицит молока до 25% II степень - дефицит молока до 50%
III степень - дефицит молока до 75% IV степень - дефицит молока свыше 75%. ПРОФИЛАКТИКА ГИПОГАЛАКТИИ У МАТЕРИ: 1. Рациональное питание женщины и питьевой режим; 2. Пребывание на свежем воздухе не менее 2 часов в день; 3. Ежедневная утренняя гимнастика беременной; 4. Подготовка молочных желез к кормлению грудью; 5. УФО (за 4-5 недель до родов, начиная с 1/8 биодозы и постепенно доводя до 1-2 биодоз); 6* Иглорефлексотерапия; 7. Благоприятные взаимоотношения с окружающими, доброжелательное отношение всех близких к беременной и молодой маме; 8. Проведение массажа молочных желез до и после кормления; 9. Воздушные ванны (10-15 мин); 1(1. Частое прикладывание ребенка к груди; Неправильная техника вскармливания с соблюдением гигиеничных мероприятий и сцеживание остатков молока; 12Л1оощрение ночного кормления (гормон пролактин, который стимулирует образование молока, наиболее активно проявляет свое действие в ночное время). Для улучшения молокоотдачи рекомендуется за 20 - 30 минут до кормления ребенка выпить горячий сладкий чай с молоком, компот, отвар шиповника. Первые признаки недостатка объема грудного молока - изменение поведения ребенка Лечение первичной гипогалактии включает в себя, в первую очередь, терапию эндокринного заболевания, в частности, использования пролактина (по 5-6 ед. 2-3 раза в сутки). Лечение вторичной гипогалактии - это прежде всего устранение причин, ее вызывающих (нормализация режима питания с увеличением объема потребляемой жидкости в среднем на 1 л по сравнению с привычным объемом; оптимизация психологического климата в семье, исключение стрессов; обеспечение достаточного отдыха молодой мамы и т.д.). Полезны теплый душ с растиранием махровым полотенцем спины, плеч; массаж; настои трав мелисы, тысячелистника, укропа, тмина, аниса, фенхеля, грецких орехов. Поможет также использование необходимых терапевтических средств. К ним относятся никотиновая кислота (40-50 мг - 2-3 раза в день, после еды матери за 15 минут до кормления ребенка), токоферол (по 15 мг 2 раза в день), апилак (0,01 г 3 раза в день) в течение 15 дней, микродозы йода, глютаминовая кислота, витамины группы В (Вь В2). Положительно влияют на лактацию массаж, теплый душ, тепловые обвертывания молочных желез, УВЧ, УФО, акупунктура. У многих кормящих женщин через 1-1,5 месяца после родов может развиться «лактационный криз» - кратковременное уменьшение объема лактации, что сопровождается уменьшением образования молока Кормящая мать ощущает снижение «прилива» молока, «пустую» грудь. Данное состояние обычно обратимое и обусловлено физиологической послеродовой гормональной перестройкой женского организма. Иногда лактационные кризы могут возникать неоднократно. Необходимы терпение и усилия по восстановлению нормальной лактации. На 3, 7 и 12 месяцах могут возникать «голодные кризы», обусловленные интенсивным ростом ребенка и его потребности в молоке, превышающей фактический объем лактации. Правила кормления грудью При вскармливании ребенка грудью следуег соблюдать следующие правила: 1. Перед каждым кормлением мать должна чистыми руками обмыть грудь кипяченой 2. Сцедить несколько капель молока из выводных протоков железы и начинать 3. Ребенок губами должен захватывать не только сосок, но и область ареолы. 4. При каждом прикладывании к груди мать должна быть сосредоточенной, так как
это момент наиболее тесного общения с младенцем; он способствует повышению лактации и благотворно влияет на организм малыша. 5. Не рекомендуется во время кормления ребенка проводить туалет и менять пеленки, 6. Длительность каждого кормления грудью должна быть не более 30 минут, 7. После кормления целесообразно подержать ребенка в вертикальном положении 5-10 минут во избежание аэрофагии. 8. После окончания кормления необходимо полностью сцедить остатки молока из груди и обсушить ее чистой мягкой тканью во избежание мацерации сосков, сосок защитить марлевой салфеткой. 9. Если у матери молока недостаточно, то после кормления одной грудью? при N8! Определенные трудности возникают при вскармливании близнецов. В этом случае детей прикладывают к груди поочередно. Первым кормят более беспокойного ребенка. Второго ребенка сначала следует приложить к этой же груди для более полного ее опорожнения, а затем кормить из другой. Следующее кормление надо начинать с той груди, из которой мать кормила второго ребенка. Как правило, при кормлении двойни у матери не хватает молока, и дети нуждаются в докорме донорским молоком или молочными смесями. При этом следует учитывать, что более слабый ребенок нуждается в большем количестве грудного молока. Учет количества высосанного молока проводится путем контрольных взвешиваний детей до кормления и после него. 10. Не следует часто мыть грудные железы с мылом, поскольку происходит удаление жировой смазки с кожи в области сосков и ореол, а это способствует появлению трещин Режим кормления ребенка Здоровых новорожденных детей (с оценкой по шкале Апгар 8-10 баллов) следует прикладывать к груди матери, при отсутствии противопоказаний с ее стороны, в возможно ранние сроки после рождения (Приказ Министра Здравоохранения Украины № 4 от 5.01.96 г.) - в течение первых. 30»60 минут после рождения, на 2-3 минуты, независимо от того, есть ли у матери молоко. Первое прикладывание ребенка к груди в настоящее время осуществляют одновременно с процедурой кожного контакта в два этапа. На первом этапе ребенок выкладывается обнаженным на живот матери еще до окончания пульсации пуповины. Сразу же после первичной обработки пуповины и обтирания ребенок вновь возвращается на грудь и живот матери так, чтобы голова новорожденного находилась между грудными железами. Для кожного контакта, который должен продолжаться не менее 30 минут, новорожденного лучше не мыть водой и отложить до его конца процедуру обработки глаз ребенка. Мать и ребенка укрывают стерильными простынями и одеялом, согревают и оставляют в покое. Среди новорожденных есть дети, которые сразу отыскивают сосок матери и начинают сосать; некоторые отдыхают 20-30 минут. Если ребенок на протяжений 20-30 минут не может сосать, то только тогда ему нужна помощь в этой процедуре» Можно помочь ребенку, стимулируя поисковые движения губ и головы мягким поглаживанием кожи около ротика. Таким образом, раннее прикладывание ребенка к груди матери обеспечивает продолжение биологического контакта матери и ребенка, эмоциональное удовлетворение женщины, пробуждение инстинкта материнства; обусловливает повышение содержания пролактина в сыворотке крови, увеличение количества молока и продолжительность лактации, т.е. повышает эффективность лактации. Прикосновение луб ребенка к соску повышает выработку окситоцина, что способствует отделению плаценты и остановке кровотечения. Но главное - это адаптация новорожденного в условиях новой не стерильной среды с помощью колонизации кожного покрова и слизистых оболочек пищеварительного тракта микроорганизмами матери, в молозиве и молоке которой содержатся антитела к этим микроорганизмам. Чем раньше ребенок получит противомикробные факторы молозива, тем меньше будет его обсеменение условно-патогенной флорой окружающей среды. В последние годы получил распространение принцип свободного вскармливания, когда ребенка кормят по его требованию, а не по расписанию. Согласно методике «свободного кормления» ребенок постепенно вырабатывает свой индивидуальный ритм -«график» приема пищи с постоянными достаточно продолжительными отрезками времени между отдельными кормлениями. В родильном доме число кормлений новорожденного ребенка составляет в среднем 8-10, а в некоторых случаях даже 15-20 в сутки, в том числе включая и ночные прикладывания к груди. В настоящее время не запрещается, и даже, наоборот, поощряется ночное кормление ребенка. Оно дает ребенку дополнительную возможность для закрепления сосательного рефлекса. Кроме того, ночью выделяется больше пролактина, чем днем, что стимулирует лактацию. Обычно, до 1-1,5 месяцев у ребенка устанавливается индивидуальный ритм кормления, и он сам отказывается от кормления ночью. Придерживаясь «свободного вскармливания», мать должна научиться различать голодный плач ребенка от беспокойства по другим причинам. Если мать не может приспособиться к «свободному вскармливанию», то следует вернуться к кормлению ребенка в определенные часы. Это будет способствовать выработке четкого ритма деятельности пищеварительных желез, улучшению аппетита и общего состояния ребенка. Обычно, здоровых детей первые 5-6 месяцев кормят через 3-3,5 часа, то есть 6~~7 раз в сутки с 6-7-часовым перерывом, а после введения прикорма устанавливается 5-разовое кормление (через 4 часа с интервалом 8 часов). п Расчет приблизительного объема питания, необходимого ребенку первого года жизни Здоровый ребенок сам регулирует- необходимый ему объем грудного молока. Основной показатель достаточности питания - правильное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, Существует несколько способов расчета объема питания детям первого года жизни. Для расчета суточного объема молока (Ус) ребенку первых 7-10. дней жизни применяют следующие формулы: 1) Формула Финкельштейна-Тура: Ус ~80хп (при Мр > 3200), где п - возраст ребенка в днях, Мр ~~ масса при рождении. 2) Формула ГЛЗайцевой: где обозначения те же. После 10 дней жизни до года суточный объем рациона определяют: 1) методом Гейбнера и Черни (объемный метод). Согласно этому методу суточный * от 2 недель до 2 мес. - 1/5 от массы тела, * от 2 до 4 месяцев - 1/6 от массы тела, * от 4 до 6 месяцев - 1/7 от массы тела, * от 6 до 9 месяцев - 1/8 от массы тела, * от 9 до 12 месяцев - 1/9 от массы тела. Однако следует помнить, что объем рациона ребенка первого года жизни не должен превышать 1000 мл в первое полугодие и 1200 мл - к концу второго полугодия. N3! Для детей с большой по возрасту массой тела объемный суточный метод расчета отличается от традиционного: с 10 дня количество суточного питания составляет 1/6 массы тела, далее 1/7,1/8 и к одному году -1/10 массы тела, 2) методом М.СМаслова (калорийный метод). Этот метод наиболее точен, используется в тех случаях, когда масса тела не соответствует возрастной норме (пара-, гипотрофия, недоношенные дети). Он основан на том, что суточная потребность ребенка в калориях на 1 кг массы составляет * в возрасте до 3 мес. - 1.20 ккал * в возрасте от 4 до 6 мес. - 115 ккал * в возрасте от 7 до 9 мес, - 110 ккал * в возрасте от 10 до 12 мес, - 100 ккал, а калорийность 1 литра грудного молока составляет 700 ккал. Следует подсчитать суточную потребность ребенка в килокалориях и, сравнив с калорийностью 1 литра молока, найти необходимый его объем. Однако этот метод можно применять только до введения в рацион прикорма, поскольку нельзя приравнять калорийность блюд прикорма калорийности грудного молока. Пример: ребенок в возрасте 2 мес, имеющий массу 4900 г, должен получить 120 ккал на 1 кг массы в сутки, т.е. 120 х 4,9 = 588 (ккал). 1000 мл грудного молока содержат 700 ккал, X мл------------ ------- 588 ккал, X - (588 х 1000): 700 = 840 (мл), Питьевой режим ребенка Вода - важнейшая составная часть организма человека. В ее присутствии осуществляются все процессы обмена веществ. Общее содержание воды в организме и ее распределение в тканях с возрастом изменяется. Чем меньше возраст, тем больше в организме относительное содержание воды. У новорожденных оно составляет 80% от массы тела, в возрасте одного года - 66%, у взрослого человека - 60%. В связи с естественными потерями жидкости через почки, кожу и выдыхаемый воздух, для поддержания баланса воды в организме необходимо постоянно пополнять его за счет жидкости, содержащейся в пище, питьевой воде или напитках. У новорожденных и грудных детей обмен воды характеризуется особенно высокой напряженностью и нестабильностью. Это обусловлено незрелостью систем, регулирующих водно-солевой баланс, и может приводить к чрезмерным потерям воды и минеральных солей, например, вследствие перегревания малыша, заболеваний, сопровождающихся высокой лихорадкой, при поносах, рвоте и т.д. Состояние водно-солевого баланса и риск его нарушения в большей мере зависят от характера вскармливания ребенка. Грудное молоко матери создает максимально благоприятные условия для водно-солевого равновесия в организме малыша Поэтому в первые месяцы жизни при исключительно грудном вскармливании и оптимальных условиях жизни (температура окружающей среды 22-24°€, умеренная относительная влажность, исключение чрезмерного укутывания ребенка, активное сосание, отсутствие заболеваний) нет необходимости дополнительно поить ребенка водой. В грудном молоке для малыша имеется достаточное количество жидкости (88% из 100 мл молока). При искусственном вскармливании, особенно неадаптированными молочными смесями, в организме ребенка образуется значительно больше конечных продуктов обмена веществ (шлаков). Для их выведения требуется больше жидкости, чем поступает с пищей. Поэтому малыши, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании, требуют дополнительного введения жидкости. После введения прикорма все дети требуют дополнительного введения воды или
Л слабо заваренного чая (желательно, с лимонным соком), фруктового или овощного отвара, В настоящее время в магазинах детского питания есть специальные чаи для малышей., приготовленные в удобной гранулированной форме с экстрактами экологически чистых лекарственных растений - ромашки, фенхеля, композиций разных трав. Потребность в дополнительном количестве жидкости очень индивидуальна. Она составляет от 50 др 200 мл в день (в среднем - объем одного кормления), но в жаркое время года может быть и большей. Жидкость следует давать ребенку с ложечки малыми порциями между кормлениями (но не перед самым кормлением) или ночью, если ребенок проснулся. В жидкость для питья не рекомендуется добавлять сахар Потребность ребенка первого года жизни 6 основных пищевых ингредиентах (нутриентах) При естественном вскармливании ребенок ежедневно должен получать пищевые ингредиенты в следующих количествах (в расчете на I кг массы тела): белки до введения прикорма- 2-2,5 г; после введения прикорма в возрасте 4,5-6 мес. ~- 2,5-3 г, с 7 мес. - 3,0-3,5 г. Это объясняется увеличением в пищевом рационе содержания белка коровьего молока, мяса, растительных белков, усвояемость которых ниже белка женского молока. Потребность в жире детей первого года жизни на 1 кг массы тела в сутки определяется возрастом: в течение первых 3 мес. жизни - 6,5 г, с 4 до 6 мес. - 6 г, с 7 до 9 мес. - 5,5 г, с 10 до 12 мес. - 5 г. Такая потребность сохраняется независимо от вида вскармливания. Потребность детей первого года жизни в углеводах составляет 12-14 г/кг в сутки при всех видах вскармливания (см. приложение 1). Соотношение пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы) при естественном вскармливании составляет 1: (2,5-3): (5э5-6), а после введения прикорма - 1:2:4. Это обеспечивает сбалансированное питание ребенка первого года жизни. Етдение пищевых добавок и прикормов при естественном вскармливании Мать должна кормить ребенка грудью как можно дольше - до годовалого возраста, а если есть возможность, то и после года. Уникальные биологические свойства грудного молока полезны малышам и в этом возрасте. Но исключительно «молочный» период жизни ребенка, когда грудное молоко полностью удовлетворяет все пищевые и энергетические потребности, продолжается не более 4,5-5 месяцев. К этому возрасту малыши заметно подрастают, у них удваивается масса тела, увеличивается двигательная активность, и соответственно увеличиваются энергетические затраты. Исключительно молочная пища уже не может удовлетворить все увеличивающиеся потребности. С этого возраста дети нуждаются в дополнительном питании - прикорме. Изменения происходят и в самом организме ребенка: пищеварительная система становится все более зрелой, способной к перевариванию не только жидкой, молочной, но и другой, более плотной пищи. А через 2-3 месяца появятся первые молочные зубы: постепенно вырабатываются навыки сначала измельчать, перетирать пищу и только потом ее проглатывать. Существует специальная программа, предусматривающая постепенное введение в рацион питания детей отдельных продуктов и блюд прикорма вместо грудного молока (табл. 3).
|