Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовые ресурсы и проблемы занятости





Исторически в международной практике сложилось так, что государственные органы занятости населения появились в виде органов руководства или подразделений министерств труда. Как организованная система мер воздействия на занятость государст­венная политика на рынке труда сформировалась в первой поло­вине XX века. В 20-е и 30-е годы речь шла лишь о координации всех предложений на уровне государства министерством труда, которое включало в свою структуру службы, занимающиеся ин­спекцией, законодательством о труде, страхованием на случай безработицы.

Службы занятости населения в СССР занимались как правило трудовым посредничеством. До конца 30-х годов их основным занятием было обеспечение рабочими местами масс трудящихся, а также снабжение кадрами новых предприятий. К концу 30-х годов с безработицей было искусственно «покончено», трудовое посред­ничество потеряло основной смысл своего существования, и этот вид деятельности был прекращен. Последствия войны привели к тому, что СССР стал испытывать дефицит трудовых ресурсов. В 1941-1945 годах прямые потери составили 29 миллионов чело­век. Со второй половины 60-х годов вновь возникает необходи­мость в трудовом посредничестве, что было обусловлено глубокой модификацией организации труда на то время.

Особой формой деятельности трудового посредничества в СССР являлся контроль за применением законодательства об обя­занности человека трудиться (ст. 209 прежней редакции УК РСФСР предусматривала наказание от 1 до 2 лет лишения свобо­ды для лиц, уклоняющихся от общественно полезного труда). Большое распространение получила в тот период борьба с тунеяд­ством. Поэтому службы занятости были обязаны сотрудничать с милицией, общественными организациями, такими, как комсомол, для выявления тех, кто уклоняется от общественно полезного труда.

Действовавшее законодательство предусматривало наказа­ние в том случае, если гражданин систематически отказывался от предложенной работы по его квалификации. Призванные привле­кать таких лиц в сферу труда, чтобы не применять предусмотрен­ные в этом случае санкции, службы (бюро) занятости использова­ли превентивные методы. Исходя из предложений труда, переда­ваемых предприятиями или полученных при анализе их штатных планов, службы (бюро) занятости брали на себя трудоустройство лиц, значащихся в их картотеках.

По мере становления в России рыночной экономики теряет смысл так называемая «полная занятость» и становится реальной массовая безработица. С одной стороны, возникновение рынка предоставляет возможность человеку наиболее полно реализо­вать трудовые способности и зарабатывать в соответствии с цен­ностью своего труда, а с другой - может обременить людей не­померными социальными издержками. Именно поэтому во всех экономически развитых странах наряду с рыночными механиз­мами регулирования данных отношений действует и государст­венный механизм (политико-правовой). Одной из его состав­ляющих является политика занятости. Политика занятости на рынке труда реализуется через комплекс мероприятий, осущест­вляемых сетью специальных государственных учреждений, в целях поддержки занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а также посредством селек­тивных мер по повышению возможности людей получить и со­хранить работу.

Направления государственной политики в области содействия занятости населения приведены в ст. 5 Закона РФ «О занятости», их можно сформулировать следующим образом:

•развитие трудовых ресурсов;

•обеспечение равных возможностей всем гражданам Россий­ской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

•создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека;

•поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие разви­тию их способностей к производительному, творческому труду;

•обеспечение социальной защиты в области занятости насе­ления, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, по­мощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица пред пенсионного возраста, за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости (по возрасту); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной служ­бы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспиты­вающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, под­вергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

•предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

•поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

•сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обе­спечении занятости населения с согласованностью их действий при реализации федеральной программы содействия занятости населения;

•координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социаль­ной политики, включая инвестиционно - структурную политику, со­циальное обеспечение, регулирование роста и распределения дохо­дов, предупреждение инфляции;

•координация деятельности государственных органов, про­фессиональных союзов, иных представительных органов работни­ков и работодателей в разработке и реализации мер по обеспече­нию занятости населения и контроля за ними;

•обеспечение занятости в местах проживания коренных мало­численных народов и других национальных меньшинств Россий­ской Федерации с учетом их национальных и культурных тради­ций, а также исторически сложившихся видов занятости;

•международное сотрудничество в решении проблем занято­сти населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за рубежом и иностранных граждан на территории Российской Федерации, с соблюдением международных трудовых норм.

При рассмотрении проблем занятости необходимо различать понятия «политика занятости» и «политика на рынке труда». Государственная политика занятости является выражением кон­ституционных прав граждан социального государства на свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор видов деятельности.

Она должна отвечать общественным потребностям и требова­ниям рынка, способствовать достижению сбалансированности предложений рабочей силы и рабочих мест и повышению эффек­тивности существующих, развитию трудового и интеллектуального потенциала. Государственная политика занятости должна способ­ствовать совершенствованию систем обучения и переобучения, распределительных отношений в трудовой сфере.

Объектом государственной политики занятости выступает все трудоспособное население, а субъектом ее практической реализации - Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание.

Политика на рынке труда, являясь составной частью общей по­литики занятости, призвана решать относительно частные задачи, в первую очередь связанные с ликвидацией возникающих дисбалан­сов и диспропорций в сфере труда. Приоритетной задачей выступа­ет минимизация социально-экономических издержек и повышение мобильности и конкурентоспособности рабочей силы.

В качестве объекта политики государства на рынке труда вы­ступает незанятое экономически активное население, в качестве субъектов - Министерство труда и социального развития и Феде­ральная служба занятости в лице своих региональных центров".

Таким образом, проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики правительства; государство несет ответ­ственность за развитие системы эффективных рабочих мест; бремя по решению проблемы обеспечения занятости и нормального уров­ня трудовых доходов должно быть в равной степени разделено между государством и работником.

Date: 2015-07-27; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию