Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности романтизма в ранних рассказах Горького, связь его творчества с классицизмом и романтизмом. Роман «Мать» и публицистика писателя до революции





Раннее тв-во Горького отмечено влиянием романтизма. Герои ранних произ-ний отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет высокий смысл. Герои ранних произв. Г. мужественны и самоотверженны, они прославляют активность, способность действовать (образы Сокола, Буревестника, Данко). Одним из наиболее ярких ранних произведений Г.- «Старуха Изергиль»(1984). Написан рассказ с использованием излюбленной писателем формы обрамления: легенда о Ларе, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым 3 части рассказа делает основная идея -стремление выявить истинную ценность челов. личности. Сюжетная находка Г. - то, что о молодости и любви рассказывает старость - позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем и человека, проживающего жизнь, видевшего многое и способность понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути. 1895 г.- «Песня о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни: гниения и горения. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспособленца Ужа, душа которого гниет в мещанской самоуспокоенности. Г. выносит приговор обывательско-мещанскому благополучию: «Рожденный ползать-летать не может». «Песня о Буревестнике»(1901) - романтическими средствами была раскрыта личность, ниспровергающая застойный мир. В образе «гордой птицы» сосредоточенны все дорогие автору проявления чувства: смелость, сила, пламенная страсть, уверенность в победе над скудной и скучной жизнью. Любовь к сильной личности, противостояние героев и толпы, ненависть к мещанскому быту, красота природы - вот основные идейные мотивы ранних произведений писателя.

Предпосылки к написанию романа Мать у Горького появились уже в конце XIX века, хотя сам роман был создан лишь в 1907 г. Конец XIX века можно охаракт-ть как зарождение революционного движения и формирование общественно-политического сознания рабочего класса. Идея революции проходит через весь роман. Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Роман «Мать» - это новаторское произведение. Это было смутное для России время – поражение первой русской революции 1905г. В романе показан переломный момент в жизни рабочих, когда для них рушатся все привычные жизненные устои и народ поднимается на борьбу за свое освобождение. Рабочие выступают за право собственного голоса, за свои права и свободу, за уважение к себе и своей семье. Главная проблема - проблема роста рев. сознания рабочих и развития пролет. движения. В этой книге впервые в жизни героем стал рабочий-революционер, чьим смыслом жизни является победа социалистического лагеря. Идеи революции все глубже проникают в массы, герой не одинок, у него много сторонников, как явных, так и скрытых. И как бы не старались приверженцы самодержавия сохранить этот режим, подавить рост и назревающей революции, им этого не удастся. Павел не сразу стал подлинным рев-ом. Его путь в революцию был труден и сложен. Задачей Власова и его друзей было «хождение в народ», нести идею революции в массы. Большая работа развернулась и в деревне. Революц-ры придавали большое значение революционной пропаганде среди мужиков. И в этом отношении велика роль Рыбина. Здесь показано, как из стихийного бунтаря он становится сознательным революц-ом. Наивысшей точкой деят-ти Павла становится первом. демонстрация. Она олицетворяет собой переход от маленьких революционных кружков рабочих и интеллигентов к массовой борьбе с угнетателями. После того как Павел Власов становится революционером в полном смысле этого слова, происходит его арест, а затем суд. На суде перед нами уже абсолютно др. человек. Павел Власов не подсудимый, он - грозный судья самодержавия и буржуазного строя. Право быть судьей ему дает его звание рабочего, звание революц.-коммуниста, руков-ля народных масс, кот-х он организовал на борьбу. На борьбу наряду со своими детьми становились и их матери. В этом отношении замечателен образ Пелагеи Ниловны. Сначала - это темная, забитая, покорная женщина - жертва невыносимой жизни. На протяжении романа Пелагея Ниловна преображ. в человека, олицетворяющего пробуждающийся народ.


 

Особенности критического реализма в дооктябрьском творчестве А. Толстого и А. Серафимовича Александр. Русское дворянство в творчестве А. Толстого («Приключения Растегина» «Хромой барин»).

Серафимович (Попов) (1863-1949 гг.). В 1889 году в газете «Русская ведомость» опубликовался рассказ Серафимовича «На льдине». Серафимовичем заинтересовался Успенский и Короленко. С 90-х годов он известен в большой литературе. Раннее творчество Серафимовича тесно связано с традициями русской демократической литературой 60-/0 г.г. Успенского, Левитова, Короленко. В своих ранних произведениях Серафимович пишет о тяжести подневольного труда рабочих: «В тундре», «На плотах». Цель писателя - обнажить общественные противоречия, подчеркнуть социальные контрасты русской жизни. В самых ранних произведениях Серафимовича - стремление к изображению рабочих в многооб. его психолог, движ. Основные жанры - очерк, небольшой рассказ, фельетон. Новый этап творческого развития Серафимовича - 1902г. расширяет тематический диапазон творчества. Пишет об шк., об отношении литературы к общественной жизни, о Толстом, Репине, Тургеневе. В сборнике «Знания» появ. «Среди ночи», «Похоронный марш», «На Пресне» и др. по идейной направленности близок Горькому. В 900 г. центральная фигура произведений - рабочий-революционер.

На события 1905 года Серафимович откликается рассказами и очерками о героической борьбе Пресни, о революционных выступлениях в городах и деревнях. Рассказ «Мертвые на улице» о героической борьбе рабочих в революции. В этот период по-новому раскрывается крестьянская тема. В рассказе «Зарево» показано как пробуждается деревня и включается в освободительную борьбу. После поражения революции появляются новые рассказы «поддерживающие революционное настроение рабочих» - «У обрыва». После революции тема губительной власти капитала над чувством и мыслью человека приобретает у Серафимовича новое звучание, об этом рассказ «Пески». Крупнейшее произведение дооктябрьского периода -«Город в степи» - итог идейных и творческих исканий за последние 20 лет. В романе - образование и рост буржуазии одновременно с ростом рабочего класса, беспощадное давление капитала на рабочую жизнь; в нем снова утверждается революция, ее закономерность и неизбежность. Во многом роман стал предвестником «Железного потока». В годы Серафимович создал цикл очерков и рассказов о войне, работ. Алексей Николаевич Толстой (1883-1945 гг.). Входит в литературу в 900-е годы. В октябрьские дни 1905 года пи-лет стихи в которых пытался выразить протест против царских репрессий. В 1907 году выходит первая книга стихов «Лирика». В 10-м году выходит книга «Сорочьи сказки» - первое прозаическое издание. Особенности миропонимания и художественного таланта Толстой выразил в повестях и рассказах, посвященным судьбам русской провинциально-дворянской культуры, в их жизни он видит комедию завершающую историю русского дворянства. В 1909-11 г.г. цикл повестей и рассказов объединяется в сборнике «Заволжье»: «Чудаки красочные и нелепые» представляются «во всем великолепии типов уходящей эпохи». Тематически к этому циклу примыкают романы - «Чудаки» («Две жизни» - 15 г.), «Хромой барин» - 12 г. в этих произведениях определились черты реалистического стиля Толстого: исторически достоверные персонажи, их неотделимость от быта окружающей среды. В опис. характеров и бытов. обст. Толстой придерживается гоголевской традиции, она чувствуется и в рассказе «Приключения Растегина» (13г.), сюжет вызывает ассоциацию с «Мертвыми душами». Тематически очень разные рассказы, новеллы, романы Толстого этого периода объединены мыслью о неминуемом уходе дворянского мира и нравственного не состояния новых хозяев жизни - буржуазии. Создавая галерею своих образов, Толстой ставит героев в странные, нелепые ситуации. К этому времени относятся первые драматургические опыты Толстого, он утверждает в них принципы реалистического театра - пьесы «Касатка», «Нечистая сила». Во время первой мировой работал военным корреспондентом. В публицистике, очерках и военных рассказах он проводит идею нравственного очищения, просветления и преображения человека в огне войны. Основным пафосом его военных рассказов и очерков становится утверждение моральной силы человека из народа: «Обыкновенный человек», «Под водой».

Русское дворянство в творчестве А. Толстого («Приключения Растегина» «Хромой барин»).

Алексей Николаевич Толстой. (1883-1945). Период литературной учебы длится примерно до 10-го г в поисках свежих материалов Толстой обратился к воспоминаниям своего детства, протекавшем на отдаленном степном хуторе среди заволжских помещиков. Наблюдения их быта рассказы и воспоминания окружающих легли в основу многих произведений Толстого, пронизанные одной темой, ставшей основной в его творчестве - темой оскудевающих дворянских гнезд. Поэтический толстовский герой раскрывается с необычной психологической позиции. Действие романа «Хромой барин» разворачивается в условиях обычной усадебной жизни мелкопоместных дворян Волковых, Ртищевых и др., которые живут сложившимися привычками, традициями, установившимся бытом. На этом фоне разворачивается внутренний конфликт титулованного дворянина князя Краснопольского, мечущегося от угарной любви к покаянию. Он пытается найти забвение в пьянстве, в случайной связи с крестьянкой, в женитьбе. Но так и не может избавиться от чар любви княгини Мордвиновой, поселившей в его душе смятение. По замыслу Толстого, князь проходит путь к возрождению - ему открывается душевное величие и самоотвержение чувств его жены. Мужает и чистое сердце Кати, женщины поразительной одухотворенности. Но ее то и повергает писатель в пучину бедствий, разочарований, тоски, с тем, чтобы вырвать из сладкого тумана фантазий, неземного очарования мечты. В суровом экзамене жизни она познает окружающих и саму себя. Нравственное преимущество Толстой видит в образах крестьян. В романе мужик Никита с усмешкой рассуждает о делах помещика Волкова, в них он видит легкость, беззаботность, никчемность существования бар. Никита очень озабочен тем, что «крестьянствовать трудно стало нынче». Образ Никиты в романе проходит мельком, но он оттеняет образы других героев. Повесть «Приключения Растегина» завершает дворянский цикл произведений Толстого. В основе сюжета повести - злоключения дельца Растегина, отправившегося с целью закупки стильной мебели в помещения имения. В поезде Растегин знакомится с целой галереей обитателей отдаленных усадебных поместий: Окаемовыми, Бород-Капустиными, Дыркиными, Чувашевыми и др., напоминающие героев «Мертвых душ». Продолжая гоголевские традиции, Толстой нашел оригинальные приемы для художественной характеристики современных ему типов постепенно опускающихся дворян. Отупевшие от монотонного существования помещики поражены своей изобретательностью по части развлечений. Разрушение усадебного хозяйства идет вместе с моральной деградацией их владельцев. Среди героев повести мелькает новый тип помещика: он имеет свою агентуру, в Государственной думе, знает толк в политических устройствах, он пытается следовать столыпинским реформам. Создавая галерею «чудаков», дворянских «недорослей» нового времени, прикрывающихся обветшавшими и уже в новой жизни неуместными традициями поместной культуры прошлого, Толстой ставит их в странные, нелепые ситуации, в которых обнажает противоречие внутреннего убожества этих людей и их претензий на роль в истории.


 

48. Революция и гражданская война в произведениях «Несвоевременных мыслях» М. Горького, «Дневники» Пришвина, «Окаянные дни» Бунина, письмах Короленко.

Главное место в творч. Горького занимает публицистика. Очерки, посвященные событиям 1917-18г были изданы под заглавием «Несвоевременные мысли: заметки о революции и культуре» оценивая захват власти большевиками в октябре 1917г резко негативно, считая это проявлением политического авантюризма, Г. рисует картины одичания нравов в охваченном революционным террором в Петрограде. Главная цель революции, по Гор., - нравственная - превратить вчерашнего раба в личность. А в действительности переворот и гражд. война не несли духовного возрождения человека, а напротив, спровоцировали выброс самых тёмных, низменных, животных инстинктов. Он пишет о самодурах власти, погромах, о вывозе за границу культурных ценностей, об аресте честных людей. Принципиальное расхождение между Гор. и большевиками кроется во взглядах на народ и в отношение к нему. Он отмечает, что народ пассивен, но жесток, когда в его руки попадает власть. Народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своего достоинства. Гор. выступает против разгрома культуры. В статье он подвергает резкой критики вождей рев.: Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского. Обвиняет их в незнании народа, что не смогли предотвратить перерастание революции в одичание, свободы в анархизм.

В.Короленко выступал с острой критикой большевизма, однако и к реставрации самодержавия относился скептически. В 1920г. после встречи с Луначарским, по его просьбе, написал 6 писем, в которых выразил своё отношение к происходящему. «Письма к Луначарскому» (1922) стали духовным завещанием писателя. Настаивая на постепенном, органическом хар-ре общественного развития, Кор. утверждал, что в России не было предпосылок для социальной револ., а полит. переворот не имел с ней ничего общего. Он призывал уйти с пути насилия. Письма были опубл. в 1988г.

М. Пришвин обвинял советскую власть в подавлении свободы мысли и слова. Осуждал жестокость, требовал бережного отношения к чел. жизни: «Скоро мы будем плакать, и как ещё плакать, надо всем содеянным, и жестокость наша сменится жалостью. Идея революц. насилия была для Приш. неприемлемой. Через 20 лет, в конце 30-х он размышлял о своей позиции: «Не могу с большевиками, потому что у них столько было насилия, что едва ли им простит история за него. И с фашистами не могу, и с эссерами, я по природе своей чел. не партийный. Я верю и веру свою никому не навязываю». Он не мог принять воспитание классовой вражды, ненависти к церкви, разрушение исторических памятников.

И. Бунин в 1928г написал дневник «Окаянные дни». Политические оценки в нем дышат враждебностью, даже ненавистью к большевизму и его вождям. Гражданская война во все времена была самой жестокой и беспощадной, самой трагической, когда брат шёл на брата. При всей своей аполитичности, отстраненности от злобы дня Бунин был чел. глубоко государственным. Он желал видеть Россию сильной, великой, независимой. Бунин психологически не был способен на то, что предстояло старой интеллигенции - мучительный процесс вживания в совершенно новую враждебную действительность. Для него это было равносильно тому, чтобы отказаться от самого себя - от человеческого достоинства, чести и совести. В 1919г после того как Одессу занимают белые, Бунин участвует во всех официальных торжествах и при большом стечении интеллигенции читает антибольшевистскую лекцию «Великий дурман». Можно сказать, что Бун. делается неким ориентиром для белого движения. Его статьи, стихи отрыто отвергают большевизм («Архангел»), «Окаянные дни» - монолог о революции, страстный и предельно искренний, написанный чел. её не принявшим и проклявшим.


 

Date: 2015-07-27; view: 620; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию