Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маяковский и футуризм. Темы, идей, жанры дооктябрьского творчества Маяковского





Он творил в эпоху, когда рус. поэзия находилась в состоянии активных поисков нового худ-го языка, новых образов, интонаций, ритмов, т.к. сама реальность в XX веке стремительно менялась, новый темп жизни, грандиозные исторические события - всё это требовало новых форм выражения. Маяк. " вошёл в лит-у как участник группы поэтов - футуристов. В ранней поэзии Маяк. новаторство чаще всего носило характер открыто политический. В этом был определённый вызов, желание дразнить, поражать читательскую публику новизной и непривычностью. Это отразилось в лит-х манифестах, наиболее известный из них назывался «Пощёчина общественному вкусу». Главное новаторство в стихах. В них звучит конфликт поэта и толпы. Образный строй его стихов раннего периода часто основывается на отрицании принятого понятия о красивом («дряблая луна», «неба свисшиеся губы»). Как вызов звучат и названия стихов: «Я и Наполеон», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «А вы могли бы?» Стихи его ориентированы на ораторское исполнение, чтение в большой аудитории. Лирический герой раннего Маяк. противостоит враждебному миру, поэтому стихи строятся на столкновении, на конфликте. В словарном строе поэзии Маяковского много авторских неологизмов, новых слов, придуманных поэтом. Учителем его в этом искусстве был поэт - футурист В.Хлебников. Он создал свою систему стихосложения - в лит-ю науку вошло словосочетание «стих Маяковского» со специфическим графическим оформлением в виде лесенки. Рифмует он самые важные, значимые слова, часто имена собственные, нередко обращается к составной рифме, например, «уме ли» и «умели». Тв-во поэта можно разделить на два этапа: дореволюционный (до 1917 года) и послереволюционный (после 1917 года). Все дореволюционное тв-во поэта связано с эстетикой футуризма. В "Манифесте" футуристов провозглашались следующие принципы творчества: отказ от старых правил, норм, догм; стихотворчество, изобретение "заумного языка"; эксперимент в области языка на всех уровнях (звук, слог, слово) выбор особых тем (урбанистическая, тема прославления достижений цивилизации). Маяк. следует этим принципам в начале своего творческого пути. Основными темами его поэзии на этом этапе являются: тема города, тема отрицания буржуазного образа жизни, тема любви и одиночества. В стихах раннего Маяк. тема города занимает видное место в его тв-ве. В целом поэт любитгород, признает его научно-технические достижения, но порой город пугает поэта, вызывая в его воображении страшные образы.(«Адище города») Но в другом стихотворении, "Ночь", перед нами предстает картина ночного города: яркая! красочная, праздничная от рекламных огней. С темой города перекликается и даже вытекает из нее тема одиночества. Лирический герой ранней лирики Маяк. одинок в этом городе, его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают ("Скрипка и немножко нервно", "Я"). В стихотворении "Дешевая распродажа" поэт говорит, что готов отдать все на свете за "единственное слово, ласковое, человечье". Трагическое мироощущение вызвано неразделенной любовью. В стих-и "Лиличка (вместо письма)" и поэме "Облако в штанах" мотив неразделенной любви является ведущим. В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а "облаком в штанах". Но его отвергают, и он превращается в проснувшийся вулкан. В поэме "Облако в штанах" показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает 4 крика "долой": Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваше государство! Долой вашу религию! Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью к тому миру и тому строю, где все покупается и продается. Поэтому главной темой таких стихотворений, как "Нате!", "Вам!", является тема отрицания буржуазного образа жизни. Но в ответ на это сытое равнодушие герой готов плюнуть в толпу, оскорбить ее, чтобы выразить свое презрение. Это стих-ие напоминает лермонтовское "Как часто, пестрою толпою окружен".


 

45. Концепция личности в творчестве Л. Андреева («Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского», «Иуда Искариот»). Философское содержание и художественные особенности творчества Леонида Андреева. М. Горький и Д. Мережковский о Л. Андрееве.

Л. Андреев открыл в литературе совершенно новый мир, овеянный дыханием мятежных стихий, философских раздумий, тревожных мыслей. Человек и властвующий над ним рок - это проблема всегда волновала писателей. В начале века, в пору всеобщего духовного пробуждения, философское осознание возможностей личности и их ограничения историей, социальным устройством действительности являлось потребностью времени. Именно трагической миросозерцание писателя стимулировало его интерес к извечным тайнам бытия, к истокам несовершенства человеческой жизни. А.Блок недаром считал ведущим мотивом творчества Андреева роковое, непреодолимое разобщение людей, бессильных в своем одиночестве понять не только других, но и собственную личность. Обостренное чувство жизни заставляло Андреева постоянно мучиться ощущением и знанием грядущей смерти; более того, бескомпромиссная правда о смертности всего сущего усиливала в нем и в его героях чувство жизни, придавала ему большую напряженность и одухотворенность. В произведениях Андреева смерть оборачивалась одновременно и трагедией, и проверкой ценности прожитого, она выступала как естественное завершение жизни. Ранние рассказы Андреева, проникнутые идеями демократизма и гуманизма, продолжали реалистические литературные традиции. Психология героя - обычного заурядного человека - раскрывается в них через факт, случай повседневной жизни. В своих произведениях Андреев ставил оду цель: обнаружить противоречия социального бытия, общественного сознания, поставить глубинные вопросы философии жизни, от понимания которых зависело интеллектуальное развитие современного человека. Андреев делает акцент преимущественно на выявлении трагического в повседневной жизни человека и что среда, общество, история, природа, само мироздание - все это неотвратимо, фатально предопределяет его судьбу. Рок почти всегда обезоруживает человека, обрекает его на мучения - и тем упорнее должна быть борьба за его земное счастье, за счастье идущих вслед за ним новых поколений. Эта мысль воплощена в рассказе «Жили-были», где противопоставлены мироощущения двух героев - несчастного, безразличного ко всему окружающему купца Кошеверова и счастливого, искрящегося жизнелюбием дьякона Сперанского. Тяжело больны оба, они доживают последние дни в общей больничной палате. Но если перед Кошеверовым обнажается бесцельность его земногосуществования, то Сперанскому приближающаяся смерть еще-раз открывает высший смысл жизни. Он не думает о своей неизлечимой болезни, живо общается с другими больными, с врачами и студентами, сестрами и сиделками, слышит кричи воробьев за окном, радуется сиянию солнца, беспокоится о жене, детях, - все они живут в нем, а он продолжает жить в них. Есть Андреева и более активные герои, готовые помериться силами с тем, что враждебно человеку в окружающем мире. Таков герой повести «Жизнь Василия Фивейского» деревенский священник, фанатик веры. Без сомнений верит в Бога и принимает его волю священник Василий Фивейский, вопреки всем бедам, павшим на него, как на библейского героя Иова: гибель сына, рождение второго сына-урода, пьянство и смерть жены. В своих страданиях он видит волю провидения, свидетельство своей избранности и мирится с ними. Но со страданиями других людей отец Василий примириться не может. Постепенно для Фивейского наступает прозрение: Бог не хочет или не может помочь людям - там ничего нет. Тогда он бунтует против неба. Но, потеряв веру, сам Василий не в силах дать что-нибудь людям. Над ужасом окружающего раздается злобный смех урода - его сына, который олицетворяет в рассказе некую злую преднамеренность самой жизни, безнравственность вселенского хаоса. Идея роковой предопределенности жизни человека и человечества составляет в конечном итоге смысл этого рассказа. Сюжет построен по типу жития. Ассоциация образа отца Василия с образом Иова задана уже в первых репликах рассказа. Андреев как бы переосмысливает библейский сюжет. Образы и мотивы Нового Завета, проблему отношений идеала и действительности, героя и толпы, истинной и неистинной любви Андреев разработал в рассказе «Иуда Искариот». Тему рассказа Андреев в письме Вересаеву сформулировал как «нечто по психологии, этике и практике предательства». Рассказ построен на переосмыслении легенды о предательстве Иудой своего Учителя. Иуда верит Христу, но сознает, что он как идеал не будет понят человечеством. Предатель предстает у Андреева фигурой глубоко трагической: Иуда хочет, чтобы люди уверовали в Христа, но для этого толпе нужно чудо - воскресение после мучительной смерти. В трактовке Андреева, предавая и принимая на себя навеки имя предателя, Иуда спасает дело Христа. Подлинной любовью оказывается предательство; любовь к Христу других апостолов - изменой и ложью.

Философское содержание и худож. особенности творч. Леонида Андреева.

(1871-1919). С первых шагов в литературе Л.Андреев вызвал острый интерес к себе. Вполне профессионально написанный первый рассказ его «Баргамот и Гараська» ставит лицом к лицу городового и местного забулдыгу Гараську. Гараська до смерти боится городового, но Светлое воскресение для этих двух героев стало поводом для братания, размягчило их сердца, преобразило и примирило. Рассказ проникнут добротой и вниманием к маленькому человеку. Это свидетельствовало, что в литру пришел преемник Гоголя, Чехова. Эпоха, в которую живут герои Андреева (революция 1905г. война) не из благополучных и названия его рассказов - «Бездна», «Стена», «Призраки», «Набат», «Красный смех»- как бы исключают выход из кризиса гуманизма. Они несут образ тревоги. Одиночества и в конечном счете безумия. Любимые темы творчества А. (человеческое существование на грани жизни и смерти, ума и безумия) свидетельствуют о социальных катастрофах и об отношении интеллигенции к обществу и к себе. В произведениях А. мы не найдем конкретных реалий. Они написаны как правило в аллегорической и гротескной форме, т.к. прежде всего писатель стремится передать надрывно-бунтующее страдание человека, показать его переживания в чистом виде. В символическом и образном языке А. всегда есть реальный план.в рассказе «Бездна» его легко обнаружить: Он и Она вечером в лесу. Прогулка началась задушевно и тихо, Они влюблены и говорят о любви. Ей -17,ему-21, все в них «молодое, чистое, красивое». Когда они заблудились в лесу, на них напали «мрачные, оборванные люди», которым хотелось «любви и разрушения». Оно состоялось:мир двоих опрокинут насилием над девушкой. Потрясенный юноша сначала убегает с места трагедии, но потом возвращается чтобы спасти девушку, однако увидев полу задушенного человека, бросается на него и начинает терзать. Пиршество зверей разбудило и в нем зверя, он «набросился на несопротивляющееся тело. Читая «Б» нужно сопрягать реальный и символический планы, чтобы открыть для себя новый тип русского рассказа в единстве художественного и философского осмысления, новое миропонимание, новый взгляд на человека. В экспозиции рассказа много красного, зловещего цвета(красным углем пылало солнце, красный закат и т.д.), предсказывающего трагедию. Он и Она имеют имена, но в сущности обобщают идею чистоты, поэтичности, красоты. Лес в рассказе не уютный и добрый, а угрюмо враждебный. В лесу обитают грязные, грубо хохочущие женщины и пьяные мужчины. А. не в зверях, а в человеке-звере изображает зло. Лес -это символ и аллегория современной жизни, в которой блуждают молодые люди ибо нет сил противостоять двум безднам: жизни и подсознательному, биологическому в себе. И эти 2 бездны сливаются в некое безумие, которое обязательно (по А.) придет на смену юношеским мечтам о светлых началах жизни. Блок говорил о своем современнике: «в каждом человеке разлучены душа и тело, разум и воля». И эти слова о героях А. В «рассказе о 7 повешенных» А. повествует о нескольких революционерах-террористах, приговоренных к; казни и находящихся перед чертой разделяющей жизнь и смерть. Что привело революционера к идее возмездия обществу? Струсит ли он в последний момент, осознает ли что покушаясь на министра, он тем самым нарушил заповедь не убий. И вот перед нами проходит Сергей Головин, красивый, молодой но с «мертвенной синевой» на лице, Муся, на лице которой «горячечная белизна, но огреем веры светятся

глаза». Они разные эти юноши и девушки, бросившиеся в бездну лжегероики Писатель фиксирует внимание главным образом на психологической игре с мыслью о смерти. Герои рассказа уже зная о смертном приговоре теряют интерес, к внешнему миру и остаются наедине с неразгаданной тайной - из жизни уйти в смерть. Автор никак не проявляет свое отношение к героям. Однако эпиграф к нему посвятил Л. Толстому, публично выступившему за отмену смертной казни в России. Тем самым А. дал понять, что он солидарен с великим писателем. Почему же рассказы А. кончаются трагически, его герои или сходят с ума, или гибнут.? Потому что его герои, будь то студент, солдат-интеллигент или священник возомнили себя богами, имеющими право перешагнуть через древнюю и вечную мораль и вершить судьбы мира... Большую роль в писательской судьбе Андреева сыграл Горький. В «Литературном портрете» Горький писал об Андрееве, что его «дуновение таланта напоминает Помяловского». В годы 1 революции начинались идейные расхождения Горького и Андреева. Позже о героях Андреева Горький писал, что они выглядят не живыми людьми, а «деревянными болванчиками». В литературном портрете («Л. Андреев») Горький писал: «Леонид Николаевич был талантлив по своей природе..., его интуиция изумительно чутка». «Андрееву человек представлялся духовно нищим..., сплетенный из непримиримых противоречий..., он навсегда лишен возможности достичь какой-либо внутренней гармонии».

Дмитрий Мережковский в статье «В обезьяньих лапах» пишет: Художественное творчество Андреева мне кажется сомнительным не потому, что он изображал уродство, хаос..., а потому, что созерцая уродство, он соглашается на уродство, созерцая хаос, становится хаосом.» «Василий Фивейский глуп», ум не соответствует свойствам души».


 

Date: 2015-07-27; view: 1708; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию