Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медико-социальная работа в онкологии





Среди социально значимой патологии, в преодолении которой в последние годы идет активный поиск новых форм и мето­дов медико-социальной помощи, является онкология.

За последние годы специалистами достигнуты определенные успехи в лечении злокачественных новообразований и, таким образом, в целом улучшается прогноз заболеваний у онкологи­ческих больных. Так, в результате лечения детей со злокачест­венными новообразованиями более 70% с впервые выявленным онкологическим заболеванием имеют шанс на полное выздоро­вление, а при отдельных видах патологии этот показатель дости­гает 90%.

Вместе с тем увеличивающаяся продолжительность жизни значительного числа пациентов не может оставаться единствен­ным критерием уровня онкологической помощи. В организации медико-социальной работы важнейшим является показатель излеченности от злокачественных новообразований, который оз­начает не только клиническое выздоровление больных, но и возвращение их к прежнему социальному статусу.

Онкологического больного следует рассматривать как чело­века, находящегося в стрессовой ситуации. Длительное, тяжелое соматическое заболевание, госпитализация, отрыв от привычно­го окружения, потеря социального статуса, хирургическое вме­шательство, ведущее к инвалидности, угроза смерти и другие фак­торы разрушают привычные стереотипы поведения. Происхо­дят изменения системы ценностей, перестраивается личность больного. Он оказывается перед проблемой адаптации к новым

условиям жизни.

Своеобразие клинического течения злокачественных опухо­лей, особенности, их лечения, анатомо-функциональные наруше­ния, неизбежно возникающие после лечения, и требующие коррекции вместе с тяжелым психологическим стрессом, определя­ют проблему реабилитации онкологических больных как важ­нейшую.

Базируясь на общих принципах медико-социальной работы, собственные технологии в онкологии имеют и свои особенности.

Известно, что своевременная диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление. В этой связи медико-социальная работа с группами риска онкологических заболеваний приобретает осо­бое значение. Здесь специфическими являются формы профилак­тической работы, направленной на лиц, страдающих предопухолевыми заболеваниями, из "раковых" семей, работающих на вредных производствах, проживающих на загрязненных радио­нуклидами территориях. Специалист по социальной работе мо­жет участвовать в разработке и реализации целевых профилак­тических программ, проведении социально-гигиенического мо­ниторинга, определении факторов риска, информировать насе­ление о состоянии среды обитания и др.

Разрабатывая теоретические и организационные основы ме­дико-социальной работы в онкологии, Е.И Моисеенко предлагает систему мероприятий постоянного психологического сопро­вождения на всех этапах работы с больными и членами их семей - от начала лечения больного до выздоровления: создание различных групп психологической поддержки с обучением саморе­гуляции и самоподдержке, организацию психологических тре­нингов для переживших утрату; организацию встреч семей, име­ющих больных со злокачественными новообразованиями, с ли­цами, излеченными от них и волонтерами.

В НИИ детской онкологии и гематологии Онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина РАМН организована работа медико-социального кабинета. Целью работы кабинета являет­ся организация системы медико-социальной помощи семьям, имеющим больных с онкологической патологией, на всех этапах лечения и диспансерного наблюдения. В задачи кабинета входят: учет больных со злокачественными новообразованиями и их се­мей; патронаж семей, имеющих больного с онкологической па­тологией в терминальной стадии заболевания; анализ и поиск пу­тей решения социальных и психологических проблем семей больных; информирование больных злокачественными новооб­разованиями и (или) родителей больного ребенка о социальных льготах; контроль за соблюдением гарантированных прав боль­ных со злокачественными новообразованиями и их семей; обучение волонтеров и координация их работы; организация групп психологической поддержки для, данного контингента больных и семей, переживших утрату.

Все направления работы медико-социального кабинета рас­пространяются в одинаковой степени на больных, находящихся в процессе специального противоопухолевого лечения, на боль­ных с онкопатологией в терминальной стадии заболевания, а также на лиц, в детстве излеченных от онкологических заболе­ваний, и их семьи.

С развитием международных программ лечения больных он­кологическими заболеваниями при поддержке и непосредствен­ном участии благотворительного общества КЭР-Германия в России открыто 12 гематоонкологических центров для детей. Один из таких центров был создан в 1992 г. в Хабаровске.

Социальная и психологическая реабилитация пациентов в центре осуществляется медицинским персоналом отделений, врачом-психологом, родителями, входящими в ассоциацию се­мей, имеющих онкологических больных, специалистами-онко­логами из врачебной ассоциации. Независимо от возраста ребенка, нозологической формы опухоли, социального положе­ния семьи, материального обеспечения первый этап работы на­чинается с беседы с родителями и родственниками о характере заболевания, необходимости длительного, изнурительного лече­ния, требующего изменения привычного образа жизни.

Следующим этапом является создание психологического комфорта для больного и его родственников от момента начала лечения, решение организационных вопросов в обеспечении круглосуточного пребывания матери и ребенка в отделении, ин­формация о заболевании. Обсуждается возможность и целесооб­разность информирования родственников, друзей и знакомых о случившемся в семье. Врач сообщает о противоопухолевых пре­паратах, которые будет получать больной, об осложнениях, ко­торые могут при этом последовать, о сроках их возникновения и о том, как надо себя вести в такой ситуации.

Через 2-3 недели после начала лечения родители и дети, по-разному в зависимости от возраста, сознательно воспринимают всю тяжесть состояния и первоначальное эмоциональное возбу­ждение сменяется депрессией, которая может продолжаться длительное время. В этот период важным является оценка лич­ности ребенка, поддержка его интересов, возможность физиче­ского и психического восстановления, выяснения культурных и иных интересов, эмоциональная поддержка окружающих. Наступает время первого терапевтического интервала. Одни надол­го исчезают из поля зрения специалистов центра, получая лече­ние у "целителей", другие возвращаются раньше положенного срока.

Когда наступает период излечения, ребенок встречает новые препятствия в достижении своих жизненных целей в связи с ог­раниченными способностями заниматься привычной деятельностью. Старшеклассники обсуждают вопросы своего трудоуст­ройства с персоналом отделения, новыми друзьями; оценивают свои возможности.

Больные IV клинической группы выписываются на этап ам­булаторного наблюдения и лечения у участкового педиатра. Эта группа детей и их родителей нуждается в специальной поддерж­ке, так как многие мамы остались без работы и единственным источником их материального обеспечения является пенсионное пособие на ребенка.

Опыт работы такого специализированного учреждения, по мнению Л.И. Матющенко, свидетельствует о необходимо­сти проведения социальной и психологической реабилитации па­циентов в различных клинических группах.

Особое место в медико-социальной работе занимает органи­зация паллиативной помощи инкурабельным онкологическим больным. Поллиативная помощь представляет собой активную помощь клиентам с длительно-текущими заболеваниями в то время, когда заболевание не поддается лечению и когда управление болью и другими симптомами является важнейшей социально-психологической и духовной проблемой, оказание помощи клиентам до самой смерти. В комплекс мероприятий паллиатив­ной помощи входят управление симптомами, в первую очередь болью, одышкой, расстройством сна, тошнотой и рвотой, ки­шечной непроходимостью, мочеполовыми нарушениями, беспо­койством, тревогой, депрессией и др. Вопросы психосоциально­го характера предусматривают умение общаться с пациентом и семьей после известия о смертельно опасном заболевании, ува­жать мнение пациента и семьи даже в случае, когда оно расхо­дится с профессиональным решением.

В программе паллиативной помощи специалисты обеспечи­вают как физический уход, так и поддерживают эмоциональную и духовную сферу пациента и семьи, понимают и поддерживают роль священника в уходе.

Онкологические больные часто выбирают альтернативную терапию. Уважая такой выбор, специалисты обязаны дать классическую характеристику нетрадиционным методам лечения, уметь отличить шарлатанство от немедицинских методов ле­чения.

Разрешение перечисленных проблем оказания полноценной паллиативной помощи состоит в организации работы хосписов. Организацией работы таких специализированных учреждений активно занимаются в последние годы А.В. Гнездилов в Санкт – Петербурге, В.В. Миллионщикова в Москве, А.Н. Великолуг в Архангельске и др.

Хоспис нельзя рассматривать как учреждение, где люди уми­рают. Это система гуманистических мировоззрений, помогаю­щая умирающему человеку прожить оставшуюся жизнь без чув­ства страха, по возможности полноценно. По определению Все­мирной организации здравоохранения, "паллиативный уход ут­верждает жизнь и рассматривает умирание как нормальный ес­тественный процесс; паллиативный уход не ускоряет и не отдаляет смерть, он обеспечивает систему поддержки семьи во время болезни их близких и в период скорби".

В хосписе оказывается медицинская, социальная и психоло­гическая помощь. В рамках медицинской помощи медицинским персоналом проводится симптоматическое лечение и обезболи­вание. Социальные работники в объеме социальной помощи ор­ганизуют материальную поддержку, содействуют в обеспечении гарантированных прав клиентов, их семей и др. Психологи и со­циальные работники оказывают помощь в снятии чувства стра­ха, депрессий у больных и членов их семей, проводят психологи­ческие тренинги для родственников.

Первый хоспис в Москве был открыт в сентябре 1996 г. пер­воначально как выездная служба - хоспис на дому. На конец 1997 г. в структуре хосписа имелись поликлиническое отделение (выездная служба и дневной стационар), стационар на 25-30 ко­ек, организационно-методический кабинет. С выездной службы (хосписа на дому) начинается общение с клиентом и его семьей. В состав выездной службы входят врачи, медсестры, со­циальные работники, психолог, юрист, добровольцы. Необходи­мые условия работы в бригаде - это взаимозаменяемость, преемственность, и взаимодействие. При этом каждый член брига­ды имеет свои должностные обязанности. Работа бригады осу­ществляется под контролем врача.

Дневной стационар выступает как промежуточная форма оказания амбулаторной медико-социальной помощи клиенту или его родственнику, место их кратковременного пребывания, по существу, дневной хоспис, где оказывается психологическая, правовая помощь, медико-социальная реабилитация. Дневной стационар предназначен для транспортабельных больных.

Всего в поликлиническом отделении работают 3 врача, 7 медсестер, 6 социальных работников, психолог, юрист, 12 доб­ровольцев, имеющих специальную подготовку.

Стационар рассчитан на 25-30 коек с целью обеспечения 300—400 тыс. человек в соответствии с рекомендациями Всемир­ной организации здравоохранения. Показанием для госпитализа­ции в стационар служат наличие некупируемого в домашних ус­ловиях болевого или иного синдрома и социально-психологиче­ских показаний. Отбор больных проводится врачами хосписа из прикрепленного контингента. Для каждого больного обеспечи­вается психологический комфорт с учетом его состояния, соци­альных и духовных нужд.

Сотрудниками организационно-методического отдела хоспи­са осуществляются переводы специальной литературы по палли­ативной помощи, готовятся памятки пациентам и их родственни­кам, тиражируются брошюры о симптоматическом лечении. На базе хосписа проводятся семинары для врачей, медицинских сес­тер, инструкторов по паллиативному лечению с участием специ­алистов британо-российского благотворительного общества "Хоспис". По учебной программе в объеме 72-х часов проводит­ся обучение медсестер паллиативной помощи онкологическим больным. В хосписе разрабатываются программы по отбору до­бровольцев и их обучению, организуются группы психологиче­ской поддержки.

Обосновывая роль социального работника в онкологии, Е.И. Моисеенко в функции специалиста по социальной работе рекомендует включить:

  • проведение в лечебно-профилактическом учреждении диагностики социальных и психологических проблем больных онко­логическими заболеваниями, лиц, излеченных от них, а также членов их семей;
  • разработка и реализация совместно с врачом, психологом и педагогом индивидуальных планов социальной реабилитации па­циента (клиента); участие в проведении мероприятий по их соци­альной защите и поддержке, трудовому и бытовому устройству, продолжении обучения;
  • информирование клиентов или их законных представителей о состоянии здоровья, диагнозе и прогнозе;
  • предоставление информации клиентам и членам их семей о правах и льготах в связи с онкологическим заболеванием;
  • оказание психологической помощи клиентам, а также чле­нам их семей;
  • организация и участие в проведении медико-социальной экс­пертизы клиентов с онкологическими заболеваниями;
  • организация работы терапевтических сообществ больных онкологическими заболеваниями и лиц, излеченных от, них, а также членов их семей;
  • взаимодействие со средствами массовой информации и насе­лением по разъяснению современных возможностей онкологии, формированию в обществе адекватного отношения к лицам, больным онкологическими заболеваниями и извлеченным от них, раннему выявлению онкологических заболеваний и их про­филактике;
  • содействие интеграции деятельности государственных и об­щественных организаций и учреждений по оказанию помощи онкологическим больным;
  • проведение социологических исследований по проблемам онкологической помощи пациентам (клиентам) и др.

Медико-социальная работа в планировании семьи

 

Подавляющее большинство семей в России, как и во всех экономически развитых странах, регулируют число детей и сро­ки их появления на свет. Однако эти страны прошли через "кон­трацептивную революцию", благодаря чему главным методом планирования семьи в них стало предупреждение беременности с помощью различных противозачаточных средств. У нас до сих пор одним из главных методов планирования семьи остается прерывание беременности с помощью искусственного аборта. Хотя по официальным данным абсолютное и относительное число абортов в последнее десятилетие обнаруживает тенден­цию к снижению, оно остается очень высоким (табл. 6).

Необходимо отметить, что около 300 тыс. абортов приходит­ся на молодых женщин в возрасте до 19 лет. В 1995 г. в России зафиксировано 6000 беременностей у девочек до 15 лет, 2500 из них закончились абортами. Уровень использования современных методов контрацепции женщинами детородного возрас­та очень низкий. Крайне недостаточна информированность о них не только населения, но и специалистов. Если в Великобритании и Голландии до 50% женщин используют гормональную контрацепцию, то у нас — всего 5—6%.

Исследования, проведенные В.И. Кулаковым, Е.М. Вихляевой, Е.И. Николаевой по изучению эпидемиологии индуцированного аборта, позволили составить представление относительно особенностей репродуктивного поведения женщин — жительниц Москвы и Московской обл., прибегающих к индуцированному аборту в сроки до 12 недель непланируемой беременности. Авторами выявлена установка большинства респонденток на рождение в семье одного, реже двух детей, а также крайне недостаточное и неправильное использование ими в последующем современных методов контрацепции.

 

Таблица 6. Динамика числа абортов*

 

Число абортов 1985 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Общее, тыс. 4454,0 3531,0 3476,0 300,6 2753,0 2638,0
На 1000 женщин фертильного возраста 121,0 98,0 94,0 81,0 73,0 69,0
На 100 родившихся живыми и мертвыми 184,2 220,6 250,1 211,8 200,4 200,7

 

  • Здравоохранение Российской Федерации. 1998. № 4. С. 13.

 

Одна из наиболее опасных тенденций в настоящее время — рост болезней, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи в возрасте от 15 до 19 лет. За последние 5 лет в 31 раз выросло число заболеваний сифилисом у подростков.

Неуклонно увеличивается добрачная половая жизнь. По данным Минздрава России, сексуальный опыт имеют 48% подростков, причем 35% из них начали половую жизнь в 12—13 лет.

В результате высокого числа абортов и болезней, передаваемых половым путем, каждая десятая супружеская пара в нашей стране бесплодна.

Высокий уровень абортов, недостаточная информированность населения о безопасных для здоровья методах контрацепции, рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди детей и подростков, обуславливают социальную значимость проблемы планирования семьи. На решение этих задач нацелена федеральная программа «Планирование семьи». Программой предусмотрено создание службы планирования семьи в Российской Федерации.

 

 

Основой нормативной правовой базы формирования службы планирования семьи явились приказы. Минздрава России «О мерах по дальнейшему развитию гинекологической помощи расилению Рссийской Федерации» от 15 ноября 1991 г. № 186, «О проведении анкетирования пациентов центров планирования семьи и репродукции в 1997—1998 гг.» от 26 ноября 1997 г. № 392. Этими документами определены основные направления деятельности службы планирования семьи. Центры планирования семьи и репродукции включены в номенклатуру учреждений здравоохранения.

По состоянию на начало 1998 г. в Российской Федерации действовало более 200 центров планирования семьи и репродукции. В лечебно-профилактических учреждениях создаются кабинеты планирования семьи.

Центры планирования семьи и репродукции организуются преимущественно на базе областных (краевых, республиканских) больниц. В ряде случаев они являются самостоятельными учреждениями, иногда — структурными подразделениями больниц, перинатальных центров, родильных домов, диагностических центров.

В ряде регионов наряду с центрами, выполняющими функции областного учреждения, создаются центры планирования семьи и репродукции по обслуживанию жителей городов.

Численность персонала, работающего в центрах, имеет большую амплитуду колебаний, в среднем 20—30 должностей. Одна должность врача (суммарно по всем специальностям) приходится примерно на 60 тыс. обслуживаемого населения, должность среднего медицинского персонала — на 30 тыс. населения (указание Минздрава России “О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции” от 23 марта 1998 г. № 219-у). Среди врачей, работающих в центрах планирования семьи и репродукции, подавляющее большинство — врачи акушеры-гинекологи, прошедшие специальную подготовку по вопросам контрацепции, бесплодия, невынашивания беременности, оказания специализированной помощи детям и подросткам. В центрах работают врачи-урологи, ведущие прием по андрологии, сексопатологи, генетики, а также психотерапевты, эндокринологи, невропатологи. В соответствии с названным указанием Минздрава России в рекомендуемой штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции предусматривается деятельность социальных работников; руководителям органов и учреждений здравоохранения предоставляется право вносить изменения в структуру центров в зависимости от местных условий и потребности населения в том или ином виде помощи.

В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация «Планирования семьи» пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками — медико-педагогических центров. Такие центры создаются в регионах распоряжением местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей.

Основными направлениями деятельности таких центров являются:

  • целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведению подростков на уровне общества и семьи;
  • оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи; индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением; лечение и профилактика болезней, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику; решение проблем психосексуальных взаимоотношений; правовая помощь;
  • подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;
  • обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;
  • работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;
  • индивидуальная работа с трудными подростками, с неблагоприятными семьями и инвалидами по оказанию помощи по планированию семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;
  • амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции;
  • привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе

Структура и штат центра определяются его руководителем с учетом предоставленных ему прав в соответствии с направлениями деятельности центра и потребностями региона. В штатное расписание медико-педагогического центра включаются: руководитель, администратор, бухгалтер, акушер-гинеколог, венеролог, уролог (андролог), акушерка (медсестра), преподаватель методист по сексуальному образованию, социальный работник, психолог, лаборант, технический персонал.

Одним из таких учреждений является муниципальный консультативно диагностический центр для детей и подростков «Ювентус» в Новосибирске. Свою деятельность центр осуществляет на основании устава, утвержденного Комитетом по здравоохранению мэрии, как лечебно-профилактическое учреждение городского подчинения.

В состав центра «Ювентус» входят отделения: детской и подростковой гинекологии и венерологии детской психиатрии, социальной реабилитации; городская медико-педагогическая школа по половому воспитанию; отделение платных услуг для населения старше 18 лет и др. В центре работают 57 сотрудников, в том числе 17 врачей. На основании договора о совместной деятельности центра и Комитета по делам молодежи администрации Новосибирской обл. ведется работа по сексуальному образованию, профилактике заболеваний, передаваемых половым путем, в сельских районах области.

В Хабаровске действует краевая молодежная социальная служба “Центр планирования семьи” Комитета по делам молодежи администрации Хабаровского края, которая с 1994 г. является учебно-методическим консультативным центром и учреждением дополнительного образования. Основными задачами службы являются информирование о репродуктивном здоровье и здоровом образе жизни, работа с молодежью группы риска; проведение социологических исследований и создание банка данных по проблемам планирования семьи; оказание консультативной помощи по межличностным проблемам по контрацепции и заболеваниям, передаваемым половым путем; снятие “кризиса” при “неожиданной” беременности и сексуальной агрессии; учебно-методическая работа — подготовка специалистов для работы в области планирования семьи.

Консультирование клиентов осуществляется не только врачом-специалистом. Первичная встреча может проводиться инструктором, педагогом. По функциональным обязанностям консультантов 25% рабочего времени отводится на индивидуальный прием, 25% — методической работе (подбор специальной литературы, разработка программ, текстов буклетов, составление каталогов и др.), 50% — образовательной деятельности.

Все услуги центра предоставляются анонимно и бесплатно, включая обеспечение контрацептивами. На базе центра работает подростковый клуб “Сверстники”, агитбригада из старшеклассников и общественных инструкторов по планированию семьи, клуб молодой семьи для студенческой молодежи.

Учетной формой обращения на индивидуальную консультацию служит анонимная карточка, одну часть которой заполняет клиент, а другую — консультант. В карточке посетитель указывает пол, возраст, социальное положение, проблему в связи, с которой он обратился в центр, у какого специалиста желает получить консультацию. Консультант центра кратко описывает ситуацию, необходимые данные, заносит рекомендации и сведения о выданных клиенту контрацептивах, тестах на беременность, брошюрах, буклетах.

Финансирование центра осуществляется из средств краевого бюджета. Контрацентивы и методическая литература за счет федеральной программы «Планирование семьи», российской ассоциации “Планирование семьи” и средств самого центра. Отдельные мероприятия обеспечивались Государственным комитетом Российской Федерации по делам молодежи.

В центре нет специального медицинского подразделения, необходимая помощь оказывается в женских консультациях, поликлиниках, консультациях “Брак и семья”.

Наиболее развитой и многофункциональной социальной службой в Российской Федерации является служба, действующая в системе Министерства, труда и социального развития. Базовыми комплексными учреждениями социального обслуживания, представляющими широкий спектр социальных услуг взрослым членам семьи и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являются территориальные центры социальой помощи семье и детям. Одно из направлений деятельности этих территориальных центров — участие в решении проблем планирования семьи.

В Центре социальной помощи семье и детям города Бор Нижегородской обл. в рамках программ, реализуемых центром, действует школа полового воспитания подростков и психолого-педагогической подготовки к семейной жизни. Кроме лекций проводятся психологические и психотерапевтические тренинги “Введение в сексологию”, “Функции семьи”, “Психология общения”, “Профилактика агрессивного поведения”. Сотрудники центра (психолог, психотерапевт, сексолог) совместно с медицинскими работниками проводят занятия со школьными педагогами, педагогами дошкольных учреждений, родителями, подростками.

Во время лекций и бесед рассматриваются вопросы функций семьи, физиологии и гигиены мальчиков и девочек нежелательности ранних интимных отношений, профилактики абортов, использования контрацепции, предупреждения сексуального насилия. Обучение проводится в трех возрастных группах: 12-13, 14—15 и 15—17 лет по соответствующим программам. Занятия сопровождаются показом видеофильмов, использованием наглядных пособий. По завершении 2-х месячного учебного цикла подростки информируются о возможности индивидуальной консультации у специалистов центра или по “телефону доверия”, действующему в центре.

Исходя из необходимости формирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству российской ассоциацией “Планирования семьи” разработана образовательная программа “Основы планирования семьи и здорового образа жизни”. Авторы полагают, что программа может быть использована педагогами, психологами, медицинскими и социальными работниками, работающими с подростками в возрасте 14—18 лет, как в школе, так и в других учреждениях центрах планирования семьи, молодежных центрах и др. Необходим тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В этой связи программа может использоваться в ходе профессиональной подготовки или повышения квалификации специалистов в этой области.

Программа состоит из шести разделов:

I — Развитие организма человека,

II — Ответственное родительство планирование семьи и репродуктивное здоровье,

III — Особенности взросления и становления сексуальности,

IV — Личность, общество, семья,

V — Психология общения,

VI — Основы здорового образа жизни.

Каждый раздел включает в себя перечень тем, их краткое содержание, ключевые слова, с которыми слушатели должны быть ознакомлены в ходе занятия.

Первый раздел, посвященный развитию организма человека, состоит из семи тем, изучение которых дает представление об анатомо-физиологических особенностях организма человека, включая репродуктивную систему, особенности ее функционирования на различных жизненных этапах. В раздел включены темы, посвященные беременности и родам, с учетом физиологических и психологических изменений женского организма в этот период.

Во втором разделе излагаются вопросы планирования семьи и его роль в жизни человека. Подробно рассматриваются современные методы контрацепции в неразрывной связи с репродуктивным здоровьем, аборт и его последствия, понятие “безопасного аборта”, эпидемиология, клиника и профилактика болезней, передаваемых половым путем. Освещаются вопросы безопасного сексуального поведения.

В третьем разделе предложены темы, посвященные проблемам становления сексуальности, особенностям мужской, женской, подростковой сексуальности, а также формам ее проявления, безопасному и ответственному сексуальному поведению.

Четвертый раздел посвящен проблемам семьи. Рассматривается семья в современном обществе, типы и функции семьи, законодательство о семье, права и обязанности родителей и детей.

В пятом разделе представлены ключевые вопросы психологии общения: формы общения между людьми, причины трудностей, возникающих при их общении, правила и навыки, способствующие успешному общёнию, возможные конфликтные ситуации в подростковом возрасте, способы их предупреждения и выхода из них.

В шестом разделе рассматриваются основы здорового образа жизни, излагаются современные подходы к понятиям “здоровье” и “болезнь” и причинам, вызывающим заболевания, вопросы профилактики и укрепления здоровья, самоконтроля за состоянием здоровья, влияние вредных привычек на развитие и здоровье человека. Уделяется внимание вопросам экологии, взаимосвязи и взаимного влияния человека и окружающей среды.

Данная программа является одной из первых, базирующаяся на комплексном подходе в половом образовании, интегрированной с вопросами здорового образа жизни.

Определяя место и роль социального работника в службе планирования семьи, В.И. Краснопольский, И.С. Савельева, И.И. Соколова считают, что в обязанности специалиста по социальной работе в области планирования семьи в охране материнства и детства могут быть включены следующие:

  1. разработка совместно с врачом индивидуальных планов социальной реабилитации подростков после прерывания непланируемой беременности оказание психологической помощи на разных этапах беременности, в послеродовом периоде;
  2. формирование у подростков и других клиентов ответственности за репродуктивное здоровье, социальное поведение и поведение партнера, разработка и организация мероприятий по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству;
  3. выявление лиц, испытывающих негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, оказание им необходимой помощи, проведение с ними индивидуальной работы по сексуальному поведению и ответственности за планирование семьи;
  4. оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в устройстве в лечебные учреждения по профилю планирования семьи, в получении материальной, социально-бытовой и иной помощи, потребность в которой связана с беременностью и рождением ребенка;
  5. направление на консультации по вопросам планирования семьи, оказание психологической и социальной помощи молодым супругам, бесплодным семьям;
  6. оказание помощи в трудоустройстве и заключении трудовых договоров о работе на дому беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей;
  7. информирование о правах беременных женщин, льготах для беременных женщин и женщин, имеющих детей;
  8. участие в защите интересов детей при усыновлении, организация общественной защиты несовершеннолетних, выступление в качестве общественного защитника в суде;
  9. организация взаимодействия учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к проблемам планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья женщин, детей и подростков, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования подростков
  10. обеспечение взаимодействия различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной помощи населению, связанной с планированием семьи;
  11. организация учебы, проведение консультативной и организационно-методической помощи работникам, службы;
  12. взаимодействие со специалистами системы образования, социальной защиты населения и других министерств и ведомств и др.

 

 

Date: 2015-07-25; view: 1962; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию