Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые общегосударственные ведомства Дворец, Казна





«Приказ»

(буквально приказ, разовое по­ручение по осуществлению отдельных функций, поручалось боярам, дьякам)

«Путь» (постоянное поручение, «отрасль» управления, возглавляли путные бояре))

«Изба» (канцеля­рия)

Приказ (центральное отраслевое государствен­ное учрежде­ние)

В конце XV - начале ХVI в. формируются первые общегосударствен­ныe органы управления - ведомства. Первоначально таковыми являлись вы­росшие из дворцово-вотчиной системы управления Дворец и Казна.

Дворец управлял землями великого князя. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством и оказывавший большое влияние на решение общегосударственных дел. Ему подчинялись другие дворовые слуги, по большей части вышедшие из среды старомосковского нетитулованного боярства, служилых людей, а также удельных князей, утративших суверенные права и свои вотчины.

Казна ведала финан­сами, государственной печатью и архивом. Ряд важных отраслей государственного управления находился в ведении казначея и возглавляемой им Казны. Западные источники именуют его канцлером, подчеркивая тем самым его положение в системе управления Московского государством. Казначей был не только хранителем великокняжеской казны и архива, он также ведал государственной печатью, управлял ямскими и поместными делами, руководил вместе с князем внешней политикой.

Формирование приказов. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Создавались они по мере надобности, часто без точного определения компетенции, порядка организа­ции и деятельности. Складывание приказа как государственного учреждения прошло несколько этапов. Первоначально осуществле­ние отдельных функций единого Русского государства поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам - дья­кам. Постепенно эти нерегулярные, разовые поручения (приказы в буквальном смысле слова) приобретали постоянный характер, превращаясь в «пути» специальные учреждения (своего рода отрасли управления), ведавшие различными отраслями хозяйства великого князя - «путями»: конюший воз, коневодство (путь конюший), ловчий - княжескую охоту (путь ловчий), чашник - бортное хозяйство (путь чашничий) и т.п. Стоявшие во главе «пути» бояре именовались путными.

С расширением круга задач путным боярам давались «для письма» чиновники - дьяки и подьячие. Так появлялись канцелярии - «избы».

На последнем эта­пе, примерно к середине XVI в., возникают постоянно действую­щие государственные органы, имеющие свою компетенцию, штат, «избу» (канцелярию), самостоятельные структурные подразделе­ния. За ними закрепилось название приказов. Их деятельность распространялась на всю территорию государства.

К середине XVI в. появляется слой профессиональных чиновников, ведущих приказное делопроизводство – дьяки и подьячие, которые по мере развития государственной администрации стали играть самостоятельную и все более значительную роль в государственных делах.

Выходцы из низших сословий русского общества, поповичей и даже холопов, выполнявшие в условиях удельной Руси канцелярские функции при боярах-управленцах, княжеские дьяки.

Г. Эволюция местного управления.

1) До XV в. управление на местах по-прежнему находилось в руках княжеских наместни­ков и волостелей, которые осуществляли на подведомственной территории административно-полицейские, судебные и военные функции. Их дея­тельность регламентировалась специальными уставными грамота­ми, выдаваемыми местному населению.

Сохранялась система местного управления – кормления.

Корма вносились не отдельными лицами, а различными общ­ностями - крестьянскими общинами, корпорациями купцов и посадских людей и т. д. При вступлении княжеского представите­ля в должность население платило ему «въезжий корм». Кроме того, кормленщик трижды в год (на Рождество, Пасху и Петров день) получал «праздничный корм». Корм давался натурой (хлеб, мясо, сукно, ремесленные изделия и т.д.), для лошадей кормлен­щиков поставлялись овес и сено.

В отличие от кормов пошлины уплачивались отдельными лица­ми. Кормленщики собирали в свою пользу судебные, таможен­ные, свадебные, за клеймение лошадей и прочие виды пошлин.

2) Для управления присоединен­ными к Москве землями с конца XV в. создавались «областные» дворцы - Тверской, Новгородский, Рязанский и др.

Date: 2015-07-25; view: 10781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию