Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий. Актуальность изучения дисциплины «Нейрофармакология» определяется значимостью изучения нейрохимических механизмов мозга для организации сложных ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Актуальность изучения дисциплины «Нейрофармакология» определяется значимостью изучения нейрохимических механизмов мозга для организации сложных психологических явлений, сформулированных И.П. Павловым, С.В. Аничковым. В основе этого принципа лежит положение о том, что любой психический процесс имеет рефлекторную природу и может объясняться исходя из химических и электрических процессов в конкретной структуре головного мозга. Целенапрвленная коррекция функций нервной системы может производиться с помощью введения различных нейротропных средств. Курс «Нейрофармакологии» ориентирован на то, чтобы показать связь между химческой структурой препарата и функцией, в том числе и высшими функциями мозга, такими как мышление, память, эмоции и т. д. Изучение основ нейрофармакологии проводится с точки зрения филогенеза и онтогенеза и описания различных уровней нервной системы. Методологическая основа преподавания «Нейрофармакологии» - научность (объективность) и раскрытие принципа нервизма И.П. Павлова. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с механизмом действия лекарственных средств. На конкретном материале по схемам студенты изучают функции химической передачи сигналов в ЦНС, современные представления о медиаторных системах головного мозга, моноаминов, ацетилхолина, глутамата, ГАМК-ергической системы мозга, нейропептидов головного мозга. Далее студенты изучают классификацию нейротропных средств: адренергических средств периферического действия, холинергических средств, психофармакологических средств. Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: единство химической структуры лекарственного средства и его действия на нервную систему. При описании отдельной медиаторной системы мозга важно выделить ее основные элементы. После их описания и характеристики проследить эволюцию и онтогенез исследуемой медиаторной системы. В этой связи, рекомендуется обратить внимание на действие лекарственных средств на сенсорные, центральные и двигательные звенья обеспечения той или иной функции нервной системы. Изложение принятых в международной номенклатуре терминов, обозначающих лекарственные средства, должно сопровождаться, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением и демонстрацией наглядного нейрофамакологического материала с использованием мультимедиа. На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине.
Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Нейрофармакология». В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом. Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами. Выбор методов и форм обучения может определяться: · общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов; · особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов; · целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия; · временем, отведенным на изучение того или иного материала; · уровнем подготовленности слушателей; · уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств; · уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя. Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Нейрофизиология» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. К проблемным формам относится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Нейрофармакология». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Нейрофармакология» определяется необходимостью пространственного определения расположения структур мозга относительно осей и плоскостей, которые подробно объясняются преподавателем в начале курса. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматривается вопросы взаимном расположении отделов головного и спинного мозга, восходящих и нисходящих путей, соединяющих различны е уровни центральной нервной системы. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения анатомии ЦНС: · семинар; · проблемный семинар. В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как: · диспут по проблемным темам, например: антипсихотическое действие нейротропных средств. · выполнение творческой работы, например: анализ ситуации; · посещение научно-исследовательского центра по изучению головного мозга, сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата); · посещение музея И.П. Павлова (или другого музея), сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).
План практического занятия
Тема: Внутримозговые мишени действия психотропных средств Целевая установка: систематизировать знания о механизмах действия психотропных средств.
Перечень основной и дополнительной литературы: Основная литература:
1. Белова Е.И. Основы нейрофармакологии М: Аспект Пресс, 2010. 2. Бажин А.А. Справочник по психофармакологии. СПб: Спец Лит, 2009. 3. Катцунг Б.Г. Базисная и клиническая фармакология. Пер. с англ., 8-е изд., М.-СПб.: «Бином», 2007, т.1, 648 с. 4. Шабанов П.Д. Психофармакология. СПб: Н-Л,. 2008 Дополнительная литература: 1. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов. - 3-е изд., М., «ГЭОТАР-Медиа», 2006. 2. Лебедев, А. А. Нейрофармакология: рекомендовано методсоветом ВУЗа; учебно-методический комплекс для специальности: 030301.65 "Психология", по направлению: 030300.62 "Психология"/ А. А. Лебедев, П. Д. Шабанов; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. 3. Пуховский Н.И. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. – М, 2000. 4. Психонейроэндокринология / Под ред. П.Д. Шабанова, Н.С. Сапронова. Спб: Информ-навигатор.2010. 5. Шабанов П.Д. Наркология. М: «ГЭОТАР-Медиа». 2003 6. Шабанов П.Д. Психофармакология: учебное пособие для врачей. СПб: Элби- СПб. 2008
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование ДИ – деловая игра ОК – общекультурная компетенция ОКВ - общекультурная компетенция вузовская ООП – основная образовательная программа СРС – самостоятельная работа студентов РФ – Российская Федерация ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт ЭУП – электронное учебное пособие
|