Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий. Актуальность изучения дисциплины «Нейрофармакология» определяется значимостью изучения нейрохимических механизмов мозга для организации сложных





Актуальность изучения дисциплины «Нейрофармакология» определяется значимостью изучения нейрохимических механизмов мозга для организации сложных психологических явлений, сформулированных И.П. Павловым, С.В. Аничковым. В основе этого принципа лежит положение о том, что любой психический процесс имеет рефлекторную природу и может объясняться исходя из химических и электрических процессов в конкретной структуре головного мозга. Целенапрвленная коррекция функций нервной системы может производиться с помощью введения различных нейротропных средств.

Курс «Нейрофармакологии» ориентирован на то, чтобы показать связь между химческой структурой препарата и функцией, в том числе и высшими функциями мозга, такими как мышление, память, эмоции и т. д. Изучение основ нейрофармакологии проводится с точки зрения филогенеза и онтогенеза и описания различных уровней нервной системы.

Методологическая основа преподавания «Нейрофармакологии» - научность (объективность) и раскрытие принципа нервизма И.П. Павлова. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с механизмом действия лекарственных средств. На конкретном материале по схемам студенты изучают функции химической передачи сигналов в ЦНС, современные представления о медиаторных системах головного мозга, моноаминов, ацетилхолина, глутамата, ГАМК-ергической системы мозга, нейропептидов головного мозга. Далее студенты изучают классификацию нейротропных средств: адренергических средств периферического действия, холинергических средств, психофармакологических средств.

Опыт преподавания показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: единство химической структуры лекарственного средства и его действия на нервную систему.

При описании отдельной медиаторной системы мозга важно выделить ее основные элементы. После их описания и характеристики проследить эволюцию и онтогенез исследуемой медиаторной системы. В этой связи, рекомендуется обратить внимание на действие лекарственных средств на сенсорные, центральные и двигательные звенья обеспечения той или иной функции нервной системы. Изложение принятых в международной номенклатуре терминов, обозначающих лекарственные средства, должно сопровождаться, с одной стороны, их объективным определением, с другой, - объяснением и демонстрацией наглядного нейрофамакологического материала с использованием мультимедиа.

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине.

 

Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса

 

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

 

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Нейрофармакология».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем подготовленности слушателей;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Нейрофизиология» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

К проблемным формам относится лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Нейрофармакология». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

 

Примерные темы для проблемных лекций:

 

№ темы Тема Аудиторные часы
  Антипсихотическое действие нейротропных средств  
  Проблема коррекции аддиктивного поведения  

 

Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Нейрофармакология» определяется необходимостью пространственного определения расположения структур мозга относительно осей и плоскостей, которые подробно объясняются преподавателем в начале курса. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматривается вопросы взаимном расположении отделов головного и спинного мозга, восходящих и нисходящих путей, соединяющих различны е уровни центральной нервной системы. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения анатомии ЦНС:

· семинар;

· проблемный семинар.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы обучающихся, как:

· диспут по проблемным темам, например: антипсихотическое действие нейротропных средств.

· выполнение творческой работы, например: анализ ситуации;

· посещение научно-исследовательского центра по изучению головного мозга, сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);

· посещение музея И.П. Павлова (или другого музея), сбор, обработка и оформление материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата).

 

План практического занятия

 

Тема: Внутримозговые мишени действия психотропных средств

Целевая установка: систематизировать знания о механизмах действия психотропных средств.

 

Основные задания практической работы Организационно-методическое обеспечение
ТЕМА 2. Учебные вопросы: Сделайте 5 рисунков основных мищеней действия психотропных средств: 1) система дофамина; 2) система серотонина; 3) система норадреналина; 4) система глутамата 5) система ГАМК;   Схема классификации психотропных средств по механизму действия.  

Перечень основной и дополнительной литературы:

Основная литература:

 

1. Белова Е.И. Основы нейрофармакологии М: Аспект Пресс, 2010.

2. Бажин А.А. Справочник по психофармакологии. СПб: Спец Лит, 2009.

3. Катцунг Б.Г. Базисная и клиническая фармакология. Пер. с англ., 8-е изд., М.-СПб.: «Бином», 2007, т.1, 648 с.
Арана Дж., Розенбаум Дж. Фармакотерапия психических расстройств / пер. с англ. под ред. докт. мед. наук, проф. С.Н.Мосолова - М.: Бином- 2004.

4. Шабанов П.Д. Психофармакология. СПб: Н-Л,. 2008

Дополнительная литература:

1. Кукес В.Г. Клиническая фармакология: Учебник для медицинских вузов. - 3-е изд., М., «ГЭОТАР-Медиа», 2006.

2. Лебедев, А. А. Нейрофармакология: рекомендовано методсоветом ВУЗа; учебно-методический комплекс для специальности: 030301.65 "Психология", по направлению: 030300.62 "Психология"/ А. А. Лебедев, П. Д. Шабанов; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007.

3. Пуховский Н.И. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. – М, 2000.

4. Психонейроэндокринология / Под ред. П.Д. Шабанова, Н.С. Сапронова. Спб: Информ-навигатор.2010.

5. Шабанов П.Д. Наркология. М: «ГЭОТАР-Медиа». 2003

6. Шабанов П.Д. Психофармакология: учебное пособие для врачей. СПб: Элби- СПб. 2008

 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

 

ВПО – высшее профессиональное образование

ДИ – деловая игра

ОК – общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ЭУП – электронное учебное пособие

 

 

Разработчики: Кафедра психологии       профессор     Лебедев А.А.
    (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)

 

Эксперты:          
(место работы)   (занимаемая должность)   (инициалы, фамилия)
         

 

Date: 2015-07-24; view: 518; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию