Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системы обучения социальных работников за рубежомВ мире насчитывается несколько десятков сотен высших школ социальной работы и спе- циализированных факультетов университетов, подготавливающих профессиональных социальных работников. Только в Европе насчитывается свыше 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы. В большинстве стран это образование финансируется государст- вом, однако, существует немало и частных учебных заведений, например, в Италии, Франции. В некоторых странах частный характер школ обусловлен их принадлежностью к определенной ре- лигиозной конфессии. Например, в Португалии, Испании и странах Латинской Америки число школ, принадлежащих Римской католической церкви, заметно превышает число светских учреж- дений. Наибольшее число учебных заведений было открыто в 60-е годы, когда социальная работа развивалась особенно бурно. В это время были созданы многие национальные и международные ассоциации социальных работников, начали издаваться профессиональные журналы, специализи- рованные издания, был разработан международный этический кодекс социального работника. Большинство ученых считает, что социальная работа как самостоятельная профессия и академиче- ская дисциплина утвердилась именно в 60-70-е годы прошлого столетия. Обучение социальных работников отражает специфику национальных систем образования. Нет единого образца даже в пределах одной страны. Причем, различные модели мирно уживаются друг с другом. Так, в Японии существует достаточно широкий выбор программ: два года обучения в ме- стном колледже, четыре года занятий в колледже или университете (самый распространенный ва- риант) и два года аспирантуры в университете с получением степени магистра. Два университета предлагают докторантуру. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с ними. Обучение продолжительностью 3-4 года рассматривается как узкотехническая, специализированная подготовка. Университеты предлагают широкое гуманитарное обучение. Вы- пускник школы получает диплом или степень социального работника. Нет единого образца и в Соединенном Королевстве. Обучение социальной работе осуще- ствляется в университетах, политехникумах, колледжах. Программы различные: четыре года обу- чения на степень бакалавра; один год обучения в аспирантуре; два года обучения для выпускни- ков, закончивших другие факультеты; два или три года для тех студентов, которые не закончили полностью курс университета. Естественно, что выпускники получают квалификационные степе- ни, дипломы и сертификаты. В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра – первая профессиональная степень. Она присваивается по окончании четырех лет обучения. Сте- пень магистра присваивается еще через два года обучения в специализированной школе социаль- ной работы, но достижима и после более короткого обучения для студентов, уже обладающих сте- 20 пенью бакалавра в области социальной работы. На докторскую степень требуется еще два года подготовки после магистратуры. К тому же по различным специализациям существуют «продви- нутые» курсы и просто для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет сте- пень магистра. Студенты, закончившие успешно курс, получают свидетельство. Кроме того, в ме- стных колледжах действуют 2-годичные программы подготовки работников технического (вспо- могательного) персонала в области социальной работы. Теоретически каждому уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жиз- ни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда соци- альные работники и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руко- водили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра. Она нужна и для большинства должностей по психиатрии. Докторская подготовка требуется для преподавания, административной и научно- исследовательской работы. Итак, степень бакалавра является первой профессиональной степенью в социальной работе, до 1974 года таковой считалась степень магистра. Затем было решено, что бакалавр может стать полноправным членом Национальной Ассоциации Социальных работников США (НАСР). Но споры о целесообразности присуждения профессионального статуса бакалаврам в США продолжаются. Система профессиональной подготовки в США подразумевает пять учебных программ: поведение человека и социальная среда; политика социального обеспечения и службы социальной помощи; практика социальной работы; научно-исследовательская __________деятельность и полевая практи- ка. Важную роль в деле образования социальных работников разных стран играет Междуна- родная ассоциация школ социальной работы (IASSW), созданная в 20-е годы прошлого века. Од- ной из ее функций является экспертное оценивание национальных программ обучения социальной работе. Созданный при ней Международный комитет школ социальной работы (ICSSW) тесно со- трудничает с ООН и Международной организацией труда (МОТ), которая имеет в Женеве спра- вочно-информационный центр, хранящий всю документацию, касающуюся обучения социальных работников. До середины 60-х годов моду в области образования социальных работников прямо или косвенно (через ООН) определяли США и Великобритания. Правительства других стран, желая получить все самое передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании за- падных специалистов и советников. По их мнению, лучшие специалисты прибывали с Запада, особенно из США. Для того, чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашались десятки американских, британских и канадских специалистов. Расширялось и об- ратное движение. Стипендии и стажировки привлекали в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это, естественно, способствовало интернационализации профессии и распространению еди- ных стандартов в преподавании. Одновременно укреплялось влияние Запада в развивающемся мире. В настоящее время, как пишет Дж. Биллапс (Материалы конференции по проблемам соци- альной работы, Каир, 1992) многие социальные работники развивающихся стран испытывают по- требность вырваться за рамки так называемого «профессионального империализма» и выработать свои подходы, которые бы вписывались в культуру их стран и отвечали бы потребностям их раз- вития.
|