Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников





Обмен опытом «дружеских визитеров», работающих в различных агентствах, постепенно

принимал форму обучающих курсов. В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятель-

ность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в

Колумбийском университете).

Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с

образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адамс и ее кол-

легами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить

научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а

затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году

превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете.

Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотвори-

тельности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки

социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа

преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики.

В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соло-

мон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых

европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы со-

циальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку.

Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работни-

ков авторы отводят Голландии. В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке со-

циальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная.

Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую

подготовку.

Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участни-

ков. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подго-

товке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее

окончания число школ стало расти.

В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Шве-

ции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем

которой стал известный общественный деятель Рене Сандра.

В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работни-

ков, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия,

Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в

странах третьего мира.

Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и ме-

тодический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицирован-

ных преподавателей. Учебных пособий практически не было. В США первыми учебниками были

книги Амоса Уорнера «Американская благотворительность» и Мэри Ричмонд «Дружеский визит к

беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях». Под-

готовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости

от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества бла-

готворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты за-

нимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практиче-

ской социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической соци-

альной работы того времени были:

13

1. изучение условий жизни неблагополучных семей;

2. социальная работа в медицине;

3. социальная работа в школе;

4. социальная психиатрия.

Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные

программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к дру-

гой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение ин-

дивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обосно-

ванный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников

только в 40-е гг.

В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер,

врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей

школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходи-

мом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной

сложности. Некоторые специалистов выступали против практики университетского образования

для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка,

связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ,

может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотвори-

тельность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от

системы высшего образования школы социальной работы.

Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной ра-

боты. В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекс-

нера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое

мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, со-

циальная работа – не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желаю-

щих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы

социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формали-

зованной программы подготовки профессионалов.

Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 главным образом для

поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной

работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов

обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для

курсов, создаваемых при университетах.

Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов,

преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле). Эти учебные курсы получили признание в

качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной

работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х гг., когда в Ассоциацию

стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих

школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право полу-

чения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими про-

граммами. До 1974 года обучение, по двухгодичной аспирантской программе оставалось единст-

венной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального ра-

ботника. Иными словами, критерием профессионализма стали считать наличие степени магистра.

1.2. Научно-исследовательские традиции в социальной работе

Date: 2015-07-23; view: 1042; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию