Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поведенческие проблемы приводящие к стрессу в рабочее время
Стресс на работе - весьма частое и вредное по своим последствиям явление. Организация Объединенных Наций в своем отчете называет стресс на рабочем месте "чумой двадцать первого века". По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим психологическим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.[9] Психологи часто использует понятие «профессиональный стресс», то есть обусловленный профессиональными факторами, и «Организационный стресс», то есть обусловленный неправильной организацией работы. [10] Выделяют основные виды профессионального стресса: 1. Информационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределенностью ситуации (недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров 2. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, сложные отношения с коллегами и т.д.). Нередко нарушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией 3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролироваться себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.)[11] Идеальным в организации будет такое положение дел, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс при этом - на возможно более низком. 1. Особенности самой работы. Степень сложности работы, условия труда, интенсивность нагрузки, в какое время суток выполняется работа. 2. Роли в организации. Модели поведения вызванные работой 3. Проблемы связанные с карьерным ростом. Угроза потери работы 4. Организационные факторы. Структура организации, климат в организации, организационная культура 5. Взаимосвязь домашней обстановки и работы. «Трудовой-нетрудовой конфликт», т.е. конфликт между ролями в семье и на работе [13] Совокупность всех этих стрессоров может привести к эмоциональному выгоранию. Синдром эмоционального выгорания - совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках своей работы и субъектов делового общения.[14] Наиболее подробно данный синдром был описан академиком Виктором Васильевичем Бойко. Он описывает развитие синдрома эмоционального выгорания следующим образом:[15] 1. Фаза напряжения включает в себя: А) Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств – появляется осознание психотравмирующих факторов, которые трудно или вовсе не устранимы Б) Симптом неудовлетворенности собой. В результате неудачи и не способности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек испытывает недовольство собой и своими обязанностями. В) Симптом «Загнаности в клетку». Появляется чувство отчаянности и безысходности Г) Симптом тревоги и депрессии 2. Фаза сопротивления включает в себя: А) Симптом неадекватного избирательного реагирования. Человек начинает экономить свои эмоции руководствуясь принципом «хочу – не хочу»: если сочту нужным, то уделю внимание, будет настроение – откликнусь на твое состояние. Б) Симптом эмоционально-нравственной дезориентации. Человек начинает себя оправдывать, защищать свою стратегию, не считает нужным волноваться о чем-либо, т.к. думает, что это не его дело В) Симптом расширения сферы экономии эмоций. Человек перестает проявлять эмоции не только на рабочем месте, но и за его пределами, т.е. в общении со знакомыми и в семье Г) Симптом редукции профессиональных обязанностей. Попытки сократить или облегчить свои рабочие обязанности 3. Фаза истощения включает в себя: А) Симптом эмоционального дефицита. Человек перестает понимать и воспринимать эмоции других людей Б) Симптом эмоциональной отстраненности. Человек практически исключает эмоции из своей профессиональной деятельности, реагирует на все без чувств В) Симптом деперсонализации. Полная или частичная утрата интереса к коллегам, подчиненным Г) Синдром психосоматических нарушений. Организм перестает справляться с нагрузками, происходит выгорание[16] Руководителю стоит внимательно следить за уровнем стресса своих подчиненных, так как данное явление может привести к следующим последствиям: Ø Снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей работы Ø Снижение адаптационных возможностей организма Ø Личностная деформация и стресс-синдромы Ø Болезни адаптации Ø Конфликты на рабочем месте [17]
Выводы по главе: Итак, наиболее разработанными идеями являются идеи о том, что Стресс – это реакция организма на сильное внешнее воздействие, которое приводит нервную систему в напряжение. Так же, авторы считают, что стресс непосредственно влияет на уровень работоспособности и продуктивности, и так же может привести к серьезным заболеваниям. 80 % авторов думают, что профессиональный стресс является следствием неудовлетворительных условий труда, а так же недостатком или недостоверностью информации связанно с профессиональной деятельностью человека. Наименее разработанными являются идеи о том, недостаток коммуникации является причиной стресса. Так же это идея о том, что стресс вызывают различные стрессоры, так как разные авторы называют разные причины. Так же менее разработанными являются идеи о том, что на люди различных темпераментов в разной степени подвержены стрессу, и идея о том, что стрессу более подвержены именно успешные менеджеры. Итак, вопрос стресса, как основы поведенческих проблем, а так же его влияние на состояние работника в отечественной и зарубежной литературе наиболее полно изучена Бычковой А.В., Нюстором Дж, Девисом К., Петросяном Д.С., Фаткиной, Н.Л., Чутко Л.С., Щербатых Ю.В., Золотовой Т., Гибсоном Дж., Селье Г., Ждановым О.И., Китаевым-Смыком Л.К., Трошиным В.д., Макаровой Г.А. Итак, сегодня термин стресс используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике и означает физиологическое и/или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия стрессоров, которые нарушили существовавшее равновесие.
Существуют э тапы развития стрессового состояния у человека: · нарастание напряженности; · собственно стресс; · снижение внутренней напряженности. Данные этапы по продолжительности индивидуальны и повторяются у каждого человека с той или иной периодичностью. Итак, существуют определенные рабочие стрессоры, которые могу вызвать у человека синдром эмоционального выгорания - совокупность стойких симптомов, проявляющихся в негативных эмоциональных переживаниях и установках своей работы и субъектов делового общения. Данный синдром приводит к ухудшению здоровья работника и, как следствие, к ухудшению производительности.
|